На водах. Рассказ. Глава 12

                Глава XII.



Наступила долгожданная суббота – день, когда немногочисленное общество собиралось en piquenique (на пикник) к провалу.
Братьям Азариным снова пришлось в выходной день проснуться раньше, ведь нужно было тщательно подготовиться к прогулке. Дарья Трофимовна с самого утра готовила для своих племянников прогулочные костюмы и собирала еду.
Антон же в это время тоже не сидел без дела. Он аккуратно собирал холст для рисования, складной мольберт, кисти и краски в небольшой художественный чемоданчик. Младший Азарин прекрасно понимал, что, когда светское общество вместе с его братом будут отдыхать, ему предстоит много и упорно работать над необычным заказом. В душе он надеялся, что, увидев его творчество, кто-нибудь из участников пикника пожелает заказать у него картину, а может быть и не одну….
И вот, когда стрелки карманных часов Андрея показывали два часа пополудни, группа из десяти человек в сопровождении небольшой повозки и слуг двинулась в путь. Сегодня в «светский круг», которым окружили себя Васильевские добавилось ещё несколько незнакомых Азариным лиц. Вот все участники этой прогулки: князь, княгиня и княжна Васильевские, их неизменный спутник князь Климов, братья Антон и Андрей Азарины, князь и княжна Лавровы, и ещё два немолодых офицера, знакомые князя Васильевского – господа Уткин и Ромельштейн.
Место, где решено было провести  piquenique – провал – не что иное, как отверстие в горе, похожее на кратер. Он находится на отлогости Машука в версте от Пятигорска. Провал считается одной из достопримечательностей этого края и местом весьма живописным. Все отдыхающие, приехавшие на воды, непременно хотят посетить его.
 Наконец, добрались до назначенного места. Пока слуги готовили место для пикника на поляне, решено было подниматься в гору. К провалу ведёт узенькая тропинка, окружённая мелкими кустарниками и скалами. Все ступали аккуратно, стараясь не сделать лишнего шага в сторону. Впереди шли братья Азарины, которые лучше знали местность, так как не раз бывали здесь. За ними, не отставая, шли две княжны – София Васильевская и Ольга Лаврова. Первая следовала в сопровождении князя Григория Петровича Климова. Вторая же неоднократно принимала руку помощи от Андрея, который помогал Ольге преодолевать сложные участки пути. За молодёжью тихим шагом следовали супруги Васильевские, князь Лавров, а так же господа Уткин и Ромельштейн.
На протяжении всего пути князь Климов пребывал в лёгком смятении – находиться рядом со своей возлюбленной княжной Софией или же помогать её родителям, взбираться на гору. Решение было принято и, с невероятно грустным выражением лица, Григорий Петрович тихо сказал Софии:
- Простите, княжна, но я должен помочь вашим родителям взобраться на эту коварную гору.
- О, да. Конечно. Это очень благородно с вашей стороны. Mersi, monsieur (Благодарю вас, сударь), - спокойно ответила Софи, ничуть не огорчившись отсутствию кавалера.
- Позвольте мне подать вам руку, София Александровна? – спросил Антон, когда Климов удалился, спустившись чуть ниже, туда, где шли князь и княгиня Васильевские.
- Благодарю вас, Антон. Но кто же поможет вам? Ваша ценная ноша только усложняет вам путь…. – это говорила княжна о художественном чемоданчике Антона, где лежали его принадлежности для рисования.
- Ах, вы об этом? Моя ноша не так тяжела, как вам кажется. Я надеюсь сегодня удивить вас набросками моей будущей картины, которую заказал ваш отец.
- Поверьте, княжна, если мой брат сказал, что удивит – это у него точно получится! – вступил в разговор Андрей.
- Я вам верю и буду с нетерпением ждать начала вашей работы. Позвольте поинтересоваться, как поживает мой портрет? – спросила Софи.
- Я надеюсь вскоре закончить его, - спокойно ответил Антон.
- Как скоро?
- Думаю, дня через три.
- Простите, что вмешиваюсь в ваш разговор, о каком портрете идёт речь? – спросила княжна Ольга Лаврова, которая шла рядом с Андреем.
- Тут нет никакой тайны, милая Олли! Я не рассказывала вам, что мсье Антон рисует мой портрет, прошу меня простить за мою скрытность…. – ответила София подруге.
- Что вы, я не могу на вас сердиться! Но, как это прелестно, Софи! – воскликнула Ольга. – Это, наверное, так приятно, позировать для портрета! Я надеюсь, вы покажете мне его?
- Конечно, конечно, покажу, Олли! Быть может, Антон сделает вам честь и нарисует и вас? – последнее было обращено к молодому художнику.
- Если вы пожелаете, непременно и вас нарисую! – улыбнулся Антон.
- Сегодня же поговорю с папенькой насчёт портрета! – обрадовалась княжна Ольга.
