Природа наслаждения

Природа  наслаждения

        Что есть наслаждение? Значительное и непременно приятное  ощущение  одного из органов чувств? Глаза? Уха? Рта? Носа? Покрова?  Или удовлетворение какого-либо сильного желания, очень сильного, чрезвычайно? Всегда ли наслаждение связано с красивым, благозвучным, вкусным, благоухающим, нежным? Можно ли наслаждаться безобразным и болезненным, или это не наслаждение, а нечто иное? И почему, если безобразным - легко, то источающим миазмы - трудно?  Отчего диапазон  глаза,  уха и кожи  в восприятии наслаждения  шире,  чем у рта и носа?   Почему такой простой акт, как контакт кожных покровов, такое неприметное  чувство, как осязание,  дают сильнейшее  из наслаждений? Но существует ли градация наслаждений по их силе, или каждое из них превосходно и несравнимо?  Все ли наслаждения радуют наслаждающегося, а если не все, то не следует ли удалить из определения наслаждения качество «приятное»?  Можно ли обойтись без наслаждений?
      Если тело человека создано по замыслу Господню, а   наслаждения – всего лишь  функция телесности,   установленная не человеком, то означает ли это, что  наслаждения Божественны?  Тогда  как же наслаждение  греховным, именно греховным? Включается ли в  этом случае в оценку наслаждения помимо тела ум? И оценивается ли  при этом греховное как однозначно и исключительно приятное?  Не отсюда ли представление о греховности наслаждения?
       Следует ли разделять наслаждения на невинные и греховные? Или наслаждение в принципе связано с чувством вины, ибо предполагает обделенность им всех прочих?    Мыслим ли порок без наслаждения? А если немыслим, то наслаждение есть атрибут порока, то есть   принципиальное зло. Иначе  порок благо. Тогда цепочка Божественное-тело-наслаждение-порок-грех-зло связывается в кольцо через тождества порока и блага, блага и Божественного.
       Если же  наслаждение, в первую очередь,  определяется не  телесностью,  а  работой сознания, если человек  рационально контролирует  свои наслаждения, то есть устанавливает, что  должно приносить ему наслаждение,  а что нет,  то как же быть с элементарным вкусом и нетривиальными страстями? Разве мы любим только то, к чему привыкли и что выбираем сознательно?
      Тот, кто не задает себе подобных вопросов или знает ответы на эти вопросы, наслаждается спокойно. Остальные переживают наслаждения,  последние в этом случае приобретают флер муки.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.