Герои и злодеи
позволяющая сказать почти
все почти ни о чем.
О Хаксли.
1.
Что вы представляете, услышав слово «герой»? Бэтмен? Спайдермен? Супермен? Ну или менее известные герои, вроде могучих рейнджеров или Дика Трейси1. Кто-то представит покемонов. И лишь у некоторых в голове появится образ определенного человека. Тех, которые однажды помогли, спасли. Вряд ли парень, которого вытащил из огня пожарный, при слове «герой» будет представлять Индиану Джонса. Вполне понятно, что перед глазами у него будет лицо того пожарного.
Герои… Бэтмены, Спайдермены. Все мы хотим быть на них похожими. Посмотрев в детстве мультик про Спайдермена, многие загибали средний и безымянный пальцы, выкидывали руку вперед, и со звуком «чух» выпускали паутину. Естественно, паутина по-настоящему из руки не вылетала, но и сами дети бегали в своем воображение не по песку во дворе, а летали меж небоскребов в красно-синем2. Ну или в черном, какой кому уж пришелся по вкусу. К примеру, я так делал. Да так все делали.
Позже, когда во дворе гуляло лишь четверо, мы называли друг друга не Рома, Гера или Макс3, а Леонардо, Донателло, Рафаэль и Микеланджело. Все ведь поняли, что это не имена живописцев, а (с позволения выразится) клички черепашек ниндзя.
С появлением новых мультфильмов мы становились другими людьми (и еще хорошо, если людьми), успели побывать в шкурах разных героев и не раз спасали мир.
Герои были разные, вплоть до Шварцнегера в фильме «Командо». Или Сталоне в знаменитом «Рембо».
В детстве у меня была длинная красная футболка. Гулять мне в ней запрещалось, потому что она чуть ли не доставала мне до колен (буквально около двадцати сантиметров оставалось). Но все же один раз я в ней вышел во двор. Было холодно, да и на улице-то никого не было, поэтому пришлось вернуться обратно в дом. Но я заметил, как футболка колыхалась на сильном ветру. И перед моими глазами сразу же предстал образ: на заднем плане двухэтажный дом, какие обычно бывают у богатых, но его не видно; на переднем плане море (или океан, но это не важно), волны которого бьются о берег, но этой картины мы тоже не видим; откуда-то слева бежит девушка, и бежит она ко мне (явно девушка спасена мной), но ее тоже не видно; большая дюна из песка; на вершине дюны стою я. Руки мои сжаты в кулаки, по локоть в песке, который уже практически не видно (его унес ветер), взгляд мой устремлен вдаль, причем пристальный, и футболка на мне колышется, как при том сильном ветре. Погода в этом «видение» была довольно-таки солнечной.
Этот образ со мной и сейчас. Порой я вспоминаю это, но при попытке рассмотреть детали (вроде прически или надписи на футболке) «изображение» пропадает. Но восстановить его вновь легко.
В этом образе я герой, спасший девушку и убивший всех злодеев. Хладнокровен и яростен, когда это необходимо.
Я веду все к тому, что каждого из нас герой. Мы представляем себя кем-то, и этот образ остается снами надолго. Кто-то представляет себя в коричневом плаще и такого же цвета шляпе4; кто-то держит лазерный меч в руках; ну а некоторые – простые парни с дробовиками, заряженными солью5. Мы вбили в себя образ героев, и теперь живем с этим. Но это моя жизнь, как поет Бон Джови, и я буду жить как мне хочется6.
Внутри нас живет тот самый герой. Существо, которое пробуждается в экстренной ситуации, как Халк. Но вопрос в другом: тот ли это герой, которым мы хотим быть. Бэтмен ли это или простой Кураж7?! Но вряд ли именно герой подначивает нас делать плохие вещи.
Всегда есть второе я, Альтер – эго. Вроде доктора Джекилла и мистера Хайда. Возможно это просто способ спрятаться за кем-то. За тем, кто сильнее тебя.
…Masquerading as a man with a reason, my charade is the event of the season…8
Внутри меня тоже есть этот некто. Его зовут Квентин. Квентин Рексдейл. И он может то, что не могу я. Квентин легко пишет рассказы без музыки, которая вечно играет в ушах у Валеры; Квентин может писать все иностранные слова без перевода, чего Валера сделать так же не может (беспокоится о читателях); Квентин легко может написать матерное слово в рассказе, чего уж точно не может сделать Валера; и, черт возьми, Квентин легко может признаться в любви девушке в рассказе и в жизни; так же легко он может и послать, и вмазать своему врагу. Возможно, это Квентин стоял на той дюне в красной футболке. Рексдейл – харизматичный парень с дробовиком в руках. Вряд ли он боится чего-либо. Но в то же время Рексдейл очень гуманный человек, способный улыбаться по-доброму, по-иному. Но это улыбка большая редкость. От таких, как он, ее вряд ли дождешься.
Я говорю это к тому, что Квентин Рексдейл это собирательный образ многих героев. Вот только суперсилой он не обладает. Да и зачем она ему, ведь он простой человек.
