Огненная тайна Пасхи

Наш мистический восторг, то волнующее упование о «разгадывании Бога», захватывающее душу  в предпасхальные часы - есть предощущение величайшей Тайны! Всё в эти святые дни указывает на ощущение ограниченности нашего знания окружающего мира. Через обретение Бога в этой невидимости мы начинаем понимать, что жизнь веры – это тайна, которую надо принять через любовь. Эйнштейн сказал: «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытывать, это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания. Кому эта эмоция чужда, кто утратил способность удивляться и замирать в священном трепете – того можно считать мертвецом». Христианин должен ещё здесь, на земле, начинать входить в таинственный невидимый мир Божественной жизни, так как иначе он будет бессилен против мира невидимого зла. И, наверное, больше всего в эту мистику христианства, в великую Тайну Воскресения, вводит богослужение Святой Пасхи Христовой!

Предваряет Пасху таинственное и непостижимое явление космического масштаба - схождение Благодатного Огня на Гробе Господнем во Святом Граде Иерусалиме. Сейчас, кажется, мало кто не слышал об этом. Для христиан – это великое чудо, для приземлённого большинства – ловкая мистификация. В годы безбожия об Огне вообще настойчиво рекомендовали помалкивать. И тем удивительнее, что, в «просвещённой» Европе многие никогда не слышали об этом вероукрепляющем чуде. Благодатный Огонь, как сияющий венец православной веры, нарушает все аскетические представления о сдержанности в духовно-мистических переживаниях. Не всем довелось быть причастным нисхождению Небесного Огня, но «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20, 29). А те, кто наяву лицезрел Огонь во Святом Граде, возвращаются оттуда с несмываемыми следами какого-то таинственного и радостного преображения - все они теперь немного другие, чуть менее мирские, чуть более радостные, словно нечаянно заглянувшие туда, на Небо. Они, соприкоснувшиеся с вечной Отеческой Любовью, невольно становятся выразителями этой милосердной Любви.

Милосердие Божие столь велико, что сейчас, в эпоху глобального размытия национальных границ и стремительного развития всех видов транспорта, Бог дает нам прямую возможность прикоснуться к Неопалимому Своему Светильнику! Как-то благочестивый прихожанин собора, возвратившись из Иерусалима, привёз пучок восковых свечей, возжённых непосредственно от Святого Огня. Свечи из него я понемногу раздавал богомольцам, а вот последняя, тридцать третья свеча завалилась на дно рюкзака и там изломалась. Будучи в своём загородном доме, обнаружил её обломок. Возжёг и удивился, что некоторое время пламя совершенно не обжигало! Ладонь закоптилась, при этом чувствовалось обволакивающее сердце умиление и всё возрастающее тепло! Остаточная неопаляющая благодать Огня  понемногу убывала, превращая Пасхальную Свечу в обычный бытовой светильник. И подумалось – вот Христос в этот день словно приглашает нас за Собой на Небо, а мы всё равно с усиленной жадностью цепляемся за земное. И, как угасает этот огонёк в моей руке, так же убывают духовные силы после Пасхи – душа ослабевает и ленится. Вот скоро будет последний раз спето «Христос Воскресе», храмы опустеют, люди снова погрузятся в суету земную. Несмотря на праздник,  всегда немного грустно бывает от этого. И не иначе, как во укрепление исповедничества нашего, даровано это воспоминание Святого Огня Иерусалимского! Слава Тебе, Показавшему нам Свет!
Как впоследствии выяснил, аналогичное явление «остаточной» огненной благодати было Пасхальной ночью у священника церкви поселка Ленинское, когда его влиятельный ктитор прямым авиарейсом со Святой Земли сумел доставить контейнер с Благодатным Огнем прямо в храм! Так что не обязательно искать благодати и ждать Чуда на Святой земле - оно  может произойти  даже вдали от святынь  под нашим холодным северным небом.

