Прогулка

      "Мне очень грустно, мне так грустно, что если бы я могла плакать целый день, я бы плакала. Какие жертвы нужны Богу, чтобы Он услышал вопль мой, полный отчаяния?" – писала Мира подруге по возвращении домой.
     Встретить Новый год она решила в Москве и первым делом убралась в пустующей несколько лет квартире. Нарядила елку, закупила в супермаркете все необходимые продукты, приготовила любимые блюда и, открыв шампанское, выпила бокал игристого вина под бой кремлевских курантов. А уже первого января поздним вечером отправилась гулять, как в былые времена, по бульвару до самого метро. Дорога длинная и пустынная, горожане еще не отоспались и не спешат из своих домов на свежий воздух. Снег падал крупными хлопьями и, подхваченный ветром, окрашивал редких прохожих в белый цвет, а Мира бодро шагала вперед, размышляя о жизни. Вспомнилось ей, сколько лет гуляла она здесь вечерами, и вдруг поняла, что не успела оглянуться, как постарела ровно на двадцать лет, состарилась на этой дороге. Годы прошли, а жизнь так и не началась.
     "Хорошо ли это, – писала она, – вот так идти одной? Нет, в юности – это понятно, а что сейчас? Что сейчас? Хорошо ли это, ответь мне, пожалуйста?! Ну, да, я понимаю, вполне естественно побыть одной, зализывая сердечные раны. А когда все хорошо, а ты знаешь, что у меня все хорошо, и я одна. Доколе? Объясни мне! Не радует меня, что выгляжу на двадцать пять, знаю, что напишешь это. Но, ангел мой, одно дело, когда у тебя семеро по лавкам…" И она посмотрела в темную твердь оконного стекла, увидев лишь своё отражение. "Вот недавно познакомилась с одним двадцатилетним, так он в обморок упал, узнав, что я ему в матери гожусь. Так что, не говори, не надо. Ну, посуди сама, я постоянно кружусь среди молодежи и внешне мы почти не отличаемся. А внутри-то все разное: образ мыслей, жизненный опыт; а главное – у них все впереди, дорогая моя, и за плечами нет лишних двух десятков. Вот, и не спорь. Послушай, это, наверное, кризис среднего возраста. Понимаешь, в эту новогоднюю ночь, когда все ожидают чуда, я увидела себя со стороны и поняла, что чуда-то и не было… Ну, не было его! Позади два брака, и оба неудачные, а после как будто и не было ничего, одна работа… Помнишь, я говорила, что одиночество приемлемо для меня? Теперь я так не считаю, я больше не нахожу утешения в книгах, музыке, не нахожу. Ну, скажи, кому нужен мой духовный опыт, если мне не с кем им поделиться? У меня две квартиры, уютные и комфортные, а дома нет, и никогда не было. Потому как дом – это нечто иное, сокровенное и живое… это сердце человеческое. Вот, что я думаю. Встречаются двое и находят приют в сердцах друг друга, и с этой минуты они живут одним неделимым сердцем – эмоциональным убежищем, без которого и целый мир кажется пустым, и сколько ни путешествуй, ты все равно обречен на вечное бесприютное странствие. Не хочу огорчать тебя, но жизнь для меня теряет смысл. Я уже давно чувствую себя неприкаянным странником, который стучится в дверь, а ему не открывают…"
     Мира достала с полки книгу и углубилась в чтение; заболев пневмонией, она не лечилась, а все читала и читала, незаметно переходя из одной реальности в другую, и эта новая реальность, освободив ее от бремени, показалась ей прекрасной.

Февраль 2009





_________________
На странице – селфи автора, сделанное 20 июля 2013 на кнопочный телефон.


Рецензии
Интересные размышления интеллектуальной особы.
В Москве (а Вы сами, Соня, из МГУ даже) как в мировом мегаполисе, где действительно рука об руку идут одиночество и свобода, постоянная мобилизация на уход куда-то... только в сердце своем можно иметь ощущение дома. В любом случае человек находит (или не находит) гармонию.
Кстати, давно не была в Москве, в МГУ,где училась в первой половине 80 -х в аспирантуре. Как-то съездила по делам... и заболела: от метро шума и сутолоки. Все визжит и несется. Неделю после этого у себя в Туле отдыхала.

