О разрушительстве

В книге Льва Шестова "Власть ключей" наткнулся на такое
суждение: "Всем известно, что последняя человеческая цель есть
созидание, а разрушение само по себе ужасно и может найти себе
условное оправдание лишь как путь к созиданию. Откуда это всем
известно? Философы рационалисты... думают, что эта абсолютная
истина... получена нами непосредственно от разума... Я почти
согласен с этим. Действительно, разрушение ужасно, а созидание
прекрасно. Одно только ограничение, по-моему, все-таки
необходимо сказать: "насколько нам известно".
 
Я вижу у Шестова две ошибки. Во-первых, ограничение
(оговорка) "насколько нам известно" здесь бессмысленна, так как
"ужасно" и "прекрасно" есть не что иное, как переживания, а уж
они-то вполне известны субъекту. Во-вторых, эти истины получены
нами не от разума, а непосредственно от инстинкта жизни.
 
Разрушение того, что сотворено людьми или природой,
ассоциируется со смертью как таковой. Более того, человек может
подсознательно воспринимать разрушение как аналог собственной
погибели.
 
И наоборот, созидание присуще жизни и ассоциируется с
жизнью как таковой. Вот откуда наша уверенность в упомянутых
Шестовым абсолютных истинах.
 
Поэтому не удивительно, что человека, склонного к
разрушению, люди рассматривают как существо антисоциальное,
опасное для человеческого рода. Такой адепт разрушения ради
разрушения преступает не только условную юридическую норму, но
и, что гораздо существенней, он идет против безусловного
инстинкта жизни. Он становится на сторону смерти, и при этом
его чувство собственного существования извращенным образом
обостряется: разрушитель по контрасту с причиняемым распадом
живее ощущает свою целостность. Он наслаждается своей
безнаказанностью и кажущейся неуязвимостью. Разрушая, он
владычествует над разрушаемым. Это один из самых страшных
способов самоутверждения.
 
Врожденный разрушитель противопоставляет себя не только
обществу, но и природе. В этом его святотатство и проклятие.
 
Октябрь 1985


Рецензии