О предопределении и свободной воле, I. Синергизм

1. ПРЕДИСЛОВИЕ
В отличие от кальвинистов, полагающих, что человек после грехопадения утратил свободу воли к деланию духовного добра, православные (синергисты) и часть протестантов (арминиане) считают, что свободная воля у человека остается, сохраняется право и «власть самоопределения» и творчества.

Кальвинизм говорит о всемогущем Боге и (повторю еще раз) полной неспособности падшего человека к духовному добру. Человек спасается только по милости Божией. Кальвинизм утверждает, что спасение есть дело благодати Божией от начала до конца. Надо признать, что эта позиция подвергается самой ожесточенной критике. Можно встретить высказывания о «нелепости и глупости» кальвинистской позиции, поражающей своей бессмысленностью (см. 13. Критика кальвинизма).

Кальвинистская позиция будет рассмотрена в третьей части работы, здесь же я изложу позицию синергистов (и арминиан), каковая встречалась мне в ряде работ на эту тему, то есть приведу в добросовестном пересказе высказывания из различных работ православных и протестантских авторов, стоящих на синергических и арминианских позициях. Особую благодарность я должен выразить автору Олесе Николаевой за ее книгу «Православие и свобода».

2. СВОБОДА
2.1. Творец наделил человека даром свободы, над которой не властна никакая необходимость. Свобода – это Божий дар, свидетельство богоподобия человека. Бог создал свободную волю, чтобы учитывать ее мнение. Человеческая и Божия воля становятся равновеликими.

Творец вложил в человека свободное произволение, и это означает, что всемогущий Бог добровольно ограничил Свое всемогущество ради того, чтобы сотворить свободу, которую Он пожелал даровать человеку.

Свобода подразумевает возможность выбора, или способность к выбору (гномическая воля). Человек способен толково воспользоваться своей свободной волей, правильно ею распорядится.

Свободная воля, или произволение, есть высшая, существенно необходимая способность человека. Именно в ней, как утверждают многие отцы Церкви, коренится богоподобие человека, ибо именно она определяет избрание и осуществление пути Божиего творения, пути, приводящего или к вечной жизни или к вечной погибели, к вечному блаженству или к вечным мучениям. Именно воля лежит в основе двух порядков бытия человека – греха или делания правды, веры или неверия.

Православное вероучение видит в человеческой воле функцию природы.

Независимо от того, сколь велико внешнее воздействие на волю человека и сколь значительна оказанная ему помощь, действия личности — это фактически ее собственные действия.

Человек остается свободным, даже если он подчиняется физическим закономерностям.

2.2. Бог не насилует человеческую волю и никого насильно не приводит к вере. Он ждет нашего добровольного решения. Бог хочет нашего сотрудничества. Небесные силы ждут малости: «движения свободной человеческой воли к добру и свету». Воля дарована Создателем человеку, чтобы он стал существом совершеннейшим и мог бы в Духе соединиться с Господом, «а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17).

Бог не вмешивается в поступки человека, в его жизнь, но любяще ожидает решения. Бог не принуждает принять спасение.

Да, Святой Дух просвещает человека, но это не есть воздействие или принуждение.

Свободная воля – это способность человека востребовать и принять в дар спасение и прощение грехов после того, как Бог предоставил всем людям такую возможность.

Свобода выбора – это иррациональный волевой выбор. Здесь логика не действует. Человек свободно выбирает между Евангелием и атеизмом.

Воля человеческая актом своей свободы стремится усвоить волю Божественную.

2.3. Задача человека состоит в том, чтобы, свободно устремившись к Творцу, суметь уловить (или стяжать) благодать, посылаемую ему, стать «прозрачным», чтобы воспринять в себя Божественные энергии и соединиться с ними.

Наше сознание должно изменить волю. Любовь преображает нашу свободную волю.

Человек может «затребовать» помощи от Бога.

Верою грешник усваивает спасение, или заслуги Христа.

Человеку дано услышать Глаголы вечной жизни, и далее все зависит только от человека.

