О музыке, её инструментах и исполнителях

«Хороший инструмент труба – громкий!»
/Отличный друг - Незнайка/

Вся жизнь Коли Пискунова была и есть, связана с исполнением музыки и с музыкальными инструментами. Как он благоговел перед звуками скрипки, они ввергали его в младенческий первобытный транс и слезы обожания. Подобное чувство впоследствии передалось и его старшей дочери, которая в детской кроватке с перильцами регулярно ритмично раскачивалась из стороны в сторону по утрам под жужжание его электробритвы. Нет, как вы уже догадались, конечно же, Николай не был из семьи Амати или Страдивари, хотя и современник Пугачёвых-Галкиных. Его, даже не приняли из-за «короткой длины» пальцев в музыкальную школу по классу скрипки. Колю уговорили изучать русский народный инструмент домру – это такая большая ложка, как мандолина, только не с четырьмя, а с тремя струнами, по которой ударяют не пальцами, как на треугольной балалайке, не палочками, как на барабане и даже не смычком, как… Впрочем, на скрипку «на прослушивании» он не прошёл, судя по его переходному возрасту с этого света на тот,  навсегда и окончательно! Кстати, разноцветные пластмассовые медиаторы, в комплекте с мелодией «Выхожу один я на дорогу» исполненной будущей преподавательницей густым тремоло, произвели на шестилетнего мальчика успокаивающее после провального «прослушиванья на скрипача» действие.
Как-то летом в жару родители, (О, ужасы семейного воспитания!) за отсутствием воды, налили Коле пол гранёного стакана тёмного Бархатного пива и, готовясь к прослушиванию, мальчик, вспомнив, как взрослые поют по праздникам, приняв на грудь напитки из бутылок, попросил налить ему перед вступительным экзаменом «для голоса»… в музыкальной школе ведь, проверялись не только его короткие пальцы, но и слух и голос… стаканчик пива, чем очень развеселил своих родителей.
В результате рокировки в русские народные инструменталисты, Николай целых шесть лет балалаял на домре, включая подготовительный класс.
В музыкальной школе проходило и его приобщение к быстрому конспективному письму. На уроках музыкальной грамоты, занимаясь вместе с более взрослыми, уже умеющими быстро писать ребятишками, приходилось первоклашке средней образовательной школы одновременно изучать русский язык и письмо, отставая от диктуемых преподавателями текстов. Писалось вкривь и вкось в тетрадках, лишь бы угнаться за своими не сверстниками – музыкальными однокашниками.
По истечении многих лет он с подачи матери громко ржал над своими письменами в стиле косого дождя, где иногда одно слово было размером в пол листа с зеркально перевёрнутыми отдельными буквами, а предложения написаны почти вертикально тетрадным линейкам. Но выдающимся домристом Николай так и не стал, хотя с некоторым удовольствием поиграл в сводном оркестре музыкальной школы, вымученно законченной им с чувством прощания с музыкой навсегда!
Так и получалось вплоть до примерно двадцатилетнего возраста, когда Николай попал в студенчестве в круг туристов, альпинистов и спелеологов около кострового пения под гитару. Атмосфера романтики, экстрима - по современному, и спонтанной влюблённости сделали своё роковое дело, Коля взял в руки гитару и забросив на целый семестр учёбу по специальности, самостоятельно на слух научился мастерски мучить шестиструнку.
Гитара по конфигурации таинственно близка женскому телу, что в последствии на вопрос,
- Кто тебе дороже, жена или гитара? – было в пользу гитары, исключительно по времени знакомства с обеими спорными сторонами.
Но не будем отвлекаться от музыки в пользу любви!
Далее в Колиной судьбе и судьбах различных его и чужих гитар с его участием было множество приключений.
Бродячая жизнь уготовила встречи со множеством замечательных гитаристов - любителей, особенно, бардовской песни.
Иногда гитара была его единственным предметом обихода из мебели и одежды, переносимым вручную с одного места жительства на другое, и даже в разных населённых пунктах Колиной необъятности жизни. Однажды, гитара спасла его поскользнувшегося из-под колёс машины, при этом погибнув сама. Другой раз, помогла его компании заработать на пропитание и дорогу домой. Одна гитара была нагло украдена, другая надета «на воротник» в драке с абсолютно безысходной развязкой… Была гитара, уплывшая при переворачивании лодки на речном водопаде, позднее найденная и оплаканная по частям на протяжении сорока с лишним километров горной реки. Была гитара, выменянная на свой фотоаппарат, была купленная за три рубля шестьдесят две копейки (русского стандарта стоимостей – бутылки водки)  и концерт песни продавщицам в закрытом на учёт универмаге. Гитары менялись в сторону лучшего качества вместе со сменой гитариста в совершенно противоположном направлении, физического увядания и запустения души…
Но, опять же, не будем сводить музыкальную жизнь Николая только к висящей на гвоздике и без вечно порванной первой струны, вспоминаемой только в минуты горя и радости, подруге - гитаре. 
Были в его творчестве и более крупные музыкальные формы.
Как-то Коля, скинувшись с приятелями, купил своему другу на день рожденья наибольший из обнаруженных в магазине барабан, просто ради того чтоб подарить самую бесполезную вещь. Но в последствии этот барабан принял форму «обязательного переходящего подарка», с подписями дарящей стороны на днях рождения в компании его сверстников и только перводарителю - Николаю, судя по надписям, был вручён трижды!
