Упорядочение терминологии философии и психологии

Сама тема нашего форума «Философские проблемы современной психологии» побуждает к размышлению о взаимосвязях между философией и психологией, к выявлению общих проблем и особенностей методологических подходов в каждой из этих дисциплин. Всякая деятельность, в том числе и все виды познавательной деятельности, имеют своей целью (явно или скрыто) обеспечение душевного комфорта. Большая часть дисциплин направлена на создание материальных предпосылок для этого. Психология изучает нервнопсихический аппарат и психические процессы на предмет выявления основных закономерностей, с тем, чтобы использовать результаты для улучшения состояния аппарата и гармонизации психических процессов. Философия призвана изучать мудрость, что означает умение правильно устроить свою жизнь. Она включает в себя умение распознать, в чём благо для данного субъекта, выбрать достижимые цели, ведущие к благу, находить оптимальные способы движения к намеченным целям, радоваться успехам, находить выход из затруднительных ситуаций, не впадать в отчаяние при неудачах и т. д.

Общая цель – достижение душевного комфорта, а различие в том, что философия рассматривает более общие вопросы. Философия ответственна за создание картины мира, формирование систем ценностей иерархий целей, предписаний и запретов, в ходе реализации которых протекает психическая жизнь индивида и социума. Таким образом, философия и психология играют целеуказующую стратегическую роль, а все другие – виды познавательной деятельности исполняют вспомогательную тактическую функцию.
Это обстоятельство накладывает особую ответственность на философию и психологию в части научной строгости. Для обеспечения же этой строгости первейшим условием является наличие максимально точного терминологического аппарата этих наук. Как будет показано ниже, да это и не секрет, с этим дело обстоит не очень хорошо. Терминология этих наук построена, в основном, на терминах, импортированных из обыденной речи и ею унаследованы элементы синкретизма, присущие обыденному языку. Как следствие, многие термины оказываются полисемантичными квазитерминами.

Особенно это касается термина «сознание». В моей статье "О полисемантичности термина сознание" [1]  показано, что слово «сознание» в различных контекстах имеет обыкновение употребляться и как функция отражения, и как способность к осуществлению этой функции, и как субъект функции, и как объект, и как результат. И это далеко не все значения, в которых употребляется этот сверх всякой меры полисемантичный термин (вернее квазитермин). Обычно слова образуют гнездо из нескольких ячеек: действие, его субъект, объект и результат. В слове «сознание» имеет место синкретическое слияние этих значений в одном слове. В вышеупомянутой статье предлагается изъять этот квазитермин из обращения, заменяя его следующими терминами: сознавание, сознающее, сознаваемое, осознание.

Подобные ситуации достаточно часто встречаются в научной терминологии, хоть и не в столь вопиющей форме. Например, словом ощущение обозначают действие и результат этого действия. Во избежание этого выглядит целесообразным использовать слово ощущание для обозначения процесса обработки сигналов, приводящих к результату, могущему быть обозначенным словом ощущение. Аналогичным образом нужно различать ощущающее, как субъект ощущания, ощущаемое, как сигналы, подвергающиеся процедуре ощущания, ощущание как процесс и ощущение, как результат ощущания. Продолжая в этом духе помимо неологизмов сознавание и ощущание можно ввести следующие отглагольные существительные: отражание, отображание, воспринимание, представливание, наблюдание и т. д. Все эти отглагольные существительные акцентируют внимание на процессуальном характере действия, его продолженности во времени. Надо сказать, что эти слова уже в ходу у отдельных авторов. Речь идёт о том, чтобы узаконить, «канонизировать» эти термины, придя к определённой конвенции по поводу их точного определения.

Следующее понятие, с которым нам нужно определиться – восприятие. И здесь мы сталкиваемся с синкретизмом в его трактовке: этим словом принято называть и процесс и результат. Мы для ясности будем использовать термин воспринимание когда речь идёт о процессе и термин восприятие для результата этого процесса. Воспринимание – это процесс порождения образов на основе обработки свежепоступающей сенсорной информации, расчленения сенсорного потока на фрагменты и сопоставления каждого из фрагментов с хранящимися в мозге объектными эталонами. Как следствие этого процесса получаются образы этих объектов, которые можно называть восприятиями.

