Веркина миссия

Дверь с треском распахнулась, саданула ручкой по стене, обвалив кусок побелки. Что-то загрохотало, зазвенело, должно быть, завалился шкаф с рабочей одеждой. Он перегораживал коридор на две половины. Первая, вроде парадного входа в хатку. Здесь лежал на полу вытертый коврик, стояла полочка для обуви. А вторую половину использовали как кладовую для хранения всяких ненужных вещей. Тут примостилось старое кресло с порванной обивкой, Раскорячился сколоченный наспех стеллаж для пустых банок, громоздились коробки, набитые вышедшим из моды тряпьем. Носить нельзя, а выбросить жалко. Каждый раз, возвращаясь домой в подпитии, Федор то дверцу у шкафа вывернет, то ручку с мясом вырвет. А теперь вот и вовсе завалил. Вера уронила нож, и он с тихим плеском утонул в кастрюльке с начищенной картошкой. Вытирая мокрые ладошки о фартук, она выглянула в коридорчик. Так и есть. Федор всем своим могучим телом навалился на злополучный шкаф, тот, не выдержав напора, рухнул на стеллаж с банками. Так они и лежали в коридорчике рядком: шкаф - на стеллаже, Федор – рядом. Кожаная куртка мужа покрылась подсохшей коркой грязи. Видно, по дороге домой Федор успел поваляться в луже. Мокрые полурасстегнутые брюки сползли, обнажив солидное брюшко. Вера молча перешагнула через распростертое тело мужа, закрыла входную дверь на замок. Взяла с кресла маленькую подушку-думку, подложила под голову мужа, погасила свет и вернулась на кухню.
 
За годы семейной жизни любовь Федора выпить как-то незаметно переросла в неуправляемую страсть. Вера сначала злилась, скандалила, потом только плакала, жалея себя, потом плакала, жалея Федора. Но жалеть мужа она начала не сразу. Как-то, когда казалось все – больше нет сил терпеть! - задумала Вера уходить от мужа. В тот день шла она мимо церкви и сама не поняла, зачем, но зашла. Словно сами ноги привели. В Бога-то она не то, чтобы верила, а так, как все. Яйца на Пасху красила, да если приснится отец или мать умершие, сходит на следующий день в церковь, поставит свечку. Вот и вся вера.
 
Батюшка слезный рассказ Веры выслушал и покачал головой:
 
- Беда у мужа. А ты его в беде оставить хочешь. Грех это. Твой муж – твой крест. Ты сейчас от своего креста избавиться хочешь, облегчение себе сделать. Но тогда твой крест понесут твои дети.
- Нет, у нас детей, батюшка! Бог не дал!
- А ты молись, дочь моя. По молитве твоей, по вере и воздастся.
Вера затуманившимися от слез глазами смотрела, пригорюнившись, на строгое юное лицо молоденького священника и думала: «Легко тебе говорить, а каково жить с пьяницей!» Но от мужа не ушла. А наоборот, как советовал батюшка, начала Федора жалеть. Запал ей все-таки в душу тот разговор, и глаза батюшки, строгие и участливые. Только поначалу не очень получалось жалеть, больше прибить хотелось. Но Вера старалась не замечать безобразий пьяного мужа, перестала ругать его, молча укладывала пьяного Федора спать, молча перестирывала замаранную одежду.
 
- Дура, ты Верка! Ой, дура! - возмущалась единственная Верина подружка Танька. - Ты же жизнь свою под ноги этому алкашу несчастному кладешь. Гони ты его в шею! Ты еще молодая, замуж выйдешь, родишь.
- А Федора куда девать? Он же совсем сопьется без меня. Погибнет.
- Вот дура! Блаженная! - сердилась Танька и уходила, хлопнув дверью.
А Вера купила в церковной лавке икону Божьей Матери «Неупиваемая чаша» и поставила на книжную полочку за стекло. Сейчас, она зашла в комнату, где стояла икона, прислонилась пылающим лбом к прохладному стеклу и заплакала.
 
- Не могу больше! Сил моих нет! Ну, нету моченьки терпеть! Уйду! Зачем я живу с ним? Зачем я вообще живу? Забери ты меня, не могу я больше! Не могу! - Вера уже кричала в голос. Слезы застилали глаза, солоноватым ручейком затекали в рот. Она судорожно сглатывала их, а они все бежали и бежали, словно все горе ее, накопившееся в душе, прорвалось, как река через плотину, чтобы враз излиться горючими слезами.
Печальное лицо Богоматери оказалось совсем близко. Ее воздетые к небу руки выражали безутешную скорбь. Сквозь затуманившееся стекло Вера видела большие тоскующие глаза девы Марии, жалеющие ее, Веру. И показалось вдруг ей: слезинка скатилась по смуглой щеке Богородицы. Вера сильно зажмурилась, поморгала и приблизила к иконе испуганные глаза. Ну, да! Вот она, слезка! Живая! Дрожащими непослушными руками Вера отодвинула стекло и замерла, пристально вглядываясь в лицо Богоматери. И вдруг совершенно неожиданно для себя легко коснулась губами ее щеки, там, где остался влажный след слезы. Губы ощутили тепло и персиковую бархатистость лика. Почудилось? Живая? Да нет! Не может быть!
 
