Революция

I.

Грязно-серой подошвой небо
Наступило на горло земле.
Тучи кислой краюхой хлеба
Дышат сыростью на заре.

Ветер руки деревьев ломает,
Рвет зубами осени лист.
Словно волк на Луну, завывает
Захмелевший церковный хорист.

Дождь в окно барабанит устало,
Режет пальцы о пики столбов
И вонзает капли, как жало,
В побледневшее злато лесов.

На полях загнивает пшеница,
Осыпается слезами рожь,
А туман на равнине клубится,
Корчит в сумраке тысячи рож.

Словно змей, петляет дорога,
Но движенье сковала грязь.
От порога и до порога
Расплодилась осенняя мразь.

Расплодилась и лужами выпала,
Как разбитых зеркал глаза,
Плеткой витою холодом всыпала,
Побледнела от боли роса.

Голод смрадным дыханьем окутал
От безумств озверевшую Русь,
Руки-ноги совести спутал,
Чтоб резвилась всякая гнусь.

Гнусь торговлей на горе богатая,
Превратившая слезы в деньгу,
Свою душу со смертью посватая,
На могилах жрала семгу.

Смерть удобрила щедро землицу,
Как навозом, людскими костьми,
Накормила падалью птицу
И задула в церквях огни.

II.

У изгиба реки, среди мертвых полей
Сиротливо деревня приткнулась
И не слышно в ней гласа людей,
Тишиною она захлебнулась.

Купол церкви, как лысина, гол
Над деревней взошел оборванцем.
В лик Христа осиновый кол
Злобно вбит деревенским засранцем.

Крест со свернутой шеей лежит
На разрытом снарядом погосте,
И роса, словно слезы, бежит
По его надломленной кости.

Вырван с мясом язык колокольный
Из чугунной расколотой пасти –
Так заткнули голос крамольный
Идеологи новой власти.

Избы в землю по окна вросли,
Перекошены, брошены, серы.
Мохом, как бородой, заросли
Рожи их, лишенные веры.

Обвалились все старые плетни,
Кое-где лишь торчат столбы.
С высоты дуб взирает столетний
На больное тело страны.

А под ним с обезумевшим взглядом
Пес сидит, кровь роняя в траву,
Шерсть свисает вонючим нарядом
На разбитом и тощем боку.

Он сидит, хочет выть, но не может -
Запах дыма дыханье сковал.
Что-то пса бездомного гложет,
Может дом он родной вспоминал?

Но от дома осталась лишь печь,
Грязный палец воткнувшая в небо.,
Где, как в храме, тысячи свеч,
Месяц, словно краюха хлеба.

А хозяин был крепкий мужик,
Словно лошадь в работу впрягался,
Но вся жизнь изменилась в миг,
Когда он на суку закачался.

Воронье клювом выбило очи
И всю кожу содрало с лица.
Холодны псу голодному ночи
У политого кровью крыльца.

Тишина. Только ветер гуляет
По деревне, уснувшей во мраке,
Словно уши, он ставни качает
И кричит одиноко в овраге.

Двери хлопают громко в ладоши,
Окна, словно слепые глаза,
На плетне позабыты калоши,
В небе звезды – божья слеза.

По просторам Руси голод бродит,
Смерть с болезнью рядом ползут,
Словно дьявол в ночи хороводит –
С каждым утром все больше Иуд.

В деревнях правит бал Губчека,
В городах расцвела проституция,
А рабочий, упав у станка,
Слово шепчет одно: «Революция!».

Бишкек, 9 ноября 1994 – 9 февраля 1995 года.


Рецензии
Прочитал все 15 стихов. Читал с пристрастием, чтобы дать поелику возможно объективную оценку (хоть оценка, как ни тщись, всегда содержит примесь субъективизма).

