Библейские пресуппозиции

(Прежде статья публиковалась под псевдонимом Игорь Смирнов)


1. ПРЕСУППОЗИЦИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
В Библии имеется множество пресуппозиций, которые христианин принимает за истину, не требующую доказательств. Например, пресуппозиции о сотворении мира, об Адаме, о Законе, которые становятся основополагающими для нашего знания об этих фактах. Главнейшие пресуппозиции – о Боге, о самой Библии, о человеке как таковом и его спасении. Принятие христианином библейских высказываний за истину обусловлено тем, что критерий их истинности лежит вне и выше Библии. Критерием является Сам Бог. Основной характеристикой библейских пресуппозиций является истинность, а сама Библия есть система истины.


Познание истины начинается с принятия пресуппозиций о Боге и Его Слове, и поскольку мы черпаем свои понятия о Боге из Библии, то изучение Библии должно предварять все наши рассуждения о Нем. Другими словами, для получения истинных знаний о Боге мы должны получить от Него Самого Откровение о Себе (Библию). Таким образом, христианин изучает объекты непрямым методом: сначала принимает пресуппозицию, например, «Библия есть Слово Бога», а затем обращается к объекту постижения, например, к Богу. Данный метод обретения истины и называется пресуппозиционным. Христианин априори принимает за истину то, что Библия является Словом Бога, и то, что все сказанное в ней о Боге, есть истина.


Разумеется, познание Бога может происходить без обязательного познания метода, то есть без познания того, как именно мы обретаем знание. Так музыкант и художник могут не знать теорию своих искусств. Но при изложения учения о Боге надо начинать с нашего метода познания Бога, то есть с указания на Библию.


Каждая отдельная прессуппозиция должна быть встроена в систему христианского учения. Например, когда мы говорим неверующему человеку, что Иисус Христос есть Спаситель, мы должны объяснить, Кто именно есть Христос (Иисус, рожденный Девой Марией, и есть Христос) и что мы понимаем под словом "Спаситель" в данном конкретном случае, поскольку слово "Спаситель" вполне может быть ассоциировано со следующими понятиями: "спасение от кого-либо, спасение от чего-либо, спасение кого-либо, спасение для чего-либо".


Люди, для которых истина есть субъективное переживание, могут прикрывать свой скептицизм в отношении существования объективной истины рассуждением о том, что истины Божии невыразимы посредством человеческих слов. Но тогда возникает вопрос: для кого они невыразимы? Для Бога? Разве Бог не может или неспособен изложить все Свои истины посредством слов? Посредством человеческого языка изложить Свои знания, в том числе и о Себе? Это утверждение противоречило бы основополагающей пресуппозиции о всемогуществе Бога. В Библии нам открыты духовные истины, явленные посредством слов. Поэтому христианское учение говорит об Откровении Божием как об истинном знании, хотя это Откровение и изложено словами человеческого языка.


Однако, для обретения истин, которые говорит Бог, мы должны их услышать и воспринять разумом. Наш разум воспринимает лишь то, что изложено словами. Эти слова должны быть в свою очередь представлены в виде определенной логической системы. Нарушение логической системы уничтожает смысл Откровения. (Следует заметить, что упоминание о неизреченных словах, 2Кор.12:4, не означает того, что они не несли никакого смысла, или же, что смысл этих слов остался недоступен, а значит, оказался несовместим с логикой реципиента.) Истина, которую невозможно выразить словами, бесполезна для человека, поскольку она не имеет ничего общего со смыслом, который использует человек в своей практике.


Вывод: Откровение есть рациональное вербальное сообщение. Распространение и защита библейского учения становятся возможными лишь при помощи слов человеческого языка. Факт непорочного зачатия является чудом, но сообщение об этом чуде может быть передано словами (переведено на язык мысли): Дева Мария зачала от Духа Святого.


2. НЕОБХОДИМОСТЬ ОТКРОВЕНИЯ
Библию (Откровение Божие) нельзя низводить до уровня повествования (или исторического отчета) о произошедших событиях, до уровня свидетеля случившегося. Библия есть откровение о событиях, которые происходят значительно позже. Откровение предшествует событиям. Текст Откровения включает в себя интерпретацию событий, которая не была сделана постфактум.


