От сколы к школе

От сколы к школе

1.Наши древнейшие школы

С каких пор вести историю воспитания и образования, педагогики и психологии в различных странах планеты ?! С момента появления на землях этих стран первых людей.
Бывших обезъян, сотни тысяч лет назад ?!
Отчасти да, если исследовать процессы воспитания в сообществах развитых приматов. Там свои педа-гоги (детей-вожди) и психо-логи (эмоций знатоки, уровня волхвов и шаманов).

Безусловно – точнее всего – вести такую историю с появления на этих землях людей современного типа 40 – 60 тысяч лет назад (в Америке, Новом Свете  около 20 тысяч лет назад, хотя и там вероятно удревление дат появления «хомо сапиенс»).

Геродот почти 25 веков назад отметил, что общим самоназванием скифов было – сколоты (Б.А.Рыбаков допустил смысл – «люди одного круга», как затем для «слы-вен» - послы венов, венедов). Для древних греков «сколиас» - кривой, лукавый, хитрый. Для славяноведения убедительна линия сколоты – скловены – сакалибы (так называли арабы северян) – славяне. Для некоторых лингвистов привлекательнее соотносить «сколоты» и «холопы» (младшие, зависимые, воспитуемые как «скулящие», щенки). 
 
C:\MOI_DOK\Образование\ОРУЖИЕ И ОХОТА.files\1999_5_10.files\10_8.jpg
При всех подходах все же настораживает созвучие «сколоты» и «скола» (школа, шуле, скул – у индоевропейцев). Не были ли сколоты приверженцами какой-то единой школы, единой системы воспитания и образования, педагогики с очень давних времен ?! Например, с позднего палеолита.
И перед тем, как перейти к подробностям, выстроим кратко общую линию рассуждений. С какими же школами пращурам-землякам россиян и их соседей за тысячи лет приходилось сталкиваться.

Школа жизни. Ее в истории любого образования и воспитания надо учитывать обязательно. И в любой стране.
Это многотысячелетняя сумма всех школ, которые – к примеру - проходили все народы Скифии (будущей России), включая и население округи гор Рип (ныне Валдайских гор).
Образ жизни скифов дал древним грекам и другим народам 17—25 веков назад, десятки пословиц и поговорок: «Вымыть Пелия» (искупать в горячих чанах), «Хромой сделает отлично!» (страдающий постарается), «Камешки — в колчан!» (веди счет хороших и плохих дел), «Сесть на шкуру» (просить помощи у всех), «Опояшь живот» (подтяни пояс, будь готов к испытаниям), «Волк бежит от орла» (пеший прячется от всадника)... Эти пословицы связаны с бытом и историей и наших пращуров-земляков. Ведь невры — волхвы — славились своими «вол-кованиями», масками волков еще во времена Геродота. Неревский конец прославился и уровнем грамотности в Новгороде, дал первую берестяную грамоту.
Римский писатель Фолосторгий (365—425) отмечал, что под давлением таких волков-гуннов некоторые народы Скифии «поднялись с родины и переправились мирно на римскую землю. Эти гунны — вероятно тот народ, который древние называли нев-рами, они жили у Рипейских гор, из которых катит свои воды Танаис (Дон)...» (Вестник древней истории: ВДИ. 1948. № 3. С. 281). Ныне научно признается, что славяне составляли в 5 веке заметную часть гуннов, знатные люди среди которых (типа боярина Онегесия, посла Эслава) были грамотными и образованными.
 
Рис. «Волкование» северян при луне. Петроглиф неолита
Нарци (невры, нервии) за тысячи лет своей истории много раз меняли основные базы обитания: Вавилон и Нерик Хеттии (ныне Турция), Наири на Кавказе, Норик и Дуная и Неврида у Борисфена (Днепра)... Римлянин Плиний в I в. н. э. заметил «невров, от которых вытекает Борисфен» (49. № 2. С. 283).

 
Культовая личина ? Петроглиф неолита
Солин в III в. это подтвердил, что — как бывшие скифы и будущие русы — они «вместо кумиров чтут мечи» (49. № 3. С. 242). Марцеллин в IV в. уточнил, что Борисфен «берет начало на горах Нервиев» и изобилует «первоначальными истоками» (С. 289, прим.). По русским летописям, это — округа Оковского леса, где и сходятся многие древние водные пути.
 
Возможные культовые пещеры гипербореев
Доказывать, что невры-нервии — одна из групп праславян, является ломкой в открытую дверь (Доватур и др. История.., с. 448; указ.; РдР, I. С. 9—12). Но некоторые :ученые это упорно игнорируют (HBI, с. 45). Хотя связанная и со славянами культура длинных курганов распространялась к Валдаю и Ильменю в IV—VI вв. во многом из округи истоков Борисфена (Седов. Славяне в раннем средневековье, с. 212), да и Рудона (Западной Двины). Волку здесь от орла бежать просто некуда. Правда, можно попробовать к Нередице и озеру Нерецко, к Неревскому концу Новгорода с первыми берестяными грамотами.
 
Культовые сооружения гипербореев ?
Но кому из неомасонства нужна такая школа жизни, которая работает на оздоровление самосознания потомков сколотов ?!
 
C:\MOI_DOK\Образование\Исторический портал Historic_Ru - Галерея Гиперборейской цивилизации - Гора Нинчурт_ Руины Гипербореи.files\giperb8.jpg

История образования является частью всей истории, включая историю экономики и прочие сферы жизни. Как природа образовывала сообщества первых людей и создавала человека, так и первобытные сообщества десятки тысяч лет назад образовывали подрастающие поколения. Образование — это общая и специальная подготовка людей всех возрастов, начиная с ранних, к жизни и труду; освоение человеком культуры как в сообществах, так и самостоятельно. Самообразование и ныне остается очень эффективным во всей системе образования.
 
Скульптурка Венеры палеолита (Автстрия. Около 30 тыс. лет назад)
Множество женских фигурок периода 25 – 35 тысяч лет назад указывает в разных странах на особое почитание женщин, на активизацию культа Родины-матери в натуральном воплощении. И – конечно – женщины играли существенную роль в воспитании новых поколений.
Социальные группы (первобытная семья, род, племя и т. п.) сотни тысяч лет назад налаживали строгие и эффектив¬ные виды образования, обеспечивавшие передачу необходи¬мых знаний, умений и навыков от поколения к поколению. Археологические находки во многих местах планеты, включая и земли России, показывают достаточно высокий уро¬вень образования 30—50 тысяч лет назад.
 
C:\MOI_DOK\Образование\Исторический портал Historic_Ru - Религии мира - О культе Афродиты на Тамани.files\st24_02.jpg
Выпускными «экзаменами» тогда были «инициации» (таинства, посвящения, активизации) — различные испытания юношей и девушек на их готовность ко взрослой жизни. Подросткам открывались реальная история и мифы народа, его святыни и законы (они обычно запоминались устно и напевались, звучали как «наказы» типа библейских). Закаливание, умение переживать трудности и находить выходы в любых испытаниях — многое требовалось для формирования личности. Уже десятки тысяч лет назад. И иногда это было высшим образованием своего времени – такие посвященные подростки готовились к деятельности вождей и жрецов.
От древнейших инициаций немало перешло мировым религиям. Купания в холодной воде — христианское крещение. Обрезание крайней плоти — иудаизм и ислам. Сдавливания священным шнуром — индуизм... Забыть этот огромный многотысячелетний пласт истории образования и воспитания (обучения и закаливания) — забыть самое начало и - по сути - все.
Все, что умели делать люди в каменном веке, вплоть до скульптурок и рисунков на стенах пещер — это результаты образования людей каменного века. С этого историю образования и воспитания надо начинать всегда и везде.

Школа Промысла. Эпический Прометей — Промысел, Провидец, способный предвидеть будущее и указать к нему надежный путь. По эпосу греков, именно Прометей налепил множество первых людей из глины, а Афина (София) прикрепила каждому бабочку — душу. Глины и бабочек до сих пор и на российской земле хватает. Многотысячелетнее существование «школы Промысла» обилием находок подтверждают и археологи. Их поддерживают лингвисты.
Первые люди, заселявшие и земли будущей России, неизбежно оказывались детьми Промысла и Афины (Опыта и Мудрости: Мысли), попадали в «школы» античных богов и героев. Геи (Земли) и Урана (светил и звезд), Хрона (Крона: времени) и Реи (света, реки)... Жадно учились у всех, учились понимать и беречь всю природу, жить в ладах с ней и своей со¬вестью.
Прометей научил людей устойчиво пользоваться огнем. Следы его «школы» обнаруживаются и на десятках стоянок каменного века в любой области. Даже энциклопедии отмечают, что он учил людей строить жилища и
использовать металлы (БСЭ. Т. 21. С. 76). Археологи следы тех жилищ и металлов находят во многих местах России. С учетом осколков горшков, и каменных орудий труда, всех находок — миллионы.
Уже 5 – 7 тысяч лет назад., проходя школу Промысла, наши пращуры-земляки занялись земледелием и скотоводством, улучшали качество горшков и многих других предметов, которыми вечно пользовались. Наблюдение работы мастера и самостоятельное повторение — это входило в основу образования той поры. Если бы люди не перенимали у старших и умелых положительный опыт, будущего у этих людей – и нас с вами - не было.
 