Достоинства: автор обладает бесспорным поэтическим даром. Особенно понравились стихи "Египетское", "Спящая женщина", "Узник", "Революция". Стихи понравились тем, что содержательны, певучи, имеют какой-то былинный подтекст и читаются без натуги - словно бы ручейки льются. А раз так, значит и писались без натуги. Кстати, автор не пытается их "причесать", отсюда сбои ритма, нарушение размера строк, кое-где проскакивает отсутствие рифмы - этакая нарочитая небрежность, что присуще талантливым стихотворцам, которые меньше всего заботятся о том, как они будут выглядеть перед лицом читателя. Некоторые строки вообще написаны невпопад, что также можно отнести к полётам глубокомыслия, которому тесно в рамках заведенного порядка.

Недостатки: 1. Некоторые стихи (если уж называть их стихами) очень длинные, до неприличия. Ещё Есенин (которого Вы, автор, любите) говорил, что оптимальный объём стиха должен колебаться в пределе 20-25 строк. 2. Есть опечатки. Так, в стихотворении "Спящая женщина" в 3-м куплете написано "глядят", а следует писать, судя по контексту, "гладят", что, конечно же, искажает смысл. 3. Используются антропоморфные выражения применительно к неодушевлённым предметам, в частности, "цепочка (украшение на шее)задремала... подустала" (стих "Спящая женщина"). 4. Встречаются просто неудачные выражения (стих "Революция"): "От порога и до порога расплодилась осенняя мразь" (осеннюю грязь никак нельзя назвать мразью). 5. Как бы ни нравилась автору рифма "оборванцем - засранцем", с "ликом Христа" она не должна соседствовать - выглядит кощунственно (стих "Революция", вторая часть, куплет 2). 6. Имеет место некоторое подражательство, в частности, Александру Ширяевцу (во второй части стиха "Революция"). Правда, оно может быть чисто случайным совпадением.

Вышеуказанные недостатки непринципиальны и не умаляют достоинств прекрасных стихов Арсения Лайма.

С наилучшими пожеланиями Абрамин.

Абрамин   23.12.2010 19:28     Заявить о нарушении
И вновь добрый день.
Сначала - просто огромное спасибо за столь подробный разбор моих стихов.
Очень интересно посмотреть на них вот так, со стороны.

Хотел бы сразу немного пояснить. Все стихи, которые представлены в этой рубрике,
написаны мной давно, лет 15 назад. Их, конечно больше, целая тетрадь, но сюда
я поставил только те, что показались мне более-менее хорошими. С тех пор,
к сожалению, стихи я не писал. Хотя на удивление на днях вдруг выплеснулось
- закончил стихотворение "Беседа наедине", первое за такой срок!

Спасибо за достоинства, которые вы перечислили. Хотя среди них попадаются
и те. которые можно отнести к недостаткам (сбой ритма, строки невпопад).
Это всё от отсутствия опыта. И от того, что я не особо разбирался в теории
стихосложения. То есть просто писалось, вот и писал. Пробовал причёсывать
уже сейчас - бесполезно. Не даются они в руки :)

По недостаткам.
1. Честно говоря, никогда не задумывался об их размерах. Говорю, пока есть,
что сказать. Хотя краткость не зря сестра таланта.
2. О, с этим боремся постоянно, но они всё равно остаются. Так что пойду
поправлю... Поправил и вернулся.
3 и 4. Здесь согласен. Но опять-таки мы же самоучки. Так что по наитию
все и делали.
5. Именно для этого она там и присутствует эта фраза. Речь всё-таки именно
о том времени, когда христианство активно втаптывали в грязь, насильно насаждая новую идеологию.
6. Чисто случайное. К сожалению, Александра Ширяевцева не знаю. Когда стихи
писал, в основном, увлекался Есениным и Брюсовым. Кстати, "Египетское"
написано по мотивам одного из стихотворений последнего.

Вот, примерно так. Еще раз спасибо за интересный обзор. Всегда рад видеть.
Удачи вам.
С большим уважением.

Арсений Лайм   24.12.2010 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.