Гомилетические экзерсисы, I

ПОНИМАНИЕ И АВТОРИТЕТ

(На тему из Ев. от Иоанна, 5:39-47)

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».

1. Иисус призывает иудеев исследовать Писания. Исследование тесно связано с пониманием текста. Иудеи, и прежде всего фарисеи, изучали Писание постоянно. Мысль Христа состоит в том, что их исследование недостаточно, их понимание Слова неверно. При правильном прочтении они бы получили через Писания свидетельство, что Иисус и есть Христос. Неправильное прочтение закрывает от них Текст. Но разве вера в Иисуса связана с пониманием? Попробуем разобраться.

Иисус говорит, что понимание фарисеев не приводит их к правильной цели – получению знания о Нем. Они не находят Иисуса в Писании, и потому не понимают сути Писания, поскольку главное в Писании – Иисус Христос. Поэтому иудеи враждебны к Иисусу, истинному Мессии.

Непонимание Писания объясняет нежелание иудеев прийти к Иисусу: «вы не хотите прийти ко Мне». Иудеям мешает прийти к Иисусу организация их интеллектуального «пространства». Это пространство занято прочно устоявшейся системой интеллектуальных ценностей: комментарии и поучения известных раввинов. Нежелание прийти всегда мотивировано, вернее, всегда можно найти мотивацию поступка, хотя бы и на уровне психологии. Часто сильнейшей мотивацией являются традиции и обряды. Истина Божия заслоняется авторитетом народа (старших, наставников, учителей). В головах людей с самого рождения создается интеллектуальная конструкция, рамки которой весьма трудно разомкнуть. Нужна либо независимая интеллектуальная сила (попытка Никодима), либо пребывание вне культурной традиции, интеллектуальной конструкции (Петр, Филипп).

Поэтому Иисус говорит: «Не принимаю славы от человеков». Смысл высказывания состоит в том, что Христос, придя в этот мир, не ставит себе целью получение одобрения людей. Хотя, казалось бы, это естественно для всякого вождя народа. Понимание ведет к симпатии, сочувствию, одобрению, хвале. Слава способствует привлечению сторонников и последователей. Чем их больше, тем успешнее решаются задачи, тем крепче чувствует себя всякое движение. Но Христу не нужна слава для привлечения последователей, поскольку Он не опирается на земные силы. [В этом для нас величайшее утешение. Иначе мы могли бы бессчетное число раз впасть в отчаяние, видя сколь ничтожно число Его истинных последователей.] Христу нужна слава (и похвала) только от Отца Небесного.

Христос продолжает: «Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу». Иисус знает всех (2:24). Знание Иисуса касается не только прошлого, но настоящего (впрочем, что значит настоящее?) и будущего. Подумайте, как можно знать людей, если им самим не вполне известны их будущие поступки? Это приводит нас к выводу, что поступки людей исключены из разряда случайного (по нашему мнению, случайного и вовсе нет).

Приведем классический пример с жителями Кеиля (1Цар.23). Если их спросить, предадут ли они Давида, они бы затруднились ответить. Наверное, они бы бодро ответили, что не предадут, но на самом деле они не знали, как поступят. Один только Бог знал, что они обязательно предадут Давида, и потому предупредил его. Если миром правит Провидение Божиего, в этом мире нет места случайному.

Христос говорит иудеям, что они не любят Бога. Особенно впечатляюще это высказывание звучит по отношению к фарисеям, смыслом жизни которых и была, так сказать, любовь к Богу. Они не могут любить Бога, поскольку не знают Его. Любовь Бога к ним не вызывает у них ответного чувства, потому что их сердце направлены на другой объект: они любят свою интеллектуальную конструкцию о Боге. Они любят не свет, но разговоры о нем. Это вечная проблема человеческого в религии, то есть встроенных в религию спекулятивных конструкций. Человек всегда пытается втиснуть Бога в свою конструкцию, точнее – создать конструкции, замещающие Бога.

Между прочим, религиозные конструкции создаются прямо на наших глазах. Недавно прочитал в одной газете: «святой Евгений (Родионов), спаси Россию!»

Вот почему Христос призывает к освобождению, то есть к деконструкции подобных построений. Слово Евангелия зовет к познанию пути Господа.

* * *
Иудеи потребовали от Иисуса подтверждения, что Его признают другие (проблема авторитета). Люди готовы принять того, кто имеет подобный авторитет, а, по сути, они принимают приходящего от «своего имени», поскольку свидетельство от других – стоит не больше, чем собственное свидетельство очередного претендента на звание Мессии. Кто бы ни был пришедший, он вписывается в их (иудеев) систему авторитетов, пусть даже этот некто опирается на силу. "Я" + "Другой" – два субъекта надежно удерживают (замещают?) объект (в данном случае объектом является трансцендентный Бог). Такая система понятна, прекрасно работает по горизонтали.