Благодатный огонь является в храме Воскресения Христова в Иерусалиме уже почти две тысячи лет. Огонь выносится из Гроба Господня на особом богослужении, которое ежегодно совершается в Великую субботу, в канун православной Пасхи. Он символизирует выход из Гроба Света истинного, то есть воскресшего Господа Иисуса Христа. На месте, где после смерти на Кресте был погребён Иисус Христос, он сходит по молитвам православного патриарха. Благодатный огонь ежегодно стал появляться после молитвы святителя Григория в IV веке. Во время праздника Пасхи он молился на гробе Иисуса Христа и вдруг увидел яркий свет. Этот свет был признан чудом и стал символом возрождения жизни и надежды. Как происходит схождение огня? На плиту из мрамора, находящуюся на Гробе Господнем, ставят незажжённые свечи и лампады. Как свидетельствовал Иерусалимский патриарх Диодор, который несколько десятилетий совершал службу на схождение Благодатного огня, в определённый момент на плите возникают небольшие искры голубоватого цвета, скапливающиеся на одной из лампад или свече, а после вспыхивает огонь. Это таинство совершается Богом для укрепления веры и помощи людям. Благодатный огонь имеет очистительные свойства, так как является производным от благодати Святого Духа. Огонь - принесённый домой, очищает жилище от нечистоты.

Огненное предощущение часто посещает самую новоначальную душу - и не обязательно для этого путешествовать во Иерусалим. Господь по милосердию Своему приходит и зовёт! В памяти навсегда отпечаталась та первая сознательная Пасха 1987 года, которую  встречал певчим  Александро–Невской Лавры. Запомнилось обилие милиции в оцеплении, огромная толпа, запрудившая площадь. Тогда я ещё ничего не понимал в богослужении, да и Евангелие ещё не было мне открыто, но душа хорошо запомнила это предчувствие Тайны, когда в храме вдруг на минуту наступила совершеннейшая тишина. В великом Покое заканчивается Великая Суббота. «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом» - поётся тогда – и какая новоначальная душа не трепещет любовью в этом страхе? Все молящиеся, как один гигантский организм, участвуют в этом безмолвии священнодействия, в Божественной тишине…

И вот после звенящего Священного Безмолвия вдруг отверзаются храмовые двери, и наступает раннее утро Жен-Мироносиц - духоносное время первой любви: «Жены… со страхом и радостью великой бежали от гроба» (Мф.28:8). Так и для нас снова и снова широко раскрываются двери небесные - для нашего беспрепятственного восхождения в Мир Горний! Как нам не радоваться, как не веселиться в этот день? Что драгоценнее для нас и нашего вечного спасения? Пусть же возвращение этого дня принесет нам новое приращение огня духовного, новое и новое утверждение в радости спасения!

Пасха может быть одновременно светлой, радостной и скорбной, мученической - возможно именно при таком смешении до краев наполняется чаша церковной Голгофы: видеть руку предающего на пасхальной трапезе и при этом сохранять и мужество веры, и непобедимость любви - вот где истинная Тайная вечеря Церкви! Как-то, ещё в советские времена, накануне Пасхи я был приглашён в Вырицу к племяннику, который незадолго до этого женился и перебрался в дом супруги, построенный напротив изящной деревянной Петропавловской церкви. В пылу бурной встречи с романтическими воспоминаниями юности  к крестному ходу мы пришли уже после его завершения. На паперти нас встретила развязная толпа пёстро одетых курящих цыган и цыганок. На гневное замечание они удивлённо пожали плечами, но покорно спрятали окурки - по-видимому, впервые услышав о каких-то правилах христианского благочестия. А в самой церкви происходило какое-то загадочное стихийное брожение – все постоянно перемещались по храму,  громко переговариваясь с рядом стоящими. При этом никто не крестился и не христосовался  - все до одного были пьяны! На измученного пожилого батюшку было тяжело смотреть, как, наверное, невозможно было на Голгофе видеть окровавленного распинаемого Спасителя. Какой же подвиг верности Христу в окружении язычников совершал этот измученный священник, когда один, без дьякона, с нестройно поющим клиросом пытался тихим Словом Божьим перекрыть шум беснующейся толпы в то сложное вpемя безвеpия и воинствующего богоборчества! Конечно, наверное, были тогда рядом с распинаемым священником и верные – новые апостолы и мироносицы. Но мы, слабые  неофиты, не выдержав зрелища кощунственной драмы, подобно малодушным апостолам заспешили вон, чтобы катакомбно встретить Пасху в благоговейном уюте  деревенского дома. Мы знали, что «Бог поругаем не бывает» и что Он в эту Святую Ночь обязательно укрепит нас под натиском искушений и скоpбей!

