C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Игры моего детства 2

         Итак, продолжу рассказ о наших играх…

        «Кулёк» (ударение на последнем слоге «кулЁк»).

        Игра требовала очень большого игрового пространства и соблюдения больших мер предосторожности. Поперек улицы мелом наносились три линии: линия бросков, «выручка» и линия для «кулька». В середине последней чертился небольшой кружок «дом», куда и помещался сам «кулёк» - пустая консервная банка. Как правило, из-под сгущенки, потому что она была гораздо чище банок из-под мясных консервов, покрытых толстым слоем солидола… Обычно линию броска от линии «кулька» отделяло около 15-20 метров. «Выручка» была ближе метра на два. Все зависело от возраста игроков, чем старше они были, тем больше была игровая площадка.

        Инвентарь: уже упомянутый выше «кулёк» и деревянные биты, по одной на каждого игрока.

        Начиналась игра с жеребьевки. С линии бросков каждый игрок держал  свою биту вертикально торцом на ладони и бросал ее в сторону «дома». Затем происходил замер, игрок, чья бита оказывалась дальше от «дома», становится водящим, игрок добросивший биту ближе всего к «дому»  становился «на выручку». Очередность других игроков устанавливалась в обратной последовательности от близости своих бит к «дому». 

        Водящий стоял на краю линии «кулька». Игрок с линии броска бросал биту, стараясь выбить «кулёк» из дома. Когда «кулёк» выбивался из дома, то по условиям игры ведущий старался как можно быстрее вернуть его на место. В это время игрокам разрешалось перебежать за линию «кулька» к своей бите и наступить на нее ногой, чтобы не быть «осаленным». Если  игрок не успевал этого сделать, то водящий вернувший  «кулёк» в  «дом» криком «кулёк» «осаливал» нерасторопного игрока  и тот выбывал из игры. Но игрок, не успевающий вернуться на игровую площадку мог до крика водящего остановиться, опять наступить ногой на биту и продолжить возвращение при удачном броске следующих игроков.

        Был еще рискованный вариант возвращения игрока в момент, когда водящий на что-то отвлекался. Но… Водящий мог просто притвориться, что не видит его действий и затем «осалить»!

        Наконец, после всех челночных перемещений игроков за линию «кулька» и обратно возникала ситуация, когда еще не бросал свою биту игрок, стоящий «на выручке». Он делал свой бросок с линии «выручки», находящейся гораздо ближе к «кульку». Это обеспечивало более точный удар, далекий  полет «кулька» из «дома» и возврат многих игроков из-за линии «кулька» на игровое поле.

        Но, наконец, наступала и такая ситуация, когда все игроки произвели свои основные и повторные броски и бросать уже просто некому, все биты за линией «кулька». Начиная с самой дальней биты, водящий приступал к  прицельным броскам в «кулёк». При первом же попадании водящего в «кулек» игрок-владелец биты  становился водящим. Начинался новый кон игры. Если водящим становился игрок, бывший «на выручке», то на «выручку» назначался игрок, бросавший биту непосредственно перед «выручающим».


        Еще одна игра с консервной банкой – «лунки-кошевой» («лУнки-кошевОй»). 

        Помимо банки в этой игре тоже применялись деревянные палки - клюки, но немного длинней бит. В земле отрывалась большая яма диаметром около 30-40 сантиметров «котёл» и вокруг нее небольшие диаметром до 10 сантиметров – «лунки». Количество «лунок» - по числу основных игроков. Жеребьевка проводилась «кананием» на одной из игровых клюк. Один из игроков захватывал  в кулаке клюку ближе к одному из концов, следующий выше его сжатого кулака и впритык к нему и так далее. Игрок, которому уже не хватило длины клюки для «канания», и становился водящим.

        Задачей водящего было, погоняя клюкой банку приблизиться к «котлу» и забросить в него банку. Задачей основных игроков – не допустить этого и отбросить клюками банку подальше.

