Царские дни
Закрываю глаза и перед внутренним взором вновь предстоит святая мученица Елисавета в своем белом одеянии монахини. Она - прямо за своей иконой в маленькой уютной деревянной часовне возле екатеринбургского Храма На Крови.
Небольшая деревянная часовня посерела от частых дождей, но, в оконцах ее дрожит свет, а возле крыльца расправили лепестки последние осенние цветы. Женщина в свечной лавочке оглядывает приходящих взыскательно: к игуменье Марфо-Мариинской обители нужно заходить с благоговением в душе. Внутри помещение кажется еще меньше, чем снаружи: теплое мерцание горячих, словно слезы свечей, многочисленные иконы на стенах, благоухание ладана, и так все чистенько, прибрано, строго. Вдруг, очень ясно понимаешь: она - святая Елисавета сейчас здесь, за своей иконой у аналоя, милостиво, нежно и внимательно глядит на всех входящих. Нет, я не забыла, что на самом деле княгини нет, и в 1920-х ее тело сбросили в шахту. Она, отринув свои мучения, пыталась перевязывать раны великим князьям и пела «Херувимскую». Сколько мужества, великой неунывающей веры во Христа, упования в Его промысел!
Встречает святая мученица Елисавета всех приходящих: иноверца- корейца, который удивленно и почтительно обходит «крестным ходом» часовню снаружи по периметру, но так и не решается зайти внутрь, девчонок, забывших платки на голову, старенькую женщину, заплакавшую прямо у входа в ее «екатеринбургскую обитель». Мы сидим в лучах солнца на ступеньках у матушки-игуменьи и тихо прислушиваемся к своим внутренним ощущениям: утешительно на душе, тихо, покойно. Дух смирения и кротости разлит в воздухе часовни.
А возле Храма на Крови мы с подругой замечаем оживление, показавшееся нам неподобающим. Молодая пара, недавно зарегистрировавшись, решила запечатлеть свою только еще начавшуюся совместную жизнь на фоне храма – смех, щелканье фотозатвором, счастливая невеста кружится, словно белая голубка, заворачиваясь в фату.
-Разве тут можно веселиться, торжествовать? – рассуждаем мы. – Это место горя, печали и покаяния! Здесь была расстреляна царская семья!
-Но ведь именно эту семью отличало чувство глубокой по-настоящему христианской любви друг к другу, к людям! Почему бы сегодняшним молодоженам не брать пример с высоких отношений между венценосными супругами Николаем II и царицей Александрой? – возражает нам одна из прихожанок. Мы обескуражено замолкаем.
Действительно, нельзя судить так строго молодых, мы не ведаем, что в их сердцах. Позже мы узнали, что в Екатеринбурге уже сложилась добрая традиция: в середине июля в рамках православного фестиваля «Царские дни» возле храма торжественно чествуют молодоженов, зачитывается слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Молодым приводится в пример образец благочестивой православной семьи царя Николая II, дарится на память их икона.
Величественный ныне Храм на Крови выстроен на месте бывшего дома Ипатьева. Я напрягаю память: ведь должна же помнить это место, этот дом, окруженный серым забором, когда училась в университете в Свердловске в середине 1980-х? Место приметное - в центре города! Но… не помню.
«Сколько мы упустили духовных возможностей в своей безбожной юности, - с горечью думаю про себя, - ведь можно было прийти сюда, помолиться. Но тогда я постигала псевдопредмет - научный атеизм и принимала на веру факт, что «казнь царя была неизбежной объективностью». Какая слепота! Хорошо, что хотя бы сейчас, спустя столько лет, прозрев, я встаю на колени у этого страшного места и, подняв голову, вижу, как на фоне пронзительно синего неба распластался на мучительном кресте помазанник Божий – царь Николай и вся его семья - пятеро детей и царица Александра. Во имя каких «свобод» была принесена эта жертва? Не все люди в России до сих пор это понимают…
Внутри храм поражает пышным великолепием – словно это храм-дворец. Мраморные полы, масса помещений, в том числе и под музей и выставки, где собраны различные редкие документы, книги и фотографии, а также предметы, принадлежавшие царской семье. Есть даже рисунки детей – княжны Татьяны и царевича Алексея. Храм состоит из двух частей - верхнего придела и нижнего. В верхнем – иконы с частицами мощей святого Симеона Верхотурского, страстотерпца царевича Алексея, а также благоуханный уголок Дивеевской обители – ковчег с частицей мощей святого Серафима Саровского. В нижнем приделе масса прекрасных вызолоченных икон разных святых, Царской Семьи, а также главный придел - «расстрельная комната». Она отмечена страдальчески страшным красным цветом крови.
И, если в Храме на Крови, сердце сжимается от боли, то в монастыре Царственных Страстотерпцев, несмотря на то, что это место – Ганина Яма, вдруг, так легко и невесомо радостно. Потому, что именно здесь, как странно! В самой казалось бы сердцевине смерти, в самой ее черной глубине, в ЯМЕ, хорошо понимаешь, что мертвых - нет, у Бога - все живы. Корабельные стройные сосны шумят пушистыми зелеными вершинами высоко в небе, весь монастырский комплекс погружен в тишину и покой, по чистым песочным дорожкам движутся без суеты паломники. Есть здесь и иностранные делегации. Японцы и французы с почтительным любопытством рассматривают большой стенд с «непротокольными» фото Царской Семьи. Время застыло в прекрасных ликах царевен, в игре солнечных бликов на площадке игры в теннис, где веселые игроки шутливо изображают «пирамиду», ветер рвет паруса царской яхты «Штандарт», на деревянном полу маленький Алеша играет с котятами. Временной человеческий континуум настолько субъективен, он вне Божественного великого пространства – когда эти фото были сделаны - вчера? В прошлом веке?
