Роль мировозрения в подготовке национальных кадров

30-31 октября 2008 года в Балтийском техническом университете "Военмех" им.Д.Ф.Устинова прошла III межотраслевая научно-практическая конференция "Проблемы и пути решения задачи подготовки кадров для военно-промышленного комплекса Российской Федерации", посвященная 100-летию со дня рождения Д.Ф.Устинова, выпускника "Военмеха" (1934 г.), выдающегося организатора оборонной промышленности, Наркома вооружения, Министра обороны СССР, внесшего неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне, в создание ракетно-ядерного щита и освоение космического пространства в послевоенные годы.
Ниже приводится доклад принимавшего участие в торжествах выпускника "Военмеха" диакона Сергия Шалберова, посвященный крайне актуальной в нынешних условиях проблеме.

                +  +  +

Сегодня, под новым углом зрения перелистывая страницы жизни Дмитрия Федоровича Устинова, мы можем сказать, что для нас, живущих в эпоху интенсивнейшего научно-технического прогресса, он оставил прекрасный, достойный подражания пример служения людям и Родине – как человек, инженер, организатор и руководитель. И так трудились в те годы миллионы наших соотечественников. Скажем больше, если бы они не поступали так тогда, наша страна не смогла бы выстоять, победить и остаться самой собою после целого ряда невиданных потрясений: революции, гражданской войны, классового террора, коллективизации, второй мировой войны.

И не потому ли в свое время годы "холодной войны" сменились эпохой мирного сосуществования двух цивилизаций, что те, кто стоял у истоков создания нашего боевого оружия, твердо держались заветов, известных русским воинам еще со времен Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского и Дмитрия Донского.

Все это нужно, очень нужно помнить нам сейчас, когда, поняв бессмысленность смертоносной атомной войны, человечество оказалось совершенно беспомощным перед лицом нового, еще более разрушительного оружия - информационного [1], которое тем и опасно, что направлено, прежде всего, против бессмертной души человека. И потому всегда нам надо держать в сердце и уме предупреждающие слова Спасителя: "Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь" (Лк. 12:4,5).

Но что же мы, ныне живущие, можем сказать о своем служении науке, Родине как данном нам Богом послушании, если мы фактически отказываемся от него, когда нас никто не преследует и в лагеря не сажает? Можем ли мы сейчас трудиться не для себя, а для Родины с таким же воодушевлением и подъемом, с таким же напряжением всех жизненных сил, как трудились люди прежде?

Увы, напротив, мы зачастую сами, своими же руками "разваливаем" тот десятилетиями отлаженный сложнейший организм отечественной науки и промышленности, уезжаем на заработки в "теплые златые клетки" стран дальнего зарубежья. А это значит, что таланты, данные Богом, мы зарываем в песок, подобно евангельскому скупому, или, подобно блудным сыновьям, растрачиваем наследство отцов на чужбине, ради жалких крох от неправедного прибытка тех, кто стремится превратить страну нашу сначала в обескровленный сырьевой придаток, а затем и в свалку промышленных и "духовных" отходов западной цивилизации.[2]

Значительная часть выпускников наших вузов по наиболее востребованным в мире специальностям покидают Россию до сих пор. А если мы возьмём ещё и аспирантов, и молодых учёных, уже защитившихся, то получается, что две трети нашей интеллектуальной элиты уезжают за границу.[3]

А ведь наши учёные и инженеры пока ещё способны и сейчас проводить глубокие исследований, конструировать и воплощать новейшие технические разработки. Жизненно необходим качественный рывок на новом этапе научно-технического прогресса. Но, как ныне водится, если не видно прямой материальной выгоды, то это – "неприоритетно". Время уходит, редеют ряды специалистов, накопивших бесценный опыт и знания, исчезает преемственность поколений. Происходит всеобщее оскудение духа, утрата национального энтузиазма и пассионарности. И поэтому, как некогда на Куликовом поле, нужны сейчас России богатыри духа – новые Пересвет и Ослябя, которые выйдут вперед, чтобы подвигом жизни своей упредить силу неприятеля и разрешить победный исход сражения.[2]

Они – это наша будущая продуктивная элита, многие представители которой сегодня сидят на студенческой скамье. Принадлежность к элите должна прежде всего определяться по духовному признаку. Это и ведущие наши инженеры, и культурные деятели, и часть чиновничества, которые живут не только работой и телевизором. Даже если человек мыслит карьерными устремлениями, но живет интересами своего народа, своей нации, своего государства, то и он является частью национальной элиты.

В советское время из недр народа была искусственно создана элита, заточенная под конкретное государственное устройство. Д.Ф.Устинов – ярчайший ее представитель. Сейчас ситуация иная – современное постиндустриальное общество, обладает рядом уникальных черт. Главное – это превращение новых знаний, информации и методов их использования в основной экономический ресурс.[4] Примитивное понимание этой информационной революции и по сей день состоит в представлении об усилении технологического компонента всех видов человеческой деятельности, повышении роли компьютерных технологий. Всё это действительно имеет место, но "новые технологии" – это не только новые технические новинки, это и новые методы управления организациями, и новые способы манипуляции людьми. Это, в первую очередь, изменения в образе мышления , а не в области науки и техники.

Для подготовки будущих руководящих кадров чрезвычайно важны две составляющие: профессионализм и мировоззрение. Высококомпетентные технократы, циники без духовных ориентиров, пренебрегающие во имя корпоративных или личных целей национальными интересами и моралью, способны нанести вред ничуть не меньший, чем полуграмотные дилетанты, даже движимые благими побуждениями.

