Динамичность и синергийность госорганов
Примерно в это же время в естественных и гуманитарных науках сложилось нелинейно-синергетическое мировоззрение, послужившее основанием для принципиально нового рассмотрения всех видов человеческой деятельности, в том числе политической и экономической. Основными принципами современной научной картины мира являются динамичность, нелинейность всего происходящего и наличие множественных обратных связей, обуславливающих сложность развития. При подобном рассмотрении любой социальный организм, в том числе, и государство, представляется не раз и навсегда отлаженным, функционирующим по заранее заданным правилам механизмом, а саморазвивающейся системой с присущими ей внутренними законами, которые обязательно должны приниматься к рассмотрению при управлении. Важнейшим условием оптимального развития государства является синергия, т.е. совместное, кооперативное, когерентное действие всех государственных органов и значимых политических сил.
Знание законов динамики государства позволяет скорректировать тенденции развития, добиться благоприятных вариантов. Подчеркнем, что в данном случае речь идет не о юридических законах, "навязанных" государственной системе в результате определенных исторических и политических общественных договоренностей между гражданами государства, политическими группировками или государственными деятелями, и в этом смысле, субъективных, а о тех экономических и социальных законах, которые являются объективными, поскольку не зависят от воли и политических намерений отдельных индивидов или любых социальных групп. История очень часто демонстрирует конфликты между политико-правовым устройством общества и социально-экономическими законами его развития, как это произошло, например, в случае с Советским Союзом, который благодаря действию объективных законов буквально развалился на части вопреки наличию вполне приемлемого юридического законодательства и похвальных, даже идеальных, политических намерений.
С этих позиций интересно рассмотреть деятельность такого государственного органа, как Совет Безопасности. Этот орган является одной и структурных составляющих Администрации Президента России (?), непосредственно подчиняется главе государства, в его функции входит решение вопрос национальной безопасности в самом широком смысле этого слова, преодоление возникающих внутренних и внешних угроз, проблем, связанных с терроризмом и экстремизмом, национальных конфликтов и т.д. На наш взгляд, с точки зрения теории управления именно этот государственный орган является примером государственного органа, удовлетворяющего основным современным научным представлениям. Главными отличительными его свойствами как раз и являются синергийность усилий различных ведомств, высокая динамичность, обладание максимально полной информацией о происходящем и связанная с ними возможность направлять развитие всей государственной системы или отдельных ее подсистем в благоприятное русло.
В самом деле, в Совет Безопасности, как известно, входят руководители силовых и других важнейших ведомств (?) и Министерства иностранных дел, что позволяет максимально сконцентрировать информацию не только о происходящем внутри государства, но и об источниках внешнего влияния Компетентность, обладание информацией является ключевым моментом анализа динамики любой социальной системы и необходимым условием принятия оптимальных решений, именно полнота информации позволяет выработать верные долговременные политические стратегии и краткосрочные тактики.
Динамичность, мобильность Совета Безопасности обеспечивается достаточно малым числом его членов, наличием у входящих в него глав ведомств значительных полномочий, возможностью взять ответственность за принятые решения на себя. Отдельные министерства и ведомства являются более громоздкими, а значит, и более инертными структурами. Быстрота реакции становится особенно важной при решении проблем, связанных с терроризмом, внезапными внешними угрозами и непредвиденными катастрофами, когда важнейшим фактором выступает время. Непосредственный контроль за деятельностью Совета Безопасности со стороны Президента России делает этот орган еще более мобильным.
В процессе принятия решений особенно важным оказывается слаженность работы различных ведомств, та самая синергия, которая позволяет с минимальными затратами энергии и времени достичь желаемого итога, синергия, в процессе возникновения которой совместный результат иногда оказывается больше, чем усилия, прилагаемые отдельными субъектами деятельности, синергия, при которой кооперация самых различных сил становится максимальной. В Совете безопасности подобная синергия, безусловно, достигается за счет представительства в нем министров, способных контролировать выполнение решений соответствующими ведомствами.
Особенно следует подчеркнуть наличие обратных связей между деятельностью Совета Безопасности и работой отдельных министерств и ведомств. Решения, принятые Советом Безопасности, выполняются и контролируются различными министерствами, надежная информация о достигнутых результатах вновь поступает в Совет Безопасности, где стратегии и тактические решения корректируются в соответствии с вновь полученными данными. Таким образов, обеспечивается сложная система множественных обратных связей, которая с точки зрения современной науки обеспечивает максимальную эффективность функционирования системы.
Таким образом, Совет Безопасности оказывается органом, удовлетворяющим всем основным принципам управления сложными системами. Динамичность, наличие обратных связей и полнота информации делают его функционирование эффективным и надежным
Свидетельство о публикации №209052200783
Разве может группа людей, ежедневно целеустремленно и динамично воображающая себе "врагов системы", направлять развитие той же системы в благоприятное русло?
О какой эффективности тогда может идти речь, если только не об эффективной войне? О какой надежности, если только не о надежном твердом убеждении у многих, что "такая работа" Совета никогда не закончится?
Галия Байкан 30.07.2009 20:29 Заявить о нарушении
Владимир Врубель 02.02.2014 23:34 Заявить о нарушении