III. Смысловые поля

1. Христианин, желающий познать текст Библии, стоит перед дилеммой: исследовать ли только сам текст или же изучать дополнительные источники, связанные с философией, историей, экономикой, политикой времени Ветхого и Нового Заветов.

Герменевтика отвечает на этот вопрос однозначно: надо изучать источники. Подтверждением необходимости подобной работы служит концепт смыслового поля, успешно применяемый в современных научных дисциплинах (семантика, психолингвистика и др.).

Приведу лишь один пример, поясняющий сущность смысловых полей, находящихся за пределами текста. Представьте, что вы переписываетесь со своим приятелем в течение года. Обсуждаете все на свете, вплоть до мелочей быта. Но вот ваши отношения постепенно сошли на нет, и переписка прекратилась. Через несколько лет вы узнаете, что у вашего приятеля именно в тот год, когда шла оживленная переписка, умерла мать. Почему же приятель ничего не сообщил вам? Посчитал неважной тему?! Что он тогда за человек! А если не счел нужным информировать вас о таком событии, тогда что же он о вас думает на самом деле? Кто вы в его глазах? Согласитесь, что такое серьезное событие, не указанное в переписке, заставляет вас пересмотреть все отношения с этим человеком.

2. Библейский текст обладает всеми достоинствами самых высоких образцов художественной литературы, создатели которой пытаются оптимизировать читательскую рефлексию наилучшим образом. Нет сомнения, что авторы Ветхого и Нового Завета старались передать нам смыслы своих текстов. Размышляли о том, как читатель будет рефлексировать над их текстами, прогнозировали ситуации герменевтического поведения читателя.

Тем не менее, многое для современного читателя сокрыто, поскольку за две тысячи с лишним лет произошли кардинальные изменения, и теперь, хорошо известное современникам авторов библейского текста, просто непонятно. И это вторая причина, почему серьезный читатель, желающий максимально вычерпать смысловое богатство библейского текста, должен изучать герменевтику в совокупности с исследованием исторических источников. Без помощи этих источников, помогающих расширить смысловое поле библейского текста, практически невозможно использовать метод распредмечивания, то есть восстановления мыследействий авторов библейского текста.

Например, авторы Посланий Нового Завета, обличая противников, характеризуют их как блудников, корыстолюбцев, лжецов и т.п. Нет сомнения, что это так и было. Вместе с тем, подобный прием входил в обязательную программу риторического обучения. Все оппоненты у риторов обязательно были блудниками, корыстолюбцами и лжецами. Знание риторики того времени позволяет сделать вывод о традиции, используемой апостолами. Еще пример. Апостол Иоанн пишет в Откровении о Вавилоне. Но всякому современнику было ясно, что подразумевается здесь, конечно, Рим, прямое обличение которого было небезопасно.

Поэтому читатель, руководствующийся принципом «я читаю только Библию», неизбежно привносит в текст собственные измышления, далекие от истинных смыслов библейского текста. Что и подтверждается примером многочисленных псевдохристианских сочинений фанатиков и просто невежественных людей.


Рецензии