Последний патрон

Хорошо в майские дни пройтись по школьным коридорам. И не только потому, что грозная экзаменационная пора еще не наступила и не только потому, что в мае много выходных, а  быть может еще и потому, что в эти дни солнце брызжет весенним настроением, словно не было зимней летаргии и потому, что птицы поют особые победные песни. Хорошо, также, просто посидеть у окна, глядя на школьный двор, и позволяя себе блаженное ничегонеделание.  Почему не побездельничать, если весна?

Аркадьич сидел в пустой мастерской, беззлобно шлифуя очередной инструмент. Шла репетиция последнего звонка и поэтому его милостиво освободили от последнего урока, предложив «чем- нибудь заняться полезным». Он и занимался полезным, одновременно размышляя о планах на вечер.

Аркадьич был не старым еще мужиком, но одиноким и слегка неухоженным. Отработав пятнадцать лет на вредном производстве, и получив необходимую выслугу лет, он перешел работать в школу- сначала мастером производственного обучения (учил детей слесарить), а потом и вовсе превратился в учителя технологии, окончив необходимые курсы. Он был одинок, трезв и сосредоточен.

До намеченной вечерней рыбалки оставалось время, и он, словно наводя ревизию в инструментальном шкафу, перебирал в памяти необходимые припасы, которые  дОлжно было взять с собой. Вещевой  мешок-  всегда готов, висит на крючке в прихожей. В мешке туристический коврик, фонарик, коробка с запасом для снастей, перочинный ножик. В холодильнике лежат завернутый в фольгу кусок сала и баночка с наживкой. В столе - донные снасти, запас свинцовых грузов и… патрон.

Аркадьич улыбнулся, вспоминая историю с этим патроном. В принципе он любил оружие, но нарушать закон из- за хранения боевого патрона от автомата Калашникова ему тоже не особенно хотелось.

 Однажды зимой, перед уроком, он застал в мастерской двух «друзей- разбойников»: Герца и Лимонова, за очень интересным занятием- те пытались при помощи плоскогубцев вытащить пулю из неизвестно где взятого патрона.
- Герц, ко мне, Лимонов – стоять!- прикрикнул учитель, увидев, что страшно побелевший Герц сунул незаконный предмет в задний карман брюк.

Аркадьич не любил беспричинно наказывать учеников, пытаясь находить выверенные жизнью решения в сложных ситуациях, собственно за что его и уважали пацаны. Но данный случай был вопиющим и требовал употребления всей власти.

Мальчишка мялся на месте, видимо ожидая помощи от товарища, но тот словно окаменел и таращился на учителя, как на привидение.
- Герц, подойди ко мне и отдай, то, что прячешь- голос Аркадьича звенел.
- Василий Аркадьевич… Пожалуйста… Не надо… Я сам, потом выброшу!- Герц почти рыдал, не приближаясь к учителю.- Отец меня убьет, он охранником в колонии работает, его за этот патрон посадят.

Аркадьич, понимая, что простого выхода из положения нет, решил прояснить ситуацию.
- Ты, Герц, не понимаешь главного. Что твой отец дурак и мелкий несун, мне понятно. Но как же ты, здоровый лоб догадался принести такую штуку в школу? Ты что не понимаешь, что сейчас был на волоске от смерти- выстрелил бы в себя и умер. Это всем статья- и мне и директору и классной твоей тоже. А отцу- горе, об этом ты подумал?

Герц, не скрываясь, плакал, Лимонов тоже начал подшвыркивать носом, и Аркадьич решил, что будет с них и беседы. Конечно, о таких происшествиях требовалось сообщать дежурному завучу. Конечно, следовало отобрать патрон и поместить его в сейф до выяснения обстоятельств. Конечно, следовало раздуть это дело до милицейского разбирательства. Но не таков был Аркадьич.

- Вот что, сопляки. Если я еще раз услышу про ваше идиотское поведение- сдам патрон, куда следует. Я давно уже говорил: своей башки нет- считай калека и я буду смотреть за вами, поскольку родители не смотрят, тогда уж берегитесь. Тебя, Герц- в колонию, а тебя Лимонов – в спецшколу. Я не шучу. А сейчас отдавайте патрон и пошли вон.

