Миру угрожают полузнайки

Рубрика: Человеческие истории


Воспитанием новой российской элиты должна заняться Русская Православная Церковь

Протодиакона Троице-Измайловского собора Сергея Шалберова я заметила на юбилее БГТУ «Военмех» - уж очень колоритно смотрелся человек в рясе на фоне снимков корабля «Буран». Как выяснилось позже, отец Сергий был одним из его разработчиков. И до сих пор окончательно с наукой не порвал – в свободное от службы время готовит для прихожан научно-популярную статью про последствия запуска андронного коллайдера.


Наследственность виновата!

- Пытаюсь объяснить верующим, что никакой угрозы цивилизации от его запуска нет, - объясняет отец Сергий. – Давайте разберемся, что собственно такое – этот «коллайдер»? Это всего лишь инструмент познания мира. Основанием же науки является вера ученого в разумность мироздания. Эту мысль очень четко выразил А.Эйнштейн: «Моя религия – это глубоко прочувствованная уверенность в  существовании Высшего Интеллекта, который открывается нам в доступном познанию мире».
Получасовой увлекательный рассказ о природе коллайдера заставил меня пожалеть о прогулянных школьных уроках физики. Сергей же Михайлович в школе – физико-математической! - учился на совесть. После окончания Военмеха много трудился в Государственном институте прикладной химии над безопасностью новейших образцов ракетной и авиационной техники. Защитил кандидатскую диссертацию. И в то же время вечерами распевался в училище им. Н.А.Римского-Корсакова, после которого пошел не в Ленинградскую консерваторию, где педагоги прочили ему успешную оперную карьеру, а в хор Александро-Невской Лавры.

- Мой отец был ведущим инженером в области прикладной радиофизики, - говорит Сергей Михайлович, - поэтому я и пошел сначала в технический вуз. Но в ЛМИ блестяще преподавали не только технические дисциплины, но и гуманитарные. Студенты обожали многих преподавателей общественных наук, весьма далеко уходивших в своих предметах от догматической марксистской схоластики. Благодаря их неформальным лекциям, мы осознали, что аргументированное мировоззрение наука сформировать не может, да и самая совершенная техника бессильна перед «человеческим фактором». Другое дело - философия и религия. Только они объясняют людям красоту мироздания, его гармонию, дают ответ на главнейшие мировоззренческие вопросы: об истине и смысле бытия, о природе добра и зла, о бессмертии души, о бытии Бога. Но принять веру надо не просто холодным рассудком, но, прежде всего, чистым сердцем. Исаак Сирин хорошо сказал про это: «Душа видит истину Божию по силе жития». Именно таким светлым и мирным своим житием ненавязчиво наставляла меня бабушка - конспиративно верующий член партии. Кстати, именно она меня, трехгодовалого, тайно окрестила и чутко ограждала впоследствии от всяческих пороков и соблазнов. И то, что я пришел в итоге в Церковь – не случайно.


Все мы под Богом ходим

Отец Сергий уверен, что случайностей в жизни вообще не бывает.
Был в его аспирантской практике такой случай: на полигон для запуска носителя «Энергия» нужно было отправить кого-то из разработчиков. Выбор пал на его коллегу. Спустя некоторое время тот вернулся, окрыленный, тряс перед сотрудниками рукой, которую «пожал сам генсек». И мало кто догадывался, что с этого «рукопожатия иуды» начнется целенаправленное разрушение отечественной науки и промышленности, причем самых конкурентноспособных и передовых ее отраслей. За несколько перестроечных лет  с испытательного стенда на полигоне растащили все до винтика, разрушилась научная школа, молодежь перестала приходить в науку - тогда вместо «изделий спецтехники»  бывший научный сотрудник стал строить православный храм в селе Шапки, где прошло его детство. Божий промысел в том виноват или «человеческий фактор», но Сергей, хотя и защитился, но из науки в конце концов ушел, поняв, что человеческой душой заниматься важнее, чем ракетами.

