Непрофессиональные заметки об американской школе

У меня всегда вызывали уважение две профессии - профессия учителя и врача.  Непосредственое служение людям - часто неблагодарное занятие и я была уверена, что быть врачом или учителем - призвание. Совершенно неожиданно судьба преподнесла мне сюрприз - я стала учительницей в американской школе.
Вспоминаю с иронией популярную в советские времена песню ” Я люблю тебя, жизнь”! в исполнении Марка Бернеса. Действительно, я люблю тебя, жизнь, и жизнь любит меня! Наша взаимная любовь полна горечи, утрат, но и веры, надежды, неожиданных поворотов в моей судьбе.
Меня приняли на работу в качестве учителя замещения (substitute teacher) в один из самых больших школьных  районов Техаса -CCISD - Clear Creek Independent School District. Безусловно, благодаря моему диплому Московского университета и великолепным отзывам американцев о моей волонтёрской работе и личности.
Обучение работе учителя завершилось в течение одного дня. Я подписала множество документов, получила на руки справочник или указатель с подробным описанием моей новой профессии с уклоном в отношении запретов, значок с удостоверением личности и возможностью посещения специального сайта, где размещаются учительские вакансии.
За 5 месяцев я замещала учителей и их помощников почти во всех школах моего района, начиная с уровня детского сада,  умственно отсталых студентов, уроков физкультуры, английского,  испанского, драмы и прозы, алгебры, геометрии, химии, биологии, анатомии и заканчивая преподаванием математики в высшей школе с ранним колледжским обучением. Каждый мой учительский день - сюжет для небольшого рассказа. Как можно преподавать англ.  язык младшим школьникам, говорящим только по-испански? Как могла я преподавать  английскую литературу в 7 классе и проводить репетицию пьесы в учебном школьном театре? Ведь преподавала, проводила и получила отзыв с 5 звёздами от учительницы англ. языка за урок драмы и прозы.
Не имея ни малейшего представления об учебном процессе,  я училась на ходу с помощью учителей и студентов. Могу с уверенностью сказать, что заслужила любовь студентов, получила сокращенное имя - Ms. W  и влюбилась в мою новую профессию.
Самое сложное в замещении - незнание, что и кому ты будешь преподавать.
Самое замечательное - помощь и сердечность учителей, их благодарность и как следствие, подробные инструкции и план по проведению уроков.
Самое неприятное - желание студентов отыграться на тебе, развлечься и отдохнуть на твоих уроках.
К моему удивлению, мой акцент вызывал доброжелательность и интерес,  особенно, в средней  и высшей школе. Как всегда случалось в моей жизни в США, студенты считали, что я родом из Германии. А узнав, что я - из России засыпали множеством вопросов, просили научить нескольким словам на русском языке. Я быстро прспособилась играть на интересе студентов к России и моей персоне: давала им время на выполнение учительского плана и оставляла 5 минут в конце уроков на вопросы. Вопросов было множество: о зиме, холоде, Сталине ( Видела ли я его?), Москве, Питере, положении женщин в России, как я попала в США, где лучше жить. В зависимости от возраста просили научить произносить некоторые фразы. Мне очень нравится вопрос старшеклассников:   “Как сказать на русском языке - I love you!”
Первые месяцы мой учительский хлеб был очень тяжел, но интересен. Средняя школа - 6 и 7 классы в смысле дисциплины  были самыми трудными. Бывали моменты, когда хотелось всё бросить или закричать на студентов : “ Shut up!”
Я не знала, какими словами, выражениями можно заставить студентов замолчать и слушать меня, мои объяснения, пока моя новая  знакомая - американская учительница русского происхождения - не прислала мне список выражений, пригодных к употреблению в школе. Я, буквально впитывала в себя всю информацию, манеру поведения учителей. В результате на одном из моих уроков в старшей школе, по-моему, истории в 11 классе, обнаружила такую тишину, что не поверила своим ушам! С этого момента мне не составляет труда держать дисциплину в классе, заинтересовывать студентов изучаемым предметом. Я благодарна нашей советской школе: в моей памяти легко всплывают полученные знания по математике, физике, не говоря уж о химии, гуманитарных науках. Наш советский уровень школьного обучения был очень высок! Например, я получила самый лестный официальный отзыв от учителя за преподавание  алгебры в 10 классе с ранним колледжским обучением. Американский учебник по алгебре я открыла только на этом уроке, да и в России никогда не занималась математикой после окончания средней школы.
Обучая разным предметам в разных школах, пришла к убеждению, что мне больше всего нравится работать  со студентами высшей школы и преподавать математику. С моей степенью возможно получение учительского сертификата в течение 6 месяцев, правда, при условии сдачи экзаменов по англ. языку и профилирующему предмету - математике.
