Таинство Причащения

Тело и Кровь Христовы — это мост, переброшенный между Богом и человеком...
В Евангелии есть один эпизод, внешне — не особо выделяющийся из остального повествования, но по сути своей — глубоко трагический. Это произошло вскоре после того, как Христос чудесно насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Когда изумленные чудом люди захотели провозгласить Христа Царем, они услышали следующее: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Истинно, истинно говорю вам: Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;  хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

Услышанное повергло кого в ужас, кого в сомнение — а не сумасшедший ли Он? От Христа отошли почти все, кроме маленькой группы учеников — но и к ним Господь обратился с вопросом: «Не хотите ли и вы отойти?» Лучшего способа провалить любую миссию и представить невозможно. Однако Христос сознательно идет на это. Значит, Им было сказано что-то настолько важное, без чего смысл Его пришествия на землю исчезает.

Два хлеба: хлеб земной и Хлеб Жизни. Люди выбрали первый и отвергли второй. Но были и те, кто остался, кто смог не столько понять, сколько почувствовать, что чудесно насытивший хлебом может совершить более значимое, чем утоление физического голода. Само чудо, загадочные слова о Себе, как Хлебе Жизни, ушедшие людские толпы, испытующий взгляд Христов — эта крайняя напряженность ситуации разрешается верой апостолов:
"Ты Христос, Сын Бога живаго!" А если уверовали в это, то к кому же уходить? — "Господи! К кому нам идти?" Не к кому. И если уверовали в главное — в Божество Христово, то все прочее, даже непонятное вкушение Его Тела и Крови, уже принять нетрудно.

Человечество всегда подстерегал соблазн увидеть в христианстве высокое нравственное учение, тонкую философию, таинственное знание, даже способ организации общества — все, что угодно — но только не Тело и Кровь Христовы. Однако ведь Сам Христос установил именно такой способ общения с учениками: не просто через проповедь, молитвы или обряды — но через Таинство Причастия Телу и Крови Христа: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне"(Ин. 6, 56).

Тело и Кровь Христовы — это мост, переброшенный между Богом и человеком. Причем Бог Сам становится этим мостом — «Аз есмь путь, и истина, и живот»: «никто не приходит к Отцу, только через Меня», — говорит Христос.

Принимая в себя хлеб и вино Евхаристии как пищу, мы приобщаемся Божественных Тела и Крови — тем самым соединяем свое тело с Телом Христа, а кровь — с Кровью Христа — Христа прославленного, победившего смерть и грех. То, что мы вкушаем, становится нами: пища — это кирпичики, из которых строится наше тело. Если материальное лекарство благодаря своему воздействию «исправляет» неполадки в организме, то Божественная Пища приближает всего человека — и дух, и душу, и тело — к исполнению Божественного замысла о себе. Только приобщаясь Христа, мы становимся «самими собою», так как Христос — «Всечеловек»: во Христе мы есть, вне Христа — мы лишь «мнимость», «призрак» самих себя, а не то, чем призваны быть.

Евхаристия — причастие не просто плоти Христа, но причастие воскресшей плоти, причастие тому Телу, Которое уже преодолело смерть. Пасха — Иного бытия начало. Частицы нового космоса, в котором уже нет отравы смерти, в котором побежден смертный распад, входят в нас — чтобы ослабить давление плоти греха на нашу свободу. Наша воля не может быть исцелена Христом прямо — Он не может подменить Собой личный выбор каждого из нас. Но Он освобождает верующего от страстного пленения благодаря тому, что дает нам причастие обновленной и исцеленной человеческой природы. И поэтому через причастие мы вновь оказываемся в состоянии утраченного рая: прошлое греха не давит на нашу волю, и мы делаем свой выбор, не испытывая чрезмерного давления греховного прошлого.

Для первохристианской общины реальность присутствия Христа в Дарах Евхаристии была настолько ощутимой, что апостол Павел недолжное, неблагоговейное отношениек причащению называет причиной смерти некоторых христиан: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1Кор. 11, 28-30). Но для того, чья душа бежит от греха и жаждет иного бытия, Таинство Евхаристии становится поистине неисчерпаемым источником жизни вечной:

                В каждом древе распятый Господь,
                В каждом колосе тело Христово,
                И молитвы пречистое слово
                Исцеляет болящую плоть[1].         