C:\MOI_DOK\Образование\Исторический портал Historic_Ru - Галерея Гиперборейской цивилизации - Наскальные рисунки вблизи Онежского озера.files\giperb2.jpg
Находки археологов — свидетельства и результаты древней системы образования наших пращуров-земляков. Всевозможные знаки на предметах 20 – 30 тысяч лет назад говорят, что эти пращуры уже умели считать, пользовались привычными мерами измерений — палец, ладонь, ступня, локоть, шаг, сажень (размах рук). Прометей неизбежно учил промечать, вести дела по каким-то наметкам и планам. Афина задумывала и вдохновляла, а Прометей продумывал до конца и создавал. Иногда имя Прометей получают клубы, магазины, пред¬приятия. Создателя деятельных людей  нам никак не забыть.

Школа Хирона (см. выше - иллюстрации)

Гимнасий в Милете http://ancientrome.ru/publik/art/tolstoy/et01-02-2.htm

Цента;вр (Кентавр) (лат. Centaurus) — созвездие южного полушария неба. Согласно греческим мифам, кентавр, попавший на небо, — это бессмертный мудрый кентавр Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры, знаток науки и искусства, воспитатель греческих героев — Ахилла, Асклепия, Язона. Хирон – важная фигура в астрологии. Был бессмертным, но добровольно сошёл в Аид после страшных мучений от ранения отравленной стрелой.

Кентавры – символы одомашнивания лошадей, регионом чего были степи от низовий Дуная до Сибири. Для античных греков они олицетворяли угрозы с севера,  являлись горными и лесными божествами, связанными и с дикой природой северной Греции.
Хирон  почитался как мудрое существо, которому особенно хорошо известны целебные травы и приемы воспитания. Этим славились именно северяне, из которых жители южных городов и набирали "детей - водителей" (педа-гогов).
Есть разные версии происхождения Хирона. Его родителями выступали сам Кронос (морем Крона считалась Балтика), во образе коня вступивший в связь с женщиной, и Филира. По другой версии, отец Хроноса  — Посейдон (образно: «посев Дона»). Хирон  связан с образованием  величайших героев древней Греции: он выступает в роди воспитателя Ахилла (признавался царем скифов в источниках с 7 в. до н.э.), Асклепия (Эскулапа), Аполлона (бога гипербореев), Язона, Патрокла, Пелея, врачей Подалирия и Махаона, прорицателя Тиресия, Ипполита.
В качестве воспитателя Асклепия, Подалирия и Махаона является родоначальником медицины; в Фессалии довольно долго существовал род, в котором врачевание было наследственным искусством и который считал Xирона своим эпонимом-родоначальником. Ему приписывалось открытие различных целебных корней и трав, которые по его имени получили свое название у древних натуралистов (Bryonia alba, Ferula opoponax).
Смерть Xирона, в первом цикле связанная с его происхождением как кентавра, изменяется соответственно общему облику его. По одной версии, он погибает жертвой своей любознательности, желая испытать на себе действие яда (желчь лернейской гидры), которым были пропитаны стрелы Геракла. По другой он отдает жизнь за Прометея, который будто бы мог сохранить свое бессмертие только если кто-либо из других бессмертных согласится, за него умереть. И в том, и в другом случае смерть X. была геройская, и боги вознаградили его за нее тем, что поместили на небо в качестве созвездия (Sagittarius, стрелок). Более благородный, чем все остальные кентавры, X. и в изображениях своих должен был отличаться от общего типа.
Действительно, на некоторых вазах (напр. Луврская ваза) он изображается с человечьими передними ногами, так что спереди он не отличается от человека. В качестве полубога X. имел свой культ, который в упомянутом выше роде врачей был семейным, а в целом ряде местностей Фессалии, Аркадии, Лаконии и друг. (в последних двух — позднего происхождения) носил общенародный характер. Следами его остались довольно многочисленные географические названия в местностях, так или иначе связанных с именем его самого или его сына Кариста. Этимология его имени показывает связь со словом ;;;; — рука, чем, очевидно, подчеркивается ловкость, умелость мудрого кентавра.
Ср. Mannhardt, "Antike Wald- und Feldkulte"; Usener, "Griechische G;tternamen"; Welcker, "Kleine Schriften" (т. III. стр. 1); Preller, "Griehische Mythologie" (т. II, 9 — 16).
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/110293/Хирон

Имя кентавра-воспитателя созвучно Харону  Charon, ;;;;; – сыну Эреба и Ночи, старому перевозчику душ в подземное царство Аида (Плутона), что связывали с верховьями Танаиса (Танатос при этом – крылатый ангел смерти). Харон перевозит через реки ада тени погребенных умерших .  Он получал в виде платы за перевоз (;;;;;;;) один обол, который умершему клали в рот. Живых он мог перевозить только в исключительных случаях. Verg. A. 6, 295 слл.; 2) X. из Лампсака, см.

Обе символические фигуры почитались и в северном Причерноморье, где в городах были свои гимнасии – центры воспитания молодежи. Ольвия, Херсонес, Пантикапей (Керчь), Фанагория, Танаис… Планировкой они напоминали гимнасии других греческих городов, включая тесно связанный с югом Скифии Милет.


Школа сколотов. В самом начале это слово мы уже напомнили. Сколоты — самоназвание скифов у Днепра (Борисфена) примерно 35 веков назад (Доватур А. И. и др. Народы нашей страны в «Истории» Геродота, с. 210). Ученые нередко связывают его с именем скифского царя Коло-ксая, внука Зевса и дочери Борисфена. По эпосу, из скифов-сколотов были князья Словен и Рус, основавшие около 2395 г. до н. э. города у озера Мойско (Ильменя). У истоков Волхова из Ильменя известно неолитическое селение Коломцы, а в эпосе Колоид (Калаид) — один из крылатых сыновей Борея (бога северного ветра, жившего на горах Рипах), участник похода аргонавтов к горам Рипам (HBI ЭНО, с. 24—25).
«Коло» — священный круг со времен каменного века, символ Солнца (Ра), глубокого просвещения и знания. В него разрешалось вступать «посвященным», избранным, «отличникам», тогда как для подавляющего большинства вершиной возможного оставалась «околица» (или «околесица», что при отсутствии настоящих знаний приходилось нести). Символика школы «коло» подробно рассмотрена в книгах по язычеству академика Б. А. Рыбакова и в других подобных изданиях. «Кол на голове тесать» — вразумлять самого отстающего, проказника — «шкоду». Но кол у ряда народов — и высшая оцен¬ка.
Обучение в разных «кружках» широко распространено и ныне, хотя «кружки» могут иметь и очень солидные названия. Но «коло» доверялся лишь тем, кто мог «школить» и «вышколить», воспитать настоящего «сколота» (Древнейшие государства... 1987. М., 1989, с. 233—237). Тогда <холопы» превращались в хороших «хлопцев», которые даже из невольников на чужбине привлекались в педа-гоги («детей вожди»).
Выходцев из Скифии было немало среди невольников в Афинах и Риме. Они нередко и привлекались—что знают и школьники — к воспитанию детей, явно веками проявляли себя как добротные педагоги (Вигасин А. А. и др. История древнего мира (6 кл.), с. 168, 166, 173). Южане во II тыс. до н. э. и называли державу наших пращуров «стра¬на Гага» (Гога и Магога, князя Роша — в библии).
Сколоты — будущие «сакалибы» (у арабов) и «скловены» (славяне у византийцев) — явно имели эффективную систему воспитания и образования, позволявшую державе «князя Роша» достигать впечатляющих успехов в древней истории. В итоге - слову «школа» в русском языке хотя бы несколько тысячелетий. И наши пращуры явно способствовали утверждению этого фундаментального понятия во всем индоевропейском мире, что ныне доминирует на планете. Уни-верси-теты, ака-демии, ликеи появились много позже. И на основе школ, схолий, «схкул».


 Школа Софии. Деревянный храм Софии (989 г.) был местом христианского образования в Новгороде с Х в., со времен князя Владимира. Училище (а по размерам – около 300 учащихся – и средневековый университет) Ярослава Мудрого, возникшее в 1030 г., тоже больше ориентировалось на этот храм, или на княжий двор, так как каменный собор был построен лишь в 1045— 1050 гг.
Правда, не всегда подчеркивается, что София (Мудрость) в средние века заменила образ Афины – мудрости Зевса. И почему первые храмы Руси 10 – 11 веков посвящались не Богоматери, Богу-отцу и Христу, а именно Софии – и как «святому духу» ?!
Культ Софии примерно с IV в. в Византии постепенно вытеснял почитание Афины (мудрости Зевса), распространенное у Азовского моря и севернее задолго до нашей эры (Античные государства Северного Причерноморья, с. 382). Со времен скифского царя Антира, победившего в VI в. до н. э. Дария I, античные философы и софисты наводняли Скифию (НВЗ ЭНО, с. 28).
Слову «софист» ныне придан негативный смысл — лжемудрец, нарушитель законов логики. Но во времена Антира это — умелец, изобретатель, мудрец. Такими были многие скифские философы, начиная с Токсариса и Анахарсиса (НВ2 ЭНО, с. 33—41). Токсарис славился врачеванием. Ана-харсис — изобретением совершенных гончарного круга и якоря (тип которого распространен и в наши дни). Античности известно не менее десяти видных скифских философов, врачей, изобретателей.
Со времен Абариса, почти от ледниковой поры северяне любили и вынуждены были «мудрить» - в лучшем смысле этого слова. Мудрость проявлялась и постигалась на массе  житейских примеров, доказывалась суммой полезных навыков и умений. Нередко северяне ярко проявляли свою мудрость в дальних краях. Многие скифы достигали славы в Афинах, куда из Скифии шли и поставки хлеба. По эпосу, Словен и Рус, впервые создавшие в III тыс. до н. э. города у Ильменя, были скифскими князьями.
Житейской мудростью наполняли подрастающие поколения - по сути - все народы Скифии, по летописям — с первых послепотопных лет входившие в державу «русь, чюдь и вси языци». Эта мудрость представлена следами волосовской, фатьяновской и подобных археологических культур на Новгородской земле. Она позволяла нашим пращурам строить избы, ладьи, сани. Делать из камня, дерева, кости массу полезных вещей.
Школу древней Софии (Афины) проходил каждый, нередко занимаясь самообразованием. Чутье и смекалка в союзе с везением и помогали каждому выживать.