Христос Воскресе! Пасха Всечестная!
Да просветится ныне Торжеством!
Христос Воскресе! – ближних обнимаю.
Христос Воскресе! – плачу над врагом!

И велий Свет струит порой ночною!
И радость, как архангела труба:
Ты был! Ты есть! Ты будешь! Остальное –
Прах под ногами Твоего раба!
                (иеромонах РОМАН)

Те люди, в чьих душах не лежат драгоценным грузом воспоминания о Пасхальных ночах, не могут знать всю полноту христианства. В Пасхальной ночи заключается вся суть православной веры, всё завершение христианства, пришедшего к ней после Голгофы. И в ослепительно-стремительной утрени, начинающейся сразу после темноты размеренного крестного шествия, когда из ночи греха мы видим горящий огнями храм, даётся нам решающее утверждение Вечной Жизни. На пасхальной утрене степенные диаконы становятся легчайшими спринтерами - никогда за весь годовой круг богослужений они не движутся с такой фантастической скоростью. Своим круговым движением канон пасхальной утрени напоминает стремительное, захлебывающееся от радости музыкальное рондо, по своей подвижности исполняемого на пределе возможностей  виртуозных исполнителей. Постепенно это карнавальное торжество замедляется, переходя в праздничную Литургию. Духовенство молится, чтобы в наших сердцах воссиял нетленный огонь божественного разумения слова Божьего. Протодиакон выносит Евангелие, и в память об исхождении пламенной апостольской проповеди по всей земли происходит торжественное многоязычное чтение «В начале было Слово…» (Ин.1:1).

Этот апостольский огонь вполне реален – видение его даётся каждому по степени чистоты его сердца. Один святой подвижник рассказывал: «Когда было прочитано учение апостольское и вышел диакон читать евангелие, я видел, что кровля церкви раскрылась, и видно было небо, и каждое слово евангельское было как огонь, и восходило до небес». Этим словом мудрости отмечены подражатели Христа, Который Сам является громовым Словом Отца и одновременно глубоким молчанием. Он говорил, но и молчал. Без сомнения, движение Бога к человеку — это не только «откровение слова», но и «выражение безмолвия». В свою очередь, движение человека к Богу и к своему брату должно отличаться двумя названными моментами.

Читая это Евангелие, наяву постигаешь реальность огненного преображения человека. Есть в одной молитве Ефрема Сирина такие слова: «источи в сердце мое единую каплю благодати Твоей, да возгорится в сердце моем пламень любви Твоей, как огонь в лесу».