Многие, заглянув мне в глаза, видят лишь малую часть Квентина, но, заглянув ему в глаза, не видят меня.
… It's in your eyes, what's on your mind. I see the truth that you've buried inside…9
Квентин Рексдейл - герой, которым мы все хотим быть. Любовь женщин и нарушение закона – вот что привлекает нас в героях (не припомню ни одного фильма, где герой не нарушил бы закон). Квентин есть во всех нас, и мы все когда-то пытались им стать. Но, как пишет Чак Паланик: «Пора Бросить Привычку Начинать Все С Начала» (заглавные буквы были и в самом романе). Даже Квентин не постоянный. Закончив писать это эссе, он уйдет спать (ну или куда том они уходят).
Нам всем снились героические сны, где мы спасаемся от зомби, летаем под крышами небоскребов и т.д. и т.п. Услышав классную мелодию мы представляем себя, как главного героя. Может мы танцуем с девушкой, может мы спасаем мир. Да это не важно! Главное, что под эту музыку мы стоим на вершине дюны.
Герой есть во всех нас (о чем я писал не раз). Мы в силах вытащить парня из воды, войти в горящий дом (вопреки распространенному мнению мужчины тоже это могут), или просто «откачать» друга. Сколько раз мы останавливали друзей (а может и подруг) перед оживленной магистралью, или просто не давали и шагу ступить на дорогу, по которой едет машина. Но вряд ли при слове «герой» они представляют именно нас.
Возможно, вы скажете, что это лишь поиск славы и тому подобное, но признайтесь, ведь вы тоже хотите стоять на вершине дюны.
2.
Что вы представляете, услышав слово «злодей»? Пингвин10? Доктор Дум11? Фред Крюгер? У некоторых перед глазами предстает не персонаж комикса или фильма, а его собственный враг. Парень или девушка, с которой ты «не в ладах».
… I fear your presence, I'm frozen inside12...
Или
…There is no mercy, just anger I find13…
Когда на горизонте появляется такой человек, то хочется крикнуть: «Квентин, ну где тебя носит?!». Но Рексдейла все нет.
Злодеи бывают и такими, что тебе становится самому интересно узнать, почему ты его боишься.
…I'm not supposed to be scared of anythingё4…
Но ты все равно его боишься, обходишь стороной. Причем боишься так, что порой немеют щеки. Но отпора дать не можешь.
Знайте – можете! Вы можете это сделать!
- Так что же меня останавливает?
Страх. Человеческий, примитивный страх. Но знайте, что в каждом герое присутствует и … злодей. Да-да, злодей. И не надо строить такую кислую мину на лице, потому что это правда.
Лет, наверное, пять назад я лежал в санатории в Кирицах (если кто знает). Второй раз, кстати. Первый раз мне повезло, и со мной вместе был парень по имени Андрей Остроумов, но вряд ли вы его знаете. Повезло мне потому, что он защищал меня от разного рода ублюдков, без которых нигде не обходится (правда жизни).
Скорее всего, эти строки пишет Квентин, потому что Валера не хочет об этом вспоминать. Он это даже никому не рассказывал.
В санаторий приехал парень по имени… не помню. Вроде его звали Виктор. Он был абсолютным слабаком. И мне бы попытаться его защитить, я сам стал для него врагом. Он боялся меня. Боялся Валеру, одиннадцатилетнего паренька в больших очках, толстенького и некрасивого. Он боялся его. Боялся меня.
…А я ведь был таким хорошим парнем15…
Может, этот Витя стал для меня тем, на ком можно выплеснуть свою боль? Всю боль за все одиннадцать лет (а уж поверьте, ее скопилось не мало).
Вы можете сказать, что мне нужно было держаться. Успокоится. Что нам всем больно, но мы-то держимся.
… Хотите сказать, что вы тоже страдали? «Мы испытывали еще более сильную боль». Да черта с два! Ясно вам! Что вы мне можете сказать о боли?!
- Меня обижают в школе и дома.
- Меня бросила девушка или парень.
- На меня не обращает внимания противоположный пол.
- У меня никогда ничего не получается.
- У меня нет друзей.
- Я должен много денег, а у меня их нет.
И это все. Что ж, ваша боль мала по сравнению с тем, что пережил мы сегодня. Но испытывал боль я не только один день. Все свою жизнь. И эти ваши проблемы семечки по сравнению с моими арбузами. С нашими арбузами16…
Потом я попытался реабилитироваться в его глазах. Это не произошло, и пришлось бросить все попытки. Сейчас мне до боли стыдно за это. Вряд ли ты это читаешь, Виктор, но я прошу у тебя прощения. Прости, если сможешь.
Сейчас мне шестнадцать, и боли, как и у всех, стало больше. Но я не срывался. Теперь я тот, кто есть – Валерий Седов с примесью Квентина Рексдейла.
Вы скажете, что я подонок, и будете в чем-то правы. Эпизод с санаторием никак не покидает мой мозг.
Вы скажете, что я вреден для общества, и будете не правы, ведь и другие подонки живут среди нас. А те еще хуже меня.
