Предпринимательство в России и Америке
Культура предпринимательства у любого народа складывается на основе менталитета и характерных особенностей, присущих этому народу. Есть мнение, что у России и Америки много схожего и поэтому в современных условиях российские предприниматели должны перенимать американский опыт - и будет им от этого счастье. Так ли это?
Считается, что в некоторой степени это так, потому что и Россия и Америка - страны многонациональные. Но пожалуй, на этом сходство между ними и заканчивается. Потому что всё остальное - это лишь различия, достаточно существенные и глубинные. Сделать из России Америку невозможно. Да и не нужно. Потому, что Россия лучше Америки. И потому, что сойти со своего национального уровня можно только вниз, то есть к деградации. Это справедливо для любой страны, но на примере России и Америки это особенно хорошо можно проиллюстрировать. Что, собственно, я и попытаюсь сейчас сделать.
Начнём с русских. Русское предпринимательство берёт начало ещё с древней Руси, когда русские купцы ходили в Византию и в скандинавские страны, русские товары можно было встретить во многих странах Европы. На менталитет русского делового человека накладывало свой отпечаток Православие, влиял семейный уклад и русская соборность.
По православной вере все равны перед Богом: бедные и богатые, правители и подчинённые - все встанут на Страшном суде и будут отвечать за свои дела. Никакое богатство от Страшного Суда не спасёт, равно, как и бедность от Страшного суда не избавит. Богатство не считается пороком, точно так же как не считается пороком бедность. Человек, имеющий достаток и богатство, никогда не осуждается за то, что он богат. Он может быть осуждаем, если ведёт себя развратно, обижает ближних, как-то ещё проявляет себя с нехорошей стороны. Но за разврат и жестокость осуждаем и бедный в равной степени. Однако, одновременно с тем, что богатство не считается пороком, в православии принято считать, что богатому сложнее попасть в Царствие Божие, потому что обременённый своим богатством, заботе о преуспеянии, он может не успевать или же забывать радеть так же ревностно о своей душе. Поэтому помимо равенства в русском менталитете поощряется ещё и благотворительность, меценатство. Богатые всегда были щедрыми покровителями, содержали больницы и богадельни, отдавали большие пожертвования в монастыри и приюты, чтобы своими благими делами приближать себя к Раю. Это естественно, потому что чем больше человек имеет - тем больше с него спрашивается. Быть щедрым и странноприимным для богатого - обязанность, для бедного - подвиг.
Помимо обязанности богатого быть благотворителем, именно среди православных людей было распространено в конце жизни отказываться от богатства и почестей, от власти и известности и уходить в монастыри, принимать постриг и заканчивать свои дни вдали от мира. Естественно, это не было обязательным правилом для всех без исключения. Но такая благочестивая традиция существовала. Среди людей, выбравших подобный путь, есть прославленные святые:
Благоверная княгиня Мария Димитриевна (дочь Димитрия Александровича, внука святого великого князя Александра Невского). По смерти своего мужа князя Довмонта (в 1299 г.) Мария Димитриевна изъявила желание уйти от мира и с именем Марфы была пострижена в монашество в Иоанно-Предтеченской женской обители. Такому же пути последовали преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители Сергия Радонежского. Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича. Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Как сказано в житиях, по распространенному на Руси обычаю под старость принимать иночество и простым людям, и князьям, приняли его и праведные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского.
Ещё один пример: Петр и Феврония Муромские (XIV век) княжившие в Муроме и в конце своей жизни изъявившие желание уйти от мирской суеты и принять монашеский постриг.
Такой взгляд на жизнь и на свою судьбу доказывал, что богатство, не является конечной целью, даже в земной жизни. Богатство - это всего лишь участь, владение и распределение богатства - это дело, которое тебе поручено исполнять.
Западному мировоззрению более чем русскому православному свойственно разделять: "Кесарю - кесарево, а Богу - Божье". В то же самое время, когда достойным финалом жизни для русского было посвящение себя Богу, на Западе господствовала эпоха Ренессанса - XIV-XVI века. Можно сказать, что на Западе служить Богу - надоело. И культура и быт и сама жизнь стали антропоцентричны. Девиз стал: красота и наслаждение сейчас, здесь, в земной жизни, а что дальше будет - неважно! А для удовольствий и наслаждений нужны деньги. Так богатство становится не возложенной обязанностью, а вожделенной целью.