Способность к самостоятельному принятию решений, поиску новых идей, обучению и эффективным коммуникациям – всё это современный бизнес хочет получить от наёмного профессионала. При этом понятно, что эти качества отнюдь не способствуют превращению человека в корпоративный винтик. Интеллектуальным работникам – будь то управленец или инженер – по сути, для работы не нужно ничего, кроме компьютера, да и тот порой служит лишь как вторичный инструмент реализации идей, которые сами по себе могут быть легко записаны на листке бумаги или же вообще остаться идеями в уме их автора. Выполнять свою работу современный инженер может как в офисе, так и дома, а при наличии мобильной связи и ноутбука – практически везде и всегда. Традиционные схемы коллективной работы в одном помещении, в одном учреждении, и даже в одном государстве, приобретают для него скорее дисциплинарную и организационную функцию.

Многочисленные специалисты по рекламе, маркетингу и пиару, используя возможности новых сетевых технологий, все чаще агрессивно навязывают молодежи уже не конкретный информационный продукт, а неосязаемые вещи – эмоции, технологии общения, социальный статус – то, что непосредственно воздействует на душу человека.

Таким образом, формируется особая мировоззренческая позиция – культ вседозволенности, гедонизма и стяжательства, который стимулирует потребительский индивидуализм и социальную разобщенность. Происходит подмена традиционного христианского мировоззрения новым псевдорелигиозным культом рыночных отношений к ближнему. Такое переосмысление духовного наследия означает разрыв не только с национальной культурной традицией, но и утрату гражданского мира и социального согласия.

Для России всегда был свойственен религиозный тип сознания – она всегда возвышалась совестью, свет совести равно сиял и в праведниках наших, и в лучших инженерах и ученых, и в душах наших великих предков. "Совесть – голос Божий" – прекрасное выражение христианского учения об источнике нравственного закона в человеке. Верующий человек всегда будет действовать исходя из национальных интересов, будет работать не ради взяток, не потому, что он боится наказания, а потому, что он отвечает перед Богом.

Увы, сейчас государственная кадровая политика строится по принципу личной преданности и круговой поруки. Система основана на двух мотивах: деньги и страх! И в этом смысле люди, на самом деле глубоко верующие, и люди, которые относятся ответственно к своему делу, не вписываются в существующую иерархическую структуру. Из-за этого страна никак не может выйти на нормальный путь развития, хотя мы видим, что в последние годы глава государства и многие руководители правительства постоянно декларируют о переходе на инновационный путь развития.

У древа европейской цивилизации есть много ветвей, а также имеются и корни – христианство. Эти корни здоровыми соками обезвреживают многие ядовитые плоды, чего не происходит, если плоды насаждаются в культурной пустыне. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" ясно сказано:"Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание".[5]

Но в то же время мы видим и огромную опасность того, как внешне имитируется поддержка религии и культуры, в то время как средства массовой информации на практике отданы на растерзание всякого рода творцам "культурной пустыни", когда высочайшими и приоритетнейшими национальными достижениями, вызывающими неумеренные восторги и ликование, объявляются эстрадные победы во второразрядных европейских конкурсах или некоторые спортивные достижения российских команд. Нынешним юношам и девушкам с утра до вечера внушают, что наша жизнь – карнавал, на котором надо успеть повеселиться.

В былое лихолетье отцы и деды наши выстояли, не дали погубить душу земли русской. И сейчас есть немало людей, облачённых в мантию власти и имеющих немалое состояние, которые воспитывают своих детей в духе русской православной культуры, ибо они ощущают ответственность за то, чтобы Россия сохранила и продолжила себя как явление мировой истории и культуры.

В России отношения Церкви, государства, общества и человека, всегда носили иной характер, чем на Западе. Церковь – прибежище и укрытие, в котором мы защищены от растлевающего действия врага спасения рода человеческого, действующего сегодня особо изощренно и лукаво, в особенности, через средства массовой информации…

Чтобы преодолеть последствия либеральных экспериментов над страной и в очередной раз нужно подготовить с участием Церкви особый слой ответственных и образованных государственников , которые возьмут на свои плечи тяжесть работы с иновационными технологиями Запада с позиции национального ценностного выбора. Иными словами, у нас должна быть обеспечена значительная идеологизированность экономики и культуры, т.е. признание высших религиозно-нравственных целей общественной и культурной деятельности. [6]

Для того чтобы будущая элита была двигателем нации в истории, а не её разрушителем, она должна быть носителем национального наследия и культуры, свободных от раболепного комплекса неполноценности перед другими культурами и цивилизациями. При этом она не должна замыкаться в себе, но знать и владеть достижениями мировой культуры, понимать место и роль России в мире, не бояться отстаивать честь России, осознавая при этом её грехи и несовершенства.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх) в своей речи на Х Всемирном Русском Народном соборе предельно четко определил позицию Церкви: "Суверенитет страны – это не только нефть и ракеты, но прежде всего ее духовная и интеллектуальная сила "[7].


диакон Сергий Шалберов, к.т.н., Свято-Троицкий Измайловский собор

Примечания:

1 – Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002
2 – Александр Ратыня. http://www.proza.ru/author/ratynya
3 – Кто составляет современную национальную элиту России? ТРМ, №9, 2008.
4 – Восканян М.В. Конфликт капитала и интеллекта. ТРМ, №9, 2008.
5 – Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2005
6 – Казин А.Л. Храм, рынок и держава. ТРМ, №9, 2008
7 – Права человека и нравственная ответственность. "Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке", М.,2006.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.