        Водящий имел право передвигаться на двух ногах и  броском банки в ногу основного игрока «осалить»  и «выбить» его  из игры. Игроки же имеют право передвигаться только на одной ноге и использовать клюку для поддержки, в качестве опорного костыля.  При случайном задевании ногой банки или касания земли двумя ногами основной игрок также считался  «осаленным». Игрок не мог быть «осаленным» водящим в двух случаях: когда его клюка находилась в одной из «лунок» или когда игрок держал одну ногу на самой клюке, не касаясь при этом земли.

        Настоящая баталия начиналась в непосредственной близости от «котла». Здесь водящий получал право брать и бросать банку рукой, а основные игроки получали здесь защиту от «осаливания», поместив  клюку в «лунку».  Но при этом «котел» оставался незащищенным! Поэтому приходилось отказываться от личной защиты и клюками выкидывать из котла банку. А водящий обманным броском банки в ноги игроков постепенно «выбивал» их, ослабляя защиту «котла»…

       
        Была еще такая редкая даже в дни нашего детства игра как «лямки», «лямус»(ударение на первом слоге «лЯмки», «лЯмус»).

        Основной ее атрибут - лямка – кусочек меха, скорее всего кроличьего, с пришитым к его  мездре грузом, кусочком свинца. Щечкой ноги, внутренней частью стопы, лямка подкидывалась вверх. За время ее «полета» игрок должен был ударной ногой дотронуться до земли, а потом снова нанести ногой удар. Подсчитывалось количество ударов по лямки до ее падения на землю. Затем в игру вступал другой игрок. Игра почему-то считалась «хулиганской». Поэтому широкого распространения не имела. Кроме того, действовал запрет родителей и их запугивание, что «лямки» приводят к грыже…

       
        Еще одна «хулиганская», но очень распространенная игра – «пожара» (ударение на последнем слоге «пожарА»).

        Игра на деньги. Монеты «решкой» вверх укладывались стопкой «на кону» и с определенного расстояния (обычно метра три, три с половиной) каждый игрок кидает пятикопеечную монету - «биту», стараясь, чтобы она оказалась как можно ближе к столбику монет – от этого зависела очередность игроков.

        Если бита задевала столбик, считался «пожАр», игрок забирал все деньги с кона. Если этого не происходило, то игроки по очереди наносили битой вначале по столбику монет, затем по рассыпанным монетам, стремясь перевернуть их «орлом» вверх. Перевернутые монеты считались выигранными. При промахе и в случае отсутствия после удара перевернутых монет ход переходил к следующему игроку. Кон заканчивался с последней перевернутой монетой.

       
        Была еще одна денежная игра, вернее косвенно денежная - «альчики» (ударение на первом слоге «Альчик»).

        Игра была популярна в начале осени до наступления холодов. И связано это было видимо по той причине, что основной атрибут - «альчик» (надкопытная баранья кость) доставался пацанам при массовом забое скота. У кого родители или близкие родственники  имели доступ к этому действу, те отоваривались «альчиками» бесплатно. Мне же приходилось их покупать на выделяемый для школьного завтрака рубль. Ну а дальше, как повезет в игре.

        Обычно в игре участвовало два игрока. Никаких полей или ограничений по месту игры не было. Начинающий  первым игрок бросал вперед «альчик» движением руки от  бедра вверх, вращая при этом его большим и средним пальцем руки.  После броска «альчик» мог остановиться  на одной из широких своих частей. А мог в результате вращения встать на одну из узких сторон, на ребро. Название этого положения вылетело из головы, но, как мне подсказал мой коллега по детскому садику, это называлось вроде как «тахан». Буду придерживаться этого названия, другого варианта не вижу. Может, кто подтвердит или поправит…

        Так вот, у второго игрока было два варианта развития игры. Он мог попытаться  точным броском своего «альчик» попасть в «альчик» соперника. Тогда он зарабатывал одно очко, а если «альчик» соперника стоял «таханом», то сразу два. Кстати, выигрыш наступал при наборе кем-то пяти очков. Но не как в теннисе или еще где, когда у каждого игрока формируется свой счет. В «алчиках» с каждым проигранным очком уменьшался набранный свой выигрышный счет, а после нулевого счета возрастал счет соперника. И наоборот. Этакие качели. Поэтому игра была долгой, а, следовательно, и интересной!