_________________________________________
[1]А.Ахматова


Рецензии
В Послании 1Кор.13 Ап.Павел пишет, что «любовь радуется истине и не радуется неправде».
Любовь очень чутка к пути Божьему и это её свойство апостол отразил в этих словах.
И уж тем более, очень грустно, когда искажается Истина истин.

Давайте последовательно, обращаясь к контексту, разберёмся, о чём же идёт речь в данном слове Евангелия: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне"(Ин. 6, 56).

35Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
36Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

43Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
45У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.

47Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48Я есмь хлеб жизни.
49Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

Во первых, Иисус говорил о Своей личности и вере в Него.
Он сказал: «верующий в Меня имеет жизнь вечную».
Далее, исходя из жизненно необходимой и насущной потребности в хлебе, Иисус переносит сей образ в сферу главной необходимости, связанной со смыслом жизни (47-49, 53), духовной жизнью человека (63) и спасением души, отождествляя Себя с хлебом жизни, сошедшим с небес.

Итак, Иисус говорит о Себе, о Своих словах (63), о делах (51, 62).
Иисус раскрывает значение «хлеба жизни» в том, что Он отдаст Плоть свою за жизнь мира (51).
Но Иудеи уже соблазнились, тем, что Иисус им говорил, истолковывая его слово в прямом смысле.
Они вели себя лукаво, потому что, как будто забыли за возможность иносказательного смысла и не поняли объяснение(51).
Но Иисус, дополняя смысл своих слов словами о воскресении мертвых, завершает иносказание.
Возвращаясь к слову об отцах и прообразу манны небесной, Иисус подводит черту и завершает ещё один эпизод Своего шедевра в житие.
Иисус, в ответ на продолжающийся ропот, предсказывает о своём вознесении. Но это снова никого не интересует, ни Иудеев, ни учеников.
И Иисус снова напоминает о том, что говорил сначала: о неверии и о том, что никто не может придти к Нему, если не дано это будет Богом.

Контекст ясно передаёт смысл сказанного. Речь идёт о Самом Иисусе, Его слове, Его делах, через которые обретается и растет вера в Него, в Бога, приобретается жизнь по духу, благословение и вечная жизнь.
Во всех христианских религиях утрачен приоритет Евангелия. Поэтому все разделены.
И проповедующий Христа для них никто - "плевел". Какие бы слова истины он не раскрывал и какой бы праведной жизнью не жил тот – он плевел, если не принадлежит их религии.
А кто они все тогда, которые не радуются истине в жизни и Истине во Христе?

Михаил Пушкарский   22.10.2012 09:01     Заявить о нарушении
В рецензии я не делал никаких выводов из неоднократного высказывания Иисуса, что к Нему никто не может придти, если не призовет или не откроет то Бог. Я решил ещё раз перечесть Евангелие там, где была дана Им заповедь пить чашу и преломлять хлеб в Его воспоминание, чтобы как-то почувствовать, может действительно именно в хлебе и вине происходит чудодейственное превращение и в этом важна апостольская преемственность.
Хотел я ещё раз заглянуть и в Книгу Деяний. Но не стало необходимости.
В общем, я помню (да и знаю) что через молитву, благословение или возложение рук на самом деле возможно получить благодать Божью. Но это необязательное условие для спасения и получения Святого Духа. Непостижимы и неисповедимы судьбы и пути Бога. Оказалось, что необходимым и главным условием является Его призвание. Оказалось, что неоднократное об этом упоминание Иисуса указывало именно на это.
Пить чашу и преломлять хлеб «в воспоминание», также, заключается не в том, как толкуется на сегодняшний день в православии. Главное – получить веру через Иисуса Христа, хранить память, собираться искренно во имя Его, ждать всегда встречи с Ним в духе и в будущем, иметь в сердце живое Евангелие.
Обратите внимание, о чем будет напоминать и наставлять Дух Святой – Утешитель. Утешитель напомнит о грехе мира сего, о делах Иисуса, о Его святости и праведности, о Его Божественности. «Я к Отцу иду» - Иисус не зря сделал на этом понятном, как-будто, факте, акцент. Это показывает Его Божественность… как Его воскресение и вознесение, о чем Он предсказывал в связи с теми словами о том, чтобы пить кровь Его.
Также, Иисус напоминает, что кровь Его проливается за новый Завет и плоть отдаётся на мученическую смерть ради ищущих Бога и спасения верующих в Бога и в Него.

Михаил Пушкарский   24.10.2012 21:56   Заявить о нарушении
6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8. ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,

Михаил Пушкарский   25.10.2012 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.