Никто не навязывал Западу атеизм, тем более в принудительной форме, как в России ХХ века, но отношение с христианством сложилось весьма своеобразное. Можно вспомнить характеризующbе это состояние слова Эриха Фромма: "Так же как современные психиатры пекутся о счастье трудящихся, чтобы привлечь клиентуру, так некоторые священники пекутся о любви к богу, чтобы самим оказаться более удачливыми. "Сделай бога своим партнером" - это скорее значит сделай бога своим партнером в бизнесе, чем воссоединись с ним в любви, справедливости и истине. Так как братская любовь заменена безличной ярмаркой, то бог превратился в далекого Генерального директора акционерного общества Вселенной: ты знаешь, что он есть, что он руководит предприятием (хотя, вероятно, оно также могло бы управляться и без него), ты никогда не увидишь его, но ты признаешь его руководство, делая то, что тебе надлежит". (Фромм Эрих. Искусство любить. 2004).
Но вернёмся к России. Помимо православия, очень большое влияние на личность русского предпринимателя и на русский менталитет оказывал семейный уклад. Семья для православного человека - это маленькая церковь. В семье, во временной жизни, человек старался заботами о ближних проложить себе дорогу к жизни вечной, поэтому забота о семье важна была для русского человека особенно. Часто умножение и процветание рода воспринималось как благословение Божие.
Не менее силён был всегда в русском человеке патриотизм, основой которому служит коллектив, соборность, осознание себя членом семьи, общины, народа. Русь сильна в единстве. И вот как раз здесь можно проследить одно из коренных отличий от американского народа.
Русский народ на протяжении своей истории очень часто страдал от набегов иноплеменников. Недаром даже в молитве русский человек постоянно просит уберечь страну Российскую "от нашествия иноплеменных..." Кто только ни покушался на целостность русского государства! Чреда хазар, монголо-татар, немецких рыцарей, шведских захватчиков. Русская нация выросла и повзрослела в атмосфере необходимости всем миром защищаться от иноплеменников - иноверцев. Это в значительной степени способствовало единству и соблюдению общности народа. Потому что без общности Русь не выстояла бы перед внешними захватчиками.
В советский период, уничтожая православную традицию в народе, идеология уничтожала историческую память, извращая её. Уничтожался институт общины, который не нужен был советской власти, т.к. мог быть потенциальным оплотом сопротивления правительственным мерам. Сначала община бела перекроена в колхозы, а через несколько десятилетий и колхозы стали редкостью: их перевели в совхозы - организации не с выборной, а с назначаемой сверху властью. Община фактически перестала существовать и её культурные традиции не помнят уже несколько поколений людей.
Уничтожались прежде всего те три основы в русском человеке, которые формировали его русским человеком.
Перекраивался институт семьи. Родители виделись только ночью: восьмичасовой рабочий день + час на обед + час на дорогу до работы и час на дорогу обратно. Дети воспитывались строго в рамках идеологии специально подготовленными людьми теперь уже не в семье и не в общине, а в специальных дошкольных и школьных учреждениях, где специально подготовленные люди следили прежде всего за правильностью идеологических принципов.
Православие уничтожалось наравне с "богатыми", изживалось всеми доступными способами, начиная от идеологических бесед и кончая физическим уничтожением верующих. Соборность заменили коллективом, чисто внешне который походил на коллектив дореволюционного русского народа. Но в основе советского коллектива было стремление заставить человека перестать существовать для самого себя, думать о ближних и о душе. Он должен был думать о партии и мировой революции и ударно трудиться, получая за свой труд мизерную плату. В то же время, стало процветать доносительство и недоверие, которое так же подрывало веками сложившуюся общность русских людей.
Помимо семьи, православия и общности русских людей, очень сильно пострадали трудовые основы. Трудолюбие русского крестьянина, который в зоне негарантированного земледелия преуспевал и прокармливал и себя и семью, было выбито при помощи продразвёрсток, колхозов и ликвидации частной собственности. Зная, что в любой момент твою единственную корову могут отнять и твой урожай могут экспроприировать, крестьянин просто переставал работать и заботиться о своём хозяйстве. Зачем, к примеру, кормить корову, если её могут в любой момент отобрать? Так, если её не кормить, хоть менее обидно будет, когда её лишишься. И крестьянство в России, точнее в СССР, было поставлено в такие условия, в которых оно очень быстро выродилось. А если учесть, что в 20-е годы прежде всего уничтожались зажиточные крестьяне и середняки, которые трудолюбиво работали на земле и получали с неё урожай, неудивительно, что и выжили в конечном итоге только нищие бездельники, которые и так работать не хотели, и любовь к труду своим детям не в состоянии были привить.
Возвращаясь к изначальной теме, можно сказать, что когда Россия наконец выбралась из советского периода - стало понятно, что старая культура уничтожена, прежний менталитет едва теплится где-то на уровне глубинного подсознания, а у кого и совсем уже не теплится. А жить дальше надо. И вот, растеряв свою культуру, мы стали искать вокруг себя тех, кто бы мог предоставить нам свой способ жизни и хозяйствования. И обратились к Америке.
