Древняя память

(о графической сюите Ирины Гагуа)


В книгах отзывов о работах этой художницы так и пестрит
эпитет "космическая". Но соответствует ли он своему предмету?
При слове "космос" в воображении возникают безлюдные планеты и
бессчисленные звезды в бесконечной черной пустоте, где время от
времени проносятся горящие кометы. Ничего подобного не
изображено на рисунках Ирины Гагуа. Они скорее вызывают в
памяти название знаменитой книги "Планета людей". Планета, где
чувствуется дыхание Вселенной.
 
И с другим частым эпитетом - "монументальный " - мне
трудно примириться. Уж очень скомпрометирован он бездарными
фронтальными композициями, от которых десятилетиями спасения не
было на столь же монументальных выставках. Уж очень нестерпимо
монументализм отдает Вучетичем (упаси нас, Господи!).
 
Но вот что несомненно - на многих по-домашнему
небольших листах предстает великое видение некоей прадавней
культуры. Настаиваю, не отдельных феноменов ее, как скажем,
храмы, люди или утварь, а именно всей культуры в целом, во всем
ее единстве и замкнутой целостности. Ничего подобного я не
встречал ни в одной из книг по истории изобразительного
искусства.
 
Композиционная замкнутость и стилистическая
завершенность каждой такой работы соответствует замкнутости и
самодостаточности изображенного мира. Соответствует и выражает.
 
Перед нами некий дохристианский Эдем, в котором тесно и
любовно соседствуют люди и деревья, кони и птицы.
 
Здесь они совершенно равнозначны. Здесь перед лицом
вечности не ведают иерархии. Здесь ничто не строится, здесь все
произрастает. Это не только дохристианский, но и
до-индивидуальный, до-личностный мир, где человек еще не
почувствовал себя трагической отдельностью. Не без удивления
осознаю, что в этом мире я нигде не заметил признаков зла и
страсти. Здесь утрачивают содержание и поэтому просто не нужны
такие понятия, как счастье и несчастность, оптимизм и
пессимизм, прогресс и регресс. Здесь время ходит по кругу.
Словно мировая карусель, медленно движутся по кругу люди и
деревья. Недаром на этих рисунках нередко встречается
символическое колесо. На этих рисунках нет пространственной
перспективы, соответствующей линейному времени, но зато на
некоторых чувствуется перспектива незримая, духовная.
 
Каждый рисунок - нечто особое, особенное, по своим
внешним очертаниям непохожее ни на что другое. С каждой новой
работой все больше изумляешься богатству формотворческого
воображения Ирины Гагуа.
 
Когда отступаешь подальше, так, что отчужденно видишь
только внешние контуры, композиции художницы напоминают мне
эмблемы и символы тайных мистических орденов. И вместе с тем
они родственны органической и - реже - неорганической природе -
раковинам, цветам, минералам.
 
Когда же интимно приблизишься к рисункам, в них
открывается множество увлекательных подробностей, которые
разглядываешь погруженно и завороженно, словно в детстве. Да и
видишь там само безоблачное детство человечества.
 
Каждый рисунок звучит - и так чисто звучит в своей
единственной музыкальной тональности.
 
Каждый рисунок - совершенство, завершенность и
гармония.
 
Ирине Гагуа мистически привиделся давным-давно
утраченный нами архаический рай, словно откликающийся на наши
потаенные мечты.


Рецензии
Уважаемый Юрий Михайлович! Восхищен Вашим слогом, который мистическим образом описывает древнее бытие.
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   12.07.2009 19:19     Заявить о нарушении
Польщен Вашей высокой оценкой. Благодарю.

Юрий Михайлович Денисов   28.07.2009 18:01   Заявить о нарушении
А я польщен Вашим отзывом.
С уважением Юрий.

Юрий Михайлович Денисов   14.10.2010 21:10   Заявить о нарушении