Неуспокоенность.. статья для журнала private in...

Неуспокоенность. Вот, наверное слово, определение, которое я искал. Искал, чтобы самому, прежде всего себе, объяснить свою сознательную жизнь. Жизнь с момента последних классов школы до сегодняшнего дня. Жизнь не только мою, но и моего круга. Я не говорю друзей. Их совсем немного. А вот круг моего общения велик. Постоянно движущийся, куда- то круг. НЕУСПОКОЕННЫЙ круг.
Какие- то непохожие мальчики и девочки. Ну никак не комсомольцы и по убеждениям и по виду. Я говорю о своём поколении. Поколении начавшим выглядывать из под стола в конце 70-х, в 80-х годах. А в наше время окончательно выглянувших. Старшие мужи и дамы нашего же круга неуспокоенных, но из 60-х, поощрительно, одобрительно и саркастически улыбались, поглядывая на наши щенячьи попытки самовыразится, а непохожие и неуспокоенные подростки неслись без оглядки. Неслись вперёд… Живая, молодая и безудержная кровь пробивала, нет ещё пока, пыталась пробить тромбы, забившие вялые сосуды общества.
Моя мама, видя меня в « прикиде» того времени ( я ходил в военном френче 30- годов, с волосами ниже плеч и в широкополой дедовской шляпе – видочек, доложу я вам, ещё тот), переходила на другую сторону улицы. Ей, Петербурженке, было не то, чтобы стыдно, но несколько неловко…
Позже я дал ей, филологу с университетским образованием, почитать перепечатки Бродского и Довлатова, потом сводил на Аквариум, потом на Алису. И всё. И неловкость закончилась. Мама добровольно оставила мне квартиру в единоличное пользование и переехала к бабушке в коммуналку.
Квартирой пользовался я и мой круг непохожих и неуспокоенных.
С середины 80-х в ней жили и творили попеременно: Костя Кинчев и вся « Алиса» ( мама нам только еду трогательно в авоськах привозила), Александр « Рикошет» Аксёнов и его « Объект насмешек», Дмитрий Ревякин и « Калинов мост» и многие другие. Там же происходили так называемые « квартирники», акустические концерты Бориса Гребенщикова ( « Аквариум»), Майка Науменко ( « Зоопарк»). Виктора Цоя ( « Кино»), Димы Ревякина, Кинчева, Саши Башлачёва.
По мнению соседей и местного отделения милиции – это был бордель. А, по мнению моей мамы – творческая мастерская. С середины 80-х по середину 90-х, пока позволяло здоровье, она не пропустила ни единого концерта, в котором принимали участие люди моего круга. Для многих она и по сей день осталась тётя Нина, всегда с полными кошёлками еды и желанием слушать и смотреть всё, что мы насочиняли. Ей становилось интересно.
Благодаря таким людям неуспокоенные и непохожие мальчики и девочки смогли выжить и выдержать нешуточный пресс системы, которая уже начала соображать, какой « Джин» вылезает из приоткрытой ею же бутылки.
Но концерты концертами, а возникло ещё одно явление, которое втянуло в этот музыкальный водоворот и меня, не музыканта. Причём так, что и до сей поры не отпускает. Это явление – ОФОРМЛЕНИЕ.
Оформление концертов сначала. В квартире моей были просто развешаны по стенкам мои картинки. На них бывало, что и внимания никто не обращал. Но бывало, что и обращали… И вот тут наступал внутренний, но феерический, тщеславный ( убеждён, что это один из основных движителей творчества – это отдача) момент. Момент СОТВОРЧЕСТВА!
Дальше, больше. Оформление сцены. Отдельных групп и целых фестивалей. Концертный свет. Это вообще уже непосредственное участие в действе. Оформление альбомов, создание первых постеров, логотипов и атрибутики.
Отдельного внимания заслуживает оформление фойе в Доме Самодеятельного Творчества. В Ленинграде. На улице Рубинштейна 13. Там базировался, открытый с благословления КГБ СССР Ленинградский Рок- Клуб. Хотели наши «органы» взять непохожих под контроль « недрёманного ока»… И открыли себе на голову.
Оформление перед концертами и фестивалями.