Школы храмов. Геродот указал на севере Скифии огромный город Гелон, где из дерева были все дома и храмы, статуи, алтари и «наосы» (ризницы и помещения для «кумиров»: Доватур и др. Народы.., с. 143, 357). Храмы в целом назывались «иерон» (ирон), что ныне сохраняется словами «иерей» и «иерарх». Еще в античности многочисленны были сведения о храмах, святилищах в округе гор Рип, ныне частью Валдайских (ЭНО НВ1, с. 19, 24; НВ2, с. 17, 20—22, 26, 28;НВЗ, с. 5, 27—49). Там обычно стояли различные кумиры, святые рощи, курганы.
Лукиан Самосатский (род. ок. 125 г.) привел рассказ скифского философа Токсариса VII—VI вв. до н. э. о храмовой школе в округе Меотиды (Приазовья), где храм посвящался друзьям Оресту и Пиладу, которые смогли похитить у тавроскифов (тавроскифами в средниевека считали и дружину Святослава) статую Девы (Артемиды) и увезли на юг жрицу Орсилохию (Ифигению, Пастушку: НВ2, с. 23).
В этом храме сами скифы записали на медной доске все, что совершили славного эти друзья. И «установили закон, чтобы эта доска была первым предметом изучения для их детей и чтобы они выучивали на память записанное на ней.
Таким образом, каждый из них скорее мог бы забыть имя своего отца, чем не знать деяний Ореста и Пилада. Кроме того, в ограде храма можно видеть нарисованные древними картины, изображающие то же самое, что написано на доске...» (ВДИ. 1948. № 1. С. 306—307). Орест отплывает. Освобождается от оков. Убивает царя скифов Тоанта (Фоанта). Похищает статую и Ифигению. Корабль Ореста и Пилата отбивается от погони. Христианство частью заменило Ореста Христом, а Пилата оттеснил прокуратор Иудеи 26— 36 гг. Понтий Пилат из округи Понта (Причерноморья). Имена Пилъ, Пила, Пилюта и созвучные были у новгородцев в средние века.
Многообразие античных храмов на южных рубежах Скифии фундаментально отмечено наукой (Античные государст¬ва Северного Причерноморья, с. 208—210, 212—222). Археологам известны изображения и посвятительные надписи Зевсу, Аполлону, Афине, Ахиллу и другим героям и богам. «Храмовые доски» (посвящения) по сути были и «школьными досками» для детей, которые храмовую информацию- «выучивали на память» (но умели читать). Это свидетельство Токсариса принципиально важно для истории образования в России.

Школы пагусов. Почти четыре тысячи лет назад  на горах-холмах типа Бронницы под Новгородом появляются крепости (Конецкий. Носов. Загадки.., с. 10—11; НВЗ. Вып. I. С. 10) — вероятные центры древних пагусов-погостов. Здесь были исходные земли невров-нервиев, близких затем дьяковской и городецкой культурам. С этими культурами связывают и фисса-гетов (тисса-гетов), напоми¬нающих летописных «весь» и тиссов-«тиверцев» (Доватур и др. Народы.., с. 244—248).
Геродот называл скифские округа (пагусы) «номами» и их начальников «номархами», как в Египте. На «номы» делились все области-княжения — «архонства». Здесь воспитывались прорицатели-волхвы, умеющие гадать по связкам прутьев («веникам»), полоскам коры («вокруг пальца»: обводили и расплетали), внутренностям животных и птиц («потрохам»). Прорицающих неверно и даже их сыновей ждала смертная казнь. Чутье у волхвов веками воспитывалось фантастическое. Римляне тоже увлекались гаданиями по прутьям.
Главным храмом «пагуса» был индоевропейский Ареа-паг — «Ареса холм», на землях Скифии - огромная куча хвороста с древним железным мечом (акинаком). Греки перенесли название «ареапаг» на совет «архонтов» (так позже называли и русских князей), собиравших вече на холме (учебник древней истории, с. 136). Наблюдение жизни вокруг «Ареса холма» — уже школа, в кото¬рую вовлекалось все население .
Кучи хвороста оказывались на крайний случай и огромными сигнальными кострами, указывающими на смертельную опасность населению всей округи. Огонь богини домашнего очага и воспитания Гестии (Весты, Та-бити) нес «вести» о непрошенных «гостях», о необходимости «топить» (прятать) все ценное и топать, уходить «табором» (собором, вместе) под знамена «номарха» и «архонта». Но многие вести были полезны и для воспитания и образования.
Школу пагусов Скифии проходили будущие балты (литовцы,латыши) и славяне, германцы и финно-угры, тюрки Поволжья и другие народы страны. Около 7 – 5 веков до н. э. они на юге активно использовали греческую письменность, которая тогда играла роль нынешней международной - английской. Между собой чаще договаривались устно или через глашатых (послов-переводчиков). Использова¬ли тайные надписи на ремнях, обвитых вокруг палок (римляне такие сообщения называли «скиталами»). Больших текстов чаще всего старались избегать. Хотя в некоторых языческих храмах использовались культовые картины и надписи к ним типа средневековой легенды об Антонии Римлянине.(о нем немало рассказывают в Новгороде) Правда, у древних греков «скиталы» — божки распутства.

