Не задыхаться, а дышать цветами

5 июня вся планета с 1973 года, по предложению ООН, отмечает Всемирный день охраны окружающей среды, главная цель которого  обратиться к проблемам экологии, осознать ответственность каждого за сохранение естественных богатств. И хотя правительствами разных стран принимаются многочисленные законы, указы и постановления для предотвращения экологической катастрофы, но по сей день  проблемы окружающей среды стоят очень остро во всем мире. В  том числе и в Узбекистане.

Однако сегодня мы не будем перечислять в очередной раз особо загрязненные промышленные регионы республики, не будем рассказывать о принятой правовой базе и экологическом воспитании в учебных заведениях. Нет, мы поговорим о том, что может сделать каждый из нас на нелегком пути по сохранению и улучшению окружающей среды.

Наш собеседник – рядовой гражданин Самарканда, очень любящий свою страну и город и остро переживающий за то, как люди относятся к природе. Мукимжон Алимович Арипов, директор частного музея узбекско-таджикского поэта Арифа Гульхани, цветовод-любитель, ежегодно устраивает благотворительные акции, на которых раздаривает организациям области и города выращенные в его собственном саду и теплице более 2000 горшечных цветов. Благодаря этим действиям во многих «Мехрибонлик уйилари» (детских домах), школах-интернатах, доме престарелых  и других заведениях  улучшилась психологическая обстановка, поменялось отношение к окружающей природе. Ведь за каждым цветком нужен бережный уход, а это способствует повышению ответственности за все живое вокруг.

- Мукимжон Алимович, что для вас 5 июня?

- Всемирный день окружающей среды – это профессиональный праздник не только работников природоохранных органов, но и всех, кто неравнодушен к судьбе планеты, к будущему наших детей. Однако одними только лозунгами «Сохраните природу!» мы вряд ли чего добьемся, как и напоминанием того, что все-таки человек для природы, а не наоборот. С каждым днем я убеждаюсь в этой простой истине, когда вожусь в своем саду или теплице. У меня более 150 видов декоративных цветов,  и все они для меня словно дети. Вы не поверите, но они тонко чувствуют отношение к себе, порой служат индикаторами психологической атмосферы в доме, семье. Известен факт, когда на Западе по реакции комнатных цветов определили преступника. Вообще, растения – это уникальные живые существа на планете, способные преображать все вокруг, причем не только природу, но и душу человека.

- Но многие этого, к сожалению, не понимают…

- Это правда. К тому же у нас в стране не развито зеленое движение, как на Западе, даже нет обыкновенного общества цветоводов, а во многих регионах республики нет больших специализированных магазинов по реализации комнатных цветов. В Европе, почти в каждом городке, муниципальные службы проводят конкурсы на лучший приусадебный участок, лучший газон или клумбу, даже на самый красивый балкон. А потом на торжественной церемонии, освещаемой СМИ, победителям вручаются ценные призы и подарки, цветоводы и озеленители становятся настоящими героями дня. Их труд уважают. Это, естественно, стимулирует и других жителей. Даже, если они сами и не разбивают цветники, то никогда не позволят себе или своим детям сломать ветку, порвать цветок, затоптать лужайку. А у нас есть владельцы частных домов, которые вообще не хотят возиться с зелеными насаждениями у себя во дворе, им проще залить все бетоном и ходить потом  по мертвой земле. 
 
- Более того, однажды я видела как во дворе, где не было ни одного дерева, сделали искусственный навес и  поставили кадку с пластмассовым цветком!