Когда дверь с шумом захлопнулась, Аркадьич осмотрел конфискованное и пришел к выводу, что его следует от греха утопить в реке. «Этот чертов патрон будет последним в моей жизни» – подумал Аркадьич- «Ну а пацаненки на всю жизнь запомнят, что такое игры с оружием».  На том дело и кончилось.

Сейчас он вспоминал эту историю с особым чувством еще и потому, что в тот день он впервые как следует познакомился с Аней. Ну не Аней конечно- Анной Александровной, заместителем директора, но именно тогда он мысленно впервые назвал ее Аней.   

Аркадьич не очень интересовался женщинами и раньше, до развода, не придавая значения амурным чувствам, и потом, в одиночестве, не томясь отсутствием дорогого тепла. Но Аня была совсем другой- она притягивала взгляд, заставляла думать о себе и являлась в  мечтах как добрая и ласковая фея.

Иногда он видел, как они вместе гуляют по берегу реки, или жарят шашлыки, или занимаются… Ну в общем и целом, люди они конечно взрослые - почему бы двум взрослым людям не заниматься?  Однако Аркадьич гнал от себя завершение этих мыслей и не предпринимал активных действий. Просто очень часто в тех или иных ситуациях он представлял, что Аня рядом и говорит так- то или советует то- то или вообще, плачет, от того, что Аркадьич умер.

Он часто с непонятной сладостью представлял себе этот момент- он лежит, прекрасный и великий, после только что совершенного подвига в последнем приступе жизни, а она, она рыдает, целуя его жесткие губы и призывая на помощь скорую помощь или МЧС. Но тут чудо: он не умирает, а наоборот, чудесным образом выздоравливает и женится на Ане.

Или так. Она идет по улице и на нее нападают беспредельщики. Она кричит от ужаса и зовет на помощь его: «Васенька! Любимый!!! Почему ты не со мной!» Как же не с тобой моя милая- вот он я , налетаю как ураган и всех валю, а потом ты со слезами умиления целуешь меня и шепчешь: «Мой спаситель, мой лучший! Почему ты раньше не подходил, ведь я давно люблю тебя».

Как на грех на улице зазвенел тренировочный последний звонок, и сладостные мысли убежали в безнадежное никуда.

Прошла неделя, и наступил знаменательный день- 25 мая. Последний звонок в школе почти тоже самое, что 1 сентября для первоклашек, а если в качестве критерия оценки принять количество пролитых слез, то этот день, пожалуй, вышел бы в лидеры.

Аркадьич открыл дверь обычно закрытого эвакуационного выхода, чтобы наблюдать все действо с высокого крыльца своей мастерской. Ему нравилось смотреть, как салют из воздушных шаров улетает навстречу призрачному счастью. Он так увлекся, что не услышал, как в мастерскую проникли незваные гости.

- Слушай, Герц, ты точно псих- если Аркадьич поймает- нам трындец!- прошептал более пугливый Лимонов.
- Расслабься, Лимонка. Сейчас все на линейке, музыка играет, и никто ничего не услышит. Ты подумай сам: мы сейчас зажимаем патрон в тиски и бьем молоточком по капсюлю. Пуля вылетает и шлепается о фанеру- мы ее забираем и даем деру.

- А что, если она доску пробьет или стену?- поинтересовался Лимонов- Тогда Аркадьич все поймет и убьет нас на фиг.
- Ну ты дурак, Лимонка. Физику учил?  Пуля  разгоняется в стволе под действием раскаленных газов. В стволе, понимаешь. А где ты тут видишь ствол?- Герц победно взглянул на трусившего Лимонова и принялся за работу.- Видишь резиновый экран перед тисами- дай бог если его проберет. А уж про фанеру и говорить нечего.

Он крепко зажал патрон, так, что тот даже слегка расплющился, потом взял молоток и оценил взглядом траекторию - выходило, что пуля могла попасть и в дверь- но та всегда была заперта и не использовалась- да и расстояние в три метра давало гарантию безопасности.

