Поездка в Париж

Вместо эпиграфа. Так было «до»…

Париж… «Как много в этом звуке»:
- «Увидеть Париж и умереть»,
- Дюма, Гюго, Мопассан,
-  Нотр-Дам, Сена, Лувр, Эйфелева башня,
- Эдит Пиаф и Мирей Матье,
- Коко Шанель и Пьер Карден,
- Пьер Ришар и Жерар Депардьё, Жан-Поль Бельмондо,
- «Камамбер» и «Бордо»,
- и даже…«Соломенная шляпка».

Так уж случилось, что написать об этой поездке я собралась только почти 2 года спустя. Что-то уже ушло «в закрома» памяти, но осталось самое главное, самое неожиданное, самое интересное, да еще какие-то мелочи, почему-то запавшие не только в память и в мою записную книжку, но и в душу. Отсюда и выбранный стиль: это будут как бы отдельные эпизоды из нашего путешествия в Париж.

Итак, Париж моими глазами. Время действия – вторая половина первого десятилетия третьего тысячелетия нашей эры, начало мая. :) А проще – 4-10 мая 2007 года. Действующие лица: я, моя в ту пору семилетняя дочка, Париж и парижане.

Эпизод первый. Чемодан.

Аэропорт имени Шарля Де Голля. Электричка RER, метро. Пока не до эмоций – одной рукой тяну чемодан, другой ребенка. Эскалаторов мало, в основном лестницы. У очередной, состоящей примерно из 30 ступенек (а чемодан тянет на 18 кило), ко мне обращается интеллигентного вида мужчина в костюме и при галстуке. Он явно что-то спрашивает, но что именно, не владея французским, я понять не могу, о чем и сообщаю ему на смеси английского с парой заученных французских фраз. Мужчина переходит на английский: « Мадам нужна помощь?» Первая реакция моего кое в чем, увы, постсоветского менталитета: « Нет, спасибо». ( Чемодан! Мало ли…). Это даже не мысли, а рефлекторный и в тот момент неосознанный оборонительный порыв подсознания. Какой глупой кажусь я сама себе мгновение спустя, наблюдая за удаляющимся, улыбнувшимся мне на прощание французом (Получив твердый отказ, настаивать на любезности не принято).

Эпизод второй. Эйфелева башня.

Кадр первый. Издали.
Еще дома я составила список мест, где хотела побывать. Графика по дням не составляла, решила ориентироваться на месте. Что-то из этого плана мы выполнили, что-то осталось «неотработанным».

Набившая оскомину Башня, к которой люди относятся очень по-разному, была для меня обязательным пунктом программы. Это что-то из моего советского детства: романтичное и недостижимое, невозможно-нереальное, часть другого мира, в который не попасть НИКОГДА. Египетские пирамиды, Биг-Бен и Эйфелева башня… Это звучало так же, как Луна, Марс и Венера…

Наверно, поэтому мы отправились к  Башне, как только оставили в гостинице чемодан.

Мы вышли из метро, и сразу увидели Ее. Сначала издали и только верхнюю часть. Узнаваема вмиг, и в то же время… Надо подойти поближе!

Кадр второй. Вблизи.

Теперь, сквозь зелень деревьев, видим и нижнюю часть. Удивление усиливается. На мой взгляд, она совсем-совсем не такая, как я себе представляла по фоткам и по телевизионным съемкам. Мне казалось, что Башня являет собой эдакую грубоватую металлическую конструкцию. А «вживую» она мне увиделась изящной, кружевной и, даже, хрупкой :-0

Меня пугали безумно длинной очередью, имею в виду, чтобы подняться наверх. Засекла по часам: мы простояли 35 минут. Еле уговорила свою дочку подняться на 3-й уровень. Она боялась. Когда же мы там очутились, она заявила, что это совсем не страшно. И теперь она не желала спускаться вниз. Мне с трудом удалось внушить ей мысль, что мы не можем остаться там навечно, и что есть еще в Париже интересные места. :)

Кадр третий. Взгляд с Монтпарнасса.

Окончательно влюбилась я в Эйфелеву башню вечером другого дня. К половине десятого мы приехали к башне Монтпарнасс. Этот 209-метровый небоскреб занят офисами. Но все желающие могут купить входной билет, попасть в специальный лифт, подняться в нем на 56-й этаж, откуда открывается отличный круговой вид на Париж. Дальше можно выйти на открытую террасу 58-ого этажа. Справочники пишут, что в ясную погоду оттуда можно видеть все в радиусе 40 км.

Мы специально приехали на Монтпарнасс вечером. Во-первых, мне вообще нравится смотреть на город весь в огнях. Во-вторых, я читала, что по вечерам, вроде бы каждый час, Эйфелеву башню «зажигают» как новогоднюю елку. И вот время пришло. Честно говоря, у меня аж дух захватило. Так красиво! Самая первая реакция – восхищение. Вторая – удивление. Оказывается, не просто зажигаются огоньки, как лампочки, а они еще как бы «бегают» по Башне.
Я стою, как завороженная, не отводя глаз…Видит бог, я совсем не глупенькая серая дурочка, которая впервые в жизни увидела красивую иллюминацию. Но, почему-то это сверкающее шоу продолжительностью в 7 минут оставило огромное впечатление.

Я смотрю на огни и думаю…О своих несбывшихся мечтах…О новых надеждах… О счастье…О своих потерях…И даже об 11 сентября – я стою на 56 (!) этаже… И, наконец, просто ни о чем, впадая в состояние какой-то отрешенности…
Все заканчивается вмиг. Я глубоко вздыхаю. Так вот что значит «затаить дыхание»! Детище Эйфеля выглядит сейчас, как красавица после бала: тускло и устало, но в то же время как-то трогательно…

Я хотела еще раз увидеть это, уже просто с улицы. Но, как-то у нас не получилось. Может, когда-нибудь…

Эпизод третий. Про музеи.

Кадр первый. Лувр.