Прежде всего разница между русским и американцем в том, что американский предприниматель - это индивидуалист. Заселяя Америку, будущие граждане США привыкли к постоянной атмосфере жёсткой конкуренции. Вот приехали переселенцы, вышли на поле с колышками, им скомандовали: "Вперёд!" - и они бросились столбить себе участки. Что успел ухватить - то твоё. Каждый должен быть сам за себя. Потому что если ты не успеешь застолбить себе кусок земли - никто тебе его уже не даст. Меня такой странный способ заселения здорово удивляет, особенно если учесть, что земли в тот момент в Америке на всех было достаточно. Зачем сразу было разводить такую вот соревновательность - не совсем понятно. Но наверное им было так удобнее, чем назначать кого-то, чтобы он ходил, отмерял, выдавал, фиксировал, призывал к порядку.
Время освоения Дикого Запада - это конечно совсем не то, что нам показывают в вестернах. Но ведь дыма без огня не бывает. И раз американцы показывают в своём кино такое вот заселение - значит, в какой-то мере оно имело место. И каждый при этом заселении был сам за себя, мог уйти на свой страх и риск куда-то в прерию и поставить там своё индивидуальное ранчо. Кстати, наверное с той поры в американцах есть привычка селиться далеко от всех. К примеру, сейчас есть целые районы, где каждый дом находится в нескольких километрах от других, и их связывает только шоссейная дорога. Каждый оберегает свою свободу и свой индивидуальный участок земли с домом и совершенно не заботится о том, что вокруг на много километров ни единого человека.
Индивидуализм американцев можно вносить в поговорки и пословицы. Предпринимательство американцев строится примерно по такому же принципу, как оно строилось при освоении Дикого Запада: кто проиграл - не получил ничего. Соревновательность поощряется во всём. К примеру, при приёме на работу. И соревновательность по-американски - это только одно единственное первое место. Ни вторых ни третьих не предусмотрено. То есть, проигравшие буквально не получают ничего, даже если они всего лишь чуть уступают выигравшему кандидату и могли бы принести много полезного форме.
Например, в художественном фильме "Деловая девушка" (режиссёр Майк Николс) как раз происходит вполне характерная для американского делового мира ситуация. Две девушки конкурируют за место в компании. Выигравшая получает и место, и любимого мужчину и признание. Проигравшая выгоняется вон, ни с чем, ни на какой должности её не оставляют и скорее всего она вынуждена будет начинать заново всё с нуля. Конечно, можно сказать, что героиня Сигурни Уивер сама виновата. Но такое положение - норма для американцев. Если бы проиграла её соперница - тоже бы ничего не получила, в том числе и лишилась бы того, что уже имеет. Может быть, для американского бизнеса это и нормально, жить по принципу "Выживает только сильнейший". Но подобная соревновательность не видится мне абсолютно честной и уж тем более привлекательной. Она откладывает свой отпечаток на человеческую сущность. Исследователи американского менеджмента, в частности А.В. Карпов, отмечают, что если в американской фирме одному работнику повысили зарплату - все остальные будут ощущать себя так, будто их зарплату понизили на ту сумму, которую получил поощрённый работник. Поэтому все заработные платы держатся в секрете, чтобы не вводить никого в состояние депрессии. Не могу признать, что такой вот подход к управлению кажется мне нормальным.
Американский индивидуализм чужд для русского человека. Пусть у нас теперь есть какой-то индивидуализм благодаря советской власти, но он совсем иной - у него иные корни и всё же он не так сильно развит. Чтобы получить американский индивидуализм, русскому нужно 300 лет из поколения в поколение жить в условиях Америки.
И именно в Америке, а не в России. В Америке больше гарантий - большая часть страны - зона гарантированного земледелия, мягче климат, легче условия жизни. Этому самому "проигравшему неудачнику", которому нужно начинать с нуля в Америке начать с нуля гораздо проще, чем в России. И потому предпринимательство Америки, несмотря на такие жёсткие условия, процветает. С такими жёсткими условиями Россия не справится. Это страна совсем другая - малоплодородная почва (на большинстве территории), суровый климат. Российское предпринимательство, хотя и конкурировало неизбежно между собой, но всё же держалось на русских основах той же общности, взаимопомощи и соборности.
