Урок труда в шестом классе

В пятом классе  на  уроке труда мы проходили кройку и шитье, и сумели за год пошить фартук и трусы. Меня даже похвалила учительница.
А в шестом нас стали обучать слесарному делу и я принесла за урок труда трояк в четверти. Это был позор!
Шел 1963 год.  Весь год мы пилили... Я все время то перетачивала, то недотачивала.
Нужно было пластину толщиной 5-6 миллиметров, зажать в тиски и  сточить напильником края до нужных размеров. Размеры указывал наш учитель Виктор Никифорович (Никифирыч) Рабочая косточка!
Отличникам, края нужно было сточить чуть-чуть. Те, кто смотрел ему в глаза и все время повторял: Виктор Никифорович, Виктор Никифорович, стачивали побольше. А все остальные, и я конечно , по два-три сантиметра с каждой стороны.  На уроке стоял дикий скрежет и мои руки уже не отмывались от металлической стружки. Папа расстроился.
-По слесарному делу- три, не пойдет! А ну неси свою пластинку с размерами! И он  на станке превратил пластину  в настоящую детальку! Он ее даже отшлифовал и сгладил края.
-Чтоб в руки было приятно взять! Если он поставит не пять, то он... (и папа постучал по столу) дундук!
Я завернула пластинку в газету и понесла Никифирычу. Он посмотрел, нахмурил брови и сказал:
-Два! Ты за кого меня принимаешь!?  Я что, дундук?!
Я была обижена за двойку и после урока вместо того, чтобы пойти домой, отправилась  к подружке Наташке. Мы пошли с ней искать деньги. Я их никогда не находила, и в основном сопровождала Наташку от одной остановки к другой. Она бережно складывала, найденные монетки в спичечный коробок и совала свой клад в валенок. Вечером я заявилась домой.
Папа был в приподнятом настроении, он всегда вечером был веселый, потому что выпивал рюмашку.
-Ну как? Сьел твой Никифирыч?
Нет! Это мы с тобой сьели...
И тут вмешалась мама:
-Я бы сходила в школу, но дело-то слесарное! И папа засобирался.
Благо дело, он был откомандирован на конференцию, как передовик производства, и время было.
Папа любил красиво одеваться. Он всегда очень долго собирался перед выходом на улицу и мы с мамой наряжали его с особой  тщательностью. Папа одел светлый костюм, желтую рубашку с ярким галстуком и мы вполне счастливые пошли в школу.
Я любила с ним ходить, это были минуты блаженства. Мы всегда держались за руку и всем было понятно, что это идут папа с дочкой.
Мы подошли к учительской и вдруг выходит с журналом под мышкой наш трудовик.
Немая сцена! Папа опомнился первым.
-Витек! Ты чо тут делаешь?
-Да я, это! сказал Никифирыч.
-Кто ж тебя взял, ты ж того! Я тя  с работы выпер, а ты здесь!? Ты ж дундук!
И папа постучал по лбу! Ты во!
Надо сказать, что папа не был красноречив и когда волновался, и вовсе вылетали одни междометия или совсем неподходящие слова.
-Дак откуда я знал, что это твоя дочка!? Она белобрысая, а ты вон какой! сказал Никифирыч.
Мне стало страшно, а вдруг папа в сердцах скажет, что я ему неродная , к тому же папа явно вел себя непедагогично. И слезы хлынули сами по себе. Но папа резко заявил:
Я тебе, Витька, два раза говорить не буду! Ты мне пары будешь ставить на том свете! Усек?
За следующую четверть Никифирыч мне поставил  четверку, Хотя с тех пор, как в школе побывал папа, он на меня не мог смотреть...
А папа ежедневно меня спрашивал, не обижает ли меня этот дундук, которого он выгнал из бригады за профнепригодность. 
Когда я стала взрослой, то любила вместе с моим дорогим папой, вспоминать учителя по труду. А папа добавлял:
Так он же был дундук! Я б ему поставил пару! и весело хохотал, да так задорно,  будто это он преодолел злополучный урок труда в шестом классе, а не я.
Так в жизни было всегда. Он пропускал через себя все мои переживания. Я его обожала  и  тоже, в любой момент готова была подставить свое плечо и бежать к нему куда угодно навстречу.

   


Рецензии
Выходит, что истинной формой обучения является обсуждение. Школы древности основывались именно на этой методике. Сидел рабби Акива на камне под деревом, его окружали ученики, и все вместе они обсуждали разные темы.
И у многих народов было принято выделять специальное место, где собирались люди для обсуждения различных вопросов. Они свободно приходили и уходили, слушали других, высказывали свои суждения. Благодаря дискуссиям и свободному обмену мнениями, человек включался в общество. Такая форма обучения была характерна для многих культур, ведь слово "школа", в переводе с древнегреческого языка, означает "досуг" - приятное времяпрепровождение.
Такова сущность школы: человек приходит туда, чтобы проникнуться приятной атмосферой, и это способствует его развитию. А мы, набивая детей знаниями, их закупориваем - и тем самым разрушаем. Они не желают терпеть такой вид обучения. Во-первых, человек не изучает себя, а является машиной, которую наполняют, словно фаршируют. Во-вторых, из него не формируют Человека. А это, еще по словам Аристотеля и Платона, приносит большой вред.

