На водах. Рассказ. Глава 15

                Глава XV.



Князь Григорий Петрович Климов уехал в Кисловодск. Антон закончил написание пейзажа раньше срока. Уже на следующий день князь и княгиня Васильевские приехали к Азарину и забрали портрет вместе с пейзажем. Княжны с ними не было. София не появлялась у источников, не была замечена на прогулке в городском саду. Антон не видел её уже несколько дней.
Наступила очередная долгожданная суббота. Но что-то с самого утра отличало этот день от других. Видимо, сказывалось приближение развязки этой трогательной истории. Как и положено, весь день братья Азарины тщательно готовились к балу, на который всё-таки решили пойти.
На этот раз бал устроили вечером. В девять часов, к освещённой со всех сторон бальной галерее уже начали подъезжать первые экипажи. Андрей и Антон ничем не отличались от других приглашённых на бал людей. Первыми братья встретили князя Лаврова с дочерью. Азарин-старший тотчас же спросил разрешения сопровождать Ольгу Павловну на этом балу и беспрепятственно это разрешение получил от её приёмного отца.
Антон же стоял удручённый в стороне, взирая на радостную публику. Вдруг, он решил взять себя в руки и хотя бы в последний раз провести этот вечер с Софией в весёлом настроении. Ему хотелось оставить в памяти княжны приятные воспоминания о себе….
Васильевские приехали к половине десятого, к самому началу бала. Родители Софии любезно разрешили дочери провести этот бал в обществе Антона Сергеевича. Но большой радости в её глазах не было видно, хотя маленькая искорка всё-таки промелькнула.
Сегодня княжна София выглядела очень печально. Платье цвета топлёного молока делало её лицо ещё более бледным, опущенные глаза, казалось, потухли, не горели больше, она не улыбалась.
Во время скучного полонеза Антону удалось немного разговорить княжну. На его вопрос, почему она такая грустная, Софи ответила неоднозначно.
- Вы скоро всё узнаете, Антон Сергеевич, - выговорила она.
- Отчего же снова вы называете меня так официально?
- Прошу меня простить, я должна называть вас так. Нас с вами могут услышать. Что люди подумают….
- С каких пор вас волнует общественное мнение? – удивился Антон и добавил. – Простите меня, княжна. Я всего лишь хотел поговорить с вами в последний раз, но вижу, что мне этого сделать не удастся.
- Я уверяю вас, что мы поговорим. Но немного позднее. Я сама вам скажу, когда придёт время.
Скучный и медлительный полонез закончился. Во время перерыва между танцами молодёжь, в том числе Андрей и Ольга играли в одну из больных игр – ручеёк. Антон хотел предложить Софии войти в игру, но та отказалась. Княжна Васильевская сама подошла к Азарину и попросила его выйти с ней на улицу.
Было темно. Над головой Машука уже курилось серое зловещее облако. Вечер был чудесным. На площади, освещаемой фонарями, было тихо и почти безлюдно, только изредка проходили мимо прохожие. Всё светское общество веселилось на балу в галерее, а горожане и иные отдыхающие мирно сидели дома.
Антон и София вышли незаметно из бальной галереи. Княжна попросила молодого художника следовать за ней. Он исполнил её просьбу….
- Зачем вы привели меня сюда? – тихо спросил изумлённый Антон, когда вошёл следом за Софи в грот Дианы.
- Завтра мы уезжаем в Кисловодск, - вздохнула княжна.
- Я знаю.
- Впервые я повстречала вас здесь. Я подумала, что именно в гроте мы должны с вами попрощаться.
- Попрощаться…. – произнёс Антон по слогам. – Не люблю это слово.
София стояла и смотрела на Антона. В гроте было темно, но они хорошо видели друг друга. Княжна так много хотела сказать ему, так много, но не могла вымолвить ни слова. Её глаза наливались слезами, к горлу подступал комок, руки предательски дрожали, казалось, что сейчас с ней случится истерический припадок.
- Что с вами, София Александровна? – Антон подошёл к ней, положил руку на плечо и посмотрел прямо в глаза. – Вам плохо?
Княжна София села на скамейку, устроенную в гроте. Она уже собрала все силы, чтобы сказать….
- Антон, я…. Я выхожу замуж…. – вымолвила Софи, закрыла лицо руками и, не выдержав, разрыдалась.
- Я знаю, - вздохнул Антон.
- Откуда?! – вырвалось из её груди.
- Ваш жених был у нас вчера. Зашёл попрощаться перед отъездом в Кисловодск, - тихо, почти шёпотом говорил Антон.