Существующий мир является целостной системой. Знание, которое обретает сам человек, называется внутрисистемным. Наличие Библии (внесистемного Откровения Божиего) позволяет человеку войти в замысел Божий, понимать Его мысли, думать Его мыслями. Скажем иначе: чтобы человек мог познать трансцендентного Бога, ему необходимо внесистемное Откровение. В таком Откровении не было бы необходимости, если бы Бог был одной природы с человеком, находился в одной с ним системе. Поэтому Адаму еще до грехопадения были даны два откровения: внутрисистемное (мы можем сказать, что такое знание было внутренне присуще Адаму, а также он воспринимал знание о Творце посредством окружающего мира), и внесистемное (заповедь не есть плодов с дерева познания добра и зла). Заповедь не есть плодов является Откровением, которого не содержала природа как таковая. (Эта заповедь говорила о последствиях нарушения запрета, но не говорила о пути спасения и искупления.)


После грехопадения человек, отделенный от Бога грехом, еще более нуждается во внесистемном Откровении о спасении и искуплении. Заметим, что греховному человеку нужно было дать Откровение особым образом, чтобы он случайно или намеренно не уничтожил его, поскольку он по своей природе склонен к противодействию ему. По этой причине Бог предусмотрел особые условия: Откровение дается одновременно целому народу (Исх.20:22), которому предписывается хранить врученное Слово согласно предписаниям Бога.


Библия является внесистемным конечным (завершенным) откровением Бога. Ошибочно понимать сегодня работу Св. Духа (откровение Св. Духа) как послание в мир новых и новых истин. Откровение Духа происходит в виде работы в душе отдельного человека, подведению его к принятию истин, данных в Библии. Новые истины неизбежно сделали бы Библию несовершенным и незаконченным Словом Божиим.


3. БИБЛЕЙСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФАКТОВ НАШЕГО МИРА
Основанием библейской истины является пресуппозиция, данная Богом, а не отражение фактов этого мира. Библия суверенно интерпретирует все факты, то есть дает им истинную оценку. Разумеется, мы не утверждаем, что Библия прямо предсказывает появление того или иного факта, или прямо интерпретирует любой факт, но человек может вывести понимание чего бы то ни было из Библии. Библия кладет истинное основание, из нее мы можем вывести должное (истинное) отношение к тому или иному факту. Человек сам по себе (в себе и мире без Бога), напротив, не имеет эталона для оценки.


Факты существующего мира не представлены нам в виде системы и не объяснены. Их предстоит объяснить и представить в виде системы. Иначе нам нет в них пользы, поскольку в таком случае мы не сможем их правильно утилизировать. Существование различных интерпретаций вызывает проблему определения адекватной интерпретации. Истинная интерпретация та, которая объясняет факты посредством Бога, представляя систему истинной реальности. (Интересно отметить, что до XVIII века человек, отвергающий Бога, считался мечтателем и идеалистом и, напротив, верующий человек воспринимался как реалист.)


Все факты этого мира существуют в системе универсума. Человек также находится и действует в этой системе, с чем он должен считаться. Он осмысливает факты этого мира, но до него все эти факты (в том числе и сам человек) уже были осмыслены Богом (первичная интерпретация мира). Поэтому интерпретация человеком этого мира – вторична. Знание человека можно назвать знанием по аналогии. Без осознания зависимости своего знания от Бога христианину невозможно сформировать абсолютно библейский менталитет. На необходимость исходить лишь из того, что говорит Библия, указывает и общепротестантская позиция Sola Scriptura (одно Писание, только Писание).


Неверно полагать, будто эта позиция относится только к теологии. Христианин проверяет библейскими пресуппозициями данные, полученные опытным путем. Возможно, мы никогда не сможем убедительно доказать историкам существование царя Факея, время правления которого выпадает из общепринятой хронологии, или же доказать проведение Езекией гидротехнических работ на Геоне (2Пар.32:30), однако мы априори убеждены, что проблема не в Библии, а в исторических исследованиях. Святой Дух убеждает нас в том, что прав Он, а не те данные исторической науки, которые на сегодняшний день противоречат Слову Божиему.


Вывод: Божия интерпретация мира предшествует его созданию. Когда мы вверяем себя и свое будущее Христу, мы вверяемся Его (библейской) интерпретации, Его объяснению того, что с нами произойдет.


Рецензии