Динамичность и синергийность госорганов

     В конце двадцатого столетия природа и социум с особой очевидностью явили свою сложность, непредсказуемость,  катастрофичность и поливариантность. Глобальные экологические  катастрофы, политические и экономические кризисы, межнациональные  конфликты убедительно доказали невозможность долговременных прогнозов. Разрушение тоталитарных и авторитарных режимов обнаружило несостоятельность  любого исторического персонажа или небольшой группы людей принимать государственные стратегии, руководствуясь  лишь собственной волей. Стало очевидно, что  управлять  столь  непростым миром  можно, лишь  вооружась научно обоснованной методологией выработки стратегий и принятия решений.
Примерно в это же время в естественных и гуманитарных науках сложилось нелинейно-синергетическое мировоззрение, послужившее основанием для принципиально нового рассмотрения  всех видов человеческой деятельности, в том числе политической и экономической. Основными принципами современной научной картины мира являются динамичность,  нелинейность всего происходящего и  наличие множественных обратных связей, обуславливающих сложность развития.  При подобном рассмотрении любой социальный организм, в том числе, и государство, представляется не раз и навсегда отлаженным, функционирующим по  заранее заданным правилам механизмом, а саморазвивающейся системой с присущими ей  внутренними законами, которые обязательно должны приниматься к рассмотрению при управлении.  Важнейшим условием оптимального развития  государства  является синергия, т.е. совместное, кооперативное,  когерентное действие всех государственных органов и значимых политических сил.
Знание законов динамики государства позволяет скорректировать  тенденции развития, добиться благоприятных вариантов. Подчеркнем, что в данном случае речь идет не о юридических законах, "навязанных" государственной системе в результате определенных исторических и политических общественных договоренностей между гражданами  государства, политическими группировками или  государственными деятелями, и в этом смысле, субъективных, а о тех экономических и социальных законах, которые являются объективными, поскольку  не зависят от воли и политических намерений отдельных индивидов или любых социальных групп. История очень часто демонстрирует конфликты между политико-правовым устройством общества и социально-экономическими законами  его развития,  как это произошло, например, в случае с Советским Союзом,  который благодаря действию объективных законов буквально развалился на части вопреки наличию вполне приемлемого юридического законодательства и похвальных, даже идеальных,  политических намерений. 
С этих позиций  интересно рассмотреть деятельность такого государственного органа, как Совет Безопасности. Этот орган является одной и структурных составляющих Администрации Президента России (?), непосредственно подчиняется главе государства, в его функции входит решение вопрос национальной безопасности в самом широком смысле этого слова,  преодоление возникающих внутренних и внешних угроз, проблем, связанных с  терроризмом и экстремизмом, национальных конфликтов и т.д.  На наш взгляд, с точки зрения теории управления именно этот государственный орган является примером  государственного органа, удовлетворяющего основным современным научным представлениям. Главными отличительными его свойствами как раз и являются синергийность усилий различных ведомств, высокая динамичность, обладание максимально полной информацией о происходящем и связанная с ними возможность направлять развитие всей государственной системы или отдельных ее подсистем в благоприятное русло.
В самом деле, в Совет Безопасности, как известно, входят  руководители силовых и других важнейших ведомств (?) и  Министерства иностранных дел, что позволяет максимально сконцентрировать информацию не только о  происходящем внутри государства, но и об источниках  внешнего влияния   Компетентность, обладание информацией является ключевым моментом  анализа динамики любой социальной системы и  необходимым условием принятия оптимальных решений,  именно полнота информации позволяет выработать верные долговременные политические стратегии и  краткосрочные тактики. 
Динамичность, мобильность Совета Безопасности обеспечивается достаточно малым числом его членов, наличием у входящих в него глав ведомств  значительных полномочий, возможностью взять ответственность за принятые решения на себя. Отдельные министерства и ведомства являются более  громоздкими, а значит, и более инертными структурами. Быстрота реакции становится особенно важной при решении проблем, связанных с терроризмом, внезапными внешними угрозами и непредвиденными катастрофами, когда важнейшим фактором выступает время. Непосредственный контроль за деятельностью Совета Безопасности со стороны Президента России делает этот орган еще более мобильным.
В процессе принятия решений особенно важным оказывается слаженность работы различных ведомств, та самая синергия, которая позволяет с минимальными затратами энергии и времени достичь желаемого итога, синергия, в процессе возникновения которой совместный результат иногда оказывается больше, чем усилия, прилагаемые отдельными субъектами деятельности, синергия, при которой кооперация самых различных сил становится максимальной. В Совете безопасности подобная синергия, безусловно,  достигается за счет представительства в нем министров, способных контролировать выполнение решений  соответствующими ведомствами.
Особенно следует подчеркнуть наличие обратных связей между деятельностью Совета Безопасности  и работой отдельных министерств и ведомств. Решения, принятые Советом Безопасности, выполняются и контролируются различными министерствами,  надежная информация о достигнутых результатах вновь поступает в Совет Безопасности, где стратегии  и тактические решения корректируются  в соответствии с вновь полученными данными. Таким образов, обеспечивается сложная система множественных обратных связей, которая с точки зрения современной науки  обеспечивает максимальную эффективность функционирования системы.
Таким образом, Совет Безопасности оказывается органом, удовлетворяющим всем основным принципам управления сложными системами. Динамичность, наличие обратных связей и полнота информации делают его функционирование эффективным и надежным


Рецензии
Совет Безопасности лишь удовлетворяет "основным современным научным представлениям", но никак не теории управления! Поэтому и безопасности от него стране - никакой.
Разве может группа людей, ежедневно целеустремленно и динамично воображающая себе "врагов системы", направлять развитие той же системы в благоприятное русло?
О какой эффективности тогда может идти речь, если только не об эффективной войне? О какой надежности, если только не о надежном твердом убеждении у многих, что "такая работа" Совета никогда не закончится?

Галия Байкан   30.07.2009 20:29     Заявить о нарушении
Я обратил внимание на то, что автор статьи боится отвечать на неудобные вопросы, потому что имеет дело не со студентами. Непонятно только, для чего она их здесь поместила, поскольку они не выдерживают никакой критики.

Владимир Врубель   02.02.2014 23:34   Заявить о нарушении