Знахарь Ана-Хорс. Выдающийся скифский энциклопедист Анахарсис (ок. 610—545 гг. до н.э.;: НВ2, с. 35—36; НВЗ, с. 27—30) является яркой фигурой всего мирового античного прошлого (Доватур и др. Народы.., с. 440; указ.). Россиянам, включая и новгородцев, все еще трудно представить, что у нас был такой удивительный пращур-земляк. Он происходил из округи Борисфена (Днепра) , текущего почти с гор Рип. Это символ мудрости больше славянских народов — русских, белорусов и украинцев. Хотя – в целом – и всех народов севернее Черного моря. Достаточные подробности о нем есть в статье И. В. Куклиной «Анахарсис» (ВДИ. 1971. № 3). По эпосу, Словен и Рус — основавшие в III тыс. до н. э. города у Иль¬меня — скифские князья. В какой-то мере скиф Анахарсис — и их потомок.
Лингвисты нередко переводят это имя как «великий мудрец», «небесный глас» (мы по созвучию – «знахарь»). Для истории отечественного образования этот образ очень важен. Анахарсис происходил из семьи царей Скифии. Был правнуком Спаргапифа (около 530 г. до н.э. созвучное имя носил сын царицы Томирис), внуком Лика, сыном Гнура (Хряка), братом Савлия и Кадуита. Дед или отец послали его обучаться в Грецию. После возвращения на родину скиф сказал своим близким:
«Все эллины поглощены всякого рода мудростью, кроме лакедемонян (спартанцев), но только эти последние могут благоразумно (понятно, тактично) вести свою речь и воспринимать чужую...» (Доватур и др., с. 129).
Лаконичность и доходчивость речи, в жизни и науке, ценилась скифами более всего. Геродот этим словам мудреца не очень верил, но признавал, что тот «посетил многие земли и в каждой из них воспринял много мудрого». Ему понравился праздник Матери богов (Кибелы, Купалы) в Кизике (ныне в Турции). Он поклялся, «если здравым и невредимым вернется к себе» (возраст уже сказывался), то посвятит на родине жертвоприношение и ночное торжество богине.
Вернулся здравым, устроил торжество в лесу, но за чуждую веру родной брат Савлий убил его стрелой из лука. Скифы иногда отличались веронетерпимостью, как и их соседи. Но праздники Купалы у наших земляков утвердились, правда, при христианстве Купала (Кибела) стала Иваном .
Анахарсис признавался изобретателем якоря современно¬го типа, плуга, высокопроизводительного гончарного круга и других полезных предметов. Правда, западные ученые не всегда помнят, что был он именно скифом, а не греком (Греки. М.: Росмэн, 1995, с. 34). Скифию задолго до нашей эры прославили десятки выдающихся людей.
Для истории отечественного образования важно знать, что Анахарсис в числе других знатных скифов умел читать и писать хотя бы на греческом. Он считался автором 800 стихов о ратных подвигах скифов. Десяток его писем в I в. до н. э. приводили киники (циники: ВДИ. 1947. № 4, с. 171— 173). В письме «К афинянам», среди которых было немало выходцев из Скифии, наш мыслитель еще раз выступил против унижения людей по языку и происхождению:
«Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие буквы. (Но) Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне — среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями, как и эллины отличаются от эллинов. Спар-тиаты (лаконики: П. 3) не чисто говорят по-аттически, но деяниями своими славны и похвальны. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели... Речь не бывает дурна, когда мысли хороши и прекрасные дела следуют за речами. Скифы считают речь дурной, когда бывают дурны помыслы...».
Эти слова нынешние школьники могут выучить наизусть. Скифия и Спарта стали развивать более тесные отношения, пытаясь противостоять натиску Персии. Уже с V в. у Азовского моря стала править династия Спартокидов. В средние века там возникло Тмутараканское княжество, имевшее тесные связи с Новгородом со времен Святослава и Бравлина.
Философу Медоку скиф доказывал, что зависть и «страх суть великие доказательства низкой души (за тысячи лет эти доказательства не изменились: П. 3.): за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом — надежды на пустые слова (пустые хлопоты: П. 3). Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов».
Экономическая теория «довольствия достижимым» (оптимизации) в разных видах популярна и ныне, она включает радость от «чужого благополучия», так как суммы чужих благополучий поднимают и уровень страны, довольствующейся достижимым.
От довольствия достижимым Анахарсис переходил и к аскетизму, «довольствию малым» (самым необходимым). Философу Аннону он в письме подчеркивал: «Мне одеянием служит скифский плащ, обувью — кожа моих ног, ложем — вся земля, обедом и завтраком — молоко, сыр и жареное мясо, питьем — вода...». Ученые давно установили, что одежда, обувь, жилища и питание скифов были значительно разнообразнее. Конечно, скифы могли обходиться и «малым», но только в особых случаях.
Анахарсис — сам царский сын — в письме другому «царскому сыну» доказывал: «У тебя флейты и кошельки, а у меня — стрелы и лук. Поэтому, естественно, что ты — раб, а я свободен, и у тебя много врагов, а у меня — ни одного. Если же ты хочешь, отбросив серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое». Логика здесь мрачновата: деньги и музыка — рабство, оружие — символ свободы и гарантия достижения любых благ. Апологетикой этой логики по сути шли к середине XX века Германия и СССР, другие страны мира. Отрыжки такой логики влияют на мир и ныне.Сила есть – деньги и музыка всегда будут.
Скифский философ был в хороших отношениях с лидийским царем Крезом, почитателем мудрецов. И в одном из писем так определял экономические принципы Скифии. На Дунае «однажды купцы посадили свою барку на мель и, не успев ничем помочь горю, с плачем удалились. Разбойники, заметив их несчастье, подъехали на пустой лодке, незамедлительно набросились на груз, перенесли с барки все движимое и незаметно для себя перенесли и несчастье: Барка, освобожденная от груза, поднялась и получила способность плавать, а разбойничья лодка, поднявшая ее груз, скоро пошла ко дну в связи с похищением чужого имущества. Это всегда может случиться с богатым...». Наряду с моралью «не воруй!» в словах Анахарсиса есть укор и купцам — могли бы сами сбросить часть тяжелого груза. Понесли бы убытки, но не потеряли все. И философ продолжил:
«Скифы же стали вне всего этого: мы все владеем всей землей; то, что она дает добровольно, мы берем, а что скрывает, оставляем; защищая стада от диких зверей, мы берем взамен молоко и сыр; оружие имеем мы не против других, а для собственной защиты в случае надобности...».
Общественная собственность на землю и природные блага в Скифии отмечалась и многими другими античными свидетельствами. А большие участки земли можно было получить в личное пользование за победу на состязаниях во время крупных культовых праздников. Например, посвященных главным символам сколотов — плугу, ярму, секире и чаше. Тогда победитель, испивший внушительную чару доброго вина, получал во владение земли столько, сколько объезжал за день на коне. Традиция испытания хмельной ча¬шей отражена и во многих русских былинах.
Философ Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) отмечал, что «скиф Анахарсис мог считать деньги ни за что, а наши философы не могут сделать это» (ВДИ. 1949. № 1. С. 191, 187). Идеи натурального хозяйства и коллективизма тысячи лет почитались в Скифии, они частично позволяют выживать России и ныне. Страбон (умер около 23 г.) о скифах и близких им фракийцах замечал: «Гомер называет справедливейшими и дивными мужами тех, которые совсем не занимаются торговыми делами или составлением капитала, но всем владеют сообща, кроме мечей и чаш для питья, и даже жен и детей считают общими согласно с учением Платона» (47. № 4. С. 195). См.: Песни и пляски.
Подобный образ жизни византийцы к концу VI в. отмечали у славян, а затем арабы около IX в. у словено-русов. Он частью отражен русскими летописями. И по мере христианизации северяне активнее стали заниматься торговыми делами и составлением капиталов, представляемых кладами драгоценностей (типа Перещепинского) и разных монет. Хотя торговлей, вспомним Анахарсиса, скифы-купцы занимались у низовий Дуная и в VI в. до н. э. Правда, не всегда удачно.Оживленной была античная торговля в Приазовье.
По сведениям Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), Ана-харсис возглавлял одну из групп философов (Биант, Солон, Питтак и другие) на приеме у Креза. Скиф доказал Крезу, что самые дикие животные храбрее, справедливее и мудрее людей, особенно царствующих. Крез отнес такие взгляды к «скифскому звероподобному воспитанию», но по сути ничего возразить не смог (47. № 4. С. 259).
Система воспитания в Скифии просто тысячи лет нацеливала людей на большую гармонию с природой, на боготворение и умелое использо¬вание сил и даров природы. Анахарсис считал, что истина природы выше истины законов и воли властителей — и в том основной признак мудрости. Анахарсис и Токсарис старше китайского философа Конфуция, по влиянию на европейскую культуры они и стоят выше.

Гимн Асии. Ася (высокая) — имя, известное и среди ны¬нешних россиянок. Граница Европы и Азии раньше начиналась от Азовского моря (Меотиды) и проходила по Дону (Танаису) до гор Рип, считавшихся самыми высокими в мире. Асию признавали матерью или сестрой Прометея. Из легендарного Ас-гар¬да выводили скандинавы своего пращура Одина.»Ахиллово ристалище» (трасса для бега по песку почти на 200 км) у Крыма, «ступня Геракла» в Скифии (Геракл отмерял стадии, давшие название «стадионам») и другие данные указывают, что у южных рубежей Скифии почти со II тыс. до н. э. могли появляться своеобразные гимн-азии — места славления и воспитания физически превосходных людей (будущих олимпийских чемпионов, каких немало и ныне среди россиян).
Это своеобразные школы «олимпийского резерва», когда Олимпия и топонимы типа Ильменя обнаруживают явные созвучия.
Былина о Василии Буслаеве сохранила память о таком разнообразном воспитании у Ильменя. Василии («басилевсы») — кстати - названия древних царей Скифии, а скифскими князьями считались по эпосу легендарные Словен и Рус.
На юге России у Азовского моря и в округе найдены следы античных гимнасий. Гимнасия в Фанагории (Тамань) существовала с III в. до н. э. (Античные государства Северно¬го Причерноморья, с. 208). Археологи выявили следы этих спортивных зданий в Ольвии, Пантикапее (Керчи) и в других городах у южных рубежей Скифии.
Гимнасий воспитывали патриотов родины, готовых победить любых врагов, доказать свое нравственно-физическое превосходство каждому. Позже спортивное воспитание сочеталось с обучением в рамках школьного курса, по типу нынешних спортивных интернатов.
Нынешние «гимн-азии» заметно отличаются от античных, в них как бы поют «гимны Асии» — но как высокой по уму, развитой по школьным предметам. Ряд античных гимнасий превращался в Академии по примеру Платона. Другие становились Ликеями (лицеями) по примеру Аристотеля. Сократ, Платон и Аристотель знали Анахарсиса и других скифских философов, одобрительно отзывались о скифах.
Очень важно навсегда понять и осознать, что свои школы и гимназии хотя бы на южных землях России (Приазовье и т. д.) задолго до нашей эры реально были. Скифские мудрецы задумывались над совершенствованием системы образования и воспитания в стране.
Лукиан Самосатский во II в. н. э. на основе скифо-македонских архивов и устной памяти сочинил произведение «Анахарсис или о гимнасиях». Там отражен диалог Анахарсиса с афинянином Солоном по темам образования и воспитания почти 26 веков назад.
Солон тогда допускал, что гимнастика и спорт в чистом виде чужды скифским обычаям, для ортодоксальных скифов оказываются странными. И говорил: «Все равно как и у вас, должно быть, есть много предметов обучения и занятий, которые показались бы странными нам...».
Анахарсис не возражал. Но дал такое пояснение: «....А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных или, напав, повалит на землю и разорвет платье, то старейшины налагают за это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих свидетелях, а не при таком множестве зрителей, какое бывает на Истме и в Олимнии».
Выходит, наряду с царским в Скифии все же оперативную роль – на местах, в номах – играл суд старейшин. Скиф ставил задачу лучше изучить эллинские законы и обычаи, не рассуждать о государственном устройстве и не учить правильной жизни афинян.
Солон соглашался и высказывал свои представления о жизни скифов: «Вам простительно жить постоянно с оружием: жизнь в открытых местах легко допускает злоумышления, а врагов у вас очень много, и неизвестно, когда кто-нибудь из них стащит спящего с повозки и убьет. Затем недоверие друг к другу людей, живущих по своему произволу, а не по законам, также делает постоянно необходимым оружие, чтобы близок был защитник в случае насилия...». Ратное обучение, владение оружием — тоже важная школа.
Философы по сути сходились во мнении, что формирование физического совершенства скифам не помешает и стоит гимнасии в Скифии развивать (ВДИ. 1948. № 1. С. 304). Традицию «недоверия людей друг к другу, живущих по своему произволу» на Руси, в средние века отмечали арабские, византийские и другие авторы. Отдельные группы населения России и ныне считают «законы для всех» необязатель¬ными для себя. Они как бы прямые потомки Асии?! Или мнят себя выше всех?!