Вот в этот момент, ещё неосознанно, мы и обыграли тоталитарное государство. Это период с 82-го по приблизительно 89 год. Мы надули ГБ.
Они просто не обратили внимание на то, что какие-то самодеятельные художники « от слова худо», вешают перед концертом в фойе зала свои плакатики. Есть у них там ответственный за оформительскую работу – пусть он и принимает. А ответственным за художественную часть был я. А ответственным по цензуре – Нина Барановская #. Человек , сделавший для культуры того времени столько, что это заслуживает отдельной статьи.
Вот мы с ней всё и « принимали».
Эти оформления фойе были, по сути, совершенно никем не контролируемыми выставками молодых художников. Просто перечислю некоторых постоянных участников. Итак: Кирилл Миллер, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Дмитрий Шагин и все « Митьки», Сергей Бугаев ( « Африка»), Олег Котельников, Ваш покорный слуга и многие другие.
Ну, чем не выставка современного искусства? И без цензуры вообще! В СССР!!
Зачем нам это было надо? Да всё просто. НЕУСПОКОЕННОСТЬ. Нам нужно было донести своё послание. У каждого оно было. А где ещё можно было выставить свои работы и найти столько зрителей? Только там, на рок - концертах. И зрителей благодарных. Часто выпивших, ни черта не понимающих в живописи, дизайне и графике, но уже потому, что они пришли в Рок- клуб, доброжелательных.
Рок музыка стала для многих художников моего круга тараном, если хотите танком, на всепробивающей броне которого, они прорвались сквозь чудовищную стену Советской цензуры.
Следующий интересный, на мой взгляд, момент – мы все друг друга дополняли. Творческие люди всегда любят « повариться в одном котле». Вот мы и варились. Художники, фотографы, актёры, журналисты, поэты тянулись к музыкантам. Ведь, кроме того, что было просто интересно общаться, музыканты о которых уже стали говорить, музыканты имеющие уже свою « трибуну» и публику, стали нуждаться в помощи « смежников». Я не оговорился. Именно так.
Было необходимо сниматься для прессы, сами статьи тоже стали нужны, необходимо оформлять альбомы, выпускать плакаты и клипы, оформлять свои шоу, а подчас их и ставить. Музыканты уже многие видели, как оформлены концерты мировых звёзд.
Помню наш поход с Костей Кинчевым на концерт Пинк Флойд в Москве. На группу было два билета. Пошли не музыканты, а лидер и художник группы.
И от музыки и ОСОБЕННО от оформления было такое впечатление, что я даже и сейчас, через двадцать лет, не нахожу слов.
С тех пор Кинчев всегда придавал особое значение оформлению своих шоу.
В общем, всем находилась работа. И актёрам и танцовщикам. Всем было интересно. Всех творческих, неуспокоенных тянуло друг к другу.
И, кстати, музыка и изобразительное искусство чем-то необъяснимо связаны. Может быть « тихое» творчество (живопись) просто хочет прокричаться, а шумный рок-н- ролл наоборот немного тишины? И люди переходят в другие творческие ниши?
Иначе чем объяснить, что среди лидеров ведущих в СССР и в России рок - группах такое большое количество профессиональных художников? Андрей Макаревич (« Машина времени») – архитектор, Слава Бутусов (« Наутилус помпилиус»)- архитектор, Настя Полева (« Настя») – архитектор, Виктор Цой (« Кино») – реставратор, резчик, живописец, Юрий Шевчук («ДДТ») – преподаватель рисунка и живописи.
Наверняка я кого - то забыл, но и этого достаточно.
И обратная история – музыканты, никогда не занимавшиеся живописью, неожиданно начинают писать и рисовать. Работы некоторых имеют большой успех и коммерческий в том числе.
Часто и успешно выставляется Сергей Шнуров ( « Ленинград»). Замечательный художник Армен Григорян (« Крематорий»). Эдмунд Шклярский (« Пикник») пишет давно и интересно, оформляет собственные альбомы, сам придумывает визуальный ряд своих шоу, даже и не шоу, а скорее музыкальных спектаклей. Борис Гребенщиков – постоянно пишущий и выставляющийся художник. Андрей Князев (« Король и Шут») сам оформляет альбомы и рисует плакаты для своей группы. Диана Арбенина (« Ночные Снайперы») много и неожиданно пишет с недавнего времени. Саша Васильев ( « Сплин»), Илья « Чёрт» Кнабенгофф ( « Пилот»), я опять наверно кого-то забыл, но не в этом дело.
