Адекватное восприятие мыслей Автора Откровения

(Прежде статья печаталась под псевдонимом Сергей Макаров)


1. БОГ И ЕГО МЫСЛИ
Бог сознает Себя и Сам интерпретирует Себя в Слове (абсолютное самоопределение). Бог не допускает в отношении Себя никакой иной интерпретации, кроме Его собственной, данной в Библии. Поэтому человек должен руководствоваться тем, что говорит о Себе Бог в Своем Слове, а не тем, что он может вывести на основании своих собственных суждений. Бог и Его слово неразрывны. Неправильная интерпретация Библии неизбежно ведет к неправильной интерпретации Бога.

Человек создан для познания и прославления Бога. Таково основание его существования и его предназначение. Без правильного понимания Бога-Троицы и Его воли у человека нет ни правильного понимания окружающего мира, ни самого себя. Отвергая Богопознание человек нарушает закон своего бытия и подлежит наказанию (Ос.4:1,6). В данной статье будут рассмотрены вопросы Богопознания, касающиеся степени соответствия мышления человека мышлению Автора Откровения.

Бог поддерживается Самим Собой, то есть является самодостаточным, или самосущим источником Своего бытия. Бог не может не существовать. Его существование является существованием по необходимости. У Бога не было периода небытия, с которым Он мог бы сравнивать Свое бытие. Поэтому Он не интерпретирует Себя через термины небытия. Бог обладает знанием вечной жизни (опытом вечной жизни).

Бог разумен (рационален). Важнейшей характеристикой разумности Бога является Его воля. (Библия показывает, что воля Бога может быть изложена пресуппозиционно, то есть в виде определенных высказываний.) Бог всегда реализует Свою волю. Совет Божий властно управляет всем Творением, всем, что происходит в мире. Ни одно Лицо Троицы не соотносится с внешней реальностью отдельно от других Лиц Троицы (принцип полной взаимосвязи). Бог – абсолютно независим от человека, не нуждается в чем-либо от него.

Бог всезнающ. Всезнание Бога неразрывно связано с Его самодостаточностью. Ему нет необходимости пользоваться источниками знаний, которые находятся вне Его. В Самом Себе для Бога нет скрытых, неизвестных Ему потенций и качеств. Бог сознает и понимает Себя полностью, рационально объясняя Себя. Ему не нужно наблюдать за собственным развитием, чтобы полностью осознать что-либо в Себе. Бытие Бога и Его самосознание идентичны, поскольку Бог сознавал Себя всегда. Его сознание не зависит от времени. Его вечное бытие требует полного самосознания.

Бог от вечности имел идею создания мира. Мысли Бога о мире, предваряя мир и являясь истинной реальностью, тем не менее, не тождественны самому миру. Божия идея мира и знание Богом мира не есть сам мир.

Знание Богом Самого Себя не является идентичным знанию человеком самого себя. Бог познает Себя без помощи внешних данных и не сравнивает Себя. Человек в деле познания самого себя опирается на данные, полученные извне (данные психологии, медицины, социологии). Знание Бога о Себе есть знание аналитическое (внутреннее), знание человека о себе – всегда синтетическое (то есть опирается на внешнюю информацию).

Сознание Бога (мысли Бога) является истинной реальностью и не подчинено времени. Поэтому человеку для понимания мышления Бога необходимо пользоваться понятием "вечное", принимать вечное (вневременное) в качестве стандарта.

2. ОБЩЕЕ В МЫШЛЕНИИ БОГА И ЧЕЛОВЕКА
В Книге Пророка Иезекииля мы читаем об осуждении начальствующего в Тире: "ставишь ум твой наравне с умом Божиим" (28:2). Вместе с тем, в Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: "мы имеем ум Христов" (2:16). Что имеет в виду апостол, говоря о том, что христиане имеют ум Христов? Разумеется, апостол не утверждает равенство разума Бога и человека. Писание говорит о разуме Бога: "разум Его неисследим" (Ис.40:28). Данное выражение "имеем ум Христов" означает лишь следование мышлению Христа в истине, следование Его мыслям, изложенным в Откровении. Если ум Христа ведет к истине, то думать мыслями Христа означает подчинение человеческого разума истине. Человек должен думать о мире и о себе так, как об этом думает Бог.