Россия выдержала не одну войну, навязанную ей извне. И выстояла, потому что была сильна единством. А единство России стояло на её менталитете, на православной вере, соборности и патриотичности. Сможет ли США выжить хотя бы в одной подобной войне и не развалиться? Неизвестно. Но наверное недаром американцы так панически боялись "советской угрозы". Почитайте произведения Тома Кленси, которые написаны до развала Союза и которые написаны уже после, когда в России вовсю шла перестройка и кое-как складывалась демократия. Вы увидите заметную разницу. Если в книгах, в которых фигурирует СССР, о нём говорится очень уважительно, как о сильном и страшном противнике, которого стоит опасаться, то в книгах, написанных после развала Союза, никакого уважения нет. Появляется нарочитое пренебрежение. Можно истолковать этот оборот по-разному. Я предложу один вариант, который лично мне кажется правдоподобным: "А что их (русских) теперь бояться, когда они сейчас изо всех сил пытаются "дотянуться" до Запада?"
А действительно, чего нас бояться? Сейчас нам быстренько привьют всё западное, окончательно разрушат остатки нашего национального менталитета, разобщат нас окончательно и бесповоротно - и мы будем никому не страшны.
Да, советский период нанёс России и русскому менталитету колоссальный урон. Мы разучились хозяйствовать, разучились делать дело, разучились руководить, разучились создавать семьи, разучились верить. Но может быть, стоит в качестве основы российского управления взять то, что было в самой России до октября 1917 года? Может, не нужно искать вокруг себя, у американцев, англичан, немцев, китайцев, японцев, эфиопов способов вести наши дела в нашей стране? Ведь это - наша страна. У нас есть всё, что нам нужно. Мы всегда и во все времена умели постоять за себя и за своих ближних, умели вести дела, умели жить и обустраивать свою жизнь. Если за прошедшие 70 советских лет мы что-то забыли - достаточно просто обратиться к истории и вспомнить. И выбрать то, что всегда было хорошо для России.
А Америка пусть сама решает свои проблемы. Просто копируя её проблемы, которых у неё достаточно - мы не решим свои собственные.
Использованная литература:
Жития святых в изложении святителя Димитрия, митрополита Ростовского. - М.: Терра, 2007.
Ключевский В. О. История России. Статьи. - M: OOO Издательство АСТ, 2003. - 464 с.
Никифоров Г.С., Почебут Л.Г. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект. // Психология менеджмента / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. - Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - С. 15-52.
Смирнов П.И. Управленческая мысль в России. // Психология менеджмента / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. - Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - С. 53-87.
Фромм Эрих. Искусство любить. - СПб.: Азбука-классика, 2004.
Свидетельство о публикации №209060200977
Всё вами высказанное, описанное имеет место.
Но у вас есть один маленький недочет. Вы совершенно не принимаете в расчет генетику. Очень часто исследователи связывают особенности национального характера,
менталитета природные, исторические условия. А на самом деле?
"Чтобы получить американский индивидуализм"..
Русские НИКОГДА не получат американский, вернее - англосаксонский индивидуализм.
Вот здесь, в данной ситуации уместна фраза - сделаны из разного теста.
Самое удивительное - все северные народы вышли из одного корня. В конечном счете все они выходцы из Маньчжурии. Естественно, с некоторыми примесями. (Так может - в этих примесях и всё дело?). Но так или иначе - здесь имеют место некоторые нюансы.
Грубо говоря - у русских в национальном характере преобладает тюркское, а у англосаксов - финно-угорское.
Уверяю вас, я - лицо совершенно незаинтересованное, постороннее, такие понятия, как национализм, патриотизм, приоритеты... для меня не существуют. Если и заблуждаюсь - то заблуждаюсь совершенно добросовестно, непредвзято.
Так в чем особенности русского духа и англосаксонского? Заметьте, я не говорю - славянского, я говорю русского. Потому что русский национальный характер имеет столько же общего с другими славянами, как и с романцами (молдоване, румыны, итальянцы, и прочие французы с испанцами..).
Юсуф Айбазов 28.02.2015 20:12 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
С уважением,
Маргарита Гуминенко 01.03.2015 13:03 Заявить о нарушении
Если очень коротко и схематично, 5-6 тысяч лет назад началось движение с соременного Северного Китая, Маньчжурии движение на запад.
Движение это приостановилось лет четыреста назад с русской экспансией на восток.
Так вот, на территории современных Коми, Скандинавии образовался этнос, который в последствии к началу нашей эры распался на народы, которые мы называем финно-угорским.
Понятно - с юга тоже постоянно подтягивались семитские народы, видимо, были и аборигнные племена, произошло, как, впрочем, и везде, смешение, но у германских народов преобладает финно-угорский комонент. Как во внешности, так и в национальной психологии, духе народа..
В чем особенности этого духа? Можно было бы рассмотреть по нескольким параметрам отдельно, но это долго. Просто перечислю. Аккуратность, принципиальность, отсутствие совести, отсутствие алчности, высокая дисциплина, отсутствие жалости, сострадания..
Юсуф Айбазов 01.03.2015 13:51 Заявить о нарушении