А самое главное в преподавательской работе в школе - любовь к детям, студентам,  и они возвращают её тебе так полно, с такой отдачей, что, иногда, твоё сердце рвётся на части, если умственно отсталая девочка рисует для тебя и пишет каракулями фразу , что она любит тебя. Или старшеклассники, невзначай говорят, что если у Вас, Ms. W , будут проблемы на 6 уроке, зовите нас, мы быстро наведём порядок! И, конечно, греют сердце слова: “ А Вы прийдете к нам завтра?” Не могу и не приду- такова работа учительницы замещения - экстренная помощь!
Чем же, на мой взгляд, американская школа отличается от советской? Полагаю, что российская школа не претерпела больших изменений в лучшую сторону по сравнению с советской школой!
Лежащее на поверхности основное отличие - материальное и техническое оснащение. Компьютеры установлены в классных комнатах дошкольного возраста, малыши слушают сказки или играют в примитивные игры. Они владеют мышкой и знают, как открыть файл. В высшей школе - специальные компьютерные лаборатории ( около 40 компьютеров) и у каждого старшекласника есть свой пароль для входа в систему. Во всех классных комнатах есть проекторы,   у каждого учителя свой компьютер, не говоря о канцелярских принадлежностях, учебниках, всевозможных вспомогательных материалах - калькуляторах и так далее.  Прекрасно оформленные учебники по  всем предметам для каждого школьного уровня.
Второе лежащее на поверхности отличие - регламентция  школьного процесса и порядок. Я называю этот порядок дрессировкой. Ни один студент не выйдет из класса, пока не прозвенит звонок. Старшеклассники вылетают стремглав после звонка, а младшие школьники выстраиваются в линейку и идут с учителем. Причём дойдут до поворота, останавливаются, ждут сигнала от учителя, затем идут дальше.
Высшая школа, как правило, больше по площади и по длинному холлу во время перемены противоположные потоки студентов напоминают две бурлящие независимо текущие реки, среди которых вдруг возникают островки обнимающихся или целуюшихся студентов.
У каждого учителя на столе лежат бланки для дисциплинарных взысканий. Заполняешь его и отправляешь студента к руководству школы. Поверьте мне, студенты боятся этих взысканий. Я воспользовалась этим наказанием всего один раз, когда студент демонстративно отказался выполнять задание, работать во время урока, а уселся на парту и нагло смотрел на меня. Выдворила из класса и спокойно продолжала урок.
Третье отличие, замечаемое почти сразу - множество учителей и их помощников, регламентированные дежурства во время перемен, в кафетериях, в утреннее время и во время окончания занятий, конечно, наличие полиции.
И наконец, одно из самых главных отличий от российской или советской школы - присутствие умственно отсталых студентов и студентов с физичекими недостатками. У них специальные классные комнаты, с туалетами, ваннами, кухнями. Например,   в классе с 11-12 студентами работают два учителя и от 4 до 6 помощников, что обеспечивает индивидуальную работу с каждым студентом. Цель -  подготовить студента к самостоятельной жизни, если это возможно по его физическим и умственным возможностям.  Они окружены любовью, заботой. Их стараются не отрывать от общего школьного процесса, школьной жизни.
Кроме того существует специальная группа учителей в школах, прикреплямая к проблемным  студентам для индивидуальных занятий и помощи. Прекрасная практика!
Какие же они в основной массе американские студенты по своим умственным способностям и знаниям? Как готовит их школа, обычная общественная школа? Прекрасно готовит, давая разносторонние знания. Не верьте распространенному мнению о тупости и отсутствию знаний у американских студентов. Кто не хочет иметь знаний, естественно, не владеет ими, так же, как и в России.
 За это время я преподавала   науку, алгебру, геометрию в  школе чаще всего, так как я старалась по возможности выбирать замещение учителей по этим предметам. Американские студенты получают такой же объём знаний, как  и  в советской школе, но отсутствие логического подхода, постоянная тренировка для сдачи единого экзамена не позволяет развивать их ум, сообразительность, искать нестандартные решения.  Студенты получают прекрасные знания, но без калькулятора, таблиц не могут решать задачи, иногда не могут сообразить простейшие математические операции, логику в решении задач. По-моему, учителя просто не учат их этому, система не позволяет.
Полагаю, что в американской высшей школе не хватает часов для преподавания точных наук, не только математики, но физики, химии. Точные науки развивают умы молодых людей. Колледж, университет выполняет эту работу вместо школы в выбранной молодыми людьми профессии.
Как говорила моя профессор в Московском университете Наталья Сергеевна Тамм, что в 19 лет все студенты - потенциальные гении, но  без развития способностей, упорной работы в этом возрасте, гений превращается в посредственность. Кто знает ...