- Официально на службу в Церковь я пришел в год тысячелетия Крещения Руси, - вспоминает он, – Вскоре записался слушателем на курсы при Духовной семинарии, да вот только Библию тогда нелегко было достать. Но все же купил ее из-под полы за большие тогда деньги 200 рублей у какого-то спекулянта…в Москве, на Кузнецком! Как описать радость этой Встречи, изменившей жизнь? Я задумался тогда, почему же мы хотим порхать по жизни мотыльками, делаем из этого цель существования, не понимая, что без испытаний и скорбей человек может навсегда лишиться духовного зрения! Сегодня, в лихорадочную эпоху поисков денежного места под солнцем, многие стяжавшие и богатство, и власть удивляются, почему материальное благополучие не приносит им ожидаемой радости? Вроде бы все есть, а чего-то не хватает. А не достает стремления к нравственному совершенству – аристократизму духа. Это то, что раньше ценилось превыше всего – честь, совесть, вера. Но прийти к этому можно только  изнутри – через приведение своих мыслей и чувств в евангельское ученичество Христу!


Царство хамов должно сгинуть

- Наше безбожное пролетарское прошлое оставило нам в наследство духовное владычество хамов и стяжателей, - продолжает отец Сергий, -  Кажется, Паскаль сказал, что «в Бога веруют либо очень простые люди, либо очень образованные». А у нас на дворе - эпоха «полузнаек», вышедших из полуподвалов внезапно разбогатевших людей с чудовищно гипертрофированным потребительским сознанием. Стоит ли  удивляться, что значительная нового предпринимательского класса в большинстве своем не отождествляет себя с «этим» народом, она держит капиталы, имеет виллы, учит своих детей не в «этой» стране, и поэтому судьба государства ее мало интересует. Такое дезертирство означает разрыв не только с национальной культурной традицией, но и утрату гражданского мира и социального согласия.

Для России всегда был свойственен религиозный тип сознания -  она всегда возвышалась совестью, свет совести равно сиял и в праведниках наших, и в лучших писателях и ученых, и в душах наших бабушек и дедушек. «Совесть – голос Божий» – прекрасное выражение христианского учения об источнике нравственного закона в человеке. За стойкую веру нас уважают во всем мире. А сейчас на наших глазах опять происходит извращенная подмена вечных Истин новым псевдорелигиозным культом рыночных отношений к ближнему.
 
Для людей, обличенных в мантию власти и имеющих немалое состояние чрезвычайно важны две составляющие: профессионализм и мировоззрение. Высококомпетентные технократы, циники без духовных ориентиров, пренебрегающие во имя корпоративных или личных целей национальными интересами и моралью, способны нанести вред ничуть не меньший, чем полуграмотные дилетанты, даже движимые благими побуждениями. И, чтобы россияне жили в согласии со своим сердцем и помыслами, чтобы знание Истины стало полным, Церковь должна выпестовать новую православную элиту, восстановив утраченное благородство наших великих предков. Другими словами, из «рожи азиатской», как писал Блок, сделать «европейское лицо». В этом, на мой взгляд, и есть ключ к судьбам миллионов.
 
Все это нужно, очень нужно помнить нам сейчас, когда, поняв бессмысленность смертоносной атомной войны, человечество оказалось совершенно беспомощным перед лицом нового, еще более разрушительного оружия – информационного, которое тем и опасно, что направлено, прежде всего, против бессмертной души человека. А ракеты – пусть себе летают…

ЮЛИЯ НАДЕЖДЕНСКАЯ


Рецензии
Наше безбожное пролетарское прошлое оставило нам в наследство духовное владычество хамов и стяжателей, - продолжает отец Сергий, - Кажется, Паскаль сказал, что «в Бога веруют либо очень простые люди, либо очень образованные». А у нас на дворе - эпоха «полузнаек», вышедших из полуподвалов внезапно разбогатевших людей с чудовищно гипертрофированным потребительским сознанием. Стоит ли удивляться, что значительная нового предпринимательского класса в большинстве своем не отождествляет себя с «этим» народом, она держит капиталы, имеет виллы, учит своих детей не в «этой» стране, и поэтому судьба государства ее мало интересует. Такое дезертирство означает разрыв не только с национальной культурной традицией, но и утрату гражданского мира и социального согласия.
------
Сказано красиво, но я не совсем согласен. И с Вами, и с Паскалем. Вы как бы выступаете против среднего класса вообще. Между тем средний класс в США, например, очень религиозен.

Беда не в "полузнайках". Беда в "мнимых знайках"! Невежество, уверенное в своей образованности и гордящееся ею - вот что страшно!

Прусов Николай Сергеевич   04.09.2017 11:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.