Три «хита»: Ника Самофракийская, Венера Милосская и Мона Лиза. Ника и Венера действительно хороши.  (Через полтора года я побываю на родине Венеры Милосской, вообще-то она гречанка, а значит, не Венера, а Афродита, Афродита с острова Милос).

Что касается Джоконды, то я никогда не понимала, чем же она так восхитительна. А ее улыбка мне всегда казалась не загадочной, а скорее неприятно хитроватой. Есть такой замечательный, на мой взгляд, писатель – Станислав Родионов. И вот, читая его книгу «Долгое дело» (по ее мотивам снят фильм «Переступить черту»), я наткнулась на такой диалог героев:
«— Девушка с улыбкой Джоконды не для меня?
— Я терпеть не могу улыбку Джоконды.
— Лида, этой улыбкой восхищается весь мир.
— Я тоже восхищаюсь гениальному изображению противнейшей улыбки».

Но, раз уж я в Лувре, надо посмотреть картину своими глазами. Находим нужный зал. В музее (правда, не во всех залах) можно делать любительские фотографии, если без вспышки. Но в зале с Джокондой фотографировать вообще запрещено. Картина висит за стеклом, от освещения на стекло ложатся блики. К ней нельзя подойти ближе, чем на пару метров, стоит веревочное ограждение. Толпа людей. По запретной зоне, между людьми и картиной туда-сюда ходит охранник. С трудом просачиваемся к самому ограждению. Рассматриваю полотно, пытаясь все-таки что-то ощутить, понять… Увы…

Гораздо больше мне понравились некоторые картины Моне, Дега, Ренуара. Большое впечатление оставил зал Рубенса.
Детская радость узнавания охватила меня, когда мы подошли к картине Рембрандта «Портрет молодого человека». Помните фильм «Старики-разбойники» Э.Рязанова? :)
Кадр второй. Д;Орсе.

Ну что сказать про Д;Орсе? Там находятся произведения искусства, созданные в период с 1848 по 1914 гг. Сезанн, Дега, Гоген, Моне и Мане, Матисс, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Делакруа, …Какой букет имен! Не все из перечисленных художников близки моему мироощущению, но, с другой стороны, мне ближе искусство 19-20 веков нашей эры или тогда уже древней Греции, чем эпохи Возрождения. Отчасти, может быть, из-за обилия сюжетов религиозного плана в эпоху Ренессанса. Мне же гораздо интересней познавать не библейские истории, а Человека, живого, из плоти и крови, его внутренний мир, а также отношения между людьми. Поэтому в Орсе мне очень понравилось. Больше тут вроде и писать не о чем, картины надо смотреть…

Впрочем, одну маленькую деталь добавлю. Готовясь к поездке, извлекая из всемирной сети необходимую мне информацию, в частности касающуюся музеев Парижа и конкретно Д;Орсе, я случайно наткнулась на упоминание об одной картине, экспонируемой там. Сейчас уже не помню, где именно и что именно это было – статья искусствоведа или рассказ туриста – но картина называлась «скандальной». Я запомнила имя художника и название картины, решив, что надо будет ее посмотреть.

В 1866 году Гюстав Курбе, который считается одним из основателей реализма,  написал картину «Происхождение мира» (в русском переводе еще встречается название «Начало мира»). Сюжет ее и правда был скандален. Больше века она нигде не выставлялась. Более того, эта работа Курбе и ныне, несмотря на изменение стандартов морали с 1866 года и на все сексуальные революции, продолжает считаться провокационной.  Когда, спустя больше 120 лет, в 1988 году она была впервые представлена публике – произошло это в Бруклинском музее в Нью-Йорке – реакция на нее была неоднозначной. В 1995 году картина заняла свое нынешнее место – в постоянной экспозиции музея Д;Орсе..

Уже после нашего визита в Париж произошел очередной скандал, связанный с творением Курбе. В феврале 2009 года на проходившей в Португалии книжной выставке была представлена книга, на обложке которой была репродукция картины Курбе. Некоторые посетители подняла тревогу, заметив, что к стендам с книгами о живописи зачастили дети. Организаторы выставки отказались вмешаться и убрать монографию с прилавка. Тогда взволнованные родители обратились к полиции. Стражи порядка посчитали картину порнографией и составили протокол о конфискации. Однако, после протеста со стороны Ассоциации книгоиздателей, все экземпляры книги были возвращены, а полиция принесла свои извинения.

Я нашла в музее «Происхождение мира», и составила об этом полотне свое мнение,  которое, пожалуй, оставлю за рамками данного повествования. Зато расскажу о реакции на скандальную картину моей 7-летней дочери. Она подошла, посмотрела на нее секунд 10, еще секунд 5 подумала и сказала: «Мне не нравится эта картина». И спокойно отправилась смотреть другие полотна.

Кадр третий. Музей Гревина.

Это музей восковых фигур. На мой взгляд, он ничуть не хуже, чем более знаменитый «Мадам Тюссо». Я сфотографировалась с Пикассо, с известным французским фигуристом Филиппом Канделоро, с Луи де Фюнесом и с Элтоном Джоном. Дочка запечатлена с Шоном Коннери и Джулией Робертс, с Джекки Чаном, С Бушем и Тони Блэром, с Мирей Матье и Марией Каллас, и еще с человеком-пауком. Также в объектив моего фотоаппарата попали Вивьен Ли и Кларк Гейбл, Эсмеральда и Квазимодо, Сартр, Нострадамус, Леонардо Да Винчи и вся четверка мушкетеров. Не вполне похожими на себя мне показались Путин и Жерар Депардье.
Интересно, что в музее имеются и живые «экспонаты». Актеры-мимы стоят и сидят в залах, изображая восковые скульптуры, периодически «оживая» и здороваясь с посетителями. Последние нередко сначала пугаются, потом улыбаются, и начинают внимательней всматриваться в очередные фигуры.

Эпизод четвертый. Batobus.

