Своеобразие и новаторство. Заметки и догадки
От его трудов разило потом бездарности.
27.9.1978
* * *
Общая гармония дисгармоничных частностей.
27.9.1978
* * *
Сон - это преображение обыденности в чудо.
20.9.1978
* * *
Новое видение мира родственно религиозному откровению.
Не случайно слова - "открытие" и "откровение" - одного корня.
Ноябрь 1977
* * *
Когда не могут сказать сильно, говорят длинно.
24.9.1979
* * *
Эстетический идеализм жесток, поскольку не может
простить действительности ее уродств и несовершенств.
20.4.1980
* * *
Искусство - это борьба за вечность преображенного мира.
Именно в этой устремленности искусство родственно религии.
9.5.1980
* * *
То, что в творчестве одного живет как природное
свойство, в творчестве другого используется как безжизненное
приспособление.
9.5.1980
* * *
Творцы искусства - это боги, умирающие и воскресающие
при смене поколений.
21.5.1980
* * *
Любовь пробуждает от косности существования. Искусство
- тоже.
23.7.1980
* * *
Если циник - человек, для которого не существует
духовных ценностей, то он не может быть поэтом.
7.8.1980
* * *
В произведении искусства соседство излишнего не
остается без последствий для существенного и необходимого: оно
тускнеет, теряется, а то и перерождается, само кажется
излишним.
Представьте, перед вами прекрасный рисунок. Затем некто
к уже существующим штрихам и линиям пририсовывает новые.
Красота будет разрушена.
В литературе такие последствия выглядят не столь явно,
поскольку сами излишества здесь могут быть информативны, могут
что-то дать читателю сами по себе.
Тем хуже для литературы! (после чтения "Кролик, беги!"
Апдайка).
2.11.1980
* * *
Можно быть даже уникальным, но незначительным
художником. Но нельзя быть великим творцом, не будучи творцом
своеобразным.
Создавать искусство, не считаясь с законами
воспринимающего сознания, столь же результативно, как создавать
самолет, пренебрегая законами механики.
18.11.1981
* * *
Новаторство и оригинальность могут совпадать в одном и
том же художественном явлении, но это не означает их тождества.
Новаторство - это некое изобретение в области формы или
технологии искусства: новый прием, способ, средство
выразительности. Понятие оригинальности относится к
содержательности искусства. Здесь оригинальность есть
оригинальность видения.
Новация - это первый образец серии. Новацией могут
воспользоваться многие.
Оригинальность - синоним единственности.
Литературное новаторство - не всегда влечет за собой,
не всегда отождествляется с оригинальностью, а тем более - со
значительностью искусства. В формотворчестве таких
изобретателей, как Алексей Крученых, нет своеобразного видения
мира, а значит, это вообще не искусство. Это игра звуками,
которую можно использовать в качестве весьма специфического
приема.
И наоборот. Есть художники по самой своей природе
враждебные всяким новациям и при этом глубочайше своеобразные.
Таков Ходасевич. Но ведь не может своеобразное видение быть
выраженным вне своеобразной формы! Очевидно, оригинальность -
это и новаторство, но не всегда ломающее традиционные схемы,
каноны.
Это может быть новаторство чисто индивидуального
значения, чисто индивидуального пользования. Будучи слишком
тонким, почти неуловимым, оно не поддается тиражированию.
Вспомним хотя бы ритмику Кузмина.
16.10.1981
* * *
Красота заставляет нас забыть о смысле жизни и не
мучиться поисками его.
30.11.1981
* * *
Восприятие реальности - вдох, искусство - выдох. Таково
дыхание моей жизни.
Октябрь 1982
* * *
Перепроизводство предметов искусства. Могут сказать:
безгранично увеличивается выбор. Почти для всех творцов это
означает бесконечное неуклонное уменьшение шансов быть
услышанным кем-нибудь когда-нибудь. Что же касается публики,
безграничность выбора может привести к отказу от всякого
выбора.
В хаосе голосов невозможно расслышать ни одного из них.
26.11.1982
* * *
Демонизм - профессиональная болезнь творцов искусства.
4.1.1983
* * *
В красоте мне видится желанный образ вечности.
8.12.1984
* * *
Нутро авангардизма - это нежелание человека, отказ от
человека, от его душевности и духовности. Отсюда - формализм и
культ технологии в искусстве.
27.2.1985
* * *
Не ценить - самый эффективный способ обесценивать.
8.5.1985
* * *
Годами приобщаясь к искусству, я пришел к убеждению,
что все гениальное в нем трагично.
И вот я слушаю вершинные произведения Вивальди: музыка
органическая, цветущая, погружающая в райскую красоту и полноту
бытия.
Гениальность явная, но ничего трагического нет.
Значит, я не прав? Прав, и я разгадал это ложное
противоречие.
Если искусство претворяет глубинный опыт земного бытия,
его гениальность неизбежно трагическая.