Школа Тимна. Тимн — опекун-воспитатель скифского царя Ариа-пита («арийского подростка»; двоюродного внука Анахарсиса), отца Скила, которого научила говорить и писать по-эллински (гречески) его мать, родом от низовий Дуная. Тимн явно был почти 25 веков назад одним из основных знатоков-учителей скифской истории. «Отец истории» Геродот многие сведения о Скифии передавал именно по рассказам Тимна.
«Анахарсис, как я узнал от Тимна, опекуна Ариапифа, был дядей по отцу скифского царя Идантирса, сыном Гнура, внуком Лика и правнуком Спаргапита...» (Геродот. IV: 76). Тимн при Ариапите играл роль будущего Добрыни при новгородском князе Владимире, который воспитывался и одновременно «княжил» в Новгороде с 970 г. Ранее подобное воспитание в Немогарде (Невогарде) около 950 г., по византийским сведениям, получал Сфендослав (Святослав), архонт тавроскифов.
Тимн — символ домашнего и семейного воспитания в Скифии, своеобразный гувернер широкого профиля. Семейное воспитание у скифской знати было распространено. Мать воспитывала скифского царя Скила примерно так, как княгиня Ольга воспитывала и опекала будущего князя Святослава — даже византийцы признавали его и его дружину наследниками славы и традиций великих скифов - Ахилла, Анахарсиса и Замолксиса. Достаточно вспомнить свидетельства Льва Диакона.
Имена Тимоня, Тимое, Тимофей, Тимошка, Тимоще и созвучные обильны в новгородских берестяных грамотах. Они явно продолжают традицию скифского имени типа Тимн в средневековой Руси. Из Тимофеев известны образованные новгородские посадники, тысяцкие, псковские послы и другие именитые люди. Они явно получали хорошее семейное воспитание. Еще в IV веке до н. э. у Днепра неплохое воспи¬тание в семье ритора , помним, получил будущий скифский философ Бион (Боян, Воин) Борисфенит (НВ2 ЭНО, с. 37).
История образования в России без упоминаний античных опекунов типа Тимна просто информационно преступна, демонстративно занижает реальные цивилизационные глубины нашего Отечества. Тимна Геродот расспрашивал в округе Ольвии, у низовий Буга, на землях будущей средневековой Руси. Икона из Ольвии затем хранилась в одном из храмов Старой Руссы.

Школа Павла... Перейдем теперь к распространеню христианства. Церкви Петра и Павла в Новгороде тяготеют к окраинам и кладбищам на местах языческих погостов—Синичья гора, Синилище (храм 1185—1192гг.), Славно (1367 г.), Кожевники (1406 г.). Апостолы как бы отбирают достойных в рай небесный. Но наряду с Андреем Первозванным они считаются и учителями славян, будущих и новгородцев (НВЗ ЭНО, с. 27—38: 34; РдР, III, с. 86).
Русские летописи подчеркивают, что Павел обучал словено-русов в округе Иллирика, где пращуры славян находились и в первое послепотопное время. В послании к римлянам Павел подтверждал, что «благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (15:19). И упоминал среди своих соратников, которых летописи тоже включают в число просветителей славян.
Апостолы занимались идеологическим просвещением, образно говоря — больше учили этике, безраздельной вере в бога. Но на основе веры передавали и другие знания, включая социально-экономические. Правда, Павел одергивал ревнителей «трудовых успехов»:
«И насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий. Насаждающий же и поливающий суть одно: «Каждый получит награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (I Кор. 3:7 — 9)
Оптимизация распределения по труду — вечная экономическая проблема. Но Павел рекомендует здесь особо не мудрствовать: <Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (3:19).
Рассмотрение формирующихся людей как <Божией нивы, Божьего строения» характерно для многих религий, их систем образования. В послании к колоссянам (город недалеко от древней Трои, где отлоичался скифский царь Ахилл) Павел указывал на интернациональный характер таких познания и образования: «Где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (3:11). Здесь был регион частого появления выходцев из Скифии, поэтому упоминание Скифа наравне с Эллинами и Иудеями вполне закономерно. Внимание к выходцам из Скифии в апостольском движении глубоко и основательно. Но почти все это внимание отражено в апокрифах — <не главных библиях».
Перед своими деяниями Апостолы с божьей помощью вспомнили «каждый собственное наречие, в котором родились» (2:8). Парфию и Мидию у юга Каспия ( где правила вышедшая из Скифии династия Аршакидов), Фригию, Понт, Каппадокию, откуда до Скифии морем было до трех суток пути. У реки Галис находилась тысячи лет привлекавшая скифов Галатия, наследовавшая традиции «страны касков» (протоказаков Плина с Сколопита). Первое соборное послание апостола Петра обращено населению Южного Причерноморья, имевшему многообразные связи с населением Скифии. Пропаганду среди народов, близких Скифии, первые христиане считали самой актуальной. Это очень важно помнить и в воспитании школьников.
Школа Византии. Для многих русских ученых было и остается общеизвестным, что народы Скифии (геты-готы, аланы, гунны, савиры, славяне, анты и другие) по сути с III— IV вв. способствовали формированию Византии и составляли в ней до половины населения. Северяне поддерживали Византию как оплот православия, соответствующих воспитания и образования (Золин. РдР. VIII—X). Средневековый Новгород во многом продолжал школу православной Византии. Университет Ярослава 1030 г. сродни «школе» Константинополя  425 г.
При дворе Константина Великого в Царьграде в IV в. получали воспитание и образование гет-гот Аорих и его приближенные. Овладевали грамотой многие христиане, занимавшиеся просветительством на южных рубежах Скифии (НВЗ, с. 27—49). Получал в V в. византийское образование род алана Аспара (Избора у славян; якобы в память о нем Изборск), влиявший на смену трех византийских императоров. Были образованы потомок Аспара Виталиан и его ближайшее окружение. Получил азы грамотности в Византии в VI в. приазовский царь Горда, христианское образование в VII в. имели со своим окружением приазовские цари Гостун и Кубрат. Эту традицию около 790 г. продолжил новгородский князь Бравлин (Буревой эпоса; Вече, 1991. № 9. С. 10).
Для богослужебных книг хотя бы с VIII в. в Крыму развивалось «роусское письмо» (РдР, I. С. 40—41; IX. С. 8, 27, 28), христианские храмы у юга Скифии (она по мере христианизации получала название Росия) продолжали тради¬ции храмовых школ, известных со времен Токсариса и города Гелона. Народы Скифии с VI в. добиваются возвращения Византии с латинского на греческое письмо, которое более тысячи лет использовалось в Северном Причерноморье.
А с IX в. «роусское письмо» и византийский унциал дают начало кириллице, что восторжествовала в Новгороде по архе¬ологическим данным (графити, берестяные грамоты и т. п.) с XI в., времен Ярослава Мудрого и его сыновей (Хабургаев. Старославянский язык. М.: Просвещение, 1986. С. 11— 44). Споры о глаголице, которую северяне могли использовать примерно со времен Аориха и Аспара, идут до сих пор. Цари Гуннии, занимавшей земли от Дуная до Волги и использовавшей славян-дипломатов типа Эслава, заключали письменные договоры с Византией, например, в 434 г. (РдР. X, с. 25).
Хотя Г. С. Гриневич, Э. Георгиев, В. С. Драчук, В. А. Истрин и многие другие ученые привели немало образцов раннесредневековой письменности народов Скифии, какие-то научные и политические группы эти факты не устраивают. Факты такого рода обычно замалчиваются или высмеиваются. Но стоит ли смех считать мерилом истины ?!
Иоанн Златоуст хорошо знал северян, состоял в перепис¬ке с царем скифов Сорантом и имел основания для вывода:
«...И скифы, и савроматы, и поселившиеся у самых окраин вселенной, переводя священное писание каждый на свой язык, философствуют об этих словесах» (ВДИ. 1948. № 3. С. 271). Его ученик Феодорит Кирский, проповедовавший в округе Руссоса и других селений выходцев из Скифии (на землях Сирии), до 457 г. отмечал, что апостольские и пророческие учения с еврейского уже переведены не только на греческий и римский, но и на «египетский, персидский, индийский, армейский, скифский и савроматский, или — короче говоря — на все языки, на которых продолжают говорить все народы» (С. 299).
Он различал скифский и готский языки, считал Го-га и Магога, князя Роса — «царем скифских народов» (с. 295—297). Хотя бы переводы богослужебных книг на языки народов державы <князя Роша», выполненные и «роусским письмом», в V—VI вв. существовали (НВЗ, с. 38— 49). Многие из них уничтожило иконоборчество.
Представители династии Рюриковичей нередко с IX в. имели воспитание, ориентированное на Западную Европу. Славное прошлое Скифии многих Рюриковичей не устраивало. Это высокообразованный Иван Грозный стал утверждать, что русские цари могут вести свой род от самого императора Августа. И по сути истоки отечественной системы образования можно искать тоже в античности. Византийские источники позволяют частью восстановить и историю раннесредневекового образования на землях России.