Это речной «автобус», курсирующий по Сене и делающий остановки возле достопримечательностей. Билеты есть разные, мы купили на 2 дня. Можно кататься, сколько пожелаешь, по системе «хоп он – хоп офф», то есть выходить на любой остановке, садиться на любой остановке в неограниченном количестве.

Вообще, кораблики есть тоже разные. Одни предлагают часовую или трехчасовую экскурсию с аудиогидом. Другие – речную прогулку с ужином из 4 блюд.

Мы же выбрали экономичный вариант «батобаса», который дал нам возможность за вполне доступные деньги не только несколько раз прокатиться по Сене и посмотреть на Париж с воды, но и 2 дня использовался в качестве общественного транспорта, перевозя нас от одного «пункта» нашей тур-программы до другого.

За время наших водных «переездов» мы видели много красивых мостов, Башню и Лувр. Интересно выглядит со стороны Сены Д;Орсе, который, как известно, располагается в здании бывшего вокзала. И, конечно, невозможно не отметить красоту Notre Dam de Paris.

Эпизод пятый. Париж и ребенок.

Отношение к детям здесь совсем другое, чем у нас. Впрочем, Франция – не исключение, а скорее правило, если говорить о цивилизованной Европе. Такое же теплое и внимательное отношение к подрастающему поколению мы видели в Швеции, Греции, Испании.

Кадр первый. Вне очереди.

На втором уровне Эйфелевой башни направляемся, пардон, в туалет. Там очередь, человека 3. Ко мне тут же подходит работник (охранник?), спрашивает: «Это вы с ребенком»? Я киваю. Он открывает ключом туалет для инвалидов и, таким образом, пропускает нас без очереди. Дочка, кстати, у меня не малыш 3-4 лет, она первоклассница, ей 7.

Очередь в музей д;Орсе. На улице тянется длинный «хвост», внутрь, к кассам, запускают «порциями» по 10-15 человек. Стоим несколько минут. Ко мне подходит охранник, спрашивает: «Чей это ребенок»? Я несколько испуганно и растерянно говорю: «Мой». Он кивает мне и говорит: «Идите за мной». Ведет нас к другому входу, запускает внутрь. Мы попадаем в кассу, думаю, минимум на полчаса раньше.

Кадр второй. Сервис.

Мы побывали в двух известных брассери: Au Pied de Cochon и Bofinger. В первой принесли специальное детское меню, которое одновременно являлось и чем-то вроде детской газеты: там можно было рисовать, решать какие-то ребусы и лабиринты, чтобы ребенку не скучно было в ожидании заказа. Во второй – в  Bofinger – тоже принесли специальное меню, прилагалась также раскраска и маленький набор цветных карандашиков. В детский комплексный обед (по стоимости, кстати, в 2,5 раза дешевле «взрослого») входил коктейль-аперитив (как у взрослых:), основное блюдо по выбору, десерт (моя, естественно, выбрала мороженое) и напиток (лимонад, сок). Еще дочке подарили книжку с краткой историей брассери, особо подчеркнув, что это – подарок именно ей. А когда мы уходили, так сказать, уже вне обязательной программы, по собственной инициативе, официант вдруг вручил дочке цветок. Все, вроде бы, мелочи, но как приятно!

Я описала только 4 случая. Но, вообще, везде – в музеях, закусочных, просто на улице – ребенку улыбаются и оказывают особое внимание.

Эпизод шестой. О вкусах не спорят.

До поездки, когда я слышала словосочетание «французская кухня», я представляла себе что-то очень изысканное и очень вкусное. И, почему-то, я была твердо уверена в том, что это должно мне понравиться. Однако, некоторые сомнения в том, что французская кухня создана для меня, закрались в мое сознание еще на этапе подготовки к поездке. И они (сомнения) были не напрасны. Если говорить в целом, то, оказалось, что французская кухня  для меня лично уж слишком изысканна, слишком аристократична, слишком «рафинированна» что ли…Как я понимаю теперь, моему «плебейскому» вкусу ближе более «грубая», «крестьянская» кухня Германии, Швеции, Чехии, Греции и, конечно, родная – «современно-прибалтийско-эстонская». А теперь детальнее.
Кадр первый. Субъективный взгляд русской эстонки или эстонской русской на некоторые «составляющие» французской кухни.

Foie gras(утиная печень) – известнейший французский деликатес.
Вкусно! Очень вкусно! Со свежей теплой булкой с хрустящей корочкой – это супер! Когда (если) я в следующий раз попаду во Францию, я буду каждый день есть foie gras.
А моя дочка взглянула на сие блюдо и заявила, что она такое есть не будет. Уговорила попробовать маленький кусочек. Результат тот же. Хотя, надо заметить, вообще-то она у меня в еде не особо капризна. Но в Париже у меня были проблемы накормить ребенка. Дежурным блюдом для нее стал омлет, подаваемый там с картошкой фри.

Crapes (блины, завернутые конвертиком с разной начинкой) – продают на улицах, как гамбургеры. 
Очень понравились. Вкусно. В первый же день, недалеко от Башни, я так увлеклась поглощением этого нового для меня «блюда», что заляпала капающим с «конвертика» маслом свою новую блузку. :) И моя «ребенка» ела с удовольствием. :)

Мороженое «Бертильон».
Не произвело особого впечатления. Мне кажется, у нас мороженое не хуже.