Аркадьич еще раз глянул в небо- шары уносило куда- то в аэростатные выси. «Сегодня!-  решил он. – Сегодня я подойду к Ане и приглашу ее в кафе». Он так размечтался, что открыл дверь на автопилоте- не замечая ничего вокруг. Хлопок, который совпал с открыванием двери его очень удивил- было светло и никакая лампочка не могла… Собственно что не могла? Какая лампочка и почему так свистит в ушах? Он увидел что- то белое- толи потолок, толи чье- то до боли знакомое лицо.

«Скорую!  Скорую быстрее!!!» - прокричал знакомый голос.
«Ура!- это Аня! - подумал Аркадьич.- Все – таки сны бывают вещими!»

Из зажатого в тисах патрона шел легкий пороховой дымок. Патрон мог гордиться- он сделал свою работу отлично, несмотря на сложные обстоятельства и отсутствие перспектив. «Вот так должен поступить каждый,- думал  патрон,- Как не прессует жизнь, нужно найти силы для выстрела. И если живешь правильной уставной жизнью- шанс для выстрела представится». Ему было немного горько от того, что заряд кончился, и больше выстрелить не удастся. «Я был последним из настоящих патронов!»- подумала стреляная гильза и испустила последний вздох, похожий на струйку дыма, которая тут же растаяла, унося боевое естество туда, откуда не возвращаются.


Рецензии
Дорогой Дмитрий!
Не в первый раз убеждаюсь в том, что удаются у Вас именно школьные вещи (про остальное, за неимением достаточного числа примеров, судить сложно). В том числе потому что с самого начала есть правдоподобие, если воспользоваться старой эстетической категорией.
Очень нравятся Ваши периоды. Начиная с первого. И поэтому, хоть это и не мое дело, и неприлично, в первый и последний раз позволю себе без Вашего спросу предложить одну маленькую перестановку, от которой, как мне кажется, первый период только выиграет: «Хорошо, также, просто посидеть у окна, с блаженным ничегонеделанием глядя на школьный двор. Почему не побездельничать, если весна?»
И этот вопрос, кстати говоря, очень чувствуется именно как прием. Он не работает вхолостую.
Простите, но, когда Вы пишите, что Аркадьич был трезв, думаешь о другом. (Как видите я иду по абзацам, а произведение вызывает желание откликнуться.)
Речевые характеристики, по-моему, тоже очень удались. Я, правда, не большой, увы, специалист, что касается написания оных. Единственное, что слова о «вещих снах», на мой слух, по крайней мере, не звучат убедительно. Как-то не успеваешь с Аркадьичем настолько познакомиться, чтобы и это принять за его голос.
Вообще же цельно и напряженно написано. Здорово.
С патроном интересно. И такое отстранение, когда Вы пишите о патроне, очень работает. Может быть, без частицы «бы», когда дается речь патрона, еще сильнее было бы. Но надо этот последний абзац, по-моему, отшлифовать. Так, например, слова о перспективах и о боевом естестве никак меня, во всяком случае, не затронули.
Одним словом, понравилось. Спасибо. То, что обращаю внимание на разные моменты, не сочтите за занудство. Просто решил поделиться мыслями, которые возникали по ходу чтения.

С наилучшими пожеланиями,

В.

Василий Львов   10.12.2012 10:57     Заявить о нарушении
Базиль, огромное спасибо. Принимаю все Ваши замечания и особое спасибо за "бы" - это опечатка, а сам я ее почему-то не замечал. А вообще- история почти документадьная. Что касается концовки, то сейчас я понимаю, что пытался вложить слишком большой смысл в слишком малое количество слов, а от этого получилось глуповато. Шлифовать концовку бесполезно, потому как получился не рассказ, а конспект. Сейчас пытаюсь избегать этой ошибки, но как эксперимент - это полезный опыт. Именно поэтому я не снимаю рассказ со странички.

Дмитрий Скурихин   11.12.2012 07:57   Заявить о нарушении
Vam reshat', Dmitry. A mne ochen' eta vesch' nravitsya. Zdes' delo ne vsegda v ob'eme. Mozhno i dostatochno korotko peredat' monolog puli. U Andersena, naprimer, byvayut i ochen' korotkie skazki. Pravda, mozhet byt', togda dat' predistoriyu puli ran'she, no togda eto uzhe i vovse slozhno.

B.

Василий Львов   13.12.2012 02:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.