Игры моего детства 1

      Мое поколение в первом послевоенном десятилетии жило в условиях страшного «игрового» дефицита. Каждая купленная родителями игрушка или игра хранились как зеница ока. Настоящим счастьем для мальчишек был кожаный футбольный мяч, а велосипед – и для мальчиков, и для девочек. Недостаток покупных игрушек мы компенсировали разного рода поделками из подручного материала. И если со временем путаешься в именах знакомых лиц на школьных фото, то игры запомнились во всех малейших подробностях.
 
      Попробую описать  здесь игры и детские забавы, распространенные в «ареале моего детства» - на Молоканской слободке города Баку в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века. Просмотрел в Интернете огромное количество ссылок на схожие в наименованиях игры и сразу отмечу, что при всей схожести в наименованиях наши детские игры очень сильно  отличались от них. Не собираюсь судить какие из них лучше, просто напишу о них. 

      Очень много времени мы проводили «во дворе» или «на улице», поэтому все наши игры были так или иначе связаны  со временами года и в пределах отдельно взятой Молоканской слободки носили массовый и сезонный характер.

      Зимние игры не отличались большим разнообразием. Рутину зимней спячки  оживлял редкий для Баку снегопад. Снег выпадал всего  несколько раз за зиму буквально на один-два дня.  Но зато каких! Слева от нашего дома в сторону молоканского собрания была довольно крутая горка. Для катания на санках на ней собиралась вся улица, сразу же  после школы. Санки  у всех были самодельными. Хорошими считались санки с полозьями, обитыми стальной лентой – скользили лучше. Но самым замечательным средством для катания была настоящая авиационная лыжа,  которая хранилась во дворе Степановых, что был рядом с нашим, прямо под горкой. На этой лыже умещалось человек пять, не меньше, и катилась он метров сто, до конца улицы!

      Проходила зима, оставляя после себя огромные лужи на неасфальтированных улицах. Наступало время «судоходства» на них. Из плоских тарных дощечек создавался флот. С одной стороны дощечки отпиливали ножовкой пару треугольников, получался заостренный нос «корабля». В середине корпуса выдалбливалось отверстие, куда втыкалась закругленная палочка – мачта. А на мачту накалывался вырванной из тетрадки лист бумаги - парус. В корму вставлялась полоска жести – руль. Манипулируя рулем, отгибая жесть в ту или иную сторону можно было уверенно направлять корабль в нужную сторону. Того же эффекта можно было достичь, отклоняя в нужную сторону парус.

      Следом наступал черед пасхальных забав. На Пасху обязательно «бились» крашеными яйцами. Выигрывал тот, кто крашеным яичком надколет «крашенку» у соперника.  Но вот с кем я не любил «биться», так это с Борькой Степановым. Его мама, тетя Аня почему-то варила яйца всмятку, и можете себе представить, какими липкими становились руки в результате выигрыша!

      Ну и, конечно же, какая Пасха без катания крашеных яиц. Обычно игра проводилась на нашей улице напротив двора, где жили Гавриловы и Комовы. Там на относительно пологом пригорке весенние ручьи оставляли массу промоин в земле, по которым можно было скатывать крашенки. И «прицеливаться» они помогали.

      Суть игры состояла в том, что первый (по жребию)  участник  скатывал крашенку с произвольной точки. Следующие участники скатывали свои крашенки, стремясь задеть, «сбить» чье-нибудь чужое. И здесь очень важно было учесть рельеф земли, прицелиться на то или иное яйцо. Как и в современном гольфе учитывалась каждая промоина. Сбитую крашенку участник присваивал себе. Своя же оставалось в игре. После скатывания крашенки последним участником в той же последовательности вступали в следующий круг игры первые участники, забирая с поля  свои крашенки. А проигравшие продолжали игру новыми яйцами. Или выбывали из игры за их неимением.