Возникает вопрос: если мы должны следовать мыслям Христа, иметь Его ум, то насколько мышление человека вообще способно соответствовать мышлению Бога? До каких пределов простирается это соответствие? Наконец, что есть в мышлении у человека общего с Богом и в чем состоит отличие? Можем ли мы утверждать, что человек всегда и во всем способен будет следовать мыслям Христа, и главное, правильно им следовать и правильно их понимать?

Укажем на некоторые общие принципы мышления Бога и человека, позволяющие человеку успешно коммуникатировать с Богом через Откровение, понимать Его мысли. Человек мыслит пресуппозиционно, то есть он высказывает определенные суждения. Поэтому знание, которым обладает человек, также изложено в виде пресуппозиций. Можно ли утверждать, что мышление Бога действует по тем же законам, что и мышление человека, а знание, которым обладает Бог, также может быть изложено пресуппозиционно? Для правильного ответа на этот вопрос мы должны изменить его постановку: человек создан по образу и подобию Божиему, и потому его мышление действует по тем же законам, что и мышление Бога. Если бы Бог мыслил по одним законам, а человек по другим, то в таком случае Откровение было бы абсолютно недоступно человеческому пониманию. Для надлежащего коммуникатирования Богу пришлось бы использовать иные законы мышления, нежели собственные. Однако такое утверждение равнозначно утверждению о противоречивости Бога.

Мысль Бога является пресуппозицией истины в реальном мире. Мы можем говорить о природе и форме истины, о системе истины, об компонентах этой системы, но сама истина является прежде всего в виде пресуппозиций. Только пресуппозиция обладает качеством истины. Например, высказывание типа "дом" – еще не есть истина, поскольку не является пресуппозицией. Чтобы получить информацию об истинности высказывания, мы должны иметь развернутое высказывание, например, этот дом – зеленый. Эта пресуппозиция может быть истинной, может быть ложной, но только пресуппозиция становится объектом исследования. Поэтому только пресуппозиции имеют качество знания и только от пресуппозиций можно перейти к концепциям. Высказывания типа "два", "Петр", "звезды" – еще нейтральны по отношению к знанию. Нужна определенность высказывания. Помимо определенности, необходимо сходство в знании, которым обладают Бог и человек. Если нет сходства в знании, то знание невозможно применить. Поэтому пресуппозиции должны иметь одно и то же значение для Бога и человека, иметь одно содержание знания. (Ниже будут рассмотрены некоторые аспекты этого вопроса.)

Остановимся на проблеме противопоставления пресуппозиционного знания знанию интуитивному (то есть знанию неоформленному вербально, знанию вне мысли и логики), когда утверждается, что интуитивное знание выше знания пресуппозиционного. Справедливо поставить вопрос: а является ли вообще знание вне пресуппозиций знанием в строгом смысле этого слова? Ведь до тех пор, пока оно не будет явлено посредством пресуппозиций, оно не может быть использовано другими людьми, его вообще невозможно передать. Также заметим, что знаемое человеком прежде осмыслил Бог, то есть интуитивное уже находится в разряде осмысленного Богом пресуппозиционно, поскольку Бог знает и понимает смысл того, что Он хочет сообщить. (Сюда же можно отнести все виды инстинктивного поведения животных. Все их действия прежде осмыслены Богом.) То, что сообщает Бог человеку, несет смысл, который можно реконструировать в виде пресуппозиций.

