C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Театральные истории

Борис Дьяков                Театральные истории
                (Для тех, кто помнит и любит театр советского периода)
  Когда я был школьником, родители стремились, чтобы я развивался не только физически, но и духовно. Так, в школьные каникулы, меня обязательно водили в театр и я посмотрел в свое время много интересных постановок. Мне было всего лет одиннадцать, когда в театре им. Пушкина, мы с другом были на спектакле «Аленький цветочек ». Уже спустя много лет я узнал, что в то время заколдованное чудище  играл Владимир Высоцкий. Уж, не знаю, участвовал ли именно в том спектакле Высоцкий, или нет,- голос у актера был совсем не хриплый, но спектакль нам понравился…
  А в каком восторге я был от спектакля театра им. Евгения Вахтангова: «Приключения Гекльберри Финна»! Выскочил на сцену маленький шпаненок Гек- его играла Екатерина Райкина- и я просидел весь спектакль с открытым ртом! А герцога играл сам Этуш.
  Однажды мы с мамой смотрели в Большом театре «Евгения Онегина». Содержание я уже, конечно, знал, но с замиранием сердца смотрел, как развивался конфликт между Онегиным и Ленским. Когда поэт упал, сраженный пулей, интерес к спектаклю у меня пропал- ведь Сергей Яковлевич Лемешев на сцену в тот день выйти уже не должен был…
  Приходилось мне тогда (в начале шестидесятых) видеть и Михаила Ульянова с Юрием Яковлевым («Горя бояться- счастья не видать»), и Георгия Вицина (барон Мюнхгаузен в «Клубе знаменитых капитанов») и других знаменитых актеров…
  Но сейчас рассказать я хочу две небольшие истории, связанные с актрисой театра им. Моссовета Эллой Бруновской,- тогда уже бывшей женой знаменитого майора Вихря- Вадима Бероева, а уже позже ставшей бабушкой Егора Бероева…
  Первая история развивалась зимой 1969 г. Как-то в выходной день я пошел в театр им. Моссовета в надежде посмотреть спектакль «Сверчок»- очень популярный в то время. Подойдя к кассам я с огорчением узнал, что в тот день театр Моссовета был отдан полностью для проведения торжественного собрания  профсоюза шоферов СССР, там должны были награждаться лучшие работники, а после для них показывали «Сверчка». Я огорченный повернул было обратно, но бабульки- контролерши меня решили пожалеть:
  -Подождите, юноша, как будет перерыв, то кто-нибудь из шоферов возможно уйдет и мы пустим вас на свободное место.
  Я подождал, и вскоре, действительно, довольно веселые участники собрания стали выходить, а меня запустили внутрь. Я нашел себе местечко, спектакль начался…
  И тут я заметил, что многие зрители разгуливают по залу, довольно громко разговаривают, а кто-то весьма плохо держится на ногах. Один гражданин на меня чуть-чуть не упал, я с трудом удержал его, уперевшись ему в спину руками. Я понял, что у шоферов «с собой было» и некоторые в перерыве прилично взяли на грудь… Тем более, что в буфете театра Моссовета всегда продавали пиво, включая весьма экзотический и крепкий для нас «Портер».
  Кажется  спектакль был на грани срыва, но его спасла неожиданно Элла Бруновская: она подошла к краю сцены и громко сказала развеселившемуся залу:
  -Товарищи, мы уважаем ваш труд, уважайте и вы наш…
  Наступила тишина… Спектакль благополучно дошел до конца, я был в восторге.
  (Уверяю читателей, что все, что я здесь рассказал- полнейшая правда, как и то, что мне еще  предстоит рассказать.)
  Вторая история произошла лет на пять позже. К нам в страну приехал на гастроли известный польский театр (к сожалению забыл, как он называется). Показывали гости, в частности, и «Гамлета», а принца датского играл Даниэль Ольбрыхский. Я на работе неожиданно, у общественного распространителя, купил билет (конечно с нагрузкой!) и предвкушал, как буду смотреть спектакль. В тот день вдруг в отделе произошло какое-то ЧП и я задержался, а когда помчался наконец к метро, то понял, что безнадежно опаздываю. Тогда, чтобы проехать пол- Москвы на такси, достаточно было рубля и я решил потратить последнюю свою валюту, чтобы успеть к началу. Но уж если не повезет, значит- не повезет. Мы попали вдруг в пробку, сродни нынешним. Что-то впереди случилось, какая-то авария. Шофер поехал в объезд, но особенно не спешил. Доехали наконец-то до театра, было уже пятнадцать минут восьмого… Я бросился ко входу, на меня смотрели, как на сумасшедшего. К моему удивлению спектакль еще не начался! Дело в том, что ажиотаж вокруг «Гамлета» был настолько велик, что много «левых» театралов- без билетов- пыталось прорваться внутрь и начало задерживалось. Еще минут десять все рассаживались по местам, наконец действие началось.
  Ольбрыхский покорял своим темпераментом, но, пожалуй, за его бурными эмоциями немного терялась мысль, и невольно противопоставлялся наш Гамлет- Смоктуновского. Клавдия играл Мариуш Дмоховский, недавно исполнивший в кино роль короля Августа в фильме «Графиня Коссель». Август, по тому фильму, был богатырем огромного роста, а здесь мы видели среднего роста мужчину с очень большим животом (может- накладным?). Сердцеед Ежи Лапицкий (в роли Лаэрта) тоже смотрелся как-то не слишком убедительно, но все равно спектакль был отличный.
  Я сидел кажется на балконе, или в ложе- у самой двери. Вдруг эта самая дверь открылась и вошла Элла Бруновская. Она встала в проходе, так чтобы не мешать зрителям смотреть. Прошло минут десять, пока я наконец понял, что у нее нет билета и она весь спектакль будет стоя смотреть на сцену. Я не выдержал, встал и сказал ей:
  -Садитесь, пожалуйста.- И указал ей на свое место.
  Бруновская строго на меня посмотрела и ответила:
  -Вы купили билет,- Вы и сидите…
  Она продолжала смотреть на сцену, а я сел на свое место.
  А в антракте, кого только из актеров я не видел! Олег Ефремов беседовал с Олегом Табаковым, Михаил Львов стоял с Борисом Ивановым и т. д. Впечатлений у меня хватило надолго!
  Во втором действии Бруновская не появилась… Может все-таки в родном театре для нее нашлось место? Не знаю…
   Много лет прошло с тех пор… Уже тогда не было Вадима Бероева. Недавно умерла и Элла Бруновская. Нет с нами и Олега Ефремова, Бориса Иванова… Время быстро летит…         
               


Рецензии
Пару раз был на спектаклях московских гастролеров. Чайка с Ириной Алферовой, Мартиросяном, Львом Дуровым. Женитьба с Лазаревым, Филипповым, Костолевским. Зато наш БДТ в бытность Товстоногова - выше всех похвал!

Виктор Кутуркин   27.12.2022 08:50     Заявить о нарушении
Ну, да: все заезжие - это гастролеры, а вот наши - мастера.

Алексей Аксельрод   27.12.2022 10:02   Заявить о нарушении
Господин Аксельрод, как я понял, проживает где-то в Тагиле?

Виктор Кутуркин   27.12.2022 10:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.