Утеревшись фартуком, Вера пошмыгала носом, успокаиваясь. На икону она старалась не смотреть. Ее смущал и волновал пристальный взгляд Богородицы. Собравшись с духом, Вера осторожно достала икону из-за стекла, машинально ладошкой смахнула пылинки, прижала Богородицу к груди, как ребенка, и побрела в спальню.
- Надо же! Заплакала! - шептала она смущенно, неловко поглаживая икону, - Пожалела меня! Надо же!
Вера, не раздеваясь, прилегла на кровать, по-прежнему прижимая икону к груди. Она держала ее так, как все матери мира держат своих первенцев. Бережно. Она поглаживала ее, нежно касаясь ладошкой картонной изнанки лика. Так мать гладит головенку приникшего к ней ребенка.
- Ты не плачь! - приговаривала она. - Не расстраивайся! Подумаешь! Муж пьяный домой пришел! В первый раз что ли! Я сильная. Я выдержу. Только ты не плачь. Ладно? Я не стОю твоих слез. Кто я такая? Так! Пустышка! Травинка сорная. Так хотела ребеночка. И Федя хотел! Не получилось. Он, может, и пьет потому. Ой, только ты не подумай! Я не упрекаю тебя!
 
Вера отняла икону от груди и испуганно посмотрела на Богородицу. Вздохнула горестно.
- Как же у тебя сердца-то на всех хватает? На всех, на нас. Ой-ой! Ты прости меня! Но вот у тебя есть Сын. Ты знаешь, что это такое, когда есть сын. А я? А я не знаю. Разве ж это правильно? Вот скажи, что мне делать?
Вера с надеждой вгляделась в лицо Богоматери, словно тут же рассчитывая услышать от нее ответ.
- Молчишь...
Она снова прижала икону к груди.
- Вон, счастье мое в коридоре валяется. Пьяное. Батюшка сказал: мой крест. Да я не отказываюсь. Только мне бы понять, чем я провинилась, что такой крест у меня? Я бы исправилась. Правда! Батюшка говорит: жалеть надо. А где же силы взять для жалости? Тут на днях по телевизору показывали детишек бездомных, ну, сироток. У одного пацанчика такие глазенки! Грустные! Прямо запали мне в душу! Вот все во мне перевернули! Слушай, а может, нам ребеночка взять? Ну, пацаненка этого, что в телевизоре был? А? Что скажешь? Может, и Федя пить бросит. Он ведь по молодости знаешь какой был! Ласковый! Добрый! А батюшка говорил, если Господь не дал мне своего ребеночка, значит, надеется, что я сиротке мамой стану. Мол, у бездетных на земле это... как же это слово он назвал?.. забыла я... А! Вспомнила! Миссия! Сироток согревать. Видишь как! Надеется на меня Господь! Может, и в самом деле сиротку взять? Я бы любила его...
 
Вера еще долго шептала, рассказывала, то поглаживая икону, то с надеждою вглядываясь в лицо Богоматери. Она и не заметила, как уснула. И во сне лицо ее, тронутое легкой улыбкой, казалось молодым и счастливым.
 
Она проснулась ранним утром от стука молотка. Значит, Федор уже проспался и делом занялся. Вера улыбнулась, давно она не просыпалась в таком хорошем настроении. И Богоматерь этим замечательным утром смотрела на Веру спокойным мудрым взглядом. Ее воздетые руки, словно благодарили небеса. И Младенец Спаситель улыбался Вере. Быстро поставив икону на место, она перекрестилась и утвердительно кивнула, мол, не волнуйтесь, все путем. Все еще улыбаясь, она выглянула в коридор. Мрачный небритый Федор ремонтировал шкаф. Он хмуро взглянул на жену:
- Ты чего это с иконой легла? Помирать что ль собралась? Ты мне это брось! Чего улыбаешься-то?
Вера подошла к мужу, погладила взлохмаченные редеющие на макушке волосы:
- Федь, а давай ребеночка возьмем из детдома? А?
- Да, делай что хочешь! - сердито отмахнулся муж и отвернулся, но Вера успела заметить, как легкая улыбка тронула его губы.


