Страсть к иерархии
превосходстве прозы Бунина над его поэзией (подразумевается -
слабой).
Повсюду и всегда людей так и манит, так и тянет
противопоставить (независимо от истины) творца - творцу, одну
ипостась художника - другой, и непременно как высшее - низшему,
как большое - малому.
Первое душевное движение - не поблагодарить художника
или мыслителя за его дары, а определить их сравнительную
стоимость в рублях престижа.
До чего же глубоко всосалось в человеческую кровь эта
рабская потребность в табели о рангах и в чинопочитании! Даже в
безграничной сфере духа, где всем есть место под его солнцем!
Какая врожденная априорная нелюбовь к равноценности и
многозначности!
Лакея так и подмывает возвеличивать избранного им
господина (кумира), умаляя достоинства другого.
Восклицая: "Эверест выше Казбека!", нередко стараются
внушить нечто совсем иное, а именно: "Казбек мал и
незначителен!"
Люди внушаемы. Они слушают - и в их представлениях
Казбек неуклонно уменьшается в росте.
А ведь измерение творческих высот не под силу
геодезическим приборам. Более того, для них нет единой меры. Да
и достоинства художественных произведений сплошь да рядом
разноприродные, как вес и цвет, например.
Но рабские натуры "наперекор стихиям" упорно тщатся
измерять их все иерархической линейкой и расставлять по
ступенькам лестницы престижа. Здесь, помимо, сказанного,
проявляется потребность к упорядоченности, столь свойственная
ограниченному человеку, то есть его страх перед неизмеримостью
и неопределенностью.
Январь 1986
Свидетельство о публикации №209070700883
Анатолий Бондарь 07.07.2009 23:57 Заявить о нарушении