C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Дядюшка Берни и Евреи

Прошу относиться к переведённой ниже статье с юмором. Без злопыхательства или праведного гнева. Именно так её писал автор.


Дядюшка Берни и Евреи.

Джозеф Эпштейн
Журнал Ньюсуик 19 Января 2009 года

Берни Мэйдофф источал тихую, но глубокую уверенность, которая приманивала к нему инвесторов как свет бабочек. Мне не пришлось встретиться с Мэйдофф лично, но я встречал немало людей его психологического типа: невысокие, с фигурой нисколь не напоминающей Аполлона, одетые в дорогую но безвкусную одежду.

В них нет ничего бросающегося в глаза. Они выглядят вещью в себе. В них скорее видишь заботу, чем угрозу окружающим. Всё их существо говорит о том что они обладают знанием некоего секрета: они начали свою карьеру с нижнего этажа общества, они знают правила большой игры: и если ты им понравишься - они позаботятся о тебе. Они расшифровали магию денег но они не хотят кичиться этим, всё находится под их контролем. Конечно, как мы недавно узнали в ходе финансового кризиса США, на самом то деле они не контролируют ситуацию - никто её не контролирует.

Археологу человеческих душ потребуются десятилетия для того, чтобы докопаться до сути Берни Мейдоффа, снять один за другим наслоения второстепенных "пород". Попробуйте вообразить себе безумный восторг наполнявший его душу, пока он надувал мировое сообщество, панику, охватившую его когда он почувствовал дуновение воздуха от опускающегося топора, ужас смешанный с облегчением, испытываемый им сегодня, когда он стал вехой, фигурой, махинатором мирового масштаба. Где то там, рядом с Сашей Ставицким, чьи никчёмные бонды почти разорили Третью Французскую Республику. Разве что какой-нибудь великий писатель однажды в будущем сможет погрузиться в глубины психики Мейдоффа и прочесть его душу.

Что до всех нас, простых смертных, всё что мы можем сделать - это посмотреть на разрозненную информацию, оказавшуюся на поверхности масс медиа и попробовать обобщить их. Одной из значительных тем мы можем назвать ситуацию, где Мейдофф ободрал как липок своих собратьев по религии  - евреев. Берни "освободил от богатства" многих, но невооружённым взглядом видно, что особенно он "благоволил" к еврейской диаспоре. Таковой факт невольно привлекает внимание.

Первая мысль, наверняка промелькнувшая в головах большинства Американских евреев после первых сообщений о крушении финансовой пирамиды Мейдоффа, была - это всё плохо для евреев. Поколение Мейдоффа да и моё тоже, хорошо знакомы с антисемитизмом а потому видеть главным виновником 60 миллиардной пирамиды еврея означало новый всплеск ненависти к таковым. В соответствии с бессмертным антисемитским стереотипом, евреи, помимо всего прочего
грамотны в вопросах денег, обладают гибкими этическими взглядами, великолепные финансисты когда нужно переложить деньги из одного кармана в другой. Мейдофф, к сожалению вписался в этот типаж на все сто.

Но ободрав собратьев по религии, которые всё ещё относятся друг к другу как к отдалённым членам семьи, Мейдофф невольно помог затушевать стигму антисемитизма. Этакий сукин сын, обирающий и наших и ваших. И этот эпитет , скажу я вам есть не что иное, как эвфемизм того, как многие евреи воспринимают Берни, разорившего многие еврейские благотворительные организации - Хадасса, Университет Иешива, Фонд Илии Визеля и проч. - многие из таковых закрыли свои двери навсегда. Являясь оригинальной версией Робин Гуда, Мейдофф ограбил бедных и присвоил деньги.

Интересно, не приведёт ли Мейдоффский трюк к ВАСПификации богатых американских евреев? Как сказал Милтон Химмельфарб: "Американские евреи зарабатывают как Епископалы и голосуют как Пуэрто Риканцы."Но за прошедшие десятилетия процветания некоторые евреи и жить стали как Епископалы, во всяком случае именно так они представляют себе жизнь Епископалов. Молодые поколения евреев дают своим детям ВАСПоподобные имена, так что нередко можно услышать имена типа Тайлер Гинзберг, Макензи Розенталь, Хантер Фефферман, Келли Рабинович и прочие нелепости.