        Возвращаюсь к игре. При броске «альчиком» можно было и промазать и тогда ход переходил к сопернику. Поэтому был и другой вариант – постараться как можно ближе подбросить свой «альчик». В этом случае выигрывалось очко, если пальцами одной руки можно было дотянуться до обоих «альчиков». Если расстояние было большим, то ход переходил к сопернику.

        Был еще один нюанс. Если после броска свой «альчик» становился  «таханом», то можно был повторить бросок. В этом случае, уже с более близкого расстояния увеличивались шансы попасть броском в «альчик» соперника или максимально близко подбросить к нему свой. И еще. Если свой «альчик» становился «таханом» и можно было пальцами дотянуться до «альчиков», то можно было заработать продолжение своей игры.  Свой «альчик» подбрасывался  вверх в непосредственной близости от другого «альчика» и снова проводился замер расстояния между ними.

        При повторном положении «тахан» следовало продолжение пока «альчик» не ляжет на землю плоской стороной. Выбор «альчика», небольшие (в пределах правил) спилы его неровностей и тренировка в бросках с вращением – были основным залогом  выигрыша…


        Похожей на «альчики» была игра в «перышки». 

        Тогда еще не было шариковых ручек, авторучки считались большой редкостью. Писали металлическими  перьями, которые вставляли в деревянную ручку – держатели в виде круглого карандаша,  с жестяным блестящим патрончиком на конце. Заканчивался этот патрончик пружинистым тугим пазом, в который  вдвигалось писчее перо. Перо обмакивали в чернильницу,  и писали им, пока хватало набранной капле чернил на пере. Надо было быть очень внимательным, макая перо в чернильницу.  Наберешь больше чернил – посадишь в тетрадь кляксу, мало – не хватит дописать букву…

        Правила игры были аналогичны правилам игры в «альчики».  Поскольку все перья по длине имели полукруглую форму, вариантов расположения самого пера было два -  желобком вниз и желобком вверх. Вариант желобком вниз был аналогичным «тахану» в «альчиках».


Рецензии
Уважаемый Леонид!
Мы не только носим одну фамилию, но видимо близки друг к другу и по возрасту. Я часто вспоминаю своё послевоенное детство и наши уличные игры. Была даже мысль написать об этом, но не только изложить правила игр, а рассказать о тех, порой драматических, в детском понимании событиях, которые как-то были связаны с уличной детворой,. Дело в том, что зачастую игры велись на деньги, и можно было видеть за этим занятием не только детвору или мелкую шпану, но и вполне взрослых людей. Тех, кого называали тогда "урками". Так что коллизии, несмотря на "детскость" игр, возникали вполне серьёзные. Мы играли в айданы (по вашему, альчик). Было две разновидности игры: "коновой" и "бздох". Различали четыре положения айдана: чик, бук, тала, арца. Игра лямка называлась у нас "жестка". Подбивая ногой жестку для простоты считали количество ударов парами: "раз-пара, два-пара,...". Мастера набивали по двести пар и более. Ещё хорошо помню игру "стуканец" (она же "стеночка"), "банкир" (это с кнсервной банкой и битой). Ваши зарисовки мне очень близки и понятны - за ними наше детство и дорогие воспоминания.
Желаю Вам здоровья и удачи.
Н. Леонов

Николай Леонов   02.12.2009 19:25     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Николай! У нас действительно помимо фамилии много общего. Правда, мы самое послевоенное время не застали, но 50-е годы - это годы нашего детства. Игры мало чем отличались, скорее всего в названиях и деталях. Дефицит покупных игрушек сохранялся. Вот и приходилось выкручиваться самим.
С уважением,
Генадий

Генадий Леонов   02.12.2009 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.