Салаты.
Здесь имею в виду салаты, предлагаемые в качестве закусок в среднего уровня брассери (по-нашему, что-то вроде бара-ресторана). Основа, как правило, одна: зеленый салат, порванный на крупные куски, помидоры, порезанные на 6 долек, всякие травки, соус из растительного масла. Далее – та добавка, которую  вы выбрали. Помнится, например, я заказала салат с ветчиной. К вышеупомянутой основе были добавлены 2 свернутых в трубочку ломтя ветчины, несколько кусков сыра, размером примерно 4 на 4 см., 2 половинки вареного куриного яйца. Есть все это, конечно, было можно. Но сказать, что это было как-то особенно вкусно…К тому же, не знаю уж, то ли мне просто так не везло, то ли это и правда правило, но во всех случаях, когда я брала салат, кроме оливкового масла и специй, они еще были приправлены большим количеством уксуса. Слишком большим…

В общем, как бы завершить рассказ про парижские салаты…Знаете, какую «Мимозу» я делаю? А винегрет? А просто банальный картофельный салат с отварным мясом, консервированными огурчиками и т.д.? :)

Мясо.
Что я обычно понимаю под словом «мясо»? Большой румяный кусок, как правило свинины, жаренной или запеченной, как у нас в Эстонии говорят, «по-французски» - под майонезом и сыром, иногда с шампиньонами. Почему это у нас называется «по-французски» - я теперь не понимаю. Мясо по-французски – это недожаренный кусок говядины, из которого вытекает кровь. Бррр!

Перед поездкой я усиленно учила слово, которое обозначает высшую степень прожарки бифштекса, чтобы получить свою «подметку» хотя бы без крови. Причем, в изучаемых мной источниках разъяснялось, что, услышав такой заказ, французский официант – в лучшем случае – проникнется глубоким презрением к глупому туристу, в худшем – просто упадет в обморок. Не знаю, как насчет презрения (я такового за доброжелательной улыбкой официанта не заметила), но сознание он не потерял, а просто принял заказ, причем зазубренное слово в нужный момент у меня из головы, естественно, вылетело, и я на смеси английского с французским умоляла его принести мне viande(фр. «мясо») without blood(англ. «без крови»). Заставив его 3 раза повторить «no blood», я стала ждать неправильное «мясо по-французски». Оное было мне подано «без крови», хорошо прожаренным, в количестве небольшого, довольно тонкого куска плюс небольшая горка фри-картошки. И все. Чувство голода я утолила, но не более.

Зайдите в средней руки таллиннский бар и закажите себе свинину «по-французски». Заплатив за это примерно от 5 до 8 евро, вы получите в свое полное единоличное распоряжение большое блюдо, на котором вы увидите:
1. крупный кусок (или даже два) мяса с «шапкой» из майонеза, сыра, под «шапкой» еще могут оказаться шампиньоны и / или кружки помидора;
2. выбранный вами гарнир: картофель фри, запеченный или вареный (причем, фри-картошка у нас нынче не в моде), рис, гречка, иногда кус-кус;
3. несколько кусочков помидора, свежего и / или маринованного огурца, долька апельсина, веточка зелени;
4. пара-тройка разных салатиков, по хорошей столовой ложке «с горкой», это могут быть, например, белокочанная капуста с морковкой, китайская капуста с овощами, тертая свекла с чесноком, морковка с ананасами и т.п. – зависит от конкретного бара, повара и времени года.
К еде будут поданы в отдельной корзиночке черный хлеб и булка.

Мда…Я, вроде, про Париж писала…Пардон, мсье-мадам, увлеклась :)

Сыр.
Опять-таки перед поездкой выяснила, что самые продаваемо-покупаемые сыры во Франции это: Comte, Cantal и Neufchatel. Прошу прощения, если где закрались ошибки в правописании, французским не владею.

Решила, что должна их всех попробовать. Вот результат моей субъективной дегустации. «Комте» и «Канталь» мне показались вполне съедобными. Это сыры твердых сортов. Какой-то один из них мне понравился больше, но какой именно – уже не помню. «Нефшатель» же мне как-то не очень. Это мягкий сыр в белой плесени. Опять-таки, на мой «простолюдинский» вкус, например, продаваемые в Эстонии, недорогие «Камамбер» или «Бри», очень даже хороши. А из твердых сыров меня вполне устраивают производимые у нас « Eesti juust» или «Hollandi leib».

Fauchon и  Hediard. Знаменитые фирмы по производству всяческих деликатесов.
Читая предыдущие абзацы, вы, может быть, решили, что ничто интересное, деликатесное и изысканное в еде меня не привлекает. Напротив, принимая у себя гостей, я всегда стремлюсь приготовить или купить что-то «эдакое», чем-то удивить всех. Поэтому, в магазинах Fauchon и Hediard у меня, конечно, просто слюнки потекли. Столько там всяческих экзотических фруктов, паштетов, колбас и других, самых разнообразных яств. Раздолье для гурмана! Вот жаль только, что цены, мягко говоря, «кусаются»…
Мое особое внимание привлек прилавок с закусками. Чего там только не было! Была приятно удивлена, увидев там закуску, которую я совсем недавно готовила для своих гостей – чернослив в ветчине (слива заворачивается в ломтик ветчины, закалывается зубочисткой и слегка обжаривается). Сейчас я уже не помню, сколько эта закусочка стоила, но сумма была более чем впечатляющей.

Кадр второй. Брассери «Au Pied de Cochon».

На традиционных брассери более высокого ценового класса, чем обычные, средней руки забегаловки, хочется остановиться отдельно. Еще дома, зачитывая путеводитель, из пары десятков популярных брассери, я выбрала для посещения три: «Au Pied de Cochon», «Bofinger» и «Ragno». Из них мне удалось поесть в первых двух. С третьей, из-за моего незнания местных обычаев, получился прокол. Дело в том, что во многих парижских брассери есть своя «сиеста», это время после обеда и до ужина, сейчас уже точно не помню, но где-то с 15.00-16.00 до семи-восьми вечера там поесть нельзя, можно, разве что, выпить кофе. Именно в этот временной промежуток мы с дочкой и оказались у «Рагно». Нам предложили вернуться через пару часиков. Но, потом, возвращаться нам уже было не с руки.

А теперь о «Au Pied de Cochon», что в переводе означает «свиная ножка». Как любитель свинины, я не могла обойти вниманием такую редкость для Франции. Но интересна она не только тем, что там подают свинину. Эта брассери открылась в 1946 году, и с тех пор работает 24 (!) часа в сутки 7 дней в неделю, т.е. ВСЕГДА! Даже, когда там идет ремонт, они все равно продолжают обслуживать посетителей. В одном зале – ремонт, а в других – посетители смакуют свиные ножки.