- Это ужасно. У нас, в Узбекистане, где люди всю жизнь занимались огородами и садами, в последнее время отношение к природе стало чисто потребительским, причем за сиюминутное удовольствие или комфорт порой платится слишком дорогая цена в виде срубленных деревьев, вытоптанных цветников и прочее. И конечно, особая боль – мусор. К примеру, в нашем городе, богатом историческими памятниками, чем, собственно, мы и привлекаем туристов со всего мира, по благоустройству и озеленению улиц администрацией города и области делается немало. Но проблема с отходами, вернее, с непродуманным сбором и утилизацией мусора, сводит эти благие дела на нет. Замечу, уборочно-очистные работы, производимые подразделениями «Махсустранса», проводятся достаточно регулярно, но лишь в отдельно взятых местах, то есть в центре города. А стоит зайти за угол – и на лицо проблемы с мусором. Кстати, сейчас иностранные туристы все больше предпочитают ходить по древним улицам Самарканда пешком, пытаясь полнее прочувствовать его историческое прошлое. А в результате нередко чувствуют ароматы гниющих отходов цивилизации, и какое мнение может сложиться у них о нашем народе? Ладно о мнении, но мы-то сами, наши дети разве не должны расти в цветниках и садах?

- По вашему, как можно изменить существующее положение?

- Начну с того, что люди должны сами осознать насущную необходимость в консолидации сил и средств по уборке мусора. Если не будет четко разработанной программы, ответственных за чистоту территорий организаций или учреждений и четкого разграничения договорных обязанностей, причем двухсторонних, то и порядка не будет.

- Но в нашем государстве за годы независимости создана обширная нормативно-правовая база, регулирующая сферу по управлению отходами, полномочия, права и обязанности всех участников процесса.

- Закон есть, но его осуществление на местах весьма проблематично. Постоянно нарушается график уборочно-очистных работ то из-за нехватки машин, то отсутствия бензина, то по другим причинам, корень которых в нехватке средств, вернее, неправильном их использовании. Отвечать же за несанкционированные свалки никто не хочет, хотя те же махаллинские советы, милиция, СЭС могли бы принять дополнительные меры и ужесточить контроль за чистотой города,  то есть требовать с каждого учреждения или организации добросовестного отношения к облагораживанию прилегающей территории. И еще. Как сегодня рассуждает средний житель любого уголка нашей страны? Я плачу за мусор с человека 500 сумов (1$ = 1700 сумов) в месяц и большего от меня не требуйте. А теперь давайте разберемся, сколько тот же человек «производит» мусора за тот же месяц, соразмерна ли цена и требования? Если 20 лет назад на душу населения в день приходилось менее 500 г мусора, то сейчас с появлением одноразовой пластиковой тары, красивой полиэтиленовой обертки, в которую упаковывают даже хлеб, бытовые отходы увеличились до 1 кг. А ведь около 60% населения нашей страны живет в частных домах, то есть ко всему прибавляется мусор с приусадебных участков: листья, ветки, помет от скота. Приплюсуем сюда же неучтенный, но очень многочисленный, строительный мусор.

- Цифра получается впечатляющей…

- Да, но средний житель республики это не осознает. Наоборот, некоторые еще пытаются найти повод, чтобы не платить за мусор. К примеру, как сообщили мне в махаллинском комитете, больше половины семей гузара, в котором я проживаю, не  оплачивает уборку мусора. А у всех - частные дома, все производят отходы, которые потом нередко находишь на перекрестке или у своих ворот.

- ?

- Да-да, все очень просто, шел мимо и бросил куда попало, лишь бы подальше от дома, мол, у меня чисто, а там хоть трава не расти. В многоэтажках мусорка вообще  настоящий бич. Многие жители не доносят мусор до установленных контейнеров и выбрасывают его куда придется.  Что уж говорить о подготовке к утилизации бытовых отходов: мало кто знает, что  прежде чем выкинуть в мусорный бак баклажки, бутылки или упаковки, их следует предварительно вымыть - во многих развитых странах поступают именно так. За рубежом в обязательном порядке жители сами проводят сортировку мусора, а если они этого не делают, то нарушителей штрафуют, поверьте, на приличную сумму и даже могут привлечь к административной ответственности. А у нас за свой же мусор не хотят платить.

- Кстати, насчет утилизации. В нашей стране достаточно активизировался бизнес «отходы - в доходы». Перерабатывают пластиковую тару, бумагу и т. д.