Рецензии
Ох, уж эти русские женщины!
И за что вы нас таких вот некчемных любите? Даже не любите, а терпите.
А эти батюшки, еще молоденькие, со своей верой православной, которые в жизни тоже еще ничего не понимают. Потому что жизнь значительно сложнее, чем вера и мораль. А с другой стороны без веры и морали совсем уж скотство будет....
И вот несут все свой крест по жизни, считая что так и надо, вместо того чтобы жизни радоваться....

"Все слабели, бабы - не слабели,-
В глад и мор, войну и суховей
Молча колыхали колыбели,
Сберегая наших сыновей.

Бабы были лучше, были чище
И не предали девичьих снов
Ради хлеба, ради этой пищи,
Ради орденов или обнов.

С женотделов и до самой старости
Через все страдания земли
На плечах, согбенных от усталости,
Красные косынки пронесли."

Это мой любимый Борис Слуцкий.
Что сказать еще. Хороший рассказ. О нашей жизни. И о наших женщинах.

С уважением

Григорий Ходаков   05.02.2017 09:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Григорий. Я тоже люблю Слуцкого.)))У него есть совершенно потрясающие стихи "Бесплатная снежная баба" или "Кельнская яма", или то, которое Вы процитировали "Все слабели - бабы не слабели". Возможно, "Веркина миссия" не совпадает с ВАшим мировоззрением. Во всяком случае, мне так показалось. Но у меня есть другие рассказы о русских женщинах
"Приблуда" http://www.proza.ru/2010/05/18/1307,
"Снежная баба" http://www.proza.ru/2011/02/06/1576
"Завещание" http://www.proza.ru/2015/05/04/1365.
Будет время и желание - можете посмотреть.))) Но это совершенно не обязательно)))

Спасибо за отзыв, особенно, за стихи любимого мною Слуцкого.

С уважением -

Нина Роженко Верба   12.02.2017 14:15   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вера!
Как быстро Вы сделали вывод о моем мировоззрении! По одной рецензии!
Но если рассматривать мировоззрение, как философскую категорию, включающую всю совокупность взглядов человека на все стороны бытия, то тогда конечно Ваш вывод верен. Потому как трудно найти двух человек, у которых бы совпадала вся эта совокупность.
Вот, например «Бесплатная снежная баба» входит в число тех 20-30 стихотворений Слуцкого, которые я первые рассказываю другим, когда вспоминаю этого поэта. А вот «Кельнская яма» - нет (но это вовсе не означает что оно хуже первого).
А вот «Веркина миссия», как раз совпадает.
Просто считаю ее частным случаем «Все слабели, бабы не слабели…».
Муж –пьяница, либо просто непутевый – та же война и суховей. Наверное, даже хуже. Но это опять же мое мировоззрение.
Так, что в этом как раз наши с Вами мировоззрения, по-моему, совпадают.
А вот в истории, случившейся на станции Грязи, которые мне тоже очень хорошо знакомы, наши с Вами взгляды не совпадают.
Отдавая дань Вашему писательскому мастерству, считаю неприемлемым для себя делать героями своих произведений хорошо известных всем людей, которые жили совсем недавно, и на которых и без того навешали уже столько ярлыков....
Но это опять же только лишь одна из сторон моего мировоззрения и может быть (по нынешнему времени, так наверняка) не правильная.

Желаю Вам успехов в творчестве.
Рекомендуемые Вами произведения прочту обязательно.
Всего доброго.

С уважением


Григорий Ходаков   12.02.2017 17:21   Заявить о нарушении
Да уж, русских женщин с украинскими бабами нельзя никак сравнить...
***
Плачущая родственница пленного комбрига сквозь слезы повторяет, что бравого офицера бравой украинской армии, вот уже который месяц обстреливающей Донецк, бабушки из толпы могли бить и плевать в него только за деньги.
Человек настолько находится в плену украинской пропаганды, что даже неспособен представить, что если твой город месяцами расстреливает мразь, а затем эту мразь приводят к тебе на улицу, то ты вряд ли будешь дарить этой мрази цветы.
И не потому, что тебе проплатил плевки Путин, а потому, что когда хоронишь родных и знакомых, когда идешь по развороченным улицам мимо сгоревших детских садов, когда устаешь считать разрушенные дома и выжженные квартиры, то желание приветствовать братскими объятиями сделавших это пропадает.
А после участия в похоронах убитых детей (увы, нередких в Донецке) в сотворивших это хочется не то что плевать, а хочется даже немножко их резать.

