Рецензия на «Чего стоит купленный диплом?» (Марьям Ибрагимова)

Прочитал интересный материал о коррупции в образовании. Оказывается, это проблема всего мира, не только Узбекистана...
Вот сама статья: "Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) резюмирует, что коррупция в школах и университетах наносит серьезный ущерб системам образования во всем мире. Анализ ситуации в 60-ти странах показал, что незаконные поборы при зачислении в ВУЗы, взяточничество на экзаменах, присвоение средств, подделка документов и другие злоупотребления распространены как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах.

Эти данные собраны в докладе «Коррумпированные школы, Коррумпированные университеты. Что можно сделать?» (Corrupt Schools, Corrupt Universities: What Can Be Done?), подготовленном Международным институтом планирования образования (International Institute for Educational Planning). Анализ проводился на основе материалов, предоставленных министерствами, агентствами по развитию и государственными исследовательскими центрами.

Авторы доклада приходят к выводу, что коррупция в школах и университетах лишает возможности учиться детей и подростков из малообеспеченных семей, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, подрывает качество образования в целом. В докладе, в частности, указывается, что в некоторых странах утечка из фондов, направляемых на нужды школ, достигает 80%. Широко распространены фиктивные ВУЗы, предлагающие на продажу фальшивые дипломы. Причем особенно активно их покупают молодые люди из стран бывшего СССР. Число рекламируемых в Интернете фиктивных университетов, выдающих подобные дипломы, выросло с 200 до 800 только за период 2000-2004 годов. Еще одна проблема, характерная для постсоветских государств — фактическая подмена бесплатного образования системой частных репетиторов. Для того, например, чтобы перейти из класса в класс, приходится брать платные уроки у своего же учителя. Чтобы поступить в университет, абитуриент вынужден брать частные уроки у университетских преподавателей, которые могут предоставить информацию о содержании вступительных экзаменов.

По некоторым данным, в России ежегодная общая сумма взяток за поступление в ВУЗы составляет около $ 520 млн. В Украине подготовка в престижный ВУЗ обходится в $ 10 тыс. при средней зарплате $ 100. Частным учебным заведениям в Украине самим приходится платить взятки чиновникам, чтобы получить лицензию.

В качестве положительного примера приводится Азербайджан, где внедрение информационных технологий и контроль со стороны независимой комиссии помогли добиться прозрачности при проведении и оценке вступительных экзаменов в ВУЗы. Антикоррупционные меры принимаются также в Кыргызстане, Литве, Молдове и Украине.

Авторы доклада Жак Халлак и Мюриель Пуасон также изучили опыт ряда стран, в которых принятие даже самых простых мер привело к существенным результатам по искоренению коррупции в образовании. Например, в Уганде в начале 1990-х годов только 13% от средств, ежегодно выделявшихся школам в расчете на одного учащегося, доходили до назначения. Остальная же часть этих средств попадала в руки местных чиновников, использовавших их на цели, не связанные с образованием. Общенациональная кампания по разъяснению местным общинам, кем и на что были израсходованы выделенные средства, привела к кардинальному изменению положения дел: теперь 85% от фондов направляются на цели образования.

«Я рассматриваю выводы этого доклада как призыв к действию, — заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, — Коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образования для всех». Она лишает детей мало обеспеченных родителей возможности посещать школу, оставляет школы и учащихся без средств на приобретение оборудования, снижает качество преподавания и, как следствие этого, качество образования в целом. Под вопросом стоит будущее нашей молодежи. Бездействие может повлечь за собой катастрофические последствия».

По мнению авторов доклада, эффективными могут оказаться следующие меры: разработка более четкой и прозрачной нормативной базы; повышение уровня управленческих навыков и, как следствие, улучшение отчетности и контроля; повышение личной ответственности за принятые решения. Ими сформулирован целый ряд рекомендаций, касающихся решения проблемы коррупции. В частности необходимо: разработать четкую систему норм и инструкций, понятные всем правила и ясно изложенные политические рамки, определяющие ответственность каждого участника процесса выделения, распределение и использования средств; повысить квалификацию в методах управления, в подготовке отчетности, в осуществлении контроля и аудиторской проверки сотрудников администрации и представителей других вовлеченных общественных организаций, включая ассоциации родителей и учителей и профсоюзы; расширить доступ к информации в целях повышения уровня участия, развития чувства сопричастности и усиления общественного контроля. Больше всего эта информация требуется школам: им следует помочь не только распознавать случаи нарушений, но и выдвигать правомерные требования о получении того, что им положено".
http://gtmarket.ru/news/state/2007/07/08/948

Алишер Таксанов   03.07.2009 11:35     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марьям Ибрагимова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алишер Таксанов
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.07.2009