- А я, если вы позволите, посвящу вам стихи, Ольга Павловна! – воскликнул Андрей и улыбнулся.
  Так весело следовала к провалу молодёжь – шутя, смеясь и улыбаясь. Все, кроме Григория Петровича Климова. Но ведь он сам выбрал общество князя и княгини. Понятно, зачем: чтобы добиться их ещё большего расположения….
Все пришли к провалу. Пока остальные любовались красотами, созданными самой природой, Антон и Андрей поднялись чуть выше на гору. Антон разложил свой мольберт и принадлежности для рисования на удобной каменной площадке, а старший брат помог ему. Затем художник сразу, без промедления принялся рисовать набросок. Андрей, чтобы не мешать ему, вернулся к изумлённому светскому обществу, а главное – к милой Олли, которая за время отсутствия своего кавалера изрядно заскучала.
Покуда Антон был занят наброском, Азарин-старший на правах местного жителя рассказал публике о провале всё, что знал. Все слушали его внимательно, а потом направились осматривать местность. Дамы боялись подходить к обрыву, да и сами кавалеры неохотно стояли над пропастью и  быстро уходили. Андрей, пользуясь свободой здешних нравов, крепко держал за руку княжну Ольгу Лаврову. Они вместе подошли к провалу, и когда Ольга смотрела вниз, её не испугала бездна, у которой она стояла. Так же поступил и Климов, только в отличие от своего друга, он спросил разрешения у родителей Софии на то, чтобы сопровождать их дочь.
Антон хорошо видел всё то, что происходило внизу, так как с площадки, где он рисовал, открывался вид ещё прекраснее. Сердце его защемило, когда он заметил, как князь Григорий Петрович держит Софию за руку, как подводит к пропасти, чтобы посмотреть…. Антон думал, что это он должен был быть на месте Климова, а, сколько всего интересного он мог рассказать ей о провале! Но, такова его участь и предназначение – взирать на всех с высоты и рисовать, рисовать и рисовать…. Всё-таки Антон не отчаивался и был уверен, что судьба вознаградит его за такое терпение.
- Я вам не помешаю? – послышался позади Антона знакомый ему голос.
Он оглянулся. Перед ним стояла София. Она поднялась на гору, не побоявшись гнева родителей, для того, чтобы увидеть Антона. Да – именно увидеть! Она поймала себя на мысли, что ей без него скучно. И это был уже хороший знак.
Антон улыбнулся, едва скрывая радость, которая так и норовила вырваться наружу из его юного сердца. Вот оно – вознаграждение за его терпение! Всё-таки ему представилась возможность хотя бы несколько минут провести в обществе княжны.
- Антон, я не помешаю вашей работе? – спросила она ещё раз.
- Ой! Простите…. – наконец, опомнился Антон. – Конечно, нет. Я даже очень рад, что вы пришли.
- Здесь так красиво! – восторженно произнесла Софи.
- Княжна, а ваши родители не будут против того, что вы здесь? – прервал её мечтательные настроения Антон.
- А не всё ли равно? – безразлично протянула она и, увидев, как изменилось лицо её собеседника, добавила. – Не волнуйтесь, Антон. Mama и papa увлечённо беседуют с мсье Климовым и осматривают виды. С ними за компанию князь Лавров и господа Уткин и Ромельштейн. А моя подруга княжна Олли отправилась на прогулку с вашим братом. Так что, я совершенно одна и мне очень скучно.
- Мне очень жаль, княжна, что я не могу совершить с вами прогулку и показать красивые места, - вздохнул Антон.
- Ничего страшного. Посмотрите, какой чудесный вид открывается перед нами! Вдалеке горы, увенчанные белыми снежными шапками, а внизу ущелье! Красота, нерукотворная красота, не правда ли? – смеялась Софи, и глаза её тоже смеялись.
- Как вы говорите - просто наслажденье слушать вас! Я не могу с вами не согласиться – это красота…. Я так люблю свой родной край! Думаю, что я не смог бы жить в другом месте.
- Ах, Антон! Как я вам завидую! Вы живёте здесь – в Пятигорске, в городе на водах. Здесь так тепло и светло, такие хорошие люди. А природа! Природа здесь богата на выдумки: Машук, пятиглавый Бештау, минеральные  источники, провал…. Как бы я хотела жить здесь! – восторженно говорила княжна София, будто изливала душу. И это было похоже на правду, ведь Азарин был единственный человек, которому она могла сказать всё.
- Но, как же Петербург, столица? – спросил удивлённо Антон.
- Что Петербург в сравнении с Пятигорском? Я живу там с самого рождения…. Он большой, холодный, туманный…. Я люблю свой город, он очень красивый, но мне так нравится здесь! Я мечтаю жить в Пятигорске!
