Христианский город Хаттем

Молитвенная комната
Когда прилетаешь в Голландию, то еще в аэропорту Схипхол вас извещает указатель, что здесь имеется специальная комната, где можно помолиться. Хороший знак для христианина. Я не упустил возможности посетить эту комнату. Подчеркнутая скромность обстановки, несколько экземпляров Библии на столе. Книга отзывов, заполненная записями на самых разных языках мира… В эту минуту никого, кроме меня, не было, и я вознес хвалу Отцу Небесному за благополучный перелет.

Город Хаттем
Мне предстояло прожить месяц в небольшом городе Хаттеме, расположенном на севере Голландии. Надо сказать, что север страны традиционно считается протестантским, в отличие от католического юга. Город находится в двух часах езды от аэропорта. Прекрасно сохранилась средневековая архитектура. Несколько внушительных зданий Реформатских Церквей.

Я приехал поздно вечером, и вот вам первое впечатление от города, странным образом подействовавшее на меня: во всех домах первых этажей, мимо которых проходил по дороге, нет занавесок! Никто, кажется, не испытывает потребности отгородиться. Все явлено миру. Позднее я нашел этому объяснение.

Воскресное утро
Льет дождь. Несмотря на непогоду, тысячи (!) верующих направляются в свои церкви. Целыми семьями. Очень много детей. Богослужение длится полтора часа. Дети, даже самые маленькие, ведут себя необычайно серьезно. Привыкли. После обеда все возвращаются в церковь на второе служение. И так каждое воскресение! Весь воскресный день проходит в благочестивом отдохновении от мирских забот. Если кому из жителей Хаттема и придет в голову смотреть в этот день телевизор или забежать в пивную, то можете быть уверены, что этот человек не член церкви.

Забота о ближнем
Если член церкви болеет и не может посетить богослужение, то он не останется без внимания – с букетиком цветов к нему спешат малыши. Если в семье некому остаться с ребенком, за ним присмотрят подростки из соседских семей. И никому в голову не приходит расхваливать такого юношу или девушку, поскольку подобное поведение естественно для хаттемского христианина.

Чтение Библии
Во всех семьях, где мне довелось побывать, впечатляет традиция читать Библию после завтрака, обеда и ужина, читают тут же за обеденным столом… Неужели никто не занят, не торопится? Конечно, торопятся, ведь жизнь требует свое. Но родители считают своим долгом ежедневно читать детям Библию, и можно быть уверенным, что когда дети вырастут, они продолжат эту благочестивую традицию.

Одна пожилая чета пригласила меня отобедать. После обеда хозяин вознес молитву благодарения, а затем попросил меня прочитать на выбор главу из Священного Писания. Я выбрал тринадцатую главу Третьей Книги Царств – о двух пророках. Стоило видеть, с каким интересом супруги разбирали этот непростой для комментирования отрывок.

О молитве
Для жителей Хаттема общение с Богом в молитве является непременной потребностью каждого дня. Здесь много молятся. Когда проходишь мимо какого-либо дома – не редкость увидеть склоненные в молитве головы.

Музыка
Особенное внимание уделяется обучению детей игре на музыкальных инструментах. Почти в каждой семье стоит пианино, а то и фисгармония, можно увидеть скрипку или флейту. Вечерами собираются петь псалмы и христианские гимны. Кажется, пение псалмов вошло в плоть и кровь жителей города. Встреча друзей или деловое собрание нередко завершаются распеванием псалмов. Вспоминаются слова из Послания апостола Иакова: «Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? пусть поет псалмы». Несмотря на то, что мелодии псалмов очень не просты для запоминания, многие жители знают их наизусть.

Повседневная жизнь
Поражает скромность быта и даже некоторое равнодушие к мирским благам. Ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь расхваливал приготовленное блюдо, и, кажется, не слишком большое внимание уделяют нарядам. Трезвость. Мало кто курит. Безопасно ходить в любое время суток. Открытость. Помните незашторенные окна? Это принципиальный подход к жизни: я – честный человек, я ничего у себя в доме не делаю предосудительного.

Вот, собственно, и все, что я хотел сказать о том впечатлении, которое произвел на меня город Хаттем на севере Голландии. Христианский город Хаттем.


Рецензии
Спасибо, Евгений Дмитриевич, порадовали!
Неужели такое может быть, и не где-то, а в Нидерландах - стране, где легализованы легкие наркотики, однополые браки, проституция и прочие пороки?!

Архипов Сергей   04.07.2009 22:04     Заявить о нарушении
Да, я сам удивляюсь. Если бы не видел собственными глазами, не поверил.
Е.К.

Евгений Каширский   06.07.2009 12:41   Заявить о нарушении