История имени

"Итак, всякое имя собственное - слово, но слово, получившее совершенно особые свойства, новую  окраску. Эти свойства заставляют даже нас,современных  людей, свободных от всяких суеверий, невольно ощущать в нем как бы более тесную связь с самим человеком, его носителем, чем может быть на деле. Более того, подумайте, и вы убедитесь - нередко нам кажется, что имя способно  даже вроде как бы изменять свойства своего хозяина или, по крайней мере, в некоторой степени определять."

Лев Успенский

   Меня давно интересовало, откуда у меня имя такое  иностранное – Теодор, хотя  прадеда моего, от которого я его унаследовал, звали  Тодрос (Тодрис). Вот, я и попытался с этим, а заодно и с происхождением его фамилии Аншелевич, хоть как- то, разобраться. О том, что из этого получилось, если прочтёте, судите сами.

Помимо Танахических имён, во все века своей истории, евреи использовали и имена, бытовавшие среди населения стран, где они жили.Так, в эпоху Второго храма в Иудее даже еврейские правители, первосвященники и раввины  носили характерные греческие имена —Гиркан, Лисимах, Ясон, Деметрий и Антигон. В эпоху римского владычества в еврейской римской общине были приняты такие имена, как Руф, Друз, Саллюстий или
Юстин. (1)

Особенно же часто использовались три имени греческого происхождения: Александр, Калонимос и Тодрос. Разговорный вариант имени Теодорос (Theos- бог и do:рoс - дар) - Теодор – Тодорос. Тодор - болгарский вариант имени Теодор, принятом в католических странах.Фёдор его русский вариант, Торос – армянский, а  Тодрос - вариант оригинального древнееврейского имени Натаниэль (данный богом )распространённый  в средневековой  Испании.

Путешественник  раби Вениамин  из города Туделы в своих рассказах ( Кастилия ,933 г) упоминая о некоторых великих и знатных людях, которых он встречал, писал: "В городе  Нарбонне, служащим издревле центром еврейского  вероучения, живут люди весьма ученые и высокопоставленные, и во главе их: раби Калонимос и раби  Тодрос, ведущий свое родословие от дома Давидова". В Кастилии (13 в.) главой еврейской общины  был  раби Тодрос бен Иосефа ха-Леви Абул‘афия, а Клонимос сын Тодроса из Нарбонны, живший в XIV веке во Франции, носил титул «наси» - главы общины, а на его печати красовался герб со львом.Некоторые фамилии еврейских родов в польско-литовском государстве  также имели испанское происхождение (Барбанель, Бланк, Рапопорт, Сантос, Тодрос, Хазан).

Стоп, значит получается,что прадед мой Тодрос, впрочем, как и я – всего лишь звенья  одной  длинной цепочки  рода, проходящей  через, как минимум, тысячелетнюю* историю проживания в средневековой Испании. Ведь известно, что у евреев было принято называть детей в честь покойных дедушек  и бабушек.
Вот наглядный тому пример: "Французский раввин Мешулама бен Моисей (Моше) составил потомкам свою родословную. Ему удалось проследить непрерывную линию предков в течение 14 поколений и 350 лет. Начиная с него самого, ствол генеалогического древа выглядел так: Мешулам бен Моисей бен Итиэльбен Моисей бен Калоним бен Мешулам бен Калоним бен Моисей бен Калоним бен Итиэль бен Моисей бен Мешулам бен Итиэль бен Мешулам. Всего четыре имени на четырнадцать поколений!"(1)

Так как имена у евреев в те давние времена, почти всегда, передавалсь из поколения в поколение, то можно с высокой степенью достоверности констатировать, что дорога сефардской семьи Тодроса проходила через Испанию, где и прервалась в 1492 году, когда всем евреям Испании в трёхмесячный срок было приказано  покинуть пределы страны или креститься.

Тогда почти все еврейское население, около 300 тысяч человек, покинуло Испанию. Часть их направилась в Египет и Турцию, около 50 тысяч в Северную Афррику, 120 тысяч переселилось в соседнюю Португалию,н о оставались там недолго. В 1498 году большую группу еврейских юношей и девушек из Португалии посадили на корабли и высадили на побережье Гвинеи в Африке и на острове Сан-Томе и Принсипе. Хуже  всего  сложилась судьба сефардов, перебравшихся в Румынию, Болгарию и на Балканы. Мало кто из них пережил  Холокост. Больше повезло тем, кому удалось перебраться в Голландию, где со временем появилась их большая колония. В какую сторону направились мои дальние родственники угадать трудно, но предположить можно.