Обслуживание там на самом высоком уровне. Официанты настолько предупредительны и приветливы, что чувствуешь себя просто королевой. Посуда вся фирменная, с их логотипом. Скатерти, салфетки, приборы – безупречны. Оформление блюд – отличное.

Дочка, к моему огорчению, из специального детского меню выбрала…гамбургер. Он был подан на тарелке с листьями салата и картошкой фри. Ну, да ладно. Зато она наелась. Я же выбрала вариант так называемого «меню». Это значит что-то вроде комплексного обеда. За определенную сумму ты можешь сам «составить» себе обед из возможных вариантов. Здесь, если мне не изменяет память, можно было выбрать закуску + второе, или второе + десерт. На выбор несколько закусок, несколько вторых и несколько десертов. Вариант «меню» более экономичный. В 2007 году в обеих посещенных мной брассери это удовольствие стоило примерно 30 евро. Есть также вариант «а-ла карте», в этом случае одно второе обойдется от 25 до…я даже не помню скольки евро (60-70?).

Итак, я выбрала знаменитый луковый суп и свиную ножку, фаршированную грибами и ветчиной. Суп, поданный в довольно большой пиале, покрытый шикарной сырной корочкой, выглядел очень аппетитно. Что касается вкуса, то я, почему-то, ожидала чего-то большего. Внутри, под сырной «шапкой» был бульон, в котором плавали кусочки лука и гренки. Это было съедобно, даже вкусно. Но не «вау» :) Если вы понимаете, что я хочу сказать. Я даже не доела примерно одну треть, просто как-то наскучило хлебать его…

А вот второе оказалось выше всяких похвал. Ножка, поданная с отварным картофелем, зеленью и соусом из шампиньонов и ветчины, была безумно вкусна! Лишь одно слегка «омрачило» мне удовольствие – я сидела и думала, что ножек могло было быть и две :)))

Порадовало и заказанное мной «Божоле». Вино легкое, приятное.

Если будете в «Au Pied de Cochon», загляните, пардон, в туалет: живые цветы, зеркала, и все «под дерево». Меня впечатлило. Я вообще всегда и везде обращаю внимание на такие вот бытовые мелочи. Хоть они вроде и мелочи, а порой очень портят впечатление, а то и настроение.

Теперь о минусах. Ох уж эти цены… Впрочем, не будем о них. Зато скажу, что порции, увы, невелики. Я, вроде бы и наелась, но уже часа полтора спустя опять почувствовала желание перекусить. В то время как порции второго в Таллинне мне, как правило, хватает практически на целый день. Вечером я лишь слегка «пощипываю» фрукты, или ем что-то совсем легкое.

Что мне еще не понравилось в местах питания в Париже, так это «дефицит» места, пространства. Очень маленькие столики, которые, к тому же, стоят бок о бок. Сотрапезников сажают друг напротив друга, одного на диван, второго – напротив на стул, причем, чтобы одному из двоих сесть на диванчик, официант отодвигает столик, иначе не пройти, даже ребенку. Самому выбрать себе столик не позволяется. Если есть свободные места, то стараются сажать «столик через столик». Если же народу много, то ваш сосед будет сидеть на расстоянии 30 см. от вашего локтя. В общем, если вы хотите не только поесть, но и приватно побеседовать, то вам не сюда.

Кадр третий. Брассери «Bofinger».

«Bofinger» открылся на 82 года раньше, чем «Au Pied de Cochon» - в 1864 году. Среди гостей, оставивших свой отзыв в книге для посетителей, были: Мадонна и Вуди Аллен, Жан-Поль Готье и Фил Коллинз, Михаил Горбачев и Пьер Карден, Стивен Спилберг и Кензо.

Все, что я сказала об обслуживании, посуде, приборах и оформлении блюд, рассказывая о «Свиной ножке», относится и к «Бофингеру», пожалуй, кое в чем даже в большей степени. Приборы здесь более разнообразные. Разные вилки-ножи для закусок и для второго, причем, для рыбы и для мяса тоже отличные друг от друга. Видела, что подали к устрицам: специальную вилочку, крючок и нож.

Про детское «меню» в «Бофингере» я уже писала выше. Разве что добавлю, что из своего основного блюда моя дочка съела паштет с грибами, зеленый салат и салат из картофеля, а foie gras и пармскую ветчину она отдала мне. Зато все остальное она употребила с явным удовольствием: сок, коктейль и мороженое.

Теперь о том, что здесь ела я. В «меню» входило: закуска + второе + десерт. На закуску я заказала  foie gras, что, как я опять-таки уже упоминала, само по себе вкусно. К ней были поданы теплые гренки и какое-то кисло-сладкое желе. Позже я узнала, что его делают из Sauternes – сладкого вина родом с юго-запада Франции. Это было очень ВКУСНО!!
На второе я решила взять рыбу, а точнее лосося в каком-то там соусе (меню было в основном на французском). Лосось был подан с овощами и большим количеством соуса. Ну что вам сказать про это блюдо? Лосось – он везде лосось, его, по-моему, вообще трудно испортить. А вот соус – это было нечто! Вкуснее этого соуса я ни до, ни после не ела. Позже моя двоюродная сестра, которая много лет живет в Ницце, и которая, кстати, тоже бывала в «Бофингере», объяснила, что этот соус из морепродуктов очень известен и любим многими французами. Но дома его почти никто не делает из-за большой трудоемкости процесса. Он готовится долго, вроде бы в три этапа, в общем, возни много. Но и результат потрясающ!

А вот десерт оказался для меня, пожалуй, из оперы «слишком изысканно». Наверно, надо было выбирать другой. Но и так я еле понимала, что за блюда значатся в меню, и смогла окончательно определиться с заказом только с помощью официанта, который, к моему счастью, говорил по-английски. Выбранный десерт назывался «Плавучий остров». «Островом» оказались взбитые белки (сырые), а «морем» соус из сырых же желтков. Все это было полито каким-то сиропом и посыпано миндалем.  Нет, это не мое! Мне бы лучше просто взбитые сливки с фруктами, или «банана сплит» на худой конец.

