Чего стоит купленный диплом?

Я не хочу в этой статье, рассказывать какие взятки берутся в ВУЗах. У меня другая цель. Высказать свое мнение как выйти из того тупика, в котором находится высшее образование Узбекистана.

Мое мнение – при нынешней государственной системе образования взятки брали, и будут брать. Ни один ректор, ни один министр этого изменить не может. Даже, если на эту должность мы поставим эдакого «Робеспьера» (который имел кличку «неподкупный»), всё равно ничего не изменится. Во-первых ни один «Робеспьер» не сможет уследить за всеми желающими брать взятки (а их 99 %); во-вторых – вы знаете, как и почему погиб Робеспьер. Итак, что делать? Выход казалось бы, очень простой – развивать частное образование. Но оно не развивается! Почему? А почему не развивается вообще частная собственность в Узбекистане?

В этом большое значение имеет налогообложение. Наше запутанное драконовское  налогообложение не позволяет собственнику товаропроизводителю быть хозяином своего товара. Наша налоговая служба, думает только о своем кармане, устраивает правые и неправые проверки, точнее обдираловки. Кроме того, виноват огромный бюрократитический аппарат начальников, которым дано право контролировать всех и вся, точнее опять собирать свою дань.

При таких условиях, если находится смельчак, готовый заняться предпринимательством, то у него два выхода: первый - через какое-то время закрыть дело; второй - рано или поздно впутаться в какие-то полузаконные комбинации и стать добычей прокуратуры, милиции и СНБ. Поэтому в обществе высоко стремление работать в силовых структурах, но нет стремления стать предпринимателем.
Теперь если мы вернемся к вопросу о высшем образовании, я пониманию, что нет надежды в ближайшем будущем на частное образование.

Но ведь можно реформировать государственное и от этого в первую очередь выиграет государство. Ни для кого не секрет, какие огромные взятки даются для поступления в престижные вузы (юридический, финансовый, экономический, медицинский, нефтегаз и т.д.) т.е. спрос велик.
Спрашивается, почему мы не зарабатывает на этом спросе. Конкурсы надо проводить только на бюджетные места (И конечно проблема взятки там останется. Как с этим бороться – это тема отдельной статьи.).  Но на контрактные места надо набирать всех желающих заплатить и учиться. При этом естественно надо повысить контракты, т.е. те деньги которые они готовы были дать в виде взяток теперь могут заплатить официально. Это и есть те первые деньги, которые позволят повысить зарплату преподавателям (не можем мы заставить людей не брать взятки, если не будем платить). Следующий фонд будет зарабатываться на нерадивых студентах. Пропускает студент занятия или не набрал вовремя рейтинги, пусть доплачивает и его учат дополнительно (такой подход во всем мире). Конечно тут много подводных камней. Изначально, раз система образования останется в руках государственных чиновников, значит, на работу они будут брать угодных себе (брат, сват, подружки, друг, взяточник, который его кормит).

Опять талантливые, трудолюбивые, честные остаются за бортом. Чтобы этого не было главным при отборе преподавателя  должно быть мнение студента. Студент должен получить возможность решать, у кого ему учиться. Я 30 лет работаю со студентами, и знаю, что он хочет учиться. Они готовы платить за подлинные знания. Сейчас студент не ходит на занятия по одной простой причине – уровень занятий такой низкий или устаревший, что он не хочет зря  тратить время. Лучше он будет работать, а в институте, заплатив взятки, возьмет нужные  ему бумажки. При нынешней бездарности образования мы давно выдаем не дипломы, а пустые бумажки. Мы создали толпы необразованных бездарей с дипломами на руках. Теперь представьте, что эти люди работают во всех сферах и от них зависит судьба общества. Если мы не осознаем эту  катастрофу, нас ждут десятки лет жалкой, нищей судьбы полуколониальной страны. А бесконечный кризис экономики подталкивает общество к радикализации, и  впереди уже маячит призрак гражданской войны.

Современная экономика не может развиваться без развития науки. А наука у нас в еще более плачевном состоянии, чем образование. И образование и наука  упираются в одну стенку – государственная экономика и государственный чиновник. Опыт истории доказал, что госэкономика не может эффективно развиваться, так как чиновник управляющий ею, худший из хозяев. Ему наплевать на интересы государства, он думает только о своем кармане. Но почему мы тогда не развиваем частную собственность? Здесь есть две причины: первая – сословие чиновников у нас и есть политическая элита, захватившая власть и они не откажутся от своих привилегий и власти; вторая – народ слишком экономически и политически необразован и не очень понимает, что такое ПОДЛИННАЯ частная собственность. Как видите это замкнутый круг: экономика не развивается без развития науки. Частная собственность требует активных людей, а такие люди зародятся в результате развития образования и науки. (А наука не развивается без поддержки экономики).

Как быть? Узбекистан аграрная страна и  в этом отношении у нас огромные возможности. Думаю надо начинать с создания подлинного фермера (сейчас он не то раб, не то крепостной). Для этого ввести наконец безвозмездно частную собственность на землю (я имею ввиду посевные площади, а не жилье).  Кроме того, разрешить фермеру свободно вести хозяйство, т.е. пусть производит на свой страх и риск что хочет и продает, кому хочет. При этом налогооблажение должно быть продуманным и очень конкретным. (Заплатил раз в год налоги и ни один дармоед больше не должен беспокоить.) Я уверена, что наш крестьянин завалит не только Узбекистан, но и Россию, Китай, Казахстан овощами, фруктами, хлопком, шелком и прочим. На этой базе будет быстро развиваться текстильная, бумажная, маслобойная, плодоовощная, консервная т.е. легкая промышленность. А это в свою очередь толчок для развития тяжелой и горнорудной промышленности. Эти радикальные перемены потребует знающих, профессионально состоявшихся людей. Фермер и бизнесмен объективно заинтересованы в развитии науки и образования. Только вот как нам создать этого фермера и бизнесмена?