Это одно из тех чудесных святых мест, откуда уезжать совсем не хочется! Застываешь в смиренном удивлении перед входом – надвратным храмом в честь Иверской иконы Божией Матери. Такое ощущение, что пока не помолишься, не поговоришь с Ней, не попросишь Ее, Она не пустит тебя внутрь. На территории монастыря, начало которому положено в 2000 году, сегодня выстроены из дерева восемь храмов! В храме имени Святых Царственных Страстотерпцев паломники прикладываются к серебряному кресту – мощевику, принадлежавшему царской семье. В нем заключены частицы мощей сорока угодников Божиих. Прикладываются и к иконе Царской семьи, считающейся чудотворной, она написана монахами горы Афон.
Но самое главное место – шахта, в которую были сброшены тела убитых из Царской Семьи. Большая впадина, вся заросшая густой зеленой муравой. По периметру она окружена неширокой деревянной балюстрадой, по которой можно пройти в своеобразном крестном ходе. Перед шахтой установлен поклонный Крест, а рядом на сосне прибита гвоздем обычная фотография царской семьи. Экскурсоводы, в основном это юноши – семинаристы, говорят, что она висит здесь давно и совсем не выцветает, и не портится от дождя и снега. Многие люди встают перед Крестом на колени: «Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!»
-Именно с этих мест, где уничтожались останки Царской Семьи, - сказал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, - начинается восстановление нравственности, духовности, восстановление былой славы нашего Отечества!»
Уезжала я из Екатеринбурга с душой, полной прекрасных впечатлений, «святых зарубок» и уверенностью, что в этих местах должен побывать каждый русский человек!
Свидетельство о публикации №209091101158
А расстрел и смерть не только его, но и миллионов, происходит с попустительства Бога.Значит это необходимо было для страны и народа. Может быть, останься он в живых, жертв было бы в тысячи раз больше.
А канонизирует Церковь, иногда, и в политических целях.
Вы, конечно, в этом несогласны, но вера в Бога должна быть глубока и осознанна, чтобы принять его Бога полностью, и в себе тоже.
С уважением
Владимир Волкович 28.09.2009 21:29 Заявить о нарушении
Простите за спорщичество.
Вера Арнгольд 29.09.2009 08:29 Заявить о нарушении
Владимир Волкович 29.09.2009 11:35 Заявить о нарушении
Вера Арнгольд 29.09.2009 11:52 Заявить о нарушении
Сегодня есть много документов, архивных свидетельств, и воспоминаний живых участников, а также деполитизированный анализ событий того времёни.
2. Мы говорим о народной массе, о народной «гуще», где рождались меткие названия и образы, а не о малой кучке приближённых и обласканных, элите.
3. Мягкотелый государственный деятель – беда для народа и государства. Войны выигрывает народ, а проигрывают бездарные государственные деятели. Революции и гражданские войны делаются чернью под руководством амбициозных вождей, а допускают их недалёкие и трусливые государственные деятели.
4.Господь – любовь, в этом нет никакого сомнения. Жизнь вечная была, увы, ещё и до Воскресения, а смерть человеческая, смерть физическая –это тоже любовь Божья, как ни странно, и ни парадоксально это звучит. Для того, чтобы понять и принять это, надо прочувствовать Бога глубже, во всех его проявлениях, у всех народов, в разных традициях. Впрочем, я уже писал об этом.
А отступничество от Бога было всегда: и до Христа, и после, и будет, наверное, и далее, такова уж природа человека - т.е. свобода выбора, свобода волеизъявления, данная человеку, созданному «по образу и подобию». За это непременно следует наказание, о чём предупреждается в Святом писании, и что мы видим на протяжении четырёх тысяч лет.
5. «Ничья смерть, тем более невинных детей (вспомните "слезу одного ребенка у Достоевского) не может быть оправданием чьего-то Счастья и мира во всем мире.»
Это предложение неверно, по сути. Никакого счастья и мира невозможно построить на крови, а тем более, это не может служить для кого-то из людей оправданием собственных иллюзий. Но сказано «…даже волос не упадёт с головы человека без воли Моей». Это означает, что гибель человека и миллионов происходит с согласия Бога, если, конечно, по-настоящему верить. А если считать иначе, и предполагать, что страшные концлагеря и крематории – только волеизъявление отдельных вождей, то вера, в этом случае слаба. Мы, однако, не всегда в силах понять промысел Бога, а часто и не хотим думать и проводить цепочку случайностей и последовательностей, даже, когда Он явно намекает нам…
Сам этот царь, как бы его не канонизировала Церковь, всего лишь орудие в руках Господа. И насильственная смерть его – результат его же деятельности, приведшей страну к бездарному проигрышу в войне (Первой мировой), революции и Гражданской бойне. А так же репрессий 30-х годов. Но, видимо, это чистилище необходимо было для России, отошедшей от Бога, до революции и после. Как распятие и воскресение Христа, рождённого из среды Божьего народа, было запланировано Богом до мелочей. Важно увидеть в этом промысел Божий.
ДЛЯ ЧЕГО ЭТО БЫЛО ДАНО?
Владимир Волкович 29.09.2009 12:18 Заявить о нарушении
Владимир Волкович 29.09.2009 12:20 Заявить о нарушении