Через столик от нас сидела пара, по-моему, американцев – муж и жена. Они отмечали день рождения жены. Когда они закончили есть свое основное блюдо, им принесли десерт за счет заведения – сюрприз к ДР: насколько я поняла, там были какие-то печенюшки со взбитыми сливками, а посередине – свеча-вулкан. Мелочь, а приятно, правда?

Не обошла я своим вниманием и дамскую комнату :) Оформление – превосходное, равно как и всей брассери. А поразило меня то, что там не было фена для рук, не было и бумажных полотенец. Были – из ткани! Маленькие тряпичные полотенчики. Берешь чистое из аккуратной стопочки, вытираешь руки, бросаешь в плетеную корзину, стоящую рядом.


Эпизод седьмой. Парижский Диснейленд.

Поскольку я ехала в Париж с ребенком, то я решила, что надо сделать часть нашей культурной программы специально для нее. И собралась я ехать в Диснейленд исключительно из чувства родительского долга. Тут уместно будет сделать небольшое лирическое отступление. Я вообще человек, как бы это сказать, «недетский». Что я имею в виду? Я не испытываю чувства умиления при виде посторонних мне детей. Я не умею «сюсюкать» с малышами (чужими). Я плохо себя чувствую в местах большого скопления детей. Я не люблю мультфильмы (за некотором исключением, например, «Карлсон» или «Простоквашино»). Более того, я их не любила и в детстве. Мультикам, детским передачам и фильмам лет с 7 предпочитала передачу «Что? Где? Когда?». Сказками увлеклась где-то лет в 6, и, прочитав множество их к 8-и годам, с тех пор не беру сказки в руки. Теперь, я думаю, понятно, почему для меня Диснейленд казался сродни Голгофе.

Перед поездкой, «копаясь» в интернете в поисках необходимой мне информации, наткнулась на рассказ одного мужчины (россиянина), который делился своими впечатлениями о посещении парижского «Диснея». Он писал, что «у нас (тех, кто родом из СССР) отняли детство». Я тогда подумала: какой странный дядя. Знала бы я…

Итак, утром седьмого мая завтракаем в отеле. Дочка случайно разливает сок. Я делаю ей внушение, ну, мол, осторожней надо, обольешься – в чем поедешь в Диснейленд? И, минуту спустя, разливаю свой сок :))) Весьма знаменательный эпизод. Закончив трапезу, едем на вокзал, оттуда на поезде в Диснейленд.

У касс очереди, сначала кажется, что это очень надолго, но стояли мы только минут 20. Попав на территорию, я вижу, что народу много, причем не все взрослые с детьми. Молодые пары, пожилые пары. У некоторых на головах одеты «уши пятачка» или «бантик Минни». Дочка говорит: «Мама, здесь взрослые выглядят как дети».  Мы проходим по главной улице, которая оформлена в стиле 20-х годов 20-ого века в США: дома, магазинчики, парикмахерская, почта и т.п. – все такое, как было тогда. Я уже начинаю испытывать личный интерес к парку.

О! Стоит фигурка, как памятник, изображающая мой любимый подсвечник из «Красавицы и Чудовища». Немедленно фоткаю с ним дочку.

Проходим через Замок Спящей Красавицы. Движемся дальше в направлении первого намеченного мной аттракциона – «It’s a small world». (Чтобы не терять на месте время на выбор аттракционов, я уже дома выписала себе наиболее, на мой взгляд, интересные.) По улочкам парка бродят люди в костюмах диснеевских героев. Им можно пожать лапу, сфотографироваться с ними. Дочка в восторге.

Занимаем очередь на «It’s a small world». Стоим довольно долго, минут 20, очереди – это, конечно, минус. Нас сажают в «карету» (вагончик, тележку или как ее там), и мы въезжаем в крытый павильон. Что начинается дальше – описать трудно, это надо видеть. Смысл в том, что тебя знакомят с разными странами и  народами мира: куклы в национальных костюмах, природа, животный мир, основные достопримечательности, - все это демонстрируется тебе под ритмы и пение «проплываемой» части нашего такого большого, и, в то же время, такого маленького мира. Буйство красок, звуков и динамики происходящего вокруг захватывает целиком. На самом деле, ты даже не успеваешь увидеть и воспринять все, охватить взглядом, понять, «переработать»…Повторюсь, описать сие невозможно, все равно что описывать аромат духов или пение птиц.
Феерия длилась примерно 10-15 минут. Когда мы выехали из павильона, …угадайте, что я подумала? У меня в голове бились две мысли. Первая: «У меня отняли детство». И вторая: «Надо обязательно привезти в «Дисней» и младшую дочку».

«Как я вас перевербовал, за 5 минут?!» ( Мюллер – Штирлицу, цитата из фильма Т. Лиозновой «17 мгновений весны»)

Мне хотелось тут же встать обратно в ту же очередь и увидеть все это еще раз. Но, мы ведь приехали сюда всего на один день, и хочется охватить как можно больше. Поэтому, идем к другому аттракциону. Всего мы успели посетить их 12. Все описывать не стану. Упомяну лишь парочку лидеров моего личного «хит-парада».

Cinemagique (киномагия). Смесь кино с театральным представлением + спецэффекты. Грандиозное зрелище! Супер! А перед сеансом на сцене играет оркестр, как это было в кинотеатрах в 30-50(60?) годах прошлого века.

Studio Tram Tour – садишься в маленький поезд, и тебя везут как бы по разным съемочным площадкам. Ты видишь, как снимают Кино. Как делают, например, взрыв. Но ты не просто наблюдаешь со стороны, с помощью разных спецэффектов достигается ощущение, что ты находишься прямо на площадке, в самой гуще событий. Например, после взрыва по лицу «проходит» волна горячего воздуха. Потом начинается «землетрясение», и вагончик начинает трясти. Здорово! Впечатляет! А моя трусишка-дочка даже испугалась. Но это исключительный случай, такая уж она у нас боязливая. Другие дети вокруг не боялись и получали удовольствие по полной.