3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОТКРОВЕНИЯ
Способность человеческого разума понимать важнейшие библейские пресуппозиции, тем не менее, не делает его способным понять все Слово Божие адекватно, понять так, как понимает Свое Откровение Сам Бог. На это оказывает влияние фактор природы человека. Проблема заключается не столько в том, что человеку невозможно иметь полное знание о Боге и мире, поскольку он является ограниченным (конечным) творением и не может понять в полной мере суть всех вещей, во всем богатстве их взаимосвязей, воспринять во всей полноте бесконечность Бога и богатство Его мысли. Неполное знание человека все же не является препятствием для обретения истины, данной в Откровении, – истины, достаточной для разумного существования человека.

Более серьезная проблема адекватного восприятия Слова Божиего заключается в принципиальном различии бытийности Бога и человека, различии в опыте и знаниях, что дает основание предположить отличие понимания человеком того или иного предмета от понимания данного предмета Богом (тем более понимание человеком Самого Бога). Таким образом, вопрос ставится не в плоскости количества знания (полнота), но качества знания – способности человека адекватно воспринимать некоторые библейский пресуппозиции. Рассмотрим это на примере вопроса вечности. Бог имеет опыт вечности, а человек такого опыта не имеет. Вполне вероятно, что человек вкладывает в понятие вечности то, что совершенно неидентично Божией концепции вечности, а библейское высказывание вечный Бог (Быт.21:33; Ис.40:28; Иер.10:10; Рим.14:25) в восприятии человеком может значительно отличаться от того, что Сам Бог думает о Своей вечности. Отсюда можно сделать вывод, что понимание человеком Бога при постижении Его через Откровение необязательно совпадает с тем, что Сам Бог думает и мыслит о Себе, о Своих качествах.

Когда человек рассуждает о вечности, он неизбежно ведет свое рассуждение во временной плоскости. Например, вечность воспринимается им как очень-очень большой период времени. Библейская пресуппозиция о вечности является истиной, но человек воспринимает эту истину лишь в соответствии с уровнем своих ограниченных возможностей понимания.

Бог создал мир в «никуда», в небытие, которое стало бытием. Мир есть декретивное творение (таким, каким его установил Бог). Бог в равной степени поддерживает весь мир. Таков порядок творения: абсолютно все в мире поддерживается Богом. В мире нет ничего отдельного, самого по себе, что не было бы связано с целым. Все его части поддерживают между собой связь, заданную Богом, то есть взаимодействие частей мира подчиняется определенным законам. Бог может поставить какой-либо факт в новые взаимоотношения с общими законами (так происходит чудо). В факте или законе в самих себе нет ничего такого, что могло бы препятствовать изменению факта или закона.

Мир демонстрирует волю Бога, а Библия объясняет ее и дает истинную оценку миру и происходящему в нем. Например, Библия определяет созданное Богом следующим образом: "хорошо весьма" (Быт.2:31). Человек должен принимать эту оценку, поскольку у человека нет опыта создания мира, нет опыта сравнения вселенных. Человек не может сделать вывод на основании сравнения разных вселенных и затем подтвердить или подвергнуть сомнению оценку, данную Богом. Человек является частью системы и находится внутри системы, за которую он не может выйти, чтобы со стороны интерпретировать творение Божие, в том числе интерпретировать и самого себя.

Человек принимает информацию от Бога, принимает Его оценки, и на их основании реконструирует в своей практике то, что прежде было Божией идеей, например, осуществляет в истории то, что прежде было Божией идеей о человеческой истории. Сама по себе человеческая история (без придания ей смысла Богом) не может иметь какой-либо собственный смысл, поскольку человек не может направлять развитие мира по собственному желанию – мир поддерживается, сохраняется и направляется только по воле Бога. Вот почему Слово Божие для познания человеком самого себя призывает нас к Богопознанию. Человек должен осознавать не только зависимость своего бытия, но и зависимость своего знания от Бога. Человеческое знание лишь в той степени истинно, в какой уподобляется знанию Бога. Чем более человек постигает величие Бога, постигает принципиальную для него невозможность достижения равенства в разуме с Богом, тем более он должен стремиться изучать данное ему Откровение, в котором явлены мысли и мышление Творца.


Рецензии