Михаил Каплан   02.07.2009 19:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил! Я согласна с вами, что обсуждение, наверное, наивысшая и наилучшая форма обучения. Я училась в 60-е годы, когда лишний раз, ученик не открывал рта, а слушал заученые и замученые фразы, что во мне лично, вызывало дикое раздражение и подстегивало бунтарский дух. Было много запретов, например, насильное обучение, скажем, девочек слесарному делу. А урок физкультуры! Даже в старших классах, нашей формой была майка и трусы?! Возможно сейчас все обстоит по иному, я этого, к сожалению, не знаю.
Но нельзя замалчивать тот факт, что в Российских школах давали хорошие знания по математике, литературе, физике (кроме истории)
Тема многогранна и бесконечна.
В любом случае, я вам благодарна, за то что удилили внимание!
С уважением!

Ида Вагнер   02.07.2009 19:35   Заявить о нарушении
Школа выполнялва социальный заказ, сделать из людей исполнителей, дисциплинированных. А человек-уникален своей личностью, которая школа должна развивать и этим служить обществу.
Надеюсь пришли новые времена.
Наши дети просто другие и не примут насилия.

Михаил Каплан   02.07.2009 20:35   Заявить о нарушении
Надежда умирает последней. В школе ничего не изменилось, она все так же служит проводником правительственных идей и пытается превратить личность в послушную марионетку. Затурканные учителя не способны воспитать свободного человека.
Ида, рассказ отличный - спасибо,
с уважением...

Елена Панферова   22.07.2009 08:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Неужели не изменилось?! Но хотя бы свободомыслие и отступление от школьной программы должно быть! Иначе для чего столько авторских учебников по всем предметам. И изменились взаимоотношения мжду учениками и учителями, стали более демократичными, что немаловажно.
Но изнанку нынешней школьной жизни я не знаю, увы.
С уважением!

Ида Вагнер   22.07.2009 16:24   Заявить о нарушении
Зато знаю я - увы...

Елена Панферова   22.07.2009 20:15   Заявить о нарушении
Авторские учебники - премии и звания, ничего более. Свободомыслие среди тех, кто дрожит перед указами и ИНСТРУКЦИЕЙ? Не смешите. У нас в Беларуси в школах обязательные политинформации. Идет постоянное сокращение часов литературы. Так на Достоевского и Толстого отведено программой по 3 часа, т.е. "Война и мир", "Преступление и наказание" ученики как будто читают с небывалым ускорением. Не считаю это случайным. Литература воспитывает мыслящую личность, представляющую опасность для государственной машины. Народ должен исполнять предписания мудрейших, а не разглагольствовать, правильно это или нет.
Учителю платятся гроши, между тем, спрос с него огромен, везде он крайний: чтоб не думал о зарплате, чтоб постоянно чувствовал свою вселенскую вину перед народом за недовыполненные обязанности, чтоб знал место. Дети чувствуют такое отношение к преподавателю, превратившемуся из интеллегента в обслугу, и , зная о ПРАВАХ РЕБЕНКА, запросто оскорбляют самого бесправного из бесправных, который и вне школьных стен обязан помнить: у него нет никакой другой жизни, кроме школьной.
Повторяю: только свободный воспитает свободного, школа штампует роботов. Общественность молчит, ей безразлична судьба страны. Взрослые мамы и папы радуются тому, что дети под присмотром тех, кому за это деньги платят, а там хоть трава не расти...
С уважением...

Елена Панферова   22.07.2009 20:37   Заявить о нарушении
Более, чем грустно! Если на Толстого и Достоевского отодится 3 часа. То кто в лидерах? Кого из классиков изучают дети? На кого тратится самое большое количество часов? Может больше внимания уделяется зарубежной литературе? Извините за множество вопросов, но интересно...

Ида Вагнер   22.07.2009 22:56   Заявить о нарушении
Извините! Следует читать: отводится!

Ида Вагнер   22.07.2009 22:57   Заявить о нарушении
Ни на кого. В старших классах в первом полугодии 2 час лит., во втором - 1 час. Для сравнения: физики в общеобразовательном классе(базовый уровень) - 3 часа.
Вот и считайте, и думайте, для чего все это и кому надо. Зарубежная лит. идет в обзоре. Картина понятная.

Елена Панферова   22.07.2009 22:59   Заявить о нарушении
Это, к сожалению, общемировая тенденция. Литература сейчас не ко двору. Плоды пожнем позже.

Елена Панферова   22.07.2009 23:02   Заявить о нарушении
Уточню: 2и 1 урок литературы в неделю, физики, химии - 3 часа в неделю(общеобразовательная школа без уклона)

Елена Панферова   22.07.2009 23:04   Заявить о нарушении
Не знаю что больше подходит: странно или стршно! А плоды не за горами.
Опять будет государство рабочих и крестьян...
СПАСИБО ЕЛЕНА ЗА ЭКСКУРС В ШКОЛУ.

Ида Вагнер   22.07.2009 23:11   Заявить о нарушении
Вам спасибо за интерес.
С уважением...

Елена Панферова   22.07.2009 23:14   Заявить о нарушении
http://www.laitman.ru/crisis/4354.html
рекомендую посмотреть, послушать

Михаил Каплан   23.07.2009 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.