Школа зарубежья
Её выходцы из округи Великой Скифии проходили многие тысячелетия. Нередко в дальних краях, как Токсарис или Абарис, и прославлялись. Особенно они отличались при формировании Византии.
Ещё при Валенте около 370 г. Феодосии был поставлен дуком Мозии и обретал ратный опыт в войнах со Скифией. Дуку в 374 г. удалось победить сарматов. Но «сарматские палатки» продолжали беспокоить будущего императора, когда он уходил покорять Запал Европы. Феодосии—по примеру Флавиев I в. и последующих императоров — вынужден был разрешить службу в римских войсках варварским народам, вышедшим из Скифии. Подобострастные писатели славили это деяние бывшего дука так:
«Привлеченные этой твоей милостью, все скифские племена стали стекаться такими роями, что, казалось, ты повелел варварам производство набора (призыва), который отсрочил для своих...Под вождями и знаменами римскими шел бывший некогда враг Рима; он следовал за значками, против которых стоял раньше, и наполнял как воин города Паннонии (округи Венгрии: П.З.), которые давно обезлюдил враждебными нашествием. Гот, гунн в алан откликался на перекличках, стоял на часах и боялся отметки об отсутствии...» (все отмеченные — выходцы из Скифии).**
-------------------------
*Очерки истории СССР. III-IX. М., 1958. С.745; Всемирная история. Т.П, М.,1956- С.808-817.**ВДИ-1949. №4. С.248-249; здесь и далее ононимы даются в разных вариантах, известных по источникам.

Конкретнее. Из Панегирика императору Феодосию

Уроженец Галлии, Латиний Пакат Дрепаний, в 389 году был послан в Рим к императору Феодосию (347-395) для поздравления с победой над узурпатором Максимом. Он выступил в сенате с речью, текст которой дошел до нас.

XXII. Твоих авспиций, император, трепещут не только те племена, которых отделяют от нашего мира лесные пространства или реки, или горы, но и те, которых сама природа выделяет как недоступных по вечному зною, или отдаленных постоянной зимой, или отрезанных водными пространствами... Наша власть ходит туда, куда раньше едва доносилось римское имя...

XXXII. Наконец, ты предоставляешь право военной службы в римских войсках варварским народам, желавшим подать тебе добровольную помощь, - чтобы, с одной стороны, ушли с границы подозрительные отряды, с другой - присоединились к нашим воинам вспомогательные войска. Привлеченные этой твоей милостью, все скифские племена стали стекаться такими роями, что, казалось, ты повелел варварам производство набора, которых отсрочил для своих. Дело, достойное упоминания! Под вождями и знаменами римскими шел бывший некогда враг Рима; он следовал за значками, против которых стоял раньше, и наполнял как воин города Паннонии, которые давно обезлюдел враждебным нашествием. Гот, гунн и алан откликался на перекличке, стоял на часах и боялся отметки об отсутствии

Цит. по изданию: Панегирик, сказанный Феодосию Августу // ВДИ. 1949. 4. С. 248.
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/67096

И всё-таки вопрос не об этом. Тот же философ-неоплатоник Синезий (370-413).  констатировал в начале 5 века: "Выходцы из Скифии занимали и унижали высшие должности в империи; их свирепая молодежь, гнушавшаяся благотворительных уз закона, заботилась о том, чтоб присваивать себе богатство, а не о просвещении (цивилизованного, римского: П.З.) народа, который был для нее предметом презрения ненависти".
Это нельзя было сказать о всех сотнях тысяч и миллионах скифских переселенцев в Римскую империю и Византию, так как из некоторых переселенческих родов, особенно в Азии, произошли - например, - и раннесредневековые отцы церкви. Да скифы и сарматы (как выходцы из Скифии и Сарматии) стремились не только к власти и богатству, но и к высотам сложнейшего мастерства своего времени. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/vaa124.htm
http://www.proza.ru/2009/05/22/183
http://www.iriston.com/nogbon/news.php?newsid=311
и др.

Речь вновь о выходцах из всей Скифии, а не Готии или Гуннии.

"Достаточно будет небольшого предлога, - писал Синезий, - чтобы вооруженные (варвары) сделались господами граждан; и тогда невооруженные будут сражаться с людьми, изощренными в военной борьбе. Прежде всего надо устранить (иноземцев) от начальственных должностей и лишить их сенаторских званий, так как то, что в древности у римлян казалось и было самым почетным, сделалось, благодаря иноземцам, позором. Как во многом другом, так особенно в этом отношении я удивляюсь нашему неразумию.
В каждом доме, маломальски зажиточном, найдешь раба-скифа (т. е. гота ; ВОТ ХИТРОСТИ ПРЕДВЗЯТОСТИ: П.З.; нет здесь ГОТА); они служат поварами, виночерпиями; скифы же и те, что ходят с небольшими стульями на плечах и предлагают их тем, кто желает на улице отдохнуть.

Но недостойно ли крайнего удивления то обстоятельство, что те же самые белокурые и причесанные по эвбейской моде варвары, которые в частной жизни исполняют роль прислуги, в политической являются нашими повелителями? Государю надо очистить войско, как кучу пшеницы, из которой мы отделяем мякину и все то, что, произрастая, вредит настоящему зерну.
Отец твой, по своему крайнему милосердию, принял их (варваров) мягко и снисходительно, дал им звание союзников, наделил политическими правами и почестями и наградил земельными пожалованиями. Но варвары не так поняли и оценили благородное с ними обхождение; они увидели в этом нашу слабость, что внушило им дерзкую надменность и самохвальство.
Увеличив наш набор и с набором укрепив наш дух и наши собственные войска, восполни в государстве то, чего ему недостает. Против этих людей нужна настойчивость. Или пусть варвары возделывают землю, как в древности мессенцы, бросив оружие, служили илотами (рабами) у лакедемонян, или пусть уходят тем же путем, что пришли, возвещая живущим по ту сторону реки (Дуная), что у римлян более уже нет мягкости и что над ними царствует благородный юноша! " [+118]

Итак, главный смысл этого замечательного современного событиям документа заключался в том, что Синезий, понимая опасность, грозившую со стороны скифов государству, советовал удалить их из войска, набрать свое, местное войско и после этого превратить варваров в земледельцев, а если бы они этого не пожелали, очистить них территорию римского государства, удалив их за Дунай, т. е. туда, откуда они пришли.
http://www.proza.ru/2010/06/24/769

Феододит (умер около 457 г.), епископ Кирский и философ-богослов (знавший А.), считал, что скифы и савроматы, как и близкие им - со времен скифских походов к Нилу, - египтяне, были в империи отличными кожевниками, медниками, плотниками, живописцами, кораблестроителями или кормчими (лоцманами) - то есть мастерами на все руки (вне национальностей): "Будут ли они скифы, или савроматы, (или иберы), или египтяне, заказчики с удовольствием пользуются их ремеслами, требуя только аккуратности в них, а на различия племен нисколько не сердятся. Различие языков тоже не вредит природе: ибо как среди эллинов, так и среди варваре можно видеть - и последователей добродетели и рабов по рока. Эту мысль подтверждают и эллины: они удивляются Анахарсису, родом скифу..."
http://www.proza.ru/2009/05/22/183

Это из его «РЕЧИ I О ВЕРЕ»

(М., LXXXIII, 792)... И пользующиеся плодами всякого ремесла не обращают внимания на язык ремесленников: не требуют, например, чтобы происходили из Аттики кожевники или медники, или плотники, или живописцы, {298/623} или кораблестроители, или кормчие; будут ли они скифы, или савроматы, [или иберы], или египтяне, заказчики с удовольствием пользуются их ремёслами, требуя только аккуратности в них, а на различие племен нисколько не сердятся...