Родители Тодроса, судя по сохранившимся документам, стали российскими подданными после второго и третьго раздела Польши в 1793 - 95 годах и могли поселиться во Владикавказе, не ранее 1804 года. То-есть, совсем белым остаётся только  четырёхсотлетнее пятно, но это тема для другого поиска.
С Тодросом мы разобрались, а как же быть с Теодором?
Наступил XVIII век, век Просвещения. С этого времени у европейских евреев появляется страстное желание «стать такими, как все». У прадеда моего, Владикавказкого мещанина, были дети, а у детей  внуки. Дети его получили образование и стали  людьми светскими. Одна из его дочерей – моя  бабушка Лея Тодросовна, закончила русскую гимназию и стала  Елизаветой ** Теодоровной, ну, а меня, при рождении, нарекли Теодором. Кстати, имя это, в первое десятилетие ХХ века, стало  весьма модным среди светских  евреев, поскольку  человека боровшегося за восстановление еврейской государственности, звали Теодор Беньямин Зеэв Герцль.

Итак, кое -что, прояснилось, но вопросы остались, а значит поиск  продолжается.
Прадед мой, со стороны матери отца, Тодрис Мейрович Аншелевич Владикавказский мещанин и член гильдии ремесленников – часовщиков. Родился он в 1868 году во Владикавказе, а умер в 1918 году в Баку. Служил в Батуми, где и женился на Софье Лазаревне Гольдберг. Родили они сына Исаака и дочерей Лею и Цецилию. Лея (моя бабушка) родилась в 1894 году. Потом семья переехала в Сухуми, а затем в Тифлис и Баку. У Исаака  был  сын Теодор.Он ушёл мальчиком  на  фронт и погиб под Севастополем  в 1942 году.
 
Хотелось бы понять, откуда, при каких обстоятельствах и когда Аншелевичи могли поселиться во Владикавказе. А так как обратиться больше не к кому, обратимся к истории.В конце XVIII века Российский императорский дом решил основать сильное укрепление, призванное запереть вход в Дарьяльское ущелье. И в 1784 году, возле осетинского селения Дзауджикау, была построена крепость, которую императрица Екатерина II именовала «Владикавказом».

Для того, чтобы обслуживать крепостной гарнизон, потребовались ремесленники и, по указу императрицы, в 1804 году евреям было предоставлено право поселения в Кавказской губернии. Правда, в 1827 году их выселили, но В 1831 году они появились во Владикавказе снова, но ненадолго, так как в 1835 году вышел запрет евреям жить на Кавказе. Исключение было сделано только для ремесленников. Им было предоставлено право временного проживания, но право на жительство получали только мастера высочайшей квалификации, которым выдавались специальные дипломы, о том, что они прошли конкурс и имеют право здесь жить. По статистическим данным 1837 года, евреев во Владикавказе было не более 10 тысяч человек. К 1864 г. основное население города составляли «90 семей купцов I и II гильдии и 159 семейств мещан».
 
Среди них была и семья Аншелевичей ***. Жили они, как и все мещане, по временным паспортам, платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности, но на государственную службу права не имели . А имели право только на мелочную торговлю, различные промыслы и работу по найму. Мещанами же они могли стать уже в1785 г. (принадлежность к мещанскому сословию была наследственной), а в гильдию часовщиков записались позднее. С 1865 года евреям - ремесленникам разрешалось проживать по узаконенным паспортам и билетам повсеместно вне черты оседлости и «дозволялось» вступать в гильдии.

Евреи во Владикавказе были представлены не только ремесленниками, но и военными. В 1827 году был издан указ Николая Первого, по которому евреев стали призывать в армию и многие из них, из черты оседлости, попали служить на Кавказ, где в это время шла война. Позднее  вышел указ, по которому, евреи отслужившие 25 лет в Российской армии, имели право жить вне черты оседлости, то есть там, где они заканчивали службу и многие из них оставались во Владикавказе. Такое разрешение получили участники русско - турецкой войны 1877-1878 годов за заслуги на Кавказском фронте. Можно, с большой степенью вероятности, предположть, что среди них  были и Аншелевичи.  Российскими поддаными они могли стать после второго или третьего раздела Польши в 1793 -95 гг., а поселиться на Кавказе не раньше 1804 года и в 1865-66 гг. вступить в гильдию ремесленников и получить прописку. Право же записываться в сословия (купечество или мещанство) они получили раньше - вскоре после включения Польши в состав России.