Дело в том, что толкает музыкантов в живопись, а художников в музыку?
Безусловно, желание творческого контраста. И всё та же НЕУСПОКОЕННОСТЬ. Желание сказать значительно больше, чем позволено рамками одного жанра.
Что, кроме этого толкнуло великолепного музыканта Петра Мамонова в актёры и постановщики? Сергея Курёхина, Виктора Цоя, Константина Кинчева, Рикошета - в кино?
Всё Она!
Нам не сиделось и не сидится на месте. Мы хотим творить. Нам никак не успокоиться…
  Вот именно это качество и заставило меня в 2006 году, в ноябре месяце, организовать мероприятие по « отмечанию» двадцати пяти летнего юбилея Ленинградского Рок-Клуба.
Нет, не спокойный концерт в небольшом ДК. И даже не совершенно неспокойную « солянку», команд из сорока, где-то на стадионе. Нет. Это всё было. И концерт на стадионе обязательно сделаем – традиция. Большой концерт раз в пять лет. Народ этого ждёт.
 А вот, что ещё? Чего народ не ждёт?
 Выставка. На неделю. В самом большом выставочном зале Санкт – Петербурга. В «Манеже».
Два этажа полностью, с концертами каждый день. С привлечением всех, кто имел или имеет отношение к рок – музыке. Художников, фотографов, архивистов, всех кто может, что- либо показать. И, безусловно, всех пишуще - рисующих музыкантов.
Общую концепцию экспозиции придумали мы с Кириллом Миллером, а дальше – кто во что горазд. Без какой либо цензуры.
Я не могу сказать, что у нас всё получилось. Но всё СОСТОЯЛОСЬ!
Все откликнулись. И это всё было интересно. А интереснее всего то, что откликнулся город. В лице, безусловно помогшей администрации и губернатора. И, что самое главное, Жители города.
У меня не было опыта проведения подобных выставок. Мне всё время казалось, что мало народу ходит. Но когда подбили итоги, оказалось, что наша выставка на втором месте по посещаемости за год. Мы после « Ювелиров», которые правда шли месяц.
Книга отзывов пестрела. Ругали, хвалили, просили ещё Цоя и Шнурова, спрашивали почему всего одна работа Кинчева ( она вообще одна!), Благодарили целыми классами, опять ругали, подбадривали и давали советы ветераны и блокадники, и снова ругали. Но не молчали! И шли. Шли смотреть на неизвестные грани творчества известных людей. Шли смотреть работы неизвестных массово творцов, стоящих всегда за сценой. Шли, чтобы УВИДЕТЬ, а не только услышать.
И вот думаю я, может рок музыка и не актуальна. Может, нету тех стен, той идеологии, с которой необходимо было бороться. Наш Мордер уже разрушен и пора успокоиться…
ФИГУШКИ! Круг то мой есть, поколение моё неуспокоенное в большинстве своём живо!
И оно интересно жителям моего города. И пусть на втором месте после « Ювелиров», но интересно. И то, что мы делали и делаем и теперь востребовано. И для молодых, и для взрослых, и для пожилых. Ведь пришли, смотрят, комментируют.
А при таком «раскладе» успокаиваться вроде и рано. Да и неохота вовсе. Дальше хочется…
И я скажу вот, что. Погодите. Дайте срок. Мы обязательно, обязательно, что нибудь ПРИДУМАЕМ ещё. Мы не успокоимся. Вам будет интересно.

Андрей Столыпин
(Статья для журнала "private INFLIGT magazine" июнь 2009г.


Рецензии
Великолепно!

Завидую белой завистью. Мечтал бы сам быть участником всех этих событий. Да вот судьба распорядилась иначе... Всю сознательную жизнь провёл за границей.

Успехов!
С уважением.

Роман Барнет   27.09.2009 12:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Роман! Очень приятно получать такие рецензии.
А время было очень интересное... Да, собственно, оно продолжается!:)
С теплом и благодарностью

Андрей Столыпин   27.09.2009 13:20   Заявить о нарушении