                Школьные зарисовки: первый день.



Вспоминаю со смехом свой первый день работы в школе. Это была младшая школа в Сибруке. Начало работы в 7:45 утра, школьники начинают в 8:15 утра, припарковалась в 7:30 утра. Преисполненная собственной значимости ( ведь учительница в американской школе!) и страха( ничего не знаю о своей работе) в сером элегантном брючном костюме в босоножках на каблучках ( 3см - не в том возрасте, чтобы бегать на 7см шпильках, как героини фильма “ Секс в большом городе”) я направилась к главному офису школы. Секретарша взглянула на меня с милой улыбкой.
-Распишитесь, пожалуйста, о прибытии, - сказала она,
- А Вы знаете, кого вы замещаете?
-Да, конечно, aide PE.
-Хорошо, Вам по коридору прямо,  потом направо, классная комната 115.
По дороге спрашиваю ещё несколько учителей, все улыбаются и я на месте назначения.
Спортивный зал - комната тренера и я её помощница в течение школьного дня!
PE - Physical Education! - урок физкультуры. Тренер Джули - милая дама неопредeлённого возраста, засушенная техасским солнцем, спортивная, с быстрыми ловкими движениями тренированного тела - взглянула на меня, расхохоталась во весь голос.
-В первый раз в гимнастическом зале? Не знали чем будете заниматься?
- Да, - кивнула я, - смеясь, заразившись её неподдельным весельем.
-Прекрасно, не бойтесь, снимайте пиджак, туфли, будете “ смотрящей”  позади моих групп во время занятий! У меня будет ещё два помощника на все уроки! Справимся с Вашей помощью, -заметила она, лукаво взглянув на меня.
Затем обратилась ко мне серьёзно:
- У Вас будут ещё обязанности помимо помощи мне. Дежурство в кафетерии во время обеда и контроль посадки школьников в автобус по окончании занятий. Я вам потом всё объясню.
В это время подошла молодая девушка Джина - учитель замещания - в спортивном костюме и кроссовках. Мы познакомились, она учится в колледже, живёт рядом и проводит замещения только в этой школе, когда ей удобно. Мы обменялись репликами по поводу её и моей одежды.
Я буду прыгать и за себя и за Вас, - ободрила она меня!
Затем учителя начали приводить свои классы, порядка 4-5 классов ( 40-50 человек). Они входили, строились и тренер начала занятия - урок физкультуры под музыку.
Джина стояла рядом с тренером, показывая все упражнения. Большинство учеников с удовольствием повторяли их. Моя задача была наблюдать, чтобы не болтали и делали зарядку. После ритмики или зарядки начались спортивные игры с мячом - довольно интересные , особенно для меня. Ребята сели на пол, образуя квадрат. Тренер принесла большой мяч и выбрала 4-5 школьников  по одному из всех команд, причем каждой команде было придумано имя.
Началось веселье и игра. Ребята, выбранные из команд, сидели в середине квадрата и ногами пытались перебросить мяч через головы школьников любой команды, команды отбивались, ударяя также ногами по мячу, отражая нападения. Азарт, смех и победитель!
Затем по команде тренера школьники  построились в несколько линеек. Учителя  зашли в зал и ребята  покинули спортивный зал вместе с ними.
После второго урока наступило время моего дежурства в кафетерии во время ланча. Как же все расписано по полочкам в американской школе, как они все дрессированны!
Кафетерий - большой зал с длинными прямоугольными столами, Дети сами покупают еду, правда, иногда им помогают учителя. На каждом столе написано несколько фамилий учителей и время ланча их учеников, то есть дети могут обедать только за своим столом.
Дежурство в кафетерии - смотреть за порядком, помогать школьникам открыть бутылку с соком, пакет с молоком, кетчуп и так далее. Кроме того несколько работников кафетерия следят за порядком, заставляют  и помогают школьникам убирать за собой!
С открыванием бутылок и пакетов у меня получалось довольно неплохо! Но с кетчупом я опростоволосилась...Мальчуган попросил меня окрыть кетчуп. Я попыталась открыть его, не получилось и, недолго думая, с помощью зубов разорвала пакет. Мальчуган взял и с  неодобрением посмотрел на меня, но ничего не сказал.