Очень живо проходила беседа Антона и Софии. Они так увлеклись разговором, что не заметили, как прошли пол часа. Художник и княжна говорили о Пятигорске и Петербурге, о своём детстве, о мечтах…. Но им пришлось прервать разговор, так как неожиданно пришёл князь Григорий Петрович, чтобы позвать Софию вниз.
- Княжна, вам нужно идти. Князь и княгиня очень переживают, что вас нет рядом. Мы уж было, вас потеряли, а оказалось, что вы здесь, - произнёс Климов.
- Мы не договорили разговора, monsieur, - спокойно ответила Софи.
- Я думаю, ещё представится такая возможность. Вас ждут родители. Идёмте, я вас провожу, - Григорий Петрович подал ей руку.
Княжна эту руку приняла, слегка кивнула головой Антону и они с князем Климовым ушли вниз по тропинке к провалу, где находились остальные. Княгиня Васильевская была весьма недовольна отсутствием дочери. Когда князь Климов подвёл к ней Софию, она отвела её в сторону и долго и внушительно разговаривала. Дочь молча выслушала выговор от матери, извинилась и пошла, вновь любоваться видами, на этот раз в обществе Григория.
Антон же продолжал рисовать набросок. Изредка он отвлекался от работы и смотрел вниз, наблюдая за тем, что происходит у провала. На этот раз, видя Софию в обществе Климова, молодой художник совсем не расстроился, так как был уверен, что княжна непременно испытывают симпатию к нему – Антону Азарину….
Прогулка у провала закончилась. Все уже собирались спускаться вниз. Супруги Васильевские вместе с князем Лавровым и господами Уткиным и Ромельштейном потихоньку продвигались вниз, а молодёжь, то есть Андрей, Ольга, Григорий и София поднялись наверх, в то место, где рисовал Антон. Они в последний раз полюбовались чудесным видом, открывавшимся с высоты, а так же помогли Антону собрать принадлежности для рисования, чтобы спуститься вниз на поляну, где всех уже ждал пикник.
На пикнике всё было так же: пока все «старшие» вели светскую беседу, молодёжь гуляла недалеко, осматривала местность, любовалась красотами природы, а Антон был занят рисованием. Андрей и Ольга прогуливались вдоль горной реки, а Григорий и София бродили по поляне. И те, и другие вели разговоры довольно сентиментальные, только Азарин-старший и княжна Лаврова беседовали довольно мило, а Климов в ответ на свои высказывания получал сухие и ничего не значащие ответы….
- Я очень счастлив, иметь возможность совершать с вами прогулку, - говорил Григорий Петрович.
Княжна ничего не отвечала на такие его высказывания, французские изречения тоже не комментировала. Ей было скучно, но она старалась перебороть свою скуку, хотя получалось плохо. Софи часто сменяла темы разговора, пытаясь поговорить со своим кавалером о чём-либо интересном, но ничего из этого не выходило….
- Княжна, ответьте мне, чем же я заслужил такую вашу немилость? – напрямик спросил Климов.
- О чём вы, Григорий Петрович? – не поняла София, или сделала вид, что не поняла.
- О том, что вы очень холодны в разговоре со мной. Я имел несчастье надеяться на вашу благосклонность…. – нем успел он договорить.
- Прошу вас, князь, не сердитесь на меня. Быть может, вам покажется это слишком дерзким поступком, но я хочу вам объяснить причину моего такого настроения.
- Я никогда не смог бы на вас сердиться, София Александровна. Моё сердце не умеет этого делать, - улыбнулся князь.
- Тогда я вам скажу, - Софи помолчала немного и добавила. – Я немного устала от ваших нескончаемых комплиментов, а мне ведь просто хотелось поговорить с кем-нибудь, поделиться впечатлениями….
- Не продолжайте, милая княжна! Не продолжайте! Я понял, понял вас. И я прошу у вас извинений. Мои изречения утомили вас наравне с путешествием в горы. Я готов исправить все свои ошибки.
Пятигорск и окрестности потихоньку накрывал вечер. Воздух становился прохладнее, облака двинулись на места своего ночлега – к вершинам гор. Пикник закончился, пора было отправляться обратно. Вся группа отдыхающих из десяти человек медленно шла в сторону города в сопровождении повозки и слуг.
Пришла пора расставаться, но ненадолго. Завтра господа Васильевские и князь Лавров с дочерью были приглашены в гостеприимный дом Азариных на чай…. 


Рецензии
А сколько всего будет глав?

Татьяна Черномаз   21.08.2009 15:07     Заявить о нарушении
Всего 15 глав, а потом эпилог большой. =)

Мария Филиппова-Коренева   21.08.2009 15:09   Заявить о нарушении
а скоро? я изведусь совсем

Татьяна Черномаз   21.08.2009 15:42   Заявить о нарушении
Потерпи пару дней. =)
Думаю, уже завтра всё будет закончено.

Мария Филиппова-Коренева   22.08.2009 13:29   Заявить о нарушении
о, как хорошо!

Татьяна Черномаз   22.08.2009 14:06   Заявить о нарушении