Падение четвертой власти

В середине мая на побережье Антальи (Турция) представители "четвертой власти" собрались на международный конгресс "Журналистика и медиарынок: глобальные вызовы и перспективы", чтобы понять свое место в быстро меняющемся мире и соответствовать требованиям времени. И было что обсудить: экономический кризис с некоторых пор самым бесцеремонным образом распоряжается на мировом медиарынке. Одна за другой закрываются или переходят в Интернет региональные газеты, на пороге полная коммерциализация новостных сайтов и взимание платы за право читать и знать. И при этом журналисты - одна из самых невостребованных, неуважаемых и опасных профессий в России.

Поломав голову над причинами отрицательного имиджа журналиста в обществе, участники конгресса обсудили факт манипуляций со СМИ политтехнологов, пиарщиков, владельцев вещательных органов и власти. Выяснилось, что корпоративная солидарность у журналистов отсутствует, а о нравственности и морали в профессии они последний раз слышали на лекциях в университете. На деле же представитель прессы - это волк-одиночка, выживающий один и погибающий один. И, как мы привыкли видеть по телевизору, локтями расталкивающий коллег по перу и микрофону. Если сегодня ты не первый - завтра тебя нет совсем. А рассуждения об этике оставьте студентам.

Эту профессию не зря называют "второй древнейшей". Журналистов почти всегда можно купить (хотя они предпочитают свято верить в свою независимость), вопрос только в цене и в том, кто покупатель. И даже если журналист работает сам на себя и убежден, что неподкупен, ему можно подтасовать данные, поманить сенсацией, а то и пригрозить.

Работая денно и нощно, зачастую подвергая опасности свою жизнь и здоровье, журналисты вроде бы призваны служить обществу - обеспечивать нас оперативной и достоверной информацией, отвечать на запросы аудитории. Однако сами представители прессы признают, что в последнее время они утратили живую связь с аудиторией, не понимают ее запросов, вкусов и чаяний. Произошло это потому, что последние десятилетия СМИ не так уж стремились быть с нами в контакте и выполнять функцию связующего общественного звена. Их больше заботило, чтобы политика издания или телеканала максимально соответствовала представлениям владельца и обслуживала его интересы.

Тем временем, сама аудитория претерпевала определенные изменения, и сегодня уже ясно, что низкопробное чтиво, ангажированные новости, заказные репортажи и усыпляющие разум зрелища устраивают далеко не всех. Общество быстро меняется, но СМИ, по большому счету, потеряли с ним связь. Разочарованный читатель отказывается покупать такую прессу (еще и платить за это!), а кнопку телевизора нажимает скорее по привычке. И не далек тот день, когда, устав от тележвачки, не наполняющей их ожидания и потребности, люди повыбрасывают телевизоры на помойку, массово мигрируя в интернет. Уже сегодня четвертой властью реально становятся блоггеры, вытесняя на информационном поле запутавшуюся в бесконечном пиаре и технологиях прессу.

Так что же, получается, пора петь СМИ отходную? Если обществу не нужна такая "четвертая власть", оно вправе и обязано требовать изменений.

Чтобы стать нужными, независимыми и экономически дееспособными, СМИ должны, прежде всего, перестать "влиять" и начать вести диалог с аудиторией. Постоянно держа руку на пульсе общественных изменений, на полшага опережать реальные общественные запросы, помогая систематизировать и анализировать информацию. Позитивный контент и настрой на общечеловеческие гуманистические ценности должны из красивых деклараций перейти в реальное журналистское бытие.

Говоря о перестройке СМИ, необходимо понимать, что значит "соответствовать требованиям времени" и что такое "позитивный контент".

Журналистам стоит помнить, что "чернуха" - не в фактах, а в намерениях, выстраивающих редакционную политику. Сообщение о любой трагедии может не быть психологически разрушительным, если говорить об этом без намерения раздуть рейтинги. А социальные репортажи не пойдут на пользу обществу, если во время их создания интересы самих людей учитывались в последнюю очередь.

В 21 веке человечество оказалось перед тысячами проявлений глобального кризиса, затронувшего интересы каждого. От СМИ ожидают объяснений принципов жизни в новых условиях, причины и сути глобальных процессов, происходящих в мире. Вместо того, чтобы ежедневно выливать на наши головы извращенную, вредную и пустую информацию, СМИ должны стать инструментом интеграции между людьми и каналом для глобального гуманистического образования.

Светлана Балашова

источник – интернет-газета Единый мир
                http://www.kabmir.com/


Рецензии
""Так что же, получается, пора петь СМИ отходную?""
Интернет - разве не СМИ?
ИМХО, происходит постепенное изменение носителей информации.

Михаил Борисов   11.06.2009 07:55     Заявить о нарушении
СМИ должны будут изменить свою функцию , не внешнее , могут остаться и мьюзиклы и новости и сериалы и что угодно , а должен будет измениться посыл , из средства раздора , неравенства между людьми превратиться в средство объединения и образования людей.

Светлана Балашова   15.06.2009 15:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.