Через несколько секунд ко мне подошла учительница, дежурившая в зале( я встречала её потом несколько раз в этой школе, но к счастью ни разу не замещала её)
- Мисс  Виттингтон, вы в первый раз дежурите в кафетерии?
- Да, в первый разный не только в кафетерии, но и в первый раз пришла работать в школу.
- Пожалуйста, никогда, не открывайте пакет с кетчупом таким способом ( ей невозможно было произнести слово “зубами” ) Для этого у дежурного работника кафетерия всегда с собой ножницы. Мы учим школьников гигиене и правилам поведения.
-Извините, не знала,- как провинившаяся школьница, - ответила я.
По-моему, я была прощена, так как никаких  оргвыводов не последовало.
Вторая половина дня прошла по уже знакомому сценарию. Я осмелеа и даже поиграла с ребятами в мяч.
По окончании занятий  мне дали группу школьников, которых я должна была опекать и следить за их посадкой в автобус. Поразила организованность, слаженность, знание детьми своего своего места в спортивном зале, маршрута, автобуса, а также большое количество учителей, помощников,  старших школьников, помогающих малышам.
Я заработала первые 55 долл. в качестве помощницы тренера в американской школе. Учитывая  легкость моих обязанностей и отсутствие проблем с дисциплиной - это был самый лёгкий мой заработок в школе. Правда, я больше никогда не замещала тренеров и их помощников в школе и никогда не открывала на своих многочисленных дежурствах в кафетериях  пакетики кетчупа зубами!
Полагаю, многим читателям будет  интересна установленная система оплаты  нашего труда в школе.
тип замещения                заработная плата в день
Aide/Clerical                $55 
Sp Ed Classroom Aide              $70
Teacher , 30 plus college hours $75
Teacher, degreed                $85
Teacher, certified                $90
Заработанные деньги поступают на твой расчетный счёт в банке два раза в месяц. Никаких других привилегий учителя замещения не имеют, но как говорят американцы, Вы попали в систему. Мне, например, было прислано приглашение перехать в Даллас, где существует острая нехватка преподавателей математики и естественных наук с выплатой единовременного пособия в 4000долл. и обучением профессии преподавателя в этой области в летнем лагере. Полагаю, что эти приглашения были присланы всем учителям замещения, имеющими степень. 
Мой диплом Московского университета  и моё образование были оценены американской сертифицированой компанией в Остине как Master of Science in Chemistry с  3,33 GPA. Правда, учитывая мой возраст и длительный опыт работы домохозяйкой в США, мне не приходилось рассчитывать на высокооплачиваемые должности химиков и инженеров в знаменитых техасских нефтяных компаниях.
Что ж... кто-то должен помогать учителям и, поверьте мне, если Вы любите детей - you will have fun and small income!
               

                Продолжение следует


Рецензии
Ужасно интересно!
А вот в Германии чтобы преподавать , например, русский язык недостаточно
быть учителем русского языка в России, нужне всегда еще второй профилирующий предмет, например, биология или физкультура. Следствие этого: при обилии там русских учителей русский язык преподают немцы или поляки.

Владимир Байков   10.11.2009 23:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!
В США также некоторые преподаватели ведут по два предмета,пишу продолжение " Со слезами на глазах".Остановилась пока, очень непростая школьная тема.
Хочу написать "обнажённой душой", не знаю, получится ли...

Ольга Виттингтон   11.11.2009 06:09   Заявить о нарушении
Зато именно так написанные вещи и читаются с чувством.

Владимир Байков   11.11.2009 10:04   Заявить о нарушении
Спасибо ещё раз!

Ольга Виттингтон   11.11.2009 15:53   Заявить о нарушении
Всё хорошо, почему вдруг о замечательной песне, которую замечательно исполнял М.Бернес, вы отзываетесьс иронией? Не ожидал.

Симион Волков   07.01.2012 13:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.