      Эта игра была довольно азартной и продолжалась по нескольку часов. Начинали игру, как правило, малыши, потом к игре подключались ребята постарше. Ну а там и недалек час, когда в игру вступали взрослые…

      Наверное, нет смысла описывать «ловитки», «прятки». Они всем достаточно известны. Запишу только фразы, своего рода «речевки», применявшиеся при игре в «прятки». После жеребьевки водящий, положив руки на стенку «дома», прижимается к ним лицом и начинает считать до заранее оговоренного числа: «Раз, два, три…. Пора, не пора, иду со двора, кого найду – того убью (застучу)». Заметив  кого-то из спрятавшихся, водящий должен добежать до «дома», дотронуться до стенки «дома» и обязательно прокричать «Стук-палочки, ...имя...» («застучать» игрока). Но если обнаруженный игрок более проворный, то успевает быстрее водящего добежать и дотронуться до стенки «дома». При этом кричит: «Стук - палочки за себя!». При желании мог «выручить» ранее обнаруженных игроков: «Стук – палочки за …., стук - палочки за….».

      Если водящий ошибался, думая, что нашел одного игрока, а на самом деле в том месте прятался другой, то тогда вступало в силу правило: «обознатушки-перепрятушки» и водящему приходилось водить по-новому.

      И самое главное. В прятки обязательно играли вечером, в сумерках. В это время  легко было прятаться во дворе. Ну и поближе к родительскому оку и ради их спокойствия.

      В вечернее же время во дворе или в дворовом тупичке играли в «ловитки», «вышибалки», «стоп». Здесь главным был принцип ограниченности поля игры.

      В игре «стоп» водящий подбрасывал в воздух небольшой мячик и называл имя кого-либо из игроков. Тот должен был поймать мяч и криком «Стоп!» остановить разбегающихся в это время других игроков. Ну а потом, кидая в мяч, он должен был кого-то «осалить» им. Но если игрок мог  поймать запущенный в него мяч, то он получал право «осалить» других.

      При игре в «вышибалки» чертилось поле, внутри которого находилась одна команда. Другая команда, разбитая на две части, находилась по обе стороны игрового поля. Задача внешней команды «осалить» («вышибить») мячиком игроков на игровом поле. А у последних – увернуться или поймать мяч. После «осаливания» всех игроков, игра повторяется. Если кто из команды на игровом поле ловит мяч, то один из ранее «осаленных» игроков возвращается на поле. Когда на поле остается один игрок, то его задача увернуться от брошенного мяча определенное заранее количество раз. В случае удачи вся  команда возвращается на поле. В противном случае команды меняются ролями.

      Летним же днем игры перемещаются на улицу. Транспорта на улице практически нет, асфальта тоже. Поэтому часть игр «привязана» именно к этим условиям.

      Игра «Напильники». На относительно твердой земле чертится «дом» и все по очереди броском втыкают небольшой напильник без ручки острым хвостовиком в землю, подсчитывая количество удачных попаданий в землю. Игрок, набравший меньшее количество попаданий (очков), становится водящим, наибольшее – первым начинает игру. Плотность земли, куда втыкают напильник, имеет в игре большую роль, как на начальном этапе, так и в ходе игры.

      Первый игрок с напильником в руке начинает двигаться от «дома», отсчитывая набранное количество очков. Отойдя («отогнав ведущего») на нужное количество шагов (ширина шага не лимитируется и может варьироваться от мелких шажков до самого большого), игрок броском втыкает напильник в землю. При удачном попадании (если напильник воткнулся хвостовиком и удержался) напильник подбирает другой игрок с меньшим количеством набранных очков и продолжает «гнать ведущего».

      Так продолжается до тех пор, пока последний игрок не закончит «гнать ведущего» или у кого-то не получится воткнуть напильник в землю (вот почему выбор направления и места последнего шага выбирается игроком особо тщательно).  В этих случаях ведущий берет напильник и бежит к «дому».  Но у него есть ограничение: бежать он должен на одном дыхании. Для этого он набирает побольше воздуха в легкие кричит «Накулииииииииииииииииииииииии….».

      Как только контрольный крик прерывается, ведущий обязан остановиться, и на этом месте один из основных игроков (в порядке установленной очередности) начинает втыкать в землю напильник. Сколько при этом игрок наберет очков, на столько же шагов он снова «отгоняет» водящего. А чтобы этому помешать, водящий планирует остановить свой бег на каком-нибудь твердом грунте, а еще лучше на выходе скальной породы (таких мест на улице было предостаточно). Чтобы следующий в очереди основной игрок не смог воткнуть напильник в землю. И в случае удачного своего выбора водящий с тем же криком продолжает бег к заветной цели, к «дому». При большом количестве игроков игра продолжалась у нас по несколько часов!