С надеждой на лучшее

Елена Грислис   15.01.2012 05:17     Заявить о нарушении
Дорогая Елена, если вы учились в МГУ в середине 1980-х гг., можете считать себя счастливым человеком. С середины 1990-х гг. уровень образования катастрофически упал, зарплата научного сотрудника и преподавателя (со степенью, без степени - уже не принципиально) в лучшем ВУЗе страны унизительно низкая даже по сравнению со многими НИИ РАН Москвы.
Еще в конце 1980-х я могла доехать на машине в МГУ за 20 мин., сейчас же приходится простаивать в пробках до 3 часов. Общественный транспорт, суета/сутолока выматывают физически и психологически. На жизнь не остается времени, а что говорить о творчестве?
Нет уже элементарных сил, как раньше, писать в блокнот в транспорте, не говоря о том, чтобы почитать книжку. Просто плюхаешься на сиденье автобуса (если удастся) и засыпаешь.
Я любила свой город в годы учебы, часами гуляла по переулкам в центре Москвы. Город насыщал положительной энергетикой, хотя и был "серым" (в отличие от столиц за границей), сейчас же бываю в центре только по работе и крайней необходимости. Москва давно стала для меня чужой. И если бы была возможность не выходить из дома, предпочла бы этот вариант. "Поколение дворников и сторожей" кануло в Лету. Где творческому человеку с его тонкой душевной организацией уединиться и не остаться без куска хлеба?
В рассказе некоторую мобильность моей героини я позаимствовала из образа жизни одной знакомой, она может себе позволить в силу материальной независимости жить и работать, где ей захочется. Но даже такая возможность не обеспечивает полной свободы, потому как, возвращаясь в Москву, где все перевернуто с ног на голову, тут же возникает состояние депрессии. По ее рассказам, уезжая в глушь страны, она насыщалась ненадолго спокойным размеренным образом жизни (опять же при наличии денег, ты и в глуши хозяйка), чистым воздухом, приветливостью жителей. И все же, возможность смены обстановки хотя и восстанавливает силы, но внутренних проблем не решает, о чем, в общем-то, суть рассказа.
Спасибо вам, Елена, за отклик. На Прозе (а я дала анонс "Прогулке") это большая редкость лично для меня. Читают одни и те же авторы, и, как правило, молча. Зачем? Непонятно. К сожалению, я и сама не могу похвастаться сейчас активностью на сайте (читать практически не удается), но если читала (отрицательных рец не пишу, не в моих правилах, просто ухожу со страницы автора и не возвращаюсь), всегда оставляла комментарий, читать - это тоже труд, почему же не поразмышлять с автором, если текст того стоит? А, в общем, меня давно уже ничего не удивляет на Прозе. На Самиздате хотя бы не видишь, кто к тебе заходит, и свои комменты авторам и ответы на них я тоже не вижу, если вовремя не заглянуть в текущий раздел "обсуждения". Сайты разные, и у каждого есть свои преимущества.
Вот такой разговор, Елена, у нас получился…)

Соня Никольская   15.01.2012 14:25   Заявить о нарушении
Соня, спасибо.
Я очень сочувствую москвичам, город становится невыносим для людей всех возрастов. МГУ свято чту, как и любой студент, аспирант, стажер и т.д. Работать там считалось всегда огромной честью - это приравнивалось к переходу во "дворянство". Горько вздыхаю от безысходности -невозможности ничем поправить ситуацию. Уже сейчас я не представляю себя в столице - не хватило бы элементарно здоровья. Вся эта несуразица началась с лихих девяностых, о чем я сказала в своем произведении "Острова небесные, острова земные". Можете посмотреть.

С теплом

Елена Грислис   15.01.2012 18:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.