О дружбе

Товарищество, приятельство, дружба - явления одного
рода. Последующее отличается от предыдущего более личностной, а
значит, и более строгой избирательностью, большей душевной, а
то и духовной глубиной, большей устойчивостью, большей
эмоциональной значимостью.
 
Чувство товарищества объединяет людей, занятых общим
делом, в ходе которого они непосредственно общаются.
 
Приятельство основано на взаимном, пусть даже
поверхностном расположении и на общих интересах - житейских или
культурных.
 
А дружба - это своего рода любовь, несексуальная, но не
менее личностная, не менее избирательная, и, как я давно
заметил, не лишенная чувственного характера. Приятно видеть
лицо друга, слышать его голос, пожимать его руку или обнимать
за плечи. Эта чувственная симпатия, родственная половой,
возникает вследствие духовной близости или же предвещает ее.
 
В фундаменте дружбы лежат душа и (или) интеллект. Она,
в отличие от страсти, не может быть безумной. Поэтому дружба -
при прочих равных условиях - творчески богаче, разнообразнее, а
следовательно, и длительнее любви. Да и редкостней, пожалуй.
 
Если приятельство - утешение простых по душевной
структуре людей, коим несть числа, то дружба - удел не столь
многих и более сложных натур. Если прибегнуть к примитивному
сравнению, то в первом случае люди, словно квадраты, сочетаются
друг с другом просто. По этой же причине в приятельстве люди
легко взаимозаменяются. Характеру сложной конфигурации куда
труднее найти свое соответствие и дополнение.
 
Но для чего их ищут, эти соответствия и дополнения? В
чем коренится потребность в дружбе?
 
Начну с того, что самопроявление, обнаружение всех и
всяческих своих свойств - это глубочайшая из душевных
необходимостей человека. Без этого мы чувствуем себя
ущемленными, призрачными, нереальными. Однако в своей
общественно-функциональной деятельности мы выполняем
одноплановые роли, губительным образом суживая свое естество.
Более того. Житейский опыт показывает, что некоторые свойства
нашей натуры, некоторые особенности нашего духа не только
неприемлемы для других, но осуждаются и караются обществом.
Чтобы скрыть от людей эти особенности и не подвергнуться
общественным санкциям, мы вынуждены прятать именно то, что
составляет своеобразие нашей натуры. И не только прятать. Мы
начинаем насиловать и извращать свою природу в угоду другим.
Человек в обществе подобен войску во вражеском стане, где он не
может и на минуту снять с себя панцирь и шлем. И чем глубже и
сложнее человек, чем он более уязвим, тем более вынуждается он
к постоянной душевной обороне. А это означает, что он
психически зажат, урезан, искажен.
 
И только дружба дает ему возможность сбросить латы,
маску и оружие. Друг - это тот, с кем и перед кем я могу быть
самим собой, не оставаясь в одиночестве. Поэтому-то беседа с
другом приносит такое огромное облегчение и воспринимается как
величайшее благо - благо быть самим собой. И с чем большей
полнотой мы можем являть и обсуждать свое "я", тем полнее и
прочнее наше дружба. И это еще не все. У дружбы есть еще более
высокое назначение.
 
Она необходима для становления и развития личности.
Человек, взращивающий свою душу, в ходе существования постоянно
определяет круг своих интересов, чувствований и мыслей. Он ищет
свои жизненные ценности, ищет тему своей жизни. Человек творит
свою личность, как создают автопортрет. Но для этого необходимо
зеркало, верно и полно отражающее его натуру. Таким зеркалом и
является друг. И все же это сравнение недостаточно. Друзья -
нечто большее, чем зеркала: они соавторы, они сотворцы двух
родственных личностей.
 
Таким образом, дружба не бескорыстна в том смысле, что
небесцельна и небесполезна. Но польза здесь самого высокого
духовного порядка.
 
23.05.1977


Рецензии