И в этот миг – сладчайший миг!
Я на земле, согретой снова,
Читаю Огненное Слово
На белизне пасхальных книг!
                (Сергей Фудель)

Жизнь каждого человека сплошное чудо, потому что судьба его есть непрестанное действие Божьего о нас попечения и водительства. Но не всегда это кажется ясным, потому что заботы, печали и радости, из которых ткётся ткань человеческой жизни мешают разглядеть её узор. Однако случаются минуты, когда, раздвинув чудный покров, мелькнёт ослепительной белизной рука Всевышнего. Только  не все способны видеть это или, даже увидев знамение Небес, стараются поскорее приземлить его, потому что пугаются того необъятного, которое стучится к ним и которое они не в силах вместить. Удивительно, что скептическое, сдержанное и даже ироничное отношение к чуду Благодатного Огня характерно для ряда служителей Церкви. «Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения», - утверждает бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архиманлрит Исидор (Минаев). Если бы это говорил и писал человек, далёкий от Церкви, можно было бы воспринимать эти высказывания как проявление неверия и духовной слепоты. Но данная позиция преподносится миру, как мнение Церкви, как духовно здоровое и «нормальное» отношение к чуду, которое по сути является откровенной хулой на Святого Духа, ниспровергающей традицию, засвидетельствованную тысячами и миллионами верующих православных людей в течение многих столетий.  Увы, далеко не каждый способен открыть глаза души своей, приучить слух свой слышать ангельские голоса,  чтобы стало ясно, что мы окружены чудесами, что необъятный мир чудес стучится к нам и с неутомимой настойчивостью Божественной любви напрашивается людям…

В 2016 году митрополит Воронежский и Лискинский Сергий благословил воронежского священника  Геннадия Заридзе поехать  в составе российской делегации на схождение благодатного огня, который тот потом привёз  спецрейсом из Иерусалима в Воронеж. Будучи учёным, батюшка взял с собой прибор - лазерный измеритель температуры - и серебряную пластину, которую обмотал в изоляцию, чтобы не обжечься. И когда сходил Огонь, рядом были корреспонденты со всего мира, около 100 человек. Когда они узнали, что он собирается провести эксперимент, то очень заинтересовались и захотели принять в нём участие. Один из журналистов взял в руки свечу, зажжённую от Благодатного огня, а священник вставил серебряную пластинку в Огонь, навёл на неё лазерный луч и сделал замер, который показал 42 градуса — температуру холодной плазмы, которая самостоятельно существовать в атмосфере не может. Скептики-журналисты, стоящие рядом при этом эксперименте, были в шоке! Так повторили несколько раз — результаты были те же!
Примерно через 15 минут ещё раз замерили температуру Огня снова — она была 360 градусов. Откуда плазма взяла в себя дополнительную энергию? Закон сохранения энергии говорит, что энергии взяться неоткуда, но она взялась — от Бога. Огонь стал горячим. А вот свидетельство одного из членов российской делегации, который в 16-й раз приехал на схождение Благодатного огня: «В одной из поездок меня поставили рядом с отверстием, откуда патриарх подаёт зажжённые Благодатным огнём свечи. Я зажёг Огонь одним из первых, он был похож на свет от фонарика. Спустя время он начинает густеть, превращается в холодную плазму и потом становится настоящим Огнём. Мои родственники были трижды на схождении Благодатного огня и стояли на балконе. Поставили свечи и начали ждать, пока Огонь передадут. Но когда Огонь сошёл, свечи, воткнутые в песок, зажглись сами!»

И так каждый раз, когда сходит Благодатный огонь, он на некоторое время имеет свойство холодной плазмы. Если, предположим, Благодатный огонь зажигали бы спичками или чем-то подобным, как думают многие атеисты, и возникала бы холодная плазма, это был бы переворот в энергетике! Человеку, который бы это доказал, несомненно дали бы Нобелевскую премию. Холодную плазму получают с помощью работы специального генератора, который работает с огромной частотой, а возникает она только в инертных газах — это неон, аргон, криптон и другие (так, например, работают лампы дневного света). Холодная плазма оказывает энергетическое, антибактериальное действие, восстанавливает клетки и способствует стимуляции клеточного деления. Это настоящее чудо!

