IV. Догматики и герменевтики

Догматика предлагает одну систему мысли, один порядок дискурса, что с обыденной точки зрения является удобным средством экономии мышления. Верующему читателю задается код прочтения Священного Писания. Разумеется, наличие официального кода неизбежно делает прочтение и производство смыслов селективным, то есть ограниченным. По сути, в догматике мы имеем дело с ритуалом, или процедурой, воспроизводства смыслов.

Если в академической науке теории верифицируются опытными исследованиями, и любая теория отправляется в музей, если результаты новейших исследований опровергают ее, то в догматике сама мысль о проверке и, тем более, сущностной критике отвергается как противоречащая основной идее: догматика является образцом мышления и понимания. Догма требует создания системы, претендующей на неизменность, что обрекает догматику на монологизм, неспособность к диалогу (полифонии).

По сути, догматика – это своего рода искусство создавать замкнутое пространство смыслов. Критика и предложение пересмотра догматических конструкций рассматриваются как опасные попытки выйти за пределы этого пространства. Неудивительно, что догматика не жалует диахронию и новые факты. Для догматиков нет ничего нового, и они пытаются все новое втиснуть в схему.

Таким образом, теология объединяет под своей крышей догматику и герменевтику, соединенных в парадоксальном, если не в противоестественном, союзе: неподвижная догматика и вечно движущаяся герменевтика. Герменевтики по природе своей деятельности не склонны считать, что вопрос закрыт. Они устремлены к прорыву закрытых смысловых границ. Герменевтики убеждены, что горизонт понимания лишь отодвигается все дальше, что  существенное и даже главное в смыслах текста еще не затронуто, они находятся в вечном ожидании новых открытий.

Современная герменевтика говорит о принципиальной многозначности текста. Отрицает тягу к смысловой определенности, считая ее поиском надежной могилы для мысли исследователя. В угоду догматике герменевтикам приходится упрощать, отбрасывать спорные вопросы и положения, уточнение которых выводит их за пределы догматических парадигм. Поэтому неудивительны резкие суждения иных герменевтиков о догматике, воспринимающих ее всего лишь как договор, но не саму истину. Догматика воспринимается ими как репрессия по отношению к свободному герменевтическому исследованию, как своего рода теологическая полиция.

Поэтому герменевтики призывают догматиков признавать человеческую некомпетентность, непознанность новых методов исследования, признавать неизбежную фрагментацию любого теологического синтеза. В конце концов, Библия – это свободный дискурс, не должно быть закрытого доступа к его обсуждению. Со своей стороны, догматики знают, что любое изменение системы ведет к неизбежному слому всей системы. Поэтому данное противоречие между догматикой и герменевтикой в рамках теологии снято быть не может.

* * *
Хочется надеяться, что со временем герменевтики убедят догматиков быть хотя бы терпимыми к наличию разных взглядов. Разнообразие – это все же признак богатства христианской мысли, а не бедности. Если же какая-либо теология воюет против всех, и утверждает, что она всех побеждает, то она заведомо неправильна, или недостаточно исследовала собственную парадигму. Агрессия всегда имеет привкус ограниченности. Истинная теология спокойно воспринимает все существующие точки зрения, и новые факты, иначе это не теология, претендующая на науку, а скрытая форма господства.

А взгляды надо регистрировать и классифицировать. Такой-то взгляд, регистрационный номер такой-то. И не следует торопиться отправлять системы на теологическое кладбище – пусть они сами благородно умрут по причине отсутствия сторонников. Однако, если система живет и находит множество сторонников, значит у данной системы есть ресурс. Не надо этого пугаться. Только время покажет, каков ресурс этой системы. Запасемся терпением. В конце концов, Сам Господь даст окончательный ответ на все наши разногласия. Людям не дано прийти к окончательному решению. Только нацисты имели окончательное решение вопроса о евреях.

Но что же тогда делать с догматами? Очень просто: их надо любить и принимать на веру. На то они и догматы. Парадокс? Несомненно.


Рецензии