 Теперь посмотрим, о чём нам сможет рассказать фамилия Аншелевич.  Аншель - вариант и форма библейского имени Ашер - одного из детей Иакова. Присвоение евреям фамилий в Царстве Польском (десяти польских губерниях, составлявших до 1815 года Великое Герцогство Варшавское) проходило в 1821 году и было перепоручено местным чиновникам. Тогда и были восстановлены многие фамилии, введенные прусскими представителями в 1805 —1806 гг., а также придуманы новые. Многие из новых фамилий были патронимическими с формантом «-ович/-евич»,а значит можно,в черновом варианте, с высокой степенью достоверности, предположить, что жили Аншелевичи в одной из десяти губерний Царства Польского, а ещё раньше в Пруссии.И, действительно, как  выяснилось, семья портного  Мейера Тезелевича Аншелевича переселилась во Владикавказ из Полоцка. История  евреев из Полоцка начинается в XIV веке, когда  западноевропейские евреи (ашкеназы) приняли приглашение польского короля Казимира III поселиться на территории Польши. В 1563 г., в ходе Ливонской войны, Полоцк заняли русские войска, и царь Иван Грозный распорядился, чтобы все евреи города приняли крещение; отказавшихся выполнить этот приказ (примерно 300 человек) утопили в реке Двине. В 1579 г. Полоцк вновь перешел под власть Польши, и евреи начали возвращаться в город. В 1765 г. в городе жили лишь 1003 еврея. В 1772 г. в результате первого раздела Польши Полоцк отошел к России. С конца 18 в. до начала 20 в. еврейское население города быстро росло: с 1155 человек в 1787 г., до 12 481 человек в 1897 г. (61,5% всего населения). 
 
* Первые еврейские поселенцы прибылив Испанию предположительно  еще в эпоху Первого Храма. Существует предание, что они поселились на испанской земле еще в VI в. до н.э., когда Храм Шломо в Иерушалаиме был разрушен вавилонянами и самые ученые и знатные люди были насильно уведены в изгнание. Следующий поток  поселенцев  состоялся после разрушения II Храма. (132-135 годы н. э).
** Елизавета (ивр. Элишева — букв. «почитающая Бога», «заклинающая Богом») — женское имя еврейского происхождения.

*** Документ 1891 года. Аншилевич  Мейер Тезелевич (Цезаревич) – 75, его 2-я жена Хайка – 52, сыновья: Ицик - 52, Зиська - 41, Иосиф - 36, Янкель - 29, Танхин - 26, Тодриз – 24 дочери: Лея - 22, Фейга – 18.Четверо младших сыновей причислены к Владикавказу 16 июня 1874 г. остальные - 23 ноября 1867 г.Основание: ф.11, оп.17, д.45, л.95
 
Комментарии :

"Списки евреев..., Сведения о евреях..., Прошения евреев по разным вопросам. В те времена евреи шага не могли ступить, чтобы не получить на то разрешение начальства. Вот они и подавали прошения по самым различным поводам. Такие прошения позволяют заглянуть в повседневную жизнь человека и узнать какие-то подробности его жития. Есть метрические записи по еврейской синагоге. К сожалению, их очень мало сохранилось. Кстати, эти метрические записи начали вестись совсем поздно, в конце 19-го века. Выше  представлены результаты   моих  архивных  поисков  сведений о  семье Аншелевичей  некогда  живших  Владикавказе. Итак, все Аншелевичи - одна семья. До  портного Мейера , приехавшего  из  Полоцка,  во Владикавказ,  Аншелевичей  не было. Сын  его Тодрис был часовых дел мастер..."

Архивные  материалы с комментариями представлены  специалистом  по  истории Осетии,  Мариной Плиевой (г . Владикавказ, 2014г).


              Литература:
1.Евгений Манин,"О чем говорят имена"
http://www.chayka.org/oarticle.php?id=302


Рецензии
Интересно, познавательно. Вообще то я Рахель, в честь бабушки. По отцу Блехер а вот недавно узнала что прадед был кантонист,сбежал и фамилию Блехер взял так как имел жестянную мастерскую... настоящая фамилия Крамер или Кремер . Хорошо что вы много знаете о своих корнях.Кстати,прекрасно через имя пронесли семейные истории, корни.С уважением,Роза.

Роза Левит   20.01.2010 07:00     Заявить о нарушении
Спасибо,Роза.А ,как же иначе ,если не мы ,то кто ?
С уважением, Тед.

Теодор Рехельс   20.01.2010 08:37   Заявить о нарушении
А возможно, что Аншелевичи - однофамильцы?

Ада Цодикова Горфинкель   02.02.2011 04:28   Заявить о нарушении
Нет, Аделя не однофамильцы,а родственники самые настоящие.К сожалению не сохранились подтверждающие это фотографии.Вот если нам удастся найти, что-нибудь об отце Вл.Ц. тогда ситуация может быть и прояснится.

Теодор Рехельс   02.02.2011 08:16   Заявить о нарушении
Я отвечу в письме

Ада Цодикова Горфинкель   02.02.2011 18:25   Заявить о нарушении