К вопросу о всеобщей гениальности

Те, кто действительно интересовался русской (и советской) литературой , наверняка обратили внимание на довольно странное явление: группы талантливых (и не очень) писателей  очень часто происходили из городов, мягко говоря, не занимающих какое-либо выдающееся место  (по населению и значению для страны).
Примеров достаточно много, но , пожалуй, самыми яркими являются Псков и Одесса. Кстати, в самих двух российских мегаполисах (обычно становившимися окончательным приютом для одесситов и «скобарей»), местах, где великие люди просто обязаны были появляться, они очень часто замечались в одном районе, часто даже в одной школе и иногда даже были знакомы в «переходном» возрасте. Вспомните Высоцкого, Тарковского и прочих.
В нашем мире, где все детерминировано и где даже случайность обязана подчиняться строгой и математически безукоризненной теории вероятности, подобное поведение является весьма возможным проявлением како-то закономерности.
Почти несомненно, что складывались группы, объединенные каким-то лидером, задававшем направление и поощрение (обычно личным примером), целой группе. Лидер, обладающий таким качеством, как сейчас говорят, харизма.
Впрочем, вовсе не обязательно, он был положительным. Иногда группа сплачивалась из духа соперничества и зависти по отношению к признанному лидеру, добившемуся популярности. Происхождение было совершенно неважным, так как многие из участников группы родились в совершенно других местах.
В опровержение теории Гумилева о космических пассионариях, важно было оказаться в соответствующее время в нужном месте (городе, школе и так далее). Популярная (и неудивительно) среди педагогов теория о блестящих учителях литературы, к сожалению, не выдерживает никакой критики, так как многие писатели , например, Солженицын, имели в своей биографии преподавание в школе и, как правило, их ученики вовсе не следовали их примеру.
Увы! Сопливый школьный кумир , часто первый хулиган, имеет большое значение для «воспитания».
Интересная закономерность: в генетически обусловленном «бунтующем» или переходном , возрасте, юнцы создают свои маленькие «общества», разумеется, в ущербном и «недоработанном» варианте. Кстати, дальнейшая судьба отдельных членов группы достаточно различна: кто-то становился успешным членом советского истеблишмента, а некоторые всю жизнь пишут «в стол» или на полку. И при всем этом, хороший знаток литературы, столкнувшись с совершенно незнакомым ему текстом, уверенно говорит: «Псков» или «Одесса».
Я привел пример писателей. Не сомневаюсь, что знатоки спорта могут привести еще более яркие примеры, также это могут сделать филателисты, теологи, математики и ядерные физики.
Мы имеем дело с общественным явлением, имеющим, кстати, весьма практичное значение. Историческая справка: Англия во времена Шекспира (или несколько раньше) стала запихивать свою молодежь в public school? Идеальные структуры для создания маленьких сообществ (или тусовок). А потом возникла великая история Англии в политике, литературе и искусстве!
Ну, конечно, теперь public school – это насилие и варварство. Но в нашу эпоху Интернета мы имеем возможность создавать «маленькие общества», которые в итоге позволят поднять выход гениев в разы!
Но , разумеется,  также и «террористов».
Ибо невозможно съесть яйцо, не разбив скорлупы.      


Рецензии
Дело, скорее всего, не в "тусовке", а в возможности общения "нестандартных" людей, и, возможно, в существовании некоего "катализатора" - человека, стимулирующего развитие новых талантов.

И искать нужно в детстве, в ранней юности - пока общество не уничтожит в человеке возможность самостоятельно мыслить...

Любопытно будет создать "школу гениев" - на основе анализа значащих факторов и искусственного создания нужных условий.

Александр Ревцов   02.11.2010 05:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.