В процессе Епископализации гольф стал манией для многих евреев - или mishegross на Идиш. В их видении Валгалла выглядит как кондоминиум рядом с полем для гольфа в неприметном месте с тёплым климатом. Есть у меня даже приятель, который (преуспев на финансовом поприще) является членом 10 гольф клубов по всей стране, таким образом он может играть в любой своей поездке.

В гольфе, с моей точки зрения, есть что то глубоко тривиальное, несовместимое с образом еврея, поскольку евреи привыкли относиться к себе всерьёз. Ну подумайте сами. Четыре часа махать клюшкой, гоняя по полю маленький шарик, и надеясь к концу игры ударить по нему на два раза меньше чем в прошлый раз? Нет нет и нет! Прошу прощения но это не по еврейски. Наши деды и прадеды не для того выжили в погромах и борьбе с царской армией, чтобы их потомки в штанах цвета персика, шиповках Найки в восемь утра как штык стояли на поле с клюшкой. Еврей должен учиться, полемизировать, работать, думать, делать деньги, пытаться понять, почему Бог отвёл на долю евреев столько испытаний.

Если Мэйдоффские выкрутасы отвлекут евреев от рутины гольфа, возможно это не так и плохо.

Другое позитивное влияние аферы Мейдоффа заключается в том, что множество трастов, созданных богатыми евреями для своих чад прекратят своё существование. Наличие такового траста делает жизнь молодого еврея слишком лёгкой, они теряют свою "евреистость" по причине отсутствия необходимости работать не покладая рук, а вместе с отсутствием таковой исчезает и конкурентоспособность. Одно дело жить на доходы от своих инвестиций, совсем другое жить на доходы от инвестиций, которые ты лично не зарабатывал.

Продираясь через дебри из тысяч слов, написанных об афере Мэйдоффа, я неоднократно думал, попался ли бы я сам на удочку Мэйдоффа если такая возможность подвернулась бы? Нетрудно представить как близкий друг ввёл бы меня в круг Мэйдоффа, его фирма согласилась бы принять мои средства под своё крыло, как я попивал бы кофе, глядя как сумма моих инвестиций в отчётах расла постоянно и существенно.... до того момента когда я понял что меня сделали. Единственная причина по которой этого не случилось - так это та, что за свою долгую жизнь я не смог набрать 4 миллиона долларов - минимальный вступительный взнос в кассу дядюшки Берни.

Мой отец говорил мне не раз, что неплохо иногда быть обманутым. Обман, говорил он, учит смирению, напоминает что не такой уж ты умный; а это хорошо для умственной гигиены. Отец Джона Рокфеллера Старшего говорил что он обманывал своих детей при любом удобном случае; это сделало их сообразительнее и привело к всем нам известным результатам. Сделает ли обман Берни Мэйдоффа умнее всех тех людей, которых он обвёл вокруг пальца, включая заметных фигур еврейской диаспоры в США?

Несколько недель тому назад я разговаривал с историком, эмигрантом из Венгрии, который, как человек старомодный, любит смотреть на вещи в их перспективе. Он предложил мне написать книгу об изменениях в еврейском обществе в Америке в 20-м веке. Таковая книга описала бы насколько ценен  вклад евреев в науку, искусство, журналистику, развлечения, торговлю, образование. "Это большая тема" - сказал он - "и требует большой книги. Но ты конечно знаешь, что концовка этой книги уже написана. История евреев в Америка закончена."

Он не сказал напрямую почему, поскольку это и не нужно. Американские евреи потеряли ту могучую энергию, которая сделала их существенной силой в Американском обществе. Слишком много стало Тайлеров, Макензи, Хантеров и Келли, слишмом много межнациональных браков, слишком много гольфа, слишком много молодых людей живущих на деньги из родительских трастов. И чем больше они ассимилируются,сказал мой друг-историк, тем меньше   Американские евреи будут представлять собой единую группу играющую выдаюшуюся роль в жизни Америки.