На самые «крутые», «страшные» аттракционы мы не пошли. Мне жаль, там, наверняка, очень здорово, но что поделать. Дочка бы жутко боялась, а одна я пойти не могла, оставив ее в одиночестве…

Зато мы сфоткались с Микки Маусом. Прокатились на настоящем старинном пароходе, такие бороздили водоемы Америки в конце 19-ого века. Полетали над Лондоном с Питер-Пэном. Посмотрели на «Пиратов Карибского моря». Покрутились в «Сумашедших Чайных Чашках». И т.д. А еще, мы купили «поросячьи уши». :)

Жаль, что день прошел так быстро…

Эпизод восьмой. Один за всех и все за одного».

Париж – это для меня еще и место действия романов Дюма. Кстати, советский фильм про мушкетеров снимали не в Париже, а в моем родном городе – в Таллинне. И я сама была свидетелем съемок, правда уже второго фильма – «Мушкетеры двадцать лет спустя». Было мне в ту пору 17 лет, гуляли мы с одноклассницей по старому городу, а точнее, в привокзальном парке, который примыкает ко рву вокруг крепостной стены. Вдруг слышим лошадиное ржание. А одноклассница моя была страстной поклонницей лошадок. Уговорила она меня пойти посмотреть, откуда там, у крепостной стены, лошади. Оказалось, там шли съемки. И снимали тот эпизод, когда Д'Артаньян и Портос гонятся за герцогом Бофором, и, неожиданно сталкиваются лицом к лицу с Атосом и Арамисом.

Подошли мы, значит, поближе. Смотрю, из автобуса выходит Боярский с куриной(?) ногой в руке. Я думала, что это для съемки, так сказать бутафория. А он сел под дерево и стал с аппетитом есть. Стоим дальше. Вижу кто-то (видимо, костюмер) поправляет костюм на Арамисе, ну т.е. на Старыгине. И, наконец, вижу, идет мой любимый актер из этой четверки – Вениамин Смехов. Подходит к мужчине и женщине, стоящим неподалеку, они весело беседуют. Подружка говорит мне: «Иди возьми у него автограф». Я отнекиваюсь. Сначала тем, что я боюсь. Потом тем, что у меня нет ручки, кстати, и бумаги тоже. Подруга достает из сумки ручку. А вот с бумагой сложнее, ну ничего нет. Тогда она распечатывает новую недавно купленную колоду карт, случайно завалявшуюся у нее в сумке, вытягивает из нее крестового короля и дает мне. На дрожащих ногах подхожу к Смехову, и заплетающимся голосом еле выговариваю: «Извините, можно попросить у Вас автограф»? Он с улыбкой берет карту и пытается расписаться. Но! Карта глянцевая, и простая шариковая ручка не пишет. Вениамин разводит руками: мол, ну что поделать, не судьба. Я, поняв, что и правда не судьба, собираюсь удалиться. И тут женщина, с которой беседовал Смехов, говорит: «Wait a minute. I have another one». («Подождите, у меня есть другая».) И она достает из сумочки чернильную ручку, которая прекрасно пишет и на глянцевой бумаге. Вениамин расписывается. Я ухожу благодаря и его, и неизвестную мне иностранку. Эта карта до сих пор хранится у меня. Интересно, помнит ли Смехов про столь необычный автограф? :) Впрочем, пардон, к Парижу все это отношения не имеет…

Итак, парижский план по мушкетерским местам был таков: прогуляться по Люксембургскому саду и, затем, побродить по улочкам в округе, отыскивая знакомые с детства названия.
В саду меня удивило то, что, вместо привычных мне скамеек, люди сидят там на стульях. На самом деле, это гораздо удобней: и рядышком могут сесть не три-четыре человека, как на скамейках, а двое или, скажем, семеро, в зависимости от того, какая компания подобралась; к тому же стулья легко перетащить в любое понравившееся место, например, если жарко – в тенек, или, наоборот, на солнышко.

Потом мы отправились искать дома господ мушкетеров. Довольно дурацкая игра, т.к. и улицы свой облик с тех пор изменили, дома все не те, да и вообще персонажи книг живут только в нашем воображении. Однако, я не смогла себе отказать в такой романтической глупости :) И вот мы стоим на улице Могильщиков. Хорошо, что я готовлюсь к своим поездкам, иначе я бы дооолго искала такую улицу.
Своим «гидом» по мушкетерским местам я выбрала Николая Горского, а путеводителем – его статью о Париже под названием «Перечитывая «Трех мушкетеров». Ссылочку на нее поставлю внизу своей странички.

Так вот, из статьи я узнала, что улицы Могильщиков нынче нет. Т.е. она есть, но называется Сервандони. Почему? В честь архитектора Жана Жерома Сервандони, который во времена действия романа даже еще и не родился. Поэтому тогда никто и знать не знал, что в будущем так будет называться улица, выходящая к главному творению его жизни - Собору Сен-Сюльпис.

Как я и читала у Н.Горского, дом номер 11 – современное, отнюдь не двухэтажное здание – для Д'Артаньяна не годится. Зато я с удовольствием рассматриваю предложенный моим «гидом» в качестве замены дом номер 16: «…маленький двухэтажный домик с «подобием мансарды», как раз имеющий два отдельных входа, один из которых явно ведет на второй этаж. Вот сюда и поселим д’Артаньяна». (Н.Горский).

Мы также прогулялись по улочке Феру, которая, впрочем, мне не приглянулась. Потом вышли на улицу Вожирар, где должен был обитать Арамис. Дом номер 25, понятное дело, тоже не похож на «Арамисовский», но мне это и неважно. Находим мы и упомянутый Горским отель под названием «Арамис», все на той же Вожирар. Рассказываю дочке, что Вожирар – самая длинная улица в Париже (4 км.360м.). Посмотрели мы и на Монастырь Дешо. И он сам, и дворик оказались совсем небольшими.