Дарёному барабану, как известно – внутрь не смотрят! А после его случайной рваной пробоины в коже и швартовке на постоянном приколе у одного из участников проекта, суперподарок стал исполнять функцию банального контейнера для грязного белья.
Бесславна и горька участь «смелых барабанщиков»…
Но были в жизни Николая музыкальные инструменты глубокоуважаемых звучаний и габаритов, такие как пианино.
В детстве три года Коля просто спал на раскладушке прямо возле чёрного полированного пианино, подарка бабушкой его сестрёнке. Как оно появилось на пятом этаже их свежезаселённой хрущёвки, детская память не удержала в себе, но почётность дарёной мебели была очевидна и внушала уважение, хотя бы тем фактом, что пыль обязательно вытиралась постоянно только с пианино и телевизора!
Правда, дальше подбирания одной рукой простеньких мелодий на элитарном инструменте дело у мальчика так и не пошло.
Но зато целых тринадцать раз в своей взрослой жизни, он участвовал в переноске и перевозке уже двумя руками и даже на своём горбу пианино, и на этой стороне музыкального творчества стоит остановиться в отдельности.
Как известно со времён Ильфа и Петрова, кто не «поносил» пианино – тот не может считаться до конца творческим человеком! Или это о матрасе и квартирном вопросе?
Были лопнувшие на самом неподходящем месте брюки и испачканные извёсткой подъездных стен куртки и пальто, были отдавленные ноги и руки, наконец, были перевозки пианино на руках через улицу, в соседний дом без лифтов с седьмого этажа «вниз»… на шестой, но сейчас речь пойдёт только о самых неординарных случаях.
Одно замечательное пианино, уважаемой фирмы «Красный Октябрь», чёрного цвета, было куплено в городе Санкт-Ленинграде, везено поездом до далёкого речного порта, далее баржой и оказалось в одном таёжном посёлке у возможно будущей музыкальной одарённости, с подачи её матушки, строгого воспитания и исключительно педагогического образования.
Оставалось только подвезти его на машине и поднять всего-то на второй этаж нового деревянного многоквартирного дома. Кто знает, такие многоквартирные дома «барачного типа» были исключительно распространены по «осваиваемому» Северу и Сибири и считались при благоустройстве отоплением, а если водой и канализацией, то высшей разрядности!
Муж хозяйки купленного пианино, вполне русской души человек, пригласил на помощь своих коллег по вполне творческой и престижной работе, начав обмывание приобретения до водружения оного на уважаемое в квартире место. Когда пианино появилось у дверей подъезда, компания «грузинов и насильников», соответственно - грузящих и несущих, была уже в достаточно музыкальном настроении. Лестничные проёмы оказались маловаты для столь значительного музыкального жанра и мужикам оказались по плечу только с применением, местного вырубания некоторых карнизов обычным топором, после чего обмывание инструмента переросло в патологическую всенародную пьянку…
К приходу хозяйки диспозиция была абсолютно проигрышная.
Женщина правильно «оценив» изрядно порубанный подъезд и увидев вожделенный раритет с местами ощипанными углами и множественно исцарапанной полировкой, а пьяную братию во главе с супругом в стадии абсолютной радости, заплакала, побелела и на глазах пришедших с нею из садика детей упала в обморок прямо возле долгожданной причины столь удручающего следствия.
Второй, вернее тринадцатый,  и пока последний случай с транспортировкой пианино, происходил примерно так, Николай пару лет вперёд-назад проходил через двор дома, где жил его бывший университетский преподаватель и оказался случайно, как раз в тот момент, когда тому привёзли пианино для его внучки и снимали с борта машины. Мужиков, включая водителя, было не полных три человека, а углов для поддержания, вестимо, у инструмента приблизительно четыре… Всё-таки не рояль!
Коля представил, что сейчас его могут по старому знакомству попросить помочь. А он был не то чтобы сильно занят, но абсолютно не хотел корячиться с этой штуковиной, зная пятый этаж преподавательского обитания и отсутствие лифта. Даже участие в последующем принятом обмывании было неудобно для отказа бывшему своему наставнику.
Николай сделал непроницательное лицо и, повернув голову в сторону от машины, неузнанным, бодрым шагом просквозил мимо. Сбавив темп примерно метрах в ста, он, малость притормозил, понаблюдать за сей любопытнейшей процедурой.
Пианино лежало в кузове бортовой машины на спине, что совершенно осложняло разгрузку втроём. Тогда видимо водитель предложил вариант чуть стащить один край и положить его на ступеньку крыльца, приблизительно на одной с бортом высоте. Так они и поступили, всего вдвоём поддерживая на весу за спинку пианино, а водитель начал медленно выезжать из-под нависшего инструмента. В последний момент руки держащих чуть опустили край пианино на борт машины, и та сорвала висячий на ступеньке «мёртвый» угол. Пианино с удивительно обиженным грохотом обрушилось всей своей массой на асфальт.
Николай резко прибавил шаг, поминая в уме роковые свойства числа тринадцать! С его природным тонким музыкальным слухом был физически непереносим столь жалобный инструментальный звук…
2.07.09


Рецензии
-"Музыкальная катавасия" - я бы твк озаглавила. Многострадальцы: инструменты и исполнители...

Тамара Петровна Москалёва   21.09.2009 16:54     Заявить о нарушении
Просто гамма получилась для разминки пальцев.
Спасибо!
С теплом, Сергей )))

Овчинников Сергей Владимирович   23.09.2009 14:11   Заявить о нарушении