(ст. 797) ...Если же вы говорите, что эти мужи 307 и родились и воспитаны были вне Эллады, но пользовались греческим языком, то, во-первых, вы соглашаетесь, что и из других народов происходили мудрые мужи: ведь вы удивляетесь и Замолксису фракийцу и Анахарсису скифу за их мудрость... http://ossnet.info/latyshev/scythica7.html

Господа, «будут ли они скифы, или савроматы, [или иберы], или египтяне, заказчики с удовольствием пользуются их ремёслами, требуя только аккуратности в них, а на различие племен нисколько не сердятся...»
Речь в 4 – 5 вв. в истории Византии не только и не столько о готах и гуннах, а о выходцах из разных этносов Скифии.
http://www.proza.ru/2010/06/24/769


Песни и пляски. Летописи сообщают, что в V—VII вв. были у полян, древлян, дреговичей, «славян в Новгороде», полочан на реке Полоте свои княжения. Историки и археологи находят этому все больше подтверждений. Княжениям были близки северяне, имевшие не только землячества у верховий Днепра, но жившие южнее Дуная и на Кавказе, даже выходившие в Грецию. Почти 1500 лет назад славяне и езериты («поозеры») отличались в Византии, где под Фессалоникой были заметны дреговичи и смоляне. Древляне (тервинги, тервунии) частью обосновались на Балканах. Но и у Ильменя о них могут напоминать Деревская пятина, Желонь, Коростень и другие топонимы, известные на земле древлян у Житомира западнее Киева.
Их языческий образ жизни на Руси той поры летописи отражают так: «(Древляне) жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды (античные «русалии»; П. 3). А радимичи, вятичи (их помещают в округе Москвы: П. 3.) и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не было, но устраивали игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон» (Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 129). Археологи нашли этому немало подтверждений — в курганах, сопках.
Игрище бесовское в честь Кибелы (Купалы), помним,  пытался устроить в скифском лесу еще в VI в. до н. э. Анахарсис. Подобные ночные «мистерии» проводила русалка Мистис (Мста), воспитывавшая юного Диониса. Праздники Диониса раз в три года проходили около 25 веков назад в скифском городе Гелон (созвучие ему ищут в топонимах Шелонь и Голино). Брачные игры северян Геродот описал в рассказе о браках амазонок и юных скифов, а через тысячу лет после него аланский историк Иордан — в рассказе о появлении гуннов от ведьм (колдуний) и злых степных духов.
Кремации (сожжения умерших) характерны для индоевропей¬цев с III тыс. до н. э.(и ныне это официальный обряд в Индии) Так что в начале средневековья многие славяне продолжали многотысячелетние языческие тра¬диции, включая устойчивые формы воспитания и образования, полученные в школах пагусов.. Воспитание праздником, общим весельем очень эффективно. Разве концерты и танцы ныне у молодежи не популярны?!

Школа Гостомысла. Новгородский князь Бравлин (Буревой эпоса) принял в храме Софии в Суроже (Крым) христианство около 790 г.. и вернулся на север. 1200 лет назад. Здесь у Волхова уже развивался город Ладога, были и небольшие крепости-городища — центры «погостов» для остановок, сбора дани. Варяги разгромили Буревоя, но население «Велице града» (системы селений Приильменья и Поволховья) упросило его сына Гостомысла стать к 850 г. князем. Гостомысл победил варягов, отказал им в дани. Этот славянин IX в. упоминается в разных источниках.
 «Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим, расправы ради и правосудия. Сего ради вси окольни чтяху его и дары и дани даюсче, купуя мир от него. Многи же князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду» (Фроянов. Мятежный Новгород, с. 64).
Археолог-лингвист А. М. Микляев проанализировал в округе Приильменья до сотни топонимов, включающих созвучие «-гост-; -гощ-», и допустил их широкое появление с VIII в. н. э. (Археологическое исследование Новгородской земли. ЛГУ, 1984. С. 25—45). Гостомысл — средневековый Абарис или Ана-харсис, мудрец, какими славилась Скифия и в античности. Он становился символом мудрости славян-земледельцев. Допускалось, что одна из школ мудрецов-язычников, с которой был связан Гостомысл, имела своим центром гору Бронницы (СНС. 1, с. 98)
Варяги и хазары к округе священных гор Рип стремились вечно.. Какие-то властители из них могли просить у Гостомысла совета и учения. Традиция «школы Гостомысла» складывалась на века. В конце Х в. при княжеском дворе в Новгороде воспитывался будущий норвежский король Олав Трюггвассон (НВ1, с. 31). На берегах Волхова вероятно воспитывались Игорь, Олег Вещий (Волхв), Святослав, Владимир (дядькой-педагогом при нем был Добрыня) и другие будущие русские князья. Так что роль Новгорода как центра «среднего и высшего образования» князей средневековой Европы хотя бы в Х веке просматривается.
Рюрик считается сыном Умилы, дочери Гостомысла. Гостомыслом завершается династия примерно из 10—12 русских князей, идущая от Владимира-старшего русского эпоса, проигравшего войну в V в. Аттиле (СНС. V, с. 166, 198— 229). В истории русского образования и воспитания учет мудрости и учения Гостомысла обязателен.

Школы Владимира. Вероятность христианских школ в Киеве и Новгороде, на ряде погостов со времен Игоря и Ольги ныне доказывается все тщательнее. Христианская система образования вела окончательный натиск на языческую, церк¬ви ставились «по тем местам, где прежде стояли кумиры». Крещение с 989 г. проводилось Владимиром по всем городам и селам. И с этого времени история образования на Руси сравнительно неплохо известна. Что делал Владимир?!
«Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей, . ибо не утверди¬лись в вере, плакали о них как о мертвых. Когда отданы были в учение книжное, тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему устроению и по милости своей помиловал их бог...» (Повести «Древней» Руси, с. 165). А как же учение Павла, Андрея и иных апостолов?! И летописи нередко многое забывают.
Так просветился Владимир сам, просветились сыновья его и земля его. Посадничал в Новгороде первоначально Вышеслав, а затем Ярослав. «Обучение книжное» (христианским книгам) подчеркивало, что ранее было «обучение некнижное» (устное языческое, включая храмовые тексты и картины времен Токсариса). Матери приравнивали смену веры и такое учение к смерти детей, отрыву их от многотысячелетних традиций Отечества.
Байки о «косноязычности» скифов известны со времен Анахарсиса. Игнорирование скифами «учения книжного» и «божьего устроения» отмечали многие античные авторы. Но вот — например — Иоанн Златоуст и его ученики указывали на распространение переводов священного писания на языки скифов и савроматов, на все основные языки раннесредневекового мира. Еще в V веке.
Именно северная система воспитания в итоге привела к тому, что народы Скифии одержали окончательную победу над Римской империей и начали формировать Византию, во многом выражавшую образовательные ценности и интересы славян, их исторических союзников и соседей. А традиции Византии затем продолжала и Новгородско-Киевская  Русь — архитектурой, литературой, всей культурой. Между византийской н русской образовательными системами просматривается немало общего.
И школьники об этом должны знать, помня и главные факты многотысячелетней истории отечественных воспитания и образования.


Рецензии
Петр Михайлович, а м.б. просто СЪКОЛ-АТЫ - СОКОЛИЧИ?
Как позже рюриковичи?

Владимир Репин   08.06.2009 21:03     Заявить о нарушении
Версий могут быть десятки. Но они ограничены существующими представлениями лингвистов - как именно специалистов в этимологиях.
К сожалению, и лингвистика в вопросах этногенеза крайне политизирована.
Все полиэтничные скифы (представители разных языковых семей) - индоиранцы, хотя там немало других индоевропейцев (на севере, в союзе с финно-уграми), а саки - вероятнее всего - тюрки...
Это разговор на десятки книг, отчасти можно проследить по поисковикам Интернета.
Успехов.
П.М.Золин

Петр Золин   08.06.2009 23:53   Заявить о нарушении
Да, к сожалению.
Попробуйте сказать французу или бельгийцу, что их Сена и Сенна - это неумело переименованная после лютичей Руса (обычное для русов название пограничных рек)- и они вой поднимут на всю Европу насчет русского шовинизма.
Но руси - новг-бел., обруч, обогнутый сетью (В.Даль), т.е. рыболовная сеть особого вида.
Так же переводятся на русский Сена и Сенна.
Редкое название для речки. А тут две рядом.
Я на всю Россию нашел одну Мережу, да и то в зоне расселения угро-финнов, хотя вроде бы и не мери конкретно.

Владимир Репин   09.06.2009 14:05   Заявить о нарушении
Попробуйте сказать французу или бельгийцу, что их Сена и Сенна - это неумело переименованная после лютичей Руса (обычное для русов название пограничных рек)- и они вой поднимут на всю Европу насчет русского шовинизма...

Ради объективности, придется учитывать все версии.
В частности, что лютичей у франко-бельгийских Сены и Сенны не было (какие-то индоевропейцы, понятно, обитали).
И Руса - это далеко не всегда "обычное для русов название пограничных рек". Например, у римлян "rus" - деревня, у кельтов - озеро,вода, да и у русских - роса, русло... Надо быть строже к себе и своим версиям,
слишком не увлекаться тупиками, уметь критически сдерживать себя, изучая именно все существующие и вероятные версии.