Бог возвещает Своему созданию через пророка Михея: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия» (Мих. 6: 8).

Бог взывает к Своему народу через пророка Исаию: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:19-20).

2.4. Свобода хорошо объясняет нашу ответственность перед Богом. Если я должен отвечать пред Богом, то мне нужно быть свободным. Если меня призывают что-либо сделать (например, принять Евангелие), то я должен иметь волю и возможность (способность) его принять.

3. НЕКОТОРЫЕ АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ СВОБОДУ ВОЛИ
3.1. Тотальное подчинение воле Божией, подавление и обезличивание человека со стороны Божественного Промысла, автоматическое послушание привело бы к утрате онтологического и нравственного смысла, существенной черты человеческого богоподобия.

3.2. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Если Бог свободен, то и человек должен быть также свободен.

3.3. Единство двух природ во Христе предполагает единство двух свобод, поэтому предание человеком своей воли в волю Божию не означает упразднения ее свободы, но сочетание двух свобод.

3.4. Человеческая свобода очень дорога Творцу, ради свободы человека Он отдал Сына на смерть.

3.5. Природа Христа состоит из Божественной и человеческой, мы созданы по образу и подобию Божиему, отсюда возникает необходимость обожения и синергии. Взаимная свобода Бога и человека есть непререкаемое условие обожения, синергия есть акт обоюдной свободы.

4. СВОБОДА И ЗАКОН
Закон - это мир детерминизма во всех его видах.

Ветхозаветная жизнь под законом есть жизнь подневольная, жизнь под игом необходимости, духовное рабство.

Свобода освобождает нас от законов и причинно-следственной связи. Не следует впадать в идололатрию законов причинности.

5. ГРЕХОПАДЕНИЕ
В каждом человеке в той или иной степени существует нравственная ориентация, которая была  заложена в его природу Господом с момента сотворения и которая явно не утрачена нами полностью.

Человек при грехопадении не полностью потерял способность воли. Грех не лишает человека свободы, свободы выбора и произволения. Врожденная испорченность по причине грехопадения существует, но человек остается свободным и вовсе не безумным, иначе не было бы смысла давать свободу. Человек и после грехопадения сохраняет «следы подобия Божия», у него есть прирожденный свет разума. В душе человека записан закон (или идеи закона), и потому человек знает истину. У человека остается априорное знание Бога. Актуализация воли возможна.

Последствия грехопадения коснулись лишь плоти, но не внутреннего человека. Человек делает добро, хотя и с трудом. В естество человека вошло чуждое ему от сотворения начало, создав в нем неустранимое противостояние. Он ищет добра, но делает зло. Другими словами, желает добра, но не делает его. В сфере убеждений сохранилась способность к морали.

Внутренний человек защищен от действия первородного греха, поражена лишь его плоть. Внутри грешника сохранилась способность к раскаянию и вере. Грешник способен правильно отреагировать на Божественный призыв. У грешника остается свободное желание спастись, не поврежденное грехом. У человека остается естественное чувство справедливости, понимание обличений.

Воля, вследствие грехопадения, опутана сетями причинности. Но это не отменяет свободы. Грешник остался в потенции добрым человеком, хотя на практике потерял способность делать добрые дела. В каждом человеке есть добро и зло, от человека ожидается согласие воспользоваться Божественной помощью на добро.

Поскольку свобода воли падшего человека в определенных пределах не прекратила своего существования, ему было обещано спасение. Человек не является духовным мертвецом. Мертвецов не спасают, их просто хоронят.

По причине внутренней неудовлетворенности грешника грехом у него есть потребность к спасению. Эту потребность можно рассматривать как инициативу, и одновременно покаяние и доверие.

Конечно, человек не сам развил в себе должное отношение к греху и к Богу, но Самому Богу было угодно наделить его такой способностью, предоставив ему право ответственного выбора.

Человек может осознавать свою нужду в Боге. Тот, кто осознает эту нужду, может воспользоваться добытым Христом на Голгофе искуплением.