«Я» Христа – иное. Христос тесно связан с Отцом, Ему не нужен «Другой» для авторитета, для удержания конструкции. Даже свидетельство Иоанна Крестителя для Христа в принципе избыточно. Этим Иисус отличается от окружающих Его людей, живущих в мире иного мышления (иной логики). Несмотря на единство с Отцом, Христос своим поколением принят не будет. И хотя 12 апостолов последовали за Иисусом, но последовали они в соответствии со своей мотивацией – у них были надежды на Царство (им даже нечего было терять, как Никодиму). В день ареста им показалось, что их надежды не оправдались, и они убежали. Христос остается трагически одинок.

2. Такова парадоксальная сущность христианской религии: люди не могут принять Спасителя. Не сомневаюсь, среди распинающих Христа нам всем нашлось бы место. Люди принимают только тех, кто получил славу от других людей. Например, богословские школы, как и прежние школы фарисеев, строятся на авторитете того или иного теолога, его интеллекте, что зачастую ведет к гордыне и тщеславию. Логомахия авторитетов занимает место исследования истины.

Иисус призывает нас быть максимально честными по отношению к своей вере. А честность подразумевает демонтаж любых конструкций, которые противоречат Слову Божиему, говорящему о Нем.


Рецензии
Чебурашка как то сказал: "Мы строили, строили, и наконец то построили!" А вы призываете к демонтажу. Кто же способен демонтировать свои конструкции, которые превратились в религиозные твердыни, когда собственный разум видит, что это так верно, так основательно стоит, да к тому же ещё не нами начато, и нам ли разбирать. В своё время ученики изумились и спросили у Христа: "Так кто же может спастись?" На что, Иисус им ответил: "Человекам это не возможно..." Это категорическое "невозможно" не оставляет никакого шанса для самоспасения никому буквально! НО СЛАВА ГОСПОДУ, потому что: "БОГУ ЖЕ ВСЁ ВОЗМОЖНО".(Мат.10:25,26). Это Он, по Своей благой воле и в соответствии со Своим планом, делает слепых-зрячими, глухих-слышащими, пленных-свободными, духовно мёртвых, так же как и физически-оживотворяет. И это Он, силою Духа Своего и Слова, разрушает все человеческие твердыни, в том числе и религиозные, освобождая и очищая учеников Своих (Ин.15:3). Потому и вся слава принадлежит Ему - ИБО ВСЁ ИЗ НЕГО, ИМ И К НЕМУ. ЕМУ СЛАВА ВО ВЕКИ. АМИНЬ. (Рим.11:36).
Поэтому будем совершенно уповать на подаваемую нам ВО ХРИСТЕ И РАДИ ХРИСТА, БЛАГОДАТЬ.
Да благословит вас Господь, Бог наш!
С уважением, Александр.

Александр Николаев 2   08.04.2010 13:01     Заявить о нарушении
Александр!
Честно говоря не понял, куда Вы клоните? Поясните, будет время.
Храни Вас Бог!
Е.К.

Евгений Каширский   08.04.2010 14:06   Заявить о нарушении
Я клоню к тому, как вы выразились, что ваша способность, как и способность любого рождённого Свыше, вникать, исследовать и принимать истины Слова Божьего, исходит от Бога, слава Ему. И если бы Он вам не дал её, то вы так и оставались бы противником всякой истины исходящей от Него.(2Кор.2:14-17). Вам Господь дал благодать узнать, что так называемый Кальвинизм, истинное учение Иисуса Христа и Апостолов, и в тоже самое время, сотни тысяч Христиан, пребывают в обольщении Арминианства, и сами освободиться от этого не смогут, разве что Господь им явит милость. Это железобетонная твердыня для них, а арматурой в ней является их "искреннее" убеждение о своей "свободной" воле, и что Бог не может проявлять насилия над ними, вопреки их воле.
Даже когда удавалось их склонить к исследованию Писания по этому вопросу, и они вынуждены были согласиться, что Библия действительно провозглашает учение об избрании и предопределении, как святых, так и осуждаемых, то без личного откровения для них от Духа Святого, пользы умственное их согласие, для них не приносило. Твердыня в их сердцах оставалась непоколебимой. Я не имею в виду, что не стоит пытаться донести до других братьев эту основополагающую истину, а что необходимо молиться перед наставлением и просить милости для них у Господа, но результат доверить Богу. И кому Сын захочет открыть, тот захочет и узнает, от Бога ли это учение. Вы, слава Господу, уже получили эту благодать. Многим же, к сожалению, пока ещё закрыто, хотя нам хотелось бы, чтобы все были единомысленны и единодушны, по Писанию.
С уважением, брат Александр.

Александр Николаев 2   08.04.2010 16:27   Заявить о нарушении
Александр!
Все понял, спасибо.
Храни Вас Бог!

Евгений Каширский   08.04.2010 20:33   Заявить о нарушении