Всего этого для родственницы комбата нет. Есть лишь охамевшие донецкие твари, которых подкупил лично Путин, чтобы они плевали в бравого украинского офицера, полгода расстреливавшего их город.
Даже эмоциональный шок (родственник в плену!) неспособен пробить коросту украинской пропаганды.

Постоянное переключение между «Уродливые путинские титушки пытают рыцаря украинской незалежности» и «Мы же братья! У него отец в Афганистане воевал! Герой СССР! Дружба народов! Мы же не воюем с Россией! Мы же не воюем с Донецком! (а с кем вы тогда, билять, воюете?) Дружно же жили!»
Это переключение между украинским шовинизмом и лукавой «дружбойнародов» производит очень кавказское впечатление («Малчык! Русский малчык! Ти что, будиш в миня стрилять? Я жи ваша мама! Ти в мама будишь стрелять?!»).

В-третьих, сам по себе комбат не срочник, которого могли силой загнать на войну, а офицер, добровольно выбравший служить украинскому государству. Причем его семья этим явно гордится, вплоть до «Как вы можете брать в плен героя Украины, который отважно вас пытался убить?»
Стандартная апелляция к «бедным мальчикам, которых заставили воевать» здесь явно не работает.

В-четвертых, обращение к «россиянам» на украинском языке, притом что вся семья явно владеет русским.
Видимо, настолько привыкли гавкать «москалям» команды на мове, что даже в ситуации «скромного прошения» не могут переключиться. «Пусть там у себя в Москве учат украинский, чтобы понять, о чем мы их просим».

В-пятых, завершающее вранье какого-то сослуживца, что «мы не пытаем пленных», притом что факты пыток пленных ополченцев отлично задокументированы, часть из них при обмене к нашим выносили реально на носилках, поскольку ополченцы после перенесенных издевательств даже не могли стоять на ногах.
Не говоря о том, что надо пытать пленных или издеваться над ними, нет, но есть десятки документально подтвержденных случаев (вплоть до выжигания герба Украины на теле) пыток русских повстанцев украинской армией.

Посмотрите видео, иначе вам не понять, как рыдают и не понимают родственники убийц, за что же бьют граждане Новороссии и плюют в этих убийц. http://www.youtube.com/watch?x-yt-cl=84503534&x-yt-ts=1421914688&v=FlOvZY-BmYY
Родственники убийц считают этих убийц настоящими героями, они гордятся своими родными убийцами, они гордятся, что их сыновья и братья убивали детей...
Они не понимают, за что таких "героев" проклинают.

Юрий Казаков   18.02.2017 09:31   Заявить о нарушении
Григорий, я думаю, спорить - можно или нельзя писать о реальных людях в такой манере, как это делаю я - не стОит. Вы не переубедите меня, я не смогу убедить Вас.))) Кто прав - увидим.))) Время покажет.)))

Нина Роженко Верба   05.05.2017 17:16   Заявить о нарушении
Юрий! Вы пишете о страшных вещах. И я с Вами согласна, только не поняла, какое отношение это имеет к моему рассказу.

Нина Роженко Верба   05.05.2017 17:18   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина!
Весьма удивлен, что спустя три месяца Вы решили вернуться к нашему диалогу. А еще более удивлен, что Вы вдруг решили, что я с Вами о чем-то спорю и даже пытаюсь Вас «переубедить».
Поверьте мне, Нина, я уже очень давно ни с кем не спорю (кроме самых близких мне людей). И уж тем более не пытаясь кого-то в чем-то переубедить (хотя бы потому, что это опять же абсолютно бесполезное занятие).
Так зачем же я буду это проделывать с Вами?)))))
Вы (не я) затронули тему наших мировоззрений, а я лишь эту тему развил, написав, где они (наши мировоззрения) совпадают, а где – нет.
Поэтому говоря лишь о себе самом я и написал, что «считаю неприемлемым для себя делать героями своих произведений хорошо известных всем людей, которые жили совсем недавно, и на которых и без того навешали уже столько ярлыков....
Но это опять же только лишь одна из сторон моего мировоззрения и может быть (по нынешнему времени, так наверняка) не правильная».
Где же здесь элемент спора или переубеждения?

Сдается мне, что на Вас произвел сильное эмоциональное впечатление текст, опубликованный сразу после моего (с которым Вы согласны). Но с этим уж точно не ко мне. Тем более, что мне также не понятно какое отношение этот текст имеет к Вашему рассказу, и к нашему с Вами диалогу.
Но я также давно ничему не удивляясь, как и не спорю.
Всего доброго Вам, Нина, и удачи в творчестве.

С уважением

Григорий Ходаков   05.05.2017 19:21   Заявить о нарушении
Гриша, ты многословный балабол...

Юрий Казаков   05.05.2017 19:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 175 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.