Петр Золин   10.06.2009 05:20   Заявить о нарушении
Петр Михайлович, конечно же, об этих версиях надо знать. Но, если я пишу замечание к рецензии, а не статью в «сборник АН», стоит ли мне именно в нем уточнять, что "rus" – деревня известна мне еще со школьного «Онегина»? :о)
О лютичах как-то Вы круто… Сами французы («Песнь о Роланде») не просто выводят лютичей могучими врагами Карла Великого наряду с русами и борусами, но и утверждают, что лютич Дапамор (Д’Помор, Поморянин?) был визирем эмира и успешно гонял войска Карла в районе Пиренеев.
Историю переписывают в угоду вождям, а эпос остается.
Лотарь, первый правитель будущей Лотарингии, в европейских языках – пустой звук (ну, с трудом можно осмыслить, как Измеритель или Дольщик), а на русском все проще – Потрошитель (см. у Даля ЛОТАТЬ – потрошить рыбу).
Конечно, Лютеция могла быть названа в честь святой, как поют сейчас западные справочники, но вот Википедия:
Сначала Лютеция была поселением кельтского племени паризиев, но сохранила своё название и после захвата оппидума римлянами. Происхождение и значение названия НЕИЗВЕСТНО.
Первое упоминание о Лютеции как о поселении на острове можно найти в 6-й книге «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря, датируемой 53 годом до н. э. После Цезаря Лютеция была главным поселением кельтского племени паризиев.
Выходит, название было известно не только до христианских святых, но и до христианства.
Если расены-рысы – народ тотема Рыса-гепарда (а основания так думать у меня есть, и подкрепленные доказательствами), то для отдельных племен, как для вятичей по 19 в. вкл., названия рыс, рысь могли быть табуированы. Вятичи пользовались словосочетанием лют-зверь. Возможно, и лютичи тоже.
(Людичи, латичи и проч. версии проигрывают).
А изображение тотема русов – гепард (или львиный пардус в понимании специалистов по геральдике) не заканчивается многочисленными гербами в Ютландии и Шлезвиге. Нормандия – два пардуса, Испания – один. А вот на щите Ричарда – Львиное сердце (Ric-Hard, Рысье Сердце) – три пардуса, перешедшие на герб Англии.
В английской Долине Реки – Лан-Доне, где обитали племена атребатов и триноватов, монеты 1 в. до н.э. с изображением пардуса – такие же, как тверские и псковские со «зверем», но на тысячелетие с гаком позже. А мы знаем о лютичах и русах в Европе только то, что нам хотят сказать западные историки.
Парисии – это не те, кто селились «по Ръси», как приднепровские порушане?
Собственно, отсюда я и попробовал разобраться со странным названием Сены, а потом оказалось, что и с Сенной то же самое.

Владимир Репин   10.06.2009 20:29   Заявить о нарушении
Как бы походя и несколько свысока не было брошено ("rus" – деревня известна мне еще со школьного «Онегина», правда о кельтском ни слова),
все версии - действительно - учитывать придется.
Раннесредневековые "Песнь о Роланде» и Карл Великий по отношению к всевозможным античным "rus" - в лучшем случае, как прапраправнуки к соответствующим предкам.
Надо знать раннесредневековые сленги, чтобы этимологизировать ононимы типа Дапамор (Д’Помор, Поморянин?), Лотарь ( на русском все проще – Потрошитель (см. у Даля ЛОТАТЬ – потрошить рыбу), Лютеция и т.д. Не зная легко уходит в варианты типа
- Дапамор, ты помор ?! Да, помор...
- Лотарь, ты лодырь ?! Да, бывает...
- Лютеция, ты Люда Эция ?! А откуда вы знаете ?!

Могла быть или не могла... Слишком много всевозможных предположений.

"Если расены-рысы – народ тотема Рыса-гепарда (а основания так думать у меня есть, и подкрепленные доказательствами), то для отдельных племен, как для вятичей по 19 в. вкл., названия рыс, рысь могли быть табуированы. Вятичи пользовались словосочетанием лют-зверь. Возможно, и лютичи тоже. (Людичи, латичи и проч. версии проигрывают).
А изображение тотема русов – гепард (или львиный пардус в понимании специалистов по геральдике) не заканчивается многочисленными гербами в Ютландии и Шлезвиге. Нормандия – два пардуса, Испания – один. А вот на щите Ричарда – Львиное сердце (Ric-Hard, Рысье Сердце) – три пардуса, перешедшие на герб Англии. В английской Долине Реки – Лан-Доне, где обитали племена атребатов и триноватов, монеты 1 в. до н.э. с изображением пардуса – такие же, как тверские и псковские со «зверем», но на тысячелетие с гаком позже. А мы знаем о лютичах и русах в Европе только то, что нам хотят сказать западные историки".

Последняя фраза отчасти верна. Ну а если какие пращуры русов чтили не "рысь",а острогу - им в пращурстве откажем !?
Если пращуры словено-русов увлекались жизнью в "rus"ах и согдавали "пагусы" - будущие погосты, им тоже родства с "пардусами" не видеть ?!
И подобных вопросов хватает.

"Парисии – это не те, кто селились «по Ръси», как приднепровские порушане?" Чего нам Поднепровье, когда по средневековой Русе (ныне Старой) протекает Порусья, а жители города и округи веками считают себя "рушанами" (не "парижанами").

"Собственно, отсюда я и попробовал разобраться со странным названием Сены, а потом оказалось, что и с Сенной то же самое".

Попробовали - хорошо. Меня это не очень интересует, но и не убедили.
Просто надо помнить об истоках индоевропейства 6 - 5 тыс. лет назад,
а до этого - ностратические корни. И оглядываться на гаплогруппы.
Без этого ныне заниматься вопросами этногенеза, думаю, бесперспективно.
Легко нарваться - в силу еще малой информационной базы - на давно и нередко справедливо осмеянные банальности.

Петр Золин   11.06.2009 15:03   Заявить о нарушении
Петр Михайлович, я не отказываю в родстве другим группам, не носившим имя тотема - это было бы в корне неверно, и я никогда не писал Вам об этом.
Вы не хуже меня знаете, что на первичном гербе (точнее, еще печати) Новгорода рыс соседствовал с медведем, символизируя (возможно... всего лишь возможно!) союз русов и угро-финнов с их тотемным медведем (да, я знаю, что не только медведь был тотемом угро-финнов, ближе к северному Уралу это утица, например).
Это - достаточно вероятное предположение, поскольку племенные союзы могли обозначаться и химерами:
Вы помните изображение классической химеры - комбинация
1.крупной кошки (рыса? льва?),
2.козла (горного тура?) - у туркменов, считающих себя истинными тюрками, до сих пор аксакалы наиболее почитаемого тейпа - ТЕКЕ (самец горного козла, тюрк.) - носят (так и хочется сказать - ритуальную) бороду только под подбородком (как, возможно, когда-то в подражание тотему?)
3. змеи. Вот кто это?
Причем легенда о сражении Беллефонта с химерой (киммерой?) соответствует месту и времени (примерно) вторжения киммерийцев - скорее всего, межплеменного союза (да, я знаю, что "официально" тюрки появились в этих местах гораздо позже, а русы впервые упоминаются менее полутора тысяч лет назад, как враги Византии).

Грифоны - химерическое объединение образов сокола и крупной кошки - известных тотемов.

А по поводу остроги - трезубца Посейдона - так это символ всех индоевропейцев. И (я высказываю только частное мнение и не претендую на критику других имеющихся в Вашем распоряжении версий) связано это, возможно, с прародиной ариев, царем которой был Посейдон - Атлантидой (Гренландией, но Вы имеете полное право оспорить и это мое личное мнение, как и фотографии пирамид и набережных Гренландии).
Без ссылок Вы информацию не принимаете, поэтому предположение о том, что встающим из океана трезубцем Посейдона могла быть одна из трехглавых прибрежных гор Атлантиды, в качестве аргумента не привожу.
А о рушанах и речке Порусье я знаю, как и о том, что когда-то вся территория упоминалась, как Руса.
Я думаю, этим знанием я Вас не обидел, как вчера? Извините, я не хотел этого.
Я вижу в Вас одного из немногих незашоренных русских историков, но даже Вы считаете, что отсутствие диплома об историческом образовании равно дичайшему невежеству и говорить нам просто не о чем. Жаль.
Порой мне необходима консультация человека много знающего и неравнодушного - не все можно найти и проверить в Интернете.
С уважением,
Владимир

Владимир Репин   11.06.2009 21:14   Заявить о нарушении
"Без этого ныне заниматься вопросами этногенеза, думаю, бесперспективно..." -
А мы не о разном спорим, не понимая друг друга?
Я, говоря РУСЫ, РЫСЫ, имею в виду только пронесенное через века САМОНАЗВАНИЕ изначально племени, позже - племенного союза, позже - социальной группы (по типу интернациональных варягов).
Вы, похоже, считаете, что у меня речь идет именно об этнической составляющей.
Я думаю, у группы, называвшей себя русами, мог и ведущий ("государственный") язык меняться, и во многом - этнический состав. На фресках киевской Софии - не только рысы-гепарды в охоте на тарпанов, но и множество людей в типично восточных одеждах.
Отголоски этого прошлого - казачья чалма и "турецкие" шаровары вплоть до 17 в. у запорожцев.
Сейчас, говоря русский, всяк подразумевает - славянин. Не мне отсылать Вас к Ибн Фадлану, называвшему русами волжских булгар, не мне Вам говорить, что славянская составляющая причерноморских русов вряд ли была значительной, а расены-этруски, хоть и писали так, что часть их записей читают по русски, но далеко не все - часть надписей О. Сулейменов считает тюркскими. А могут быть и иные варианты - ведь из разбитой Троады уходили побежденные союзники, а не единоязычное племя.
Итак - только тотемное САМОНАЗВАНИЕ, но не гены.

Владимир Репин   11.06.2009 22:05   Заявить о нарушении
Любое профессиональное образование сродни профессиональному увлечению шахматами. По первым ходам известно, куда в основном человек идет.
Но ясно, что увлеченные любители достигают высот профессионализма, в т.ч.и в истории.
Могу высказать иногда кратко свое мнение, но постоянно корректировать позиции другого человека не считаю возможным. При тщании он придет к истине сам.

Петр Золин   12.06.2009 03:18   Заявить о нарушении
Спасибо, Петр Михайлович.

Владимир Репин   12.06.2009 10:18   Заявить о нарушении