- Да, это радует. Но перерабатывающие заводы есть не во всех регионах. Мусор, в основном, продолжают складировать за городом, хотя те же органические отходы с приусадебных участков можно было и не выбрасывать вовсе. К примеру, каждую осень я сжигаю спиленные ветки. Во-первых, дым от такого костра безвреден, а во-вторых, пепел – полезное калийное удобрение для растений. Другую органику, в том числе и опавшую листву, складываю в компостную яму. Через два года – это ценнейший биогумус,  удобрение, очень востребованное у любого цветовода.

- У вас большой опыт цветовода и наверняка приходилось наблюдать весьма неординарные ситуации из жизни растений. Можете рассказать о некоторых из них?

- С удовольствием. К тому же  вы сразу сделаете вывод, что у растительного мира еще много тайн и загадок, которые  только предстоит разгадать.  У меня в оранжерее растет лимонное дерево, которое ежегодно дает плоды. Несколько лет назад оно сильно разрослось и стало мешать другим растениям. И вот каждый раз, когда заходил в оранжерею,  я думал о том, что не мешало бы спилить лишние ветки. Однако руки до этого не доходили. Наконец, появились лимоны. Попробовав созревший плод, я удивился – лимон оказался приторно сладким, как переспевший мандарин. Я первый раз видел такое и даже засомневался в собственных вкусовых ощущениях, ведь в прошлом году все было иначе. Дал попробовать жене и детям. Они тоже удивились необычному вкусу лимона. История, казалось бы, должна на этом закончиться, но поздно осенью я все-таки обрезал разросшиеся ветки  лимона. И когда на следующий год я решил съесть плод с  дерева, то у меня просто свело челюсть - таким кислым он оказался. Получалось, что сладкие лимоны – эта была попытка дерева угодить мне, чтобы я ему не повредил. Но старания растения оказались напрасными, и оно опять вернуло свои прежние свойства.

- А еще я слышала, что когда дерево долгое время не дает плоды, то его надо «испугать». Это правда?

- Дело в том, что любое растение очень чувствует негативную энергию, исходящую от человека. Наука до конца не изучила все эти процессы, но то, что фруктовое дерево, которое не дает плоды, надо напугать, - это не лишено здравого смысла. Как это делается? Под дерево кладут топор и говорят вслух, что если не будешь плодоносить, то тебя срубят. А еще в народе есть метод «каллак». В феврале или марте топором срубаются верхние ветки, оставляется только ствол. На следующий год дерево обязательно дает обильный урожай, причем улучшенного качества. Таком образом дерево борется за свое право существования на этой земле.

- Что могли бы пожелать нашим читателям?

- «Человечество погибнет не в атомном кошмаре - оно задохнется от собственных отходов», - говорил Нильс Бор. Но хочется его перефразировать и крикнуть людям: «Давайте не задыхаться, а дышать ароматами цветов, которые мы сами и вырастим».


Рецензии
Анастасия, Вы знаете, когда я был молодым человеком, то читал и слышал от людей, что узбеки рядом со своей саклей обязательно обработают кетменём свой кусочек земли, чтобы что-нибудь посадить на нём!
А теперь этого больше нет - жаль!
У нас под окнами 9-ти этажки - тоже было всё утоптано до бетонного состояния.
Но лет десять назад люди вдруг на первых этажах потихоньку стали сажать цветы и кусты. Сейчас - уже половина земли летом в цвету! Люди потихоньку начали подсаживать их и на целине!
Думаю, что когда жизнь людей немного улучшилась - их души оттаяли и озаботились красотой природы!
Благодарю Вас за неравнодушие!


Девяткин Вячеслав Георгиевич   20.01.2014 22:54     Заявить о нарушении
Ждем, когда начнут "оттаивать души", пока же в моде только искусственные цветы в кадках и теплицы на ворованном газе - вот и всё отношение к природе.
Спасибо Вам за отклик, Вячеслав Георгиевич.
С уважением и теплом,

Анастасия Павленко   26.01.2014 17:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.