Почему четыре Евангелия?

Наверное, каждый человек, читающий Новый Завет, задавался вопросом: почему же, собственно, четыре Евангелия? Неужели нельзя было написать одно, излагающее максимально подробно, строго по порядку жизнь Иисуса?

Обычно отвечают примерно так: Евангелия написаны для разных категорий читателей. Для иудеев – Ев. от Матфея, для римлян – более подходило лаконичное Ев. от Марка, для пресыщенных греков – литературное Ев. от Луки. Наконец, для продвинутого читателя – Ев. от Иоанна. Конечно, слабоватое объяснение, потому что тогда надо писать отдельно для китайцев, индусов, папуасов… и, разумеется, для русских. К тому же этот взгляд противоречит идее всеобщности Евангелий, их вневременности.

Есть и другие толкования. Например, такое: четыре Евангелия – это четыре точки обзора, или взгляд с разных углов… Или такое: Ев. от Матфея говорит о религиозной морали, от Марка – это Евангелие победы, чудес и страстей, от Луки – связь с иудейской историей, от Иоанна – духовное и сущность вечного…

Неверующие люди довольно потирают руки: «вот видите! четыре книги, и все такие разные, содержат некоторые разночтения, а что это значит? Церковники не могли согласовать свои тексты».

Если же принять точку зрения, что Автором Евангелий является Бог, а не человек, тогда придется согласиться, что по какой-то неясной причине Автор через евангелистов пожелал дать Своему народу именно эти Книги. То есть нам представлены не разные взгляды евангелистов, но разные Книги. И пытаться выводить из них одно Евангелие – занятие, на мой взгляд, сомнительное и даже незаконное. Вот почему так притянуты все хитроумные попытки составить одно жизнеописание Иисуса, сведенное воедино из четырех Евангелий.

Поясню мой мысль. Если бы Бог пожелал, у нас было одно Евангелие, написанное наилучшим образом для любителей порядка и логики. Полное, ясное, отвечающее на все вопросы. Но Иисус в Евангелиях неуловим, не поддается объяснению. Какая-то в этом есть тайна… Возможно, Бог через Евангелия нам говорит: Иисус настолько велик и сложен, что не вмещается ни в какой текст, изложенный при помощи грамматики и логики… И потому недоступен какому бы то ни было анализу, после которого исследователь скажет: ну вот, с этим вопросом разобрались.

И все же Богу угодно, чтобы мы, не ссылаясь на тайну и трудности, занимались исследованием Евангелий, старались лучше понять Иисуса. Парадоксально, как, впрочем, и все в нашей христианской вере…


Рецензии
Согласен, прекрасное объяснение, с которым трудно не согласиться объясняющее необходимость всех четырех Евангелий, хотел бы добавить, что четыре Евангелия это не только необходимый минимум повествований о Христе, но это и максимум доступной нам информации о жизни Христа имеющей право называться "Евангелием". Уже во втором - третьем веке, когда вера жестоко преследовалась Римом, и хранить христианскую литературу было не безопасно, было всего четыре Евангелия, за которые большинство христиан были готовы отдать жизнь, вот почему эти Евангелия дошли до нас. Среди Евангелий никогда не было евангелий от Фомы, Варнавы, и уж тем более от Иуды.

Пастор Сергей   13.06.2009 21:37     Заявить о нарушении
Сергей!
Благодарю за отзыв. Согласен с Вашими тезисами.
Храни Вас Бог!
Е.К.

Евгений Каширский   13.06.2009 23:31   Заявить о нарушении