Поездки по городам Сибири

         Омск


   На 7 октября получилось много свободных дней и я поехал на вокзал, сел в поезд, идущий на запад. Ночь спустя вышел в Омске. Этот город старше Новосибирска (основан в 1706 году) и архитектурным видом некоторых зданий похож на старые подмосковные города.

   Поехал я по приглашению к человеку, который меня ждал. По приезду довольно быстро нашёл нужный дом. Тёплая встреча в квартире молодых супругов. Жена, в недавнем прошлом - практикантка нашего НИИ. Хороший программист и прекрасный человек. Из алтайской деревни у Чуйского тракта, Усть-Кана. Уселись за уютным столом. В разговоре, когда задалась тема, спросил, где есть действующая церковь. Решив прогуляться, сел на трамвай, подъехал к одной, оказавшейся в этот день закрытой. Сама церковь не очень ухожена, требует реставрации, но  не это - главная беда. Почти со всех сторон она зажата гаражами частников. Мерзость запустения… только не изнутри, а снаружи.

   Служительница, выслушав меня, сказала, чтобы я приходил завтра; узнав, что это невозможно, передала благословение Новосибирской церкви.
 
   Получилось так, что в Омске на праздники было туго с водкой. Пока мои друзья готовили стол, я вызвался сходить в магазин. Краем уха на остановке я услышал, как один парень спросил о чём-то другого, в разговоре произнёс слово «водка» и быстро пошёл. Я — за ним. Купил бутылку «Сибирской» и возвращаюсь к трамвайной остановке.

   Вдруг неподалёку останавливается такси и освобождается. Машу рукой, сажусь.
«Поехали к домику Достоевского», — говорю, не представляя себе, как сейчас выглядит памятное место.
«Я не знаю, как туда ехать», — таксист мне.
Достаю план Омска (предусмотрительно предложенный ребятами) и тычу пальцем:
«Вот здесь он». Поехали.
   - Вы из Москвы?
   - Нет, из Новосибирска, друзья на праздник пригласили.
   - Вы — писатель?
   - Нет.
   - Вы что, изучаете творчество Достоевского?
   - Нет, только читаю.
   - Шесть лет работаю на машине и впервые везу человека туда. Сам тут родился, а не знаю даже, где это.

   Всё это он говорит уже несколько смущенно. Начал по ходу показывать достопримечательности города. Рассказал малость о себе.

   Подъехали к воротам в острог. Это в парке (водитель осмотрелся, махнул рукой и мы, вопреки табличкам с запретительными надписями, въехали туда), на самом берегу Иртыша. Одни эти ворота и остались. Четыре кирпичных столба, перехваченные треугольным фронтоном; пара чугунных ворот (уже, видимо, современных), чугунная мемориальная доска. У входа диагонально-полосатая сторожевая будка с заколоченным входом; пушечка, похоже — сигнальная и шлагбаум, преграждающий неизвестно что. Мы обошли вокруг и уехали к другой церкви.
Она была открыта. Я вошел внутрь. Старушки в тёмном одеянии мыли полы, чистили подсвечники, протирали стёкла на иконах, тихонько переговаривались. Купил свечу и поставил «За здравие» моей знакомой-омички. Подошёл служитель. У него были такие же глаза, что и у служительницы из первой церкви — ласковые и в то же время направленные внутрь себя, но больше — ласковые. Я спросил у него, нет ли в продаже Библии. «Нету», ответил он, а, услышав, что «Новый Завет» у меня есть, сказал, что главное содержится там.

                *   *   *

         Красноярск

   Новый просвет в работе — новая поездка. Вызвана никопольским знакомством. Оно оказалось настолько интересным…

   Прелюдия сложилась летом, когда на пляже познакомились с девушкой из Сибири, приехавшей в Никополь к подруге. Разговорились, понравились друг другу. Оказалось, сибирячка - активный человек, её фото уже венчало обложку молодёжного журнала. Педагог.
   К очередному праздничному периоду, позволившему небольшое путешествие, спланированное ещё летом, я был готов.

   Меня просили дать телеграмму, чтобы встретить, но какая тут «дача» — всё бегом. Теперь всё позади и опять, после четырёхчасового стояния у кассы я, уютно поджав ноги, еду.
   Приехал, - знакомство с мамой, сестрой. Рассказ о счастливом детстве, закончившемся сложной, но понятой и пережитой почти ситуацией.
   Соседская девочка-первоклассница даже нарисовала для нас поздравительную открытку, по-своему интерпретировав мой приезд.
   Время, проведенное в гостях, было полно событий: как спокойных, так и насыщенных грозой.
   Сходили мы в церковь и в краеведческий музей.
Церковь на закрытом городском кладбище. Небольшая, уютная. Все люди, приходящие на службу, кажется, знают друг друга. Дух службы более медитативный, нежели в больших собраниях, несмотря на то, что много молодёжи. На кладбище похоронены декабристы и тот самый Давыдов, который встречал Пушкина в ссылке. Впервые видел памятники на могилах лётчиков, погибших на войне — пропеллер и цилиндр двигателя.

   В краеведческом музее самая интересная - дореволюционная часть экспозиции. Мамонт (скелет, такой же, как на картине Фоменко), вещи Сурикова: ящик для красок и кистей, мольберт, палитра, копии его картин. Интерьеры изб и домов, утварь, костюмы. Мы с провожатой иногда тесно соприкасаемся и тогда идущие навстречу нам девчонки-школьницы, проходя мимо, уже за нашими спинами громко шепчут: "Вот это - любовь!".
   Интересны одеяния шаманов. Костюмы обшиты крючьями-антеннами для переноса prana в высшие chakras, начиная с третьего снизу. Интересно также было увидеть стремена с выбитыми в них свастиками.

   Архитектура самого музея — египетская — куб, срезанный наполовину по высоте. Расписан по периметру на уровне фронтона иероглифами и прочей египетской символикой. Сам город — наиболее сибирский изо всех, в которых я бывал.

   По возвращению в Новосибирск задумался о подарке ко дню её рождения. И вот, в декабре в Красноярск понёсся альбом "Эль Греко". 


                Новосибирск,  1980

   На фото - вход в Красноярский краевой краеведческий музей ((с) Интернет, Википедия).


Рецензии
Спасибо за небольшую, но интересную экскурсию по Сибири. Понравилось. Удачи и здоровья. Не забывайте. Д-р А. Киселев

Александр Киселев 6   02.11.2015 14:07     Заявить о нарушении
Не забудется такое. Была ещё поездка на Алтай (в Чендек). Вдоль русла Катуни, мимо Верхнего Уймона с музеем Н.К. Рериха.

Спасибо, Александр.

Виталий Щербаков   02.11.2015 15:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.