Как вырвать судьбу страны из рук жадных и необразованных  чиновников, которые, как саранча грабят страну, не думая о последствиях?
Именно они, неспособные на продуманные реформы, но гениально умеющие обогащаться за счет государства, доведут страну до крайней черты, за которой социальные взрывы, убийства и насилие. Но возможно еще история оставила нам время одуматься, провести подлинно демократические реформы, которые в интересах всего общества и которые спасут нашу прекрасную и терпеливую родину.


Рецензии
Прочитал интересный материал о коррупции в образовании. Оказывается, это проблема всего мира, не только Узбекистана...
Вот сама статья: "Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) резюмирует, что коррупция в школах и университетах наносит серьезный ущерб системам образования во всем мире. Анализ ситуации в 60-ти странах показал, что незаконные поборы при зачислении в ВУЗы, взяточничество на экзаменах, присвоение средств, подделка документов и другие злоупотребления распространены как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах.

Эти данные собраны в докладе «Коррумпированные школы, Коррумпированные университеты. Что можно сделать?» (Corrupt Schools, Corrupt Universities: What Can Be Done?), подготовленном Международным институтом планирования образования (International Institute for Educational Planning). Анализ проводился на основе материалов, предоставленных министерствами, агентствами по развитию и государственными исследовательскими центрами.

Авторы доклада приходят к выводу, что коррупция в школах и университетах лишает возможности учиться детей и подростков из малообеспеченных семей, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, подрывает качество образования в целом. В докладе, в частности, указывается, что в некоторых странах утечка из фондов, направляемых на нужды школ, достигает 80%. Широко распространены фиктивные ВУЗы, предлагающие на продажу фальшивые дипломы. Причем особенно активно их покупают молодые люди из стран бывшего СССР. Число рекламируемых в Интернете фиктивных университетов, выдающих подобные дипломы, выросло с 200 до 800 только за период 2000-2004 годов. Еще одна проблема, характерная для постсоветских государств — фактическая подмена бесплатного образования системой частных репетиторов. Для того, например, чтобы перейти из класса в класс, приходится брать платные уроки у своего же учителя. Чтобы поступить в университет, абитуриент вынужден брать частные уроки у университетских преподавателей, которые могут предоставить информацию о содержании вступительных экзаменов.

По некоторым данным, в России ежегодная общая сумма взяток за поступление в ВУЗы составляет около $ 520 млн. В Украине подготовка в престижный ВУЗ обходится в $ 10 тыс. при средней зарплате $ 100. Частным учебным заведениям в Украине самим приходится платить взятки чиновникам, чтобы получить лицензию.

В качестве положительного примера приводится Азербайджан, где внедрение информационных технологий и контроль со стороны независимой комиссии помогли добиться прозрачности при проведении и оценке вступительных экзаменов в ВУЗы. Антикоррупционные меры принимаются также в Кыргызстане, Литве, Молдове и Украине.

Авторы доклада Жак Халлак и Мюриель Пуасон также изучили опыт ряда стран, в которых принятие даже самых простых мер привело к существенным результатам по искоренению коррупции в образовании. Например, в Уганде в начале 1990-х годов только 13% от средств, ежегодно выделявшихся школам в расчете на одного учащегося, доходили до назначения. Остальная же часть этих средств попадала в руки местных чиновников, использовавших их на цели, не связанные с образованием. Общенациональная кампания по разъяснению местным общинам, кем и на что были израсходованы выделенные средства, привела к кардинальному изменению положения дел: теперь 85% от фондов направляются на цели образования.

«Я рассматриваю выводы этого доклада как призыв к действию, — заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, — Коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образования для всех». Она лишает детей мало обеспеченных родителей возможности посещать школу, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, снижает качество преподавания и, как следствие этого, качество образования в целом. Под вопросом стоит будущее нашей молодежи. Бездействие может повлечь за собой катастрофические последствия».

По мнению авторов доклада, эффективными могут оказаться следующие меры: разработка более четкой и прозрачной нормативной базы; повышение уровня управленческих навыков и, как следствие, улучшение отчетности и контроля; повышение личной ответственности за принятые решения. Ими сформулирован целый ряд рекомендаций, касающихся решения проблемы коррупции. В частности необходимо: разработать четкую систему норм и инструкций, понятные всем правила и ясно изложенные политические рамки, определяющие ответственность каждого участника процесса выделения, распределение и использования средств; повысить квалификацию в методах управления, в подготовке отчетности, в осуществлении контроля и аудиторской проверки сотрудников администрации и представителей других вовлеченных общественных организаций, включая ассоциации родителей и учителей и профсоюзы; расширить доступ к информации в целях повышения уровня участия, развития чувства сопричастности и усиления общественного контроля. Больше всего эта информация требуется школам: им следует помочь не только распознавать случаи нарушений, но и выдвигать правомерные требования о получении того, что им положено".
http://gtmarket.ru/news/state/2007/07/08/948

Алишер Таксанов   03.07.2009 11:35     Заявить о нарушении