Но если художник творит в искусстве новый мир духовной
красоты, свой Эдем, недоступный земным скорбям и не соотносимый
с земной юдолью, откуда здесь быть трагизму? Здесь радостная
гениальность первотворения, глубинная пантократорская радость.
15.5.1985
* * *
Найти свой стиль - все равно, что узнать свой голос
среди тысяч других в магнитофонной записи. Нет, еще трудней,
поскольку стиль - в отличие от голоса - надо создавать - и
среди множества вариантов узнать свой единственный.
1.7.1985
* * *
К оригинальничанью толкает желание сильнее поразить, а
к оригинальности - стремление полнее выразить.
Эти две различных устремленности у творцов можно почувствовать
во всем, ими созданном.
18.9.1985
* * *
В художественном образе вещественность теряет свой
исключительно материальный характер, она словно самоустраняется
ради излучения духа. Так металлическая спираль накала исчезает
в свечении, исчезает тем полнее, чем сильнее свечение.
14.2.1986
* * *
Жизнь на экране - подмена твоей собственной жизни.
Книгой владеешь ты, экран владеет тобой.
26.2.1986
* * *
Красота - это двери в Эдем, но отвека и навек закрытые.
Отсюда печаль и муки при ее созерцании.
28.8.1986
* * *
Настоящий романтизм (Лермонтов) есть религиозность вне
церкви.
30.8.1986
* * *
Будь ты проклята, современная архитектура, бетонный
облик небытия!
5.9.1986
* * *
Таллин - Средневековье возвышенно-легендарное, Рига -
сурово-рыцарское, а Вильнюс - уютно-домашнее.
(Давняя мысль)
* * *
Я догадался, почему в Вильнюсе мне так хорошо, так по
себе: в этот город надышали тепло многие века, многие десятки
поколений. Не воинов, а обывателей.
26.10.1986
* * *
Когда я забочусь об издании того немногого, что мной
написано, меня обвиняют в мании величия.
Глубочайшее заблуждение!
Разве я жажду духовной власти над миллионами людей?
Разве стремлюсь я восстать над ними подобно колоссальному
идолу, требующему всеобщего поклонения?
Нет, нет и нет! Не это мне нужно.
Я хочу бытия, в котором не было бы смерти и абсурда, а
вечно длилась бы полнота жизни.
Но, если такое бытие невозможно, я хочу обеспечить себе
всего лишь иллюзию бессмертия. А именно: я хочу, чтобы
какой-нибудь современник мой или потомок, набредя на мой текст,
увидел бы внутренний (а хорошо бы и внешний) облик того, кто
по-своему искал путь в царство смысла и бессмертия. Я хочу,
чтобы со мной говорили, слушали, спорили или сочувствовали, как
я теперь беседую сродственными мне поэтами, мыслителями,
художниками.
Я нуждаюсь в той уверенности, с какой заявлял Пушкин:
"Нет, весь я не умру!" Только на днях я осознал, как чуть ли не
все подряд слепо принимают жажду бессмертия - за манию величия.
12.1.1987
* * *
Искусство - плоть души.
20.12.1987
* * *
Я услышал голос Есенина: Король Лир среди мировых
ветров!
13.12.1987
* * *
Прекрасное изображение уродливого.
Уродливое изображение прекрасного.
26.2.1988
* * *
Расколдован лунный свет.
26.4.1988
* * *
Рассматриваю с Виктором Афанасьевым репродукцию
общеизвестного лермонтовского "Автопортрета".
- А ведь это вовсе не подлинник купил в ФРГ
Андроников,- заявляет Виктор.
Я, естественно, удивляюсь, и Виктор показывает мне
некоторые особенности этого портрета.
Да как же это я сам раньше не замечал!
Лицо-то написано профессионально и убедительно,
носогнутая рука сделана с топорной неумелостью, бурка выглядит
грязной тряпкой, а левое плечо напрочь срезано.
Где же были мои глаза?!
Вот она, замусоленность восприятия!
Один так свежо воспринимает поэзию, но не чувствует
живописи. Другой - наоборот.
И слава Богу! Так что помоги мне свежо услышать стихи,
а я тебе открою глаза на пейзаж.
25.11.1989
* * *
Предприимчивые люди организовали в Полтаве книжный
аукцион. Приехали столь же предприимчивые люди из Москвы и
Киева и вывезли - по сути, за бесценок - практически всю
старину.
Грустно мне! У города словно удалили железы внутренней
культурной секреции.
3.12.1989
* * *
В литературе я с отвращением отказываюсь от обильного
вялого чая ради чашечки крепчайшего кофе.
20.1.1990
* * *
Творчеству присуща новизна, а потому оно неуязвимо для
скуки, как золото неуязвимо для ржавчины.
1976
* * *
Безумие - плата за гениальность.
1976
* * *
Каждый творец бросал свое произведение в вечность,
словно запечатанную бутылку в океан. И кончилось тем, что
образовались океаны нераспечатанных бутылок.
14.7.1981
Свидетельство о публикации №209070700886