Природа наслаждения
Что есть наслаждение? Значительное и непременно приятное ощущение одного из органов чувств? Глаза? Уха? Рта? Носа? Покрова? Или удовлетворение какого-либо сильного желания, очень сильного, чрезвычайно? Всегда ли наслаждение связано с красивым, благозвучным, вкусным, благоухающим, нежным? Можно ли наслаждаться безобразным и болезненным, или это не наслаждение, а нечто иное? И почему, если безобразным - легко, то источающим миазмы - трудно? Отчего диапазон глаза, уха и кожи в восприятии наслаждения шире, чем у рта и носа? Почему такой простой акт, как контакт кожных покровов, такое неприметное чувство, как осязание, дают сильнейшее из наслаждений? Но существует ли градация наслаждений по их силе, или каждое из них превосходно и несравнимо? Все ли наслаждения радуют наслаждающегося, а если не все, то не следует ли удалить из определения наслаждения качество «приятное»? Можно ли обойтись без наслаждений?
Если тело человека создано по замыслу Господню, а наслаждения – всего лишь функция телесности, установленная не человеком, то означает ли это, что наслаждения Божественны? Тогда как же наслаждение греховным, именно греховным? Включается ли в этом случае в оценку наслаждения помимо тела ум? И оценивается ли при этом греховное как однозначно и исключительно приятное? Не отсюда ли представление о греховности наслаждения?
Следует ли разделять наслаждения на невинные и греховные? Или наслаждение в принципе связано с чувством вины, ибо предполагает обделенность им всех прочих? Мыслим ли порок без наслаждения? А если немыслим, то наслаждение есть атрибут порока, то есть принципиальное зло. Иначе порок благо. Тогда цепочка Божественное-тело-наслаждение-порок-грех-зло связывается в кольцо через тождества порока и блага, блага и Божественного.
Если же наслаждение, в первую очередь, определяется не телесностью, а работой сознания, если человек рационально контролирует свои наслаждения, то есть устанавливает, что должно приносить ему наслаждение, а что нет, то как же быть с элементарным вкусом и нетривиальными страстями? Разве мы любим только то, к чему привыкли и что выбираем сознательно?
Тот, кто не задает себе подобных вопросов или знает ответы на эти вопросы, наслаждается спокойно. Остальные переживают наслаждения, последние в этом случае приобретают флер муки.
Свидетельство о публикации №209061300340