00 часов 00 минут

(миниатюра Александра Колокольцева)

 
Эта маленькая узко вертикальная гравюрка словно
прячется от досужих глаз, такая же потайная и жутенькая, как
лезвие короткой финки.
 
Картина привораживает взгляд медленно и незаметно.
 
Изображено на ней тесное и очень глубокое
урбанистическое ущелье.
 
Основных взаимодействующих лиц - четверо: высочайшая
луна, скалоподобное здание, лунатик на кромке его крыши, а
внизу, совсем близко от меня - убегающая крыса. Больше ни души.
 
Луна в темной вышине - сама отчужденность, сама
безучастность. Слева от нее по рамке стекает, быстро утончаясь,
полосочка бархатной черноты. Вряд ли это какая-то непонятная
мне реалия, скорее - графический намек на траур.
 
Наискосок и ниже от черной полосы, у противоположной
стороны гравюры - Т-образное сочленение водосточных труб. Их
мучительная изогнутость вызывает в памяти голгофский крест.
Узкоплечий прямоугольный дом с уступчатой башенной вершиной
уперся в небесную твердь. В этой башенной стенке чернеет
шестичастное окно. За ним чувствуется застарелое чердачное
запустение. Перед нами останец кирпичной европейской культуры.
 
Такие стены любил изображать Де Кирико. За такими
стенами обитали странные персонажи Густава Меринка. Идеальный
городской тупик для человека из подполья.
 
Это уже не закат Европы, а ее одряхлевшая полночь.
 
Среди ночного сомнамбулического пространства - далекий
малюсенький сомнамбула.
 
На какую же верхотуру взобрался колокольцевский
безумец, подвластный только неодолимому лунному притяжению! Он
так недосягаемо высоко над нами, что видится всего лишь
крошечной фигуркой, чернеющей на лунном небе. У него словно нет
лица, нет у него даже недосказанного имени, вроде Йозефа К.
Черточки-ручки, черточки-ножки, как на беспомощном детском
рисунке. Похож на пляшущего человечка из рассказа Конан-Дойля.
Только он не пляшет на книжном листе, а движется над бездной.
 
Он не только одинок, он один во всем ночном мире. В
силу абсолютной анонимности его душевное одиночество переходит
в одиночество метафизическое.
 
Боже, что станется с ним следующую секунду?
 
"00 часов 00 минут". Время иссякло. А если и потечет
снова, то уже без него.
 
Ведь его фигурка уже покачнулась и наклонилась над
пропастью. Правая ножка уже погрузилась в бездну.
 
Падение не изображено, оно предвещается как неизбежное
- и всего лишь через мгновение.
 
Увидев недоброе, большая крыса, прижав от страха уши,
по черным подвальным ступеням опрометью мчится вниз, скорее к
себе домой.
 
Символ подпольного существования, символ неуловимого и
непостижимого мига.
 
Ее длиннющий круто изогнутый хвост вот-вот и нас
заденет прохладным касанием ужаса.
 
4.06.1990


Рецензии