Вы скажете, что я сужу других по себе. Что вы все нормальные, а я такой подонок. Но это не так. Вспомните эпизоды из своей жизни, подобные моему. Те эпизоды, за которые вам было стыдно. Не пытайтесь все забыть. У нас у всех ведь есть такие эпизоды.
И при слове злодей вряд ли кому представляется собственное лицо.
У моего друга и коллеги так же есть свое Альтер – эго. Винсент Грей. Конечно, Винсент так же харизматичен и тому подобное, но он антигерой. Представьте человека, который стоит к вам боком; в одной руке он сжимает топор, который к тому же лежит у него на плече; а в другой руке - пневматический молоток. А-ля Сол Майерс17. Что ж, «Добро не живет после полуночи»18. Винсент Грей – это тот же Патрик Бэйтмен, персонаж книги «Американский психопат» Эллиса. Только вот Винсент проще и даже … добрее. Многие считают его не таким, не из обычного общества.
- Брехня,- кричим мы с Квентином в один голос.
Винсент и Квентин есть во всех. Сейчас я расскажу вам одну байку:
Жил да был маленький Шон Волш (ну или маленькая Маргарет Кинг19). Они жили, не тужили, но из-за общества вокруг них к ним пришел некто Патрик. Убийца детей.
… Hope you are quite prepared to die 20…
Патрик подходит сзади размахивается топором. Затем одним ударом он ломает шейный отдел позвоночника. Шон (ну или Маргарет) падают замертво.
Шон Волш и Маргарет Кинг – это все мы, но маленькие дети. До семи – восьми лет. Честные, дружелюбные.
Некто Патрик – это общество, друзья, меняющие нас. Некто Патрик убивает в нас тех добрых детей, превращая нас в монстров современности. Он не стреляет в нас из пистолета, он перебивает кости шеи. Не убивая нас окончательно21. Ведь порой в нас просыпаются дети. Иногда мы становимся Шоном и Маргарет, резвящимися на улице. Но навсегда ими остаться нельзя. Сломанная шея не позволяет.
Но не стоит винить некоего Патрика, нужно винить себя. За то, что позволили этому убийце подойти со спины. Не он виноват, а мы.
* * *
Так что же вы теперь представляете, услышав слова «герой» и «злодей»?
Дик Трейси1 – Персонаж комиксов, фильма и приставочной игры.
Красно-синий2 – Костюм Человека – Паука (который он так и называл).
Рома, Гера и Макс3 – Имена реально существующих друзей автора.
Коричневый плащ и такого же цвета шляпа4 – Костюм упомянутого Дика Трейси. Но и не только.
Простые парни с дробовиками, заряженными солью5 – Скорее всего здесь автор намекает на сериал «Сверхъестественное».
Но это моя жизнь и я буду жить как мне хочется6 – В оригинале Бон Джови поет: «I just want to live while I'm alive». В переводе : «Я буду жить, пока живется».
Bon Jovi “It’s my life”.
Кураж7 – «Courage». Название мультфильма, главный герой которого трусливый пес, хоть и зовут его Кураж (Смелый, в переводе с английского).
Masquerading as a man with a reason, my charade is the event of the season8 – «Я и сам был только тенью под маской, жить в тени легко и так безопасно».
Kansas “Carry on my wayward son”.
It's in your eyes, what's on your mind. I see the truth that you've buried inside9 – «В твоих глазах то, что в твоей душе. Я вижу правду, что ты кроешь внутри».
Within Temptation - A Dangerous Mind.
Пингвин10 – Злодей из «Бэтмена».
Доктор Дум11 – Злодей из мультфильма «Фантастическая четверка».
I fear your presence, I'm frozen inside12- «Я боюсь, когда ты рядом, я леденею от страха. Внутри».
Within Temptation - A Dangerous Mind.
There is no mercy, just anger I find13 – «Здесь нет сострадания, я вижу только злость».
Within Temptation - A Dangerous Mind.
I'm not supposed to be scared of anything14 - «Я не думал, что буду бояться чего-то».
3 Doors Down “Changes”.
А я ведь был таким хорошим парнем15 – Чак Паланик «Бойцовский клуб».
[Весь отрывок]16 – Валерий Седов «Динакме».
Сол Майерс17 – персонаж компьютерной игры «Xenus». При загрузке Сол стоит боком с мачете в одной руке (которое лежит на плече), и с Ингремом в другой руке.
«Добро не живет после полуночи»18 – Creedence Clearwater Revival “Bad Moon Rising”.
Шон Волш или Маргарет Кинг19 – По моим предположением эти имена производные от других.
Шон Волш. Имя взято у главного героя фильма «Гайвер». Волш – фамилия участника группы Kansas.
Маргарет Кинг. Имя взято у персонажа одного рассказа. Кинг – фамилия известного американского писателя.
Hope you are quite prepared to die 20 – «Надеюсь, ты готов умереть».
Creedence Clearwater Revival “Bad Moon Rising”.
Не убивая нас окончательно21 – Такая рана на самом деле смертельна.
Примечания by Eddie Broke.
Свидетельство о публикации №209051800869