Возрадуемся же дарованной нам Огненной благодати Господа Воскресшего, но не натянутой голливудской улыбкой, которой, что бы ни происходило вокруг, убаюкиваем  свою тревожность: «Всё хорошо, даже замечательно - я радуюсь!». Это не имеет ничего общего с той величайшей радостью, о которой сказал Псалмопевец: «Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала» (Пс.32). Радость — это состояние сердца, и чаще всего характер её сиюминутный, фрагментарный: есть что-то радующее, и радуемся, нет — нет и радости.  Где же  источник радости постоянной? Живи в Боге, помни о Нём всё время, ощущай непрестанно Его присутствие в своей жизни, и ты узнаешь, что такое радость, которая всегда с тобой. Современный человек в неутихающей конкурентной битве за завидное место под солнцем  не верит в эти сказки для мира – ему кажется, что жизнь — одно непрекращающееся мучение, тягость, скорбь, мир так холоден, так равнодушен, а подчас жесток и прямо враждебен! И лишь один вид свидетельства о Радости Божьей может пробить это железобетонное бесчувствие — через людей, которых нам Господь посылает в утешение. Таких свидетельств о любви, заботе, премудрости Божией — несчётное множество -  просто надо держать очи широко открытыми, чтобы видеть и замечать даже самое маленькое добро. И видеть в этом непрестанное действие Святого Духа, да и самому добро делать – тогда и лично больше радуешься. Иногда достаточно бывает просто оказаться очевидцем происходящего чуда — чтобы дремлющаа душа встрепенулась и  воскресла: утешилась, возрадовалась и вспомнила о Том, Кто есть Начало и Источник этой любви. И Благодатный огонь лишь тогда таковым становится, когда не в нём, а в нас живет благодать, которая называется Любовью!. И в каких бы величественных храмах и святых местах сегодня мы не пребывали, какие бы не занимали духовные степени и высокие положения в гражданском обществе, где бы мы не искали благодати, никогда мы её не найдём, если в нас нет Любви. Той самой, о которой говорил Христос. Той самой, о которой говорил апостол Павел! Чудо и благодать там, где есть Любовь!

Заглянем же в своё сердце - те ли мы, за кого мы себя выдаём: не обманывают ли наши слова и нас, и других? Не раздвоены ли мы  - елейны и умильны в храме, и жестоки и грубы дома? Мир имеет право прикоснуться к нашей жизни, как когда то неверующий Фома, прикоснулся к ранам Спасителя, чтобы убедиться в Его чудесном Воскресении. Так и многие люди, прикоснувшись к нашей жизни, уверуют, только если  обнаружат в ней чистоту и святость Христа. Пусть же  наша жизнь  соответствует нашим словам о евангельской Правде, той радости Воскресения,  которую не намеренно, не нарочито, а естественными действиями, поступками мы непреложно засвидетельствуем, что не так всё беспросветно, не настолько всё безнадёжно, что есть и в этом бессердечном и жестоком мире место любви и участию. И тогда любой встречный, дотронувшись до огня нашей святой жизни, убеждённо воскликнет: «Воистину Воскресе Христос!» - и непременно захочет быть христианином. Только христианское житие доказывает и любовь, и веру в Святую Троицу, и эта святая вера вводит человека во святую и апостольскую Церковь!

Как же любит христианское сердце эту землю, согретую стопами Создателя и Спасителя, как благоговейно слышит Слово Бога! Великая надежда дается в Святую Ночь ещё раз всему миру! Христос пришёл на землю для низведения на неё Своего Огня – огня благодати, чтобы уничтожить грех и преобразить человечество! Воистину в огненной небесной стихии вновь воскресает Христос!

Пасха Христова, 2009-2024


Рецензии
Очень искренне и вдохновенно описано состояние души глубоко верующего человека!
Особо запомнилось: "... Один святой подвижник рассказывал: «Когда было прочитано учение апостольское и вышел диакон читать евангелие, я видел, что кровля церкви раскрылась, и видно было небо, и каждое слово евангельское было как огонь, и восходило до небес».
Miр вам!

Виктор Русинков   05.05.2019 19:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.