Что приводит нас снова к Берни Мэйдоффу, кто преподнёс нам ценный, и очень дорогой урок. Услугу, которая показала его собратьям по религии, среди прочих, что воды жизни не столь тихи, какими кажутся. Они кишат акулами, и барракудами и иными неприятными видами животных, некоторые из которых пытаются продать нам ценные бумаги, и безопасность вложения наших денег, но на самом то деле, они хотят съесть вас заживо, дорогие Тайлер, Макензи, Хантер и Келли. А потому вам лучше понять что жизнь не будет спокойным плаваньем по течению, которое принесёт вас прямо к дому. Если вы мне не верите - спросите Дядюшку Берни.

Перевод Виктора Урусова

Июнь 2009

Такома


Рецензии
Боюсь, что российский читатель не поймет эту статью. В ней очень много из американской жизни, что требует весьма экстенсивных комментариев. Например, фраза "Интересно, не приведёт ли Мейдоффский трюк к ВАСПификации богатых американских евреев?" - совершенно темна для россиянина. Тут надо знать, что ВАСП - это WASP (White anglo-saxon protestant)- Белые англосаксонские протестанты. Но и это мало что говорит россиянину. Надо еще и знать, что это был правящий класс до самого последнего времени. Именно эти люди составляли ядро американской аристократии, члены загородных клубов и любители гольфа.
Это я не к тому, что не стоило переводить, нет. Просто этот текст требует громадных комментариев.

С уважением,

Михаил Абрамов   06.06.2009 03:42     Заявить о нарушении
В целом, вы правы, Михаил, но хочу изложить свой взгляд на поднятый вами вопрос.

Все мои переводы есть побочный продукт познания мною Мира. Я не гонюсь за рейтингами, никоим образом не афиширую эту информацию. БОльшая часть траффика на моей странице идёт через поисковики Интернет, причём из совершенно разных стран. То есть большинство читателей ищет информацию по той или иной теме имея уже определённый запас терминов и понятий.

Идёт ли разговор о финансовых производных, определённом писателе, эволюции видов или Мосинском кавалерийском карабине - люди ищут информацию именно по этому вопросу.

Опять же на вашем примере, вы прекрасно понимаете о чём идёт речь - и этого для меня достаточно, как для переводчика. Статья очень интересна, ведь не часто можно найти информацию по столь деликатному вопросу, поскольку подобные вопросы обычно решаются внутренне без выноса на публику. И написана с очень характерным чувством юмора, который, мне, по причине разницы языков к сожалению не всегда удалётся передать.

С уважением

Виктор

Виктор Урусов   07.06.2009 05:11   Заявить о нарушении
Вмктор, я как раз о том и говорю, что юмор статьи, даже если вы его передадите соверщенно адекватно, почти полностью ускользнет от русскоязычного чмтателя. Он сосредоточится на ключевых словах "Мейдоф", "евреи". Я не читал оригинал, но и так понятно, что в статье очень много уровней подтекстов. Какие-то из них я уловил, но американец, конечно, понимает намного больше. Это не статья для рядового читателя. Если даже вы не пишете для "рядового", то он все равно читает - и понимает неправильно. Поэтому я и говорю, что нужны комментарии.

Михаил Абрамов   07.06.2009 05:40   Заявить о нарушении
Михаил, когда я нашёл ссылку на оригинал статьи, я впервые увидел "feedback" на оригинал в Интернет. Взгляните - англоязычные читатели не поняли мыслей автора тоже :о) Или не захотели понять.

Виктор Урусов   07.06.2009 07:29   Заявить о нарушении
Виктор, я прочел несколько комментариев и совершенно с вами согласен - люди абсолютно не поняли статьи. Я думаю дело в том, что те, кто понял - это люди ироничные, а они редко комментируют, тут нужен более высокий градус темперамента.

Вообще, я заметил, что ирония почти недоступна публике. Например, 150 лет после написания "Мертвых душ" Шукшин обратил всеобщее внимание, что в птице-тройке сидит-то Чичиков! А возьмите "На дне" Горького. Ведь кто заявляет "Человек - это звучит гордо!", "Надо уважать человека!" - это же Сатин, шулер! Разве это не напоминает хорошо знакомое "Ты меня уважаешь"? Но никто не чувствует и не играет эту иронию. Конечно, ирония много трудней, чем патетика.
У меня в одном рассказе есть упоминание "Слета лесбиянской мысли" во времена перестройки. Никто и глазом не моргнул.

Всего Вам наилучшего,

Михаил Абрамов   07.06.2009 21:00   Заявить о нарушении