      Аналогичная по правилам игра – «Чижик». Но здесь основной игровой инвентарь - «чижик» – заостренная  с обоих концов квадратная палочка длиной  до 8 – 9 сантиметров и бита – квадратная фанерка с ручкой (подобие теннисной ракетки). На трех сторонах «чижика» наносятся (ножичком и карандашом) цифры I, II, III, на четвертой – X (пусто). Начинается игра с жеребьевки – каждым участником подбрасывается битой «чижик», не давая ему упасть на землю. Количество подбросов «чижика» и есть количество очков. Участник с наименьшим количеством очков становится водящим, среди остальных очередь распределяется по убывающему количеству очков.

      Суть игры. Рисуется на земле «дом». Неважно, какой формы, квадратный либо круглый. «Чижик» лежит в «доме». Начинающий  первым игрок слегка ударяет битой по заостренному концу «чижика», заставляя его подпрыгнуть и оторваться от поверхности земли. Затем наносит по находящемуся в воздухе «чижику» удар битой в заранее определенную сторону. После приземления «чижика» все смотрят, какое выпало на его гранях число. Если  одна из цифр I, II, III, то игрок получает право на дополнительные 1, 2 или 3 удара соответственно. Если выпадает   X (пусто), то право удара переходит к следующему игроку и так далее.

      По завершении  ударов последним основным игроком перед водящим стоит задача доставить «чижик» в «дом». Кстати, у водящего есть право поймать « чижик» в воздухе в любой момент и прервать тем самым «гонку водящего» от «дома». При большом количестве участников водящего могут «отогнать» очень далеко от «дома». Поэтому заранее обговаривается, до какого места (или сколько раз за игру) водящий может применить право «накули» - бежать с «чижиком» в руке на одном дыхании, что контролируется кричалкой - речевкой «Чижик палка ёлка скалка  деревянная скакалка накулиииииииииииииииииииииииии……». Что похоже на элемент игры в «Напильники». А может быть, наоборот, это из «Чижика» перешло…

      При прерывания контрольной кричалки водящий останавливается. И на этом месте сбрасывает с головы «чижик». Если он падает гранью X (пусто) вверх, то водящий кидает «чижик» в сторону «дома». В противном случае основные игроки продолжают «гнать» ведущего от «дома». Количество ударов по «чижику» при этом соответствует  числу на верхней его грани. Далее водящий опять бросает «чижик» в сторону «дома»…

      И опять, в зависимости от того какой гранью упал «чижик» водящий продолжает пытаться доставить его в «дом». Или его снова «гонят»… Но у водящего есть варианты облегчить себе задачу и перехитрить основных игроков. Для этого достаточно закинуть «чижик» в труднодоступное для удара битой место. Например, в кусты верблюжьей колючки, в лужу, к забору и так далее. И после неудачных попыток основных игроков продолжить  доставку «чижика» в «дом»…

      Игра заканчивается, когда «чижик» забрасывается водящим в «дом». И, как правило, тоже продолжалась по несколько часов…

      В ближайшей окрестности было много круглых и квадратных бассейнов, используемых как резервные пожарные водоемы. И именно на них с наступлением лета открывалась вторая навигация нашего «флота». Но это были уже не парусники, а гребные суда.

      Корпуса от парусников практически ничем не отличались, мачта на них устанавливалась больше для красоты.  Все различие было в подводной части. Из жести изготавливалось и крепилось с нижней стороны сложное крепление, через которое проходила проволочка – ось. На ней с одной стороны крепился  гребной винт из жести. На второй конец оси, загнутый крючком, навешивалась тонкая резина,  извлеченная из обычной бельевой резинки.   Для второго конца резины в дно судна на некотором удалении от кормы забивался обычный гвоздик. Центр кормы судна был занят гребным винтом, поэтому рули из той же жести крепились по краям судна. При сборке на ось винта одевались шайбочки, чтобы он не цеплялся за крепление. Оставалось закрутить за винт резину и пустить судно в плавание!


Рецензии
Очень, очень интересно! Особенно вот так - подробно!

Елена Гохнадель   24.05.2010 19:28     Заявить о нарушении
А простое перечисление игр без подробных правил, наверное, никому и не нужно

Генадий Леонов   25.05.2010 01:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.