- Князь Климов…. – княжна опустила свою голову на колени.
Антон подошёл к ней, сел подле неё и стал гладить по голове, пытаясь успокоить.
- Прошу вас, не плачьте, успокойтесь.
- Я не люблю его! – пронеслось эхом под сводами грота. – Я люблю другого человека!
- «Дурак!» - подумал про себя Антон. – «Какой я безумец! Она любит другого. С чего я взял, что у меня есть надежда?».
- Вам лучше вернуться на бал, княжна. Вас ждут родители, - сухо произнёс он.
- Зачем вы так? Что я вам сделала? – она смотрела на него огромными, полными слёз глазами.
- Вы уже невеста. Если вас увидят в моём обществе…. – Антон не успел договорить.
- Мне нет дела до этого! Как вы не понимаете, я люблю вас, а меня заставляют выходить за другого! – княжна резко вскочила с места и собралась уходить.
- Подождите! – окликнул её Антон. – Что вы сказали?
- Я? Что я сказала…. Я не помню что, видимо какой-то пустяк, - отмахнулась Софи, но села на прежнее место, повернувшись спиной к Антону.
- Хорошо. Тогда можно я скажу? Только не перебивайте, прошу вас, - Азарин собирался с мыслями. – С того самого дня, когда я увидел вас в гроте, я не спать, ни есть не мог, всё думал о вас. Я догадывался о намерении ваших родителей выдать вас за Григория Петровича. И мой брат догадывался. Я хотел помочь вам, ведь знал, что вы не хотите за него замуж. А потом я понял, что влюбился в вас. Я обрадовался сначала, ловил каждый миг, проведённый рядом с вами. Я надеялся, что всё закончится хорошо, так же как в приключенческих романах, которых я начитался в юношестве. Но позже, стал понимать, что в моей истории нет счастливого финала, - Антон вздохнул. – Простите, что я это сейчас вам говорю. Всё равно – это последняя наша встреча. Не принимайте близко к сердцу мои слова. Я желаю вам счастья со своим избранником.
- Да не выбирала я его! – воскликнула София. – Почему я такая? Нельзя жить так, как живу я! Нужно слушать себя и своё сердце, а не подчиняться воле родителей….
- Увы, таковы правила.
- Но ведь не все следуют этим правилам. Многие девушки идут против воли родителей. Как я ненавижу себя за свой характер….
- Не нужно, София Александровна, не стоит корить себя. Я уверен, вы будете счастливы. Князь любит вас.
- Я вас не понимаю, Антон…. – удивлённо сказала София. – Вы сказали, что любите меня. И в тоже время желаете счастья с князем….
- Именно потому, что я люблю вас, я и желаю вам счастья.
Княжна ещё больше заплакала.
- Я тоже люблю вас! – произнесла она сквозь рыдания. – Вас люблю, а себя презираю.
- Я умоляю вас, не говорите так. Вы же знаете, что мы ничего не можем изменить. Свои признанием вы ещё больше разбередили мне душу.
- Вы будете помнить обо мне?
- Каждый день буду любоваться вашим портретом, который я написал после нашей первой встречи.
- Только мне любоваться не на что.
- А вы глядите на картины, что я нарисовал для вас.
- Я велю развесить их в моей комнате. И ежедневно буду думать о вас.
- Всё же, вы будете замужем. Я надеюсь, что вы оставите память обо мне в своём сердце, но думать вам лучше о муже, - Антон сам удивился тому, что сказал.
- Это невыносимо! Простите меня, Антон! Невыносимо слышать то, что вы говорите!
- Не извиняйтесь, прошу вас. Я сам виноват перед вами. Простите, если сможете, - он глубоко вдохнул и сказал после некоторой паузы. – Всё. Как это ни жестоко, но вам пора идти. Князь и княгиня должно быть уже волнуются. Успокойтесь, вытрите слёзы. А я пойду домой, мне лучше не возвращаться на бал. Я думаю, Андрей поймёт моё отсутствие.
- Княжна Ольга Лаврова влюблена в вашего брата. Надеюсь, ей повезёт больше, чем мне, - добавила София. – Вы правы, пора прощаться, как бы это ни было больно.
Они обнялись. Княжна София горько плакала, Антон еле сдерживал слёзы. Они были ещё так юны – двадцатилетний художник и восемнадцатилетняя княжна. Влюблённые, разлучённые судьбой. Оба понимали, что их история безнадёжна, хотя и не пытались что-либо изменить. Ведь ещё никогда подобные истории, приключившиеся на водах, не заканчивались хорошо….


Рецензии
красиво, немного грустно, зато очень правдиво

Татьяна Черномаз   23.08.2009 10:34     Заявить о нарушении
Спасибо! Я надеялась, что особо впечатлительные читательницы будут плакать. =)

Мария Филиппова-Коренева   23.08.2009 10:42   Заявить о нарушении