Эпизод девятый. Дефанс.

Дефанс называют «парижским Нью-Йорком». Он считается самым большим деловым центром в Европе. Каждый рабочий день около 150 000 человек приезжают сюда на работу. Интересно то, что в Дефансе автомобильная и пешеходная зоны полностью отделены друг от друга – машины «сосланы» под землю. Главный пешеходный проспект Дефанса продолжает линию Елисейских Полей. Главная Арка Дефанса, построенная в 1989 году стоит на одной прямой с Триумфальной Аркой и Аркой Карузель (т.е. на так называемом «королевском» пути из Лувра в Версаль).

Дефанс был для меня одним из обязательных пунктов программы. Я – человек, в котором много чего намешано: и кровей, и вкусов. Вот и в архитектуре, например, мне нравятся и древнегреческие колонны, и суперсовременные дома-небоскребы. В данном конкретном случае на меня еще произвело впечатление то, что большая часть «стеклянных гигантов» Дефанса была построена в 50-70 годы! Но они до сих пор вызывают восхищение своей необычной архитектурой и ультрасовременным обликом.

Мне очень понравилось в Дефансе. Эти «зеркальные» дома, уносящиеся в небо; необычные памятники; странно привлекательные фонтаны… Я получила большое удовольствие от прогулки по этой современной «модерновой» «стране», и страшно расстроилась, что не смогла получить в туристическом инфо-центре карту района, на которой отмечены все достопримечательности Дефанса. Дело в том, что нас «занесло» туда 8-ого мая – в праздничный день, и инфо-центр был закрыт :(

Еще отдельно хочу отметить странное декоративное вертикальное сооружение, состоящее из разноцветных резиновых кабелей разного диаметра. Не знаю, как его правильно называют – карту не получила :( - но я ее назвала «башня номер 2. На мой вкус, красавица!

Эпизод десятый. А еще?

Кадр первый. А еще я видела:

- Большие Бульвары и Елисейские Поля.

- Храм св.Марии Магдалены и Триумфальную Арку.

- площадь Бастилии и остров Ситэ.

- Венсенский лес и парижский зоопарк. Я читала, что он очень большой и считается одним из самых интересных в Европе. Ну не знаю…Те, кто так считает, видимо, не бывали в нашем таллиннском зоопарке, в зоопарке Хельсинки. Во всяком случае, на меня парижский зоопарк не произвел особого впечатления. Вот разве только на жирафов и фламинго полюбовалась, их у нас в зоопарке нет.

- Ботанический Сад и музей палеонтологии. Шикарный розарий.

- Поезд метро, который едет без машиниста. Мы, конечно же, сели на самые передние сидения, прямо у лобового стекла. Смотришь вперед – видишь туннель. Прикольно и чуточку страшно. И откуда эта электроника знает, где поворот, где притормозить?

Кадр второй. А еще я не видела, но хотела бы увидеть:

( Может, я еще попаду когда-нибудь в Париж…)

- Центр Жоржа Помпиду. К своему стыду, на момент поездки я о нем ничего не знала. Нет, я, конечно, слышала такое название, но не более того. Теперь кусаю локти, я бы обязательно туда поехала.

- Мулен Руж. Заранее билеты не заказала, а попытки заказать их из гостиницы не увенчались успехом – ответом было «мест нет на две недели вперед».

- «Франция в миниатюре».  А еще хотелось бы увидеть музей «Мини Европа», но это в Брюсселе.

- Церковь Сакре Кер. Говорят, красивая.

- Кладбище Пер-Лашез.

Вместо послесловия. Так стало «после»…

«…Она была в Париже,
И я вчера узнал – не только в ем одном». ( В.Высоцкий)

Я побывала в Париже и осталась жива.
Париж показался мне совсем не таким, каким представлялся раньше.
Париж – город с богатой историей. Красивый. Разный. Интересный. Но, видимо, не мой.
Я, пожалуй, уютней себя чувствовала в Лондоне. И дело не только в знании английского и незнании французского.

А мое сердце принадлежит суровой красоте Стокгольма и шведских островков, ослепительной белизне и синеве Санторини, разноцветным скалам и уютным, тихим деревушкам о.Милос, кружевам Критского моря и, наконец, средневековым улочкам родного Таллинна.

Но! Я рада знакомству с Парижем. Оно было интересным и приятным.
Merci. Au revoir.
 
апрель-июнь 2009 г.


Рецензии
А вот по поводу мяса с кровью... мне кажется, зря Вы не попробовали. Бьюсь об заклад, что если дать Вам - с завязанными глазами! - попробовать хорошую говядину, приготовленную, как они говорят, a point, то Вы полностью измените свое мнение. Скажем, я до Франции о таком и подумать без содрогания не мог. А теперь - с удовольствием. А еще есть тартар - совсем сырой фарш...

Степань Разинь   16.08.2010 14:14     Заявить о нарушении
А еще едят собак, мышей, червяков, скорпионов и т.д. и т.п...
Заклад Вы свой, безусловно, проиграли бы :) У меня очень тонкий нюх и вкусовые рецепторы. Меня не проведешь и с закрытыми глазами. У нас это, кстати, семейное. Мой папа, моя сестра, а теперь и моя дочка тоже отличаются особым обонянием.

С улыбкой и приветом из Эстонии,

Анна Мадис   16.08.2010 15:25   Заявить о нарушении
Надо было так: Бьюсь об заклад, что заклад Вы свой, безусловно, проиграли бы (типа: удваиваю), тогда бы я... и все равно бы проиграл, и единственным утешением было бы, что Ваша победа - бескровная... ну да ладно, лучше пойду чем-нибудь перекушу.

Удачи Вам!

Степань Разинь   16.08.2010 15:43   Заявить о нарушении
Приятного аппетита!

:)

Анна Мадис   16.08.2010 15:59   Заявить о нарушении
Спасибо!

Степань Разинь   16.08.2010 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.