Православие понимает грех как болезнь, а добрые дела как лечение болезни. (С другой стороны, у православных авторов все же можно найти утверждение, что грех – это смерть и тьма.)

Грешник не есть погибший, но погибающий, зараженный неизлечимой болезнью. Душа изъязвлена, ослеплена, однако имеет волю возопить к Иисусу и призывать Его. Плоды исцеления – это умножение веры, хвала и благодарность Богу, желание быть со Христом. Исцеления, однако, совершаются при условии веры и усилия со стороны самого человека или со стороны его родственников, которые просят об этом Христа, то есть не иначе как по свободному волеизъявлению тех, кто обращается за помощью ко Христу.

6. ВИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Поскольку человек все понимает, вина за несовершенство этого мира падает на человека. Испорченность человечества не снимает с него вины, потому что свобода сохраняется, и если человек неправильно пользуется своей свободой, он поступает по свой испорченности.

Сфера полной и безусловной ответственности человека определена областью его сознания.

В условиях пребывания в материальном мире человек не может быть совершенно свободным, однако в области своих убеждений он несет полную ответственность перед Богом.

Внутренние побуждения грешника свободны от внешних влияний.

7. БЛАГОДАТЬ
Бог при рождении людей всех наделяет даром веры (Христос просвещает всякого человека, приходящего в мир). Когда человек рождается, в нем уже есть образ и подобие Божие. Образ – это те таланты, которые нам даются, а подобие – это та заданность, к которой человек должен стремиться, чтобы совершить свое спасение. Наделяя человека определенными способностями (талантами), Бог пишет в сердце человека (или в его душе) какую-то цель. Человек может все свои таланты направить на то, чтобы эту цель определить и потом исполнить, а может, подобно рабу, закопавшему свой талант, ничего не определять и не исполнять. Но ведь если человек познал то, что Бог написал в нем, распознал ту надпись, которую Бог сделал в его душе, то человек может познать и Автора. Сказано: «Познай себя, и ты познаешь Бога».

Человек волен не распознавать эту заданность и не исполнять.

Благодать лишь побуждает, но не понуждает волю. Благодать пробуждает свободу, возбуждает и оживляет произволение. Сама по себе благодать не является панацеей от греха, не связывает человека, хотя и ограждает его от искушения и соблазна. Человек остается свободен, и даже великий подвижник может изменить Христу, если захочет, ибо в нем сохраняется вся полнота его свободного "неустойчивого" произволения, содержащего в себе и возможность падения и богоотступничества.

Минимум благодати у всех. Но Благодать Божия не действует неотразимо (то есть человек может отказаться от нее). Эта благодать называется «предваряющая» (дает способность грешника искать и находить решение).

Бог уговаривает грешника стать в число избранных (спасенных), но делает это лишь до тех пор, пока тот, если и не проявляет собственную инициативу, то хотя бы сохраняет определенную степень терпимости к данному Божьему «принуждению».

Всем людям предоставлена равная возможность спасения. Но человек может «злоупотребить» благодатью.

Свободная воля – лишь повод для проявления благодати.

8. О ВЫБОРЕ
Обычный человек способен к выбору. Совершенный человек выше выбора, он следует зову Божиему немедленно, не выбирая… Его действия не подвластны причинно-следственной связи. В этом он уподобляется своему Творцу, Который не только создал мир "из ничего", но и сотворил человека, не имея к тому никакого "достаточного основания": ни причин, ни мотивов, ни необходимости, но исключительно актом совершенной творческой свободы и неизреченной любви.

Человек сам держит свою веру в своих руках. Поэтому может отвергнуть Евангелие и спасение.

По своей свободе человек ("внутренний человек"), его ум, дух, сердце могут сознательно возжелать зла, греха, преступления. Человек может захотеть бунта против Бога, может сознательно попрать закон Божий, осквернить святыни, поставить на место Господа свое гордое "я".

9. О ЗАСЛУГАХ
Не надо считать выбор Евангелия и спасения заслугой! Просто человек «на правах потребителя и заказчика»… пользуется благодатию. Даже в самом последнем грешнике где-то на дне его сердца спрятана и дремлет совесть, которую можно разбудить и посвятить Богу.

Зависящие от человека веру и покаяние никак невозможно квалифицировать как заслуги, поскольку оба эти условия, необходимые для получения спасения, выражают не достоинство, а потребность человека в Боге. По этой причине человека можно назвать не столько сотрудником, сколько потребителем Божией спасительной работы.

10. ОБЯЗАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Итак, человек должен на протяжении всей жизни бороться за свое спасение, думать о спасении, ни минуты не будучи уверенным в своем спасении… В связи с этим, для помощи человеку существует целый класс церковных служителей, помогающих ему, разработаны «методики спасения»; кроме того, заупокойными молитвами Церковь может «отмолить» умершего грешника.

В деле спасения вернее всего встать на путь аскезы, постоянно совершать «умную» молитву, поднимаясь над всем тварным, над миром идей и сущностей, преображая свою природу и освобождаясь от зависимости этого мира.

Познание истины становится равноценным спасению человека и осмысляется как его духовное задание, осуществляемое при помощи благодати Святого Духа. Она, эта истина, и делает человека свободным.

Вера не дает гарантии спасения (и бесы веруют). Нужна качественная вера. Надо строить храм души для вселения Духа Святого. Если храм недостроен или плохо построен, Дух не вселится. Поэтому надо строить и строить.

11. БОГ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Бог предузнал, как поступит человек. То есть предузнал тех, кто уверует, но не предопределил их. Бог знает наперед намерения людей, но не определяет окончательно их судьбу.

Бог предопределил не все. Он не предопределил грехопадения. Бог знал, что Адам съест запретный плод, но не предпринимал никаких действий, чтобы остановить его.

Бог обладает способностью знать выбор человека, не предопределяя его… Разумеется, для предоставления такой степени свободы Бог ограничивает Свою власть, освобождая человека от всеохватного контроля.

Хотя суд некоторым грешникам давно уже готов (2Пет. 2:1,3; 3:7; Рим. 9:22), но таковыми являются, конечно, не все грешники…

Спасение условно, зависит от веры и покаяния грешника, которые Бог ожидает от него. Поэтому Божия воля условна…

12. ОБ ИЗБРАНИИ
Люди предызбраны к спасению потенциально, то есть если уверуют. Предызбрание означает лишь предвидение тех, кто уверует.

Писание упоминает об избрании, но это не избрание человека отдельного, а корпоративное избрание, то есть Церкви. Верующие предызбраны корпоративно (как одно тело), а не индивидуально!

Если говорить об избрании к спасению, то это о говорится о тех, кто откликнулся на Божий призыв последовать дорогой освящения. Избрание зависит от осознания грешником собственной нужды в его прощении и милости. Избрание опирается на человеческое решение позволить Богу изменить в лучшую сторону поведение человека.

13. КРИТИКА КАЛЬВИНИЗМА
Кальвинизм нелеп, потому что придумал принуждающее к спасению предопределение. В кальвинизме Бог скрывает причины избрания. Хотя и можно признать, что у Бога есть тайна знания (то есть как это Он знает, не предопределяя?), но это лучше тайны воли Божией в отношении избрания (неизвестные людям причины избрания ко спасению), о чем говорит кальвинизм.

Кальвинизм опирается на взгляды Августина, который внес в христианство манихейские и платонические идеи.

Кальвинисты искажают некоторые библейские положения (искажают многие положения), неправильно понимают Писание в целом…

У кальвинизма странное непонимание свободы, бесчувствие к ней. Если все делает Святой Дух, то в таком случае должен уверовать не человек, а Сам Святой Дух.

Праведность Христова не вменяется (о чем говорят кальвинисты), а усваивается на протяжении всей жизни верующего.

Кальвинистская уверенность в спасении не имеет ничего общего с православным учением о строительстве храма в душе, в котором должен пребывать Святой Дух. Также кальвинисты не понимают, что каждый наш грех препятствует «заселению» Духом этого храма.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.