Важнейшая особенность психики человека – это способность перейти от потока сенсорной информации к образу. Процесс идёт примерно так. Получая новую порцию сенсорной информации, СПД (субъект психической деятельности) стремится идентифицировать её как образ, найти в памяти нечто аналогичное и описать поток как идущий от объекта, в чём-то похожего на известный ему объект. Всякое познавание есть описание нового объекта через известные, включение нового объекта в имеющуюся картину мира. При этом возможно существенное изменение картины мира. Познавательный процесс не есть механическое добавление новых сведений к имеющимся. Если такое и имеет место, то такие сведения недолго остаются для данного субъекта в роли знаемых. 

Восприятия кратковременны. В данный момент возникает одно восприятие, в следующее мгновение – совершенно другое. Так они сменяют друг друга на некоем внутреннем экране. Иногда можно услышать: «С тех пор я больше не встречал этого человека, но образ его прочно засел в моей памяти». Слово образ здесь  не совсем точно. Образ – это то, что возникает в момент вспоминания, а то, что хранится в памяти правильнее будет называть потенциообразом.

Восприятие сохраняется в виде потенциообраза. Причём у потенциообраза необходимо отметить когнитивную и аффективную составляющие. Потенциообразы со своими составляющими накапливаются в течение всей жизни. Ощущение и восприятие мимолётны, впечатление долговременно. Образ мимолётен, потенциообраз долговременен.   

Следующий процесс – представливание. Потенциообраз, хранящийся в предсознании, попадает в фокус внимания, вследствие чего возникает образ, который принято называть представлением объекта. Представливание – процесс образопорождения на основе извлечения хранящихся потенциообразов и их актуализации в форме образов. Воображание – процесс образопорождения на основе извлечения хранящихся потенциообразов и их актуализации в форме образов с внесением заведомых искажений.

Рассмотренные нами процессы ощущания, воспринимания, представливания, воображания можно считать познавательной деятельностью первого уровня связанной с образопорождением. Познавательной деятельностью более высокого уровня является мышление или мыслепорождение. 

Мышление – деятельность по выявлению связей между изучаемыми объектами не путём непосредственного приёма сенсорной информации, а посредством обработки ранее полученных данных. Следует отметить, что в ходе мышления иногда может возникнуть надобность и в непосредственно воспринимаемой информации, но это носит вспомогательный характер. Также и в процессе образопорождения приходится эпозодически обращаться к мышлению. Так что процессы образопорождения и мыслепорождения не протекают в чистом виде, а взаимопереплетены.

Мышление имеет своей конечной целью мысль, которая выражается в форме суждения «F есть P», где F – фигурант мысли, а P – предикат. (Со времён Аристотеля то, о чём сообщалось в суждении, именовалось субъектом суждения. Одновременно с этим субъектом суждения или мысли именовали и того человека, который их озвучивал. Налицо ситуация полисемантизма. Выход из неё в том, чтобы называть фигурантом суждения то, о чём в нём сообщается).
Можно сказать, что мышление протекает примерно по следующей схеме. Возникает потребность. Начинается поиск предиката, то есть класса объектов, обладающих свойствами, требуемыми для снятия возникшей проблемы. После того, как предикат выбран, начинается поиск множества потенциальных фигурантов. Далее происходит сопоставление, сравнивание фигурантов с предикатом на предмет обладания фигурантом свойствами, требуемыми для отнесения его к множеству объектов, соответствующих данному предикативному описанию. Процесс завершается вынесением суждения «F есть P» или каких-либо форм его отрицания. При этом возникает та или иная эмоциональная реакция. В зависимости от знака эмоции субъект решает для себя нужно ли ему стремиться к сохранению данного положения дел или нужно его менять. Это порождает новую потребность, для удовлетворения которой снова ищут предикат, фигурант, т. е. всё повторяется по приведённой схеме. Подробнее об этом в моей статье "Философский фундаментализм и выбор мировоззрения" [2].

В сознавании можно выделить когнитивную, аффективную и регулятивную составляющие. Когнитивная составляющая сознавания протекает в форме образопорождения и мыслепорождения. Образопорождение включает в себя воспринимание, представливание и воображание. Мыслепорождение приводит к возникновению мыслей, которые представляют собой конструкции типа «F есть P», где F и P – образы. То есть, мысль включает в себя образы. Но было бы не совсем верно на этом основании делать вывод о том, что образопорождение проще чем мыслепорождение. Дело в том, что образы, возникающие в процессе образопорождения не совсем то же самое, что и образы, входящие в состав мысли. Вторые существенно беднее в своем сенсорном наполнении. Когда мы представляем образ какого-нибудь человека или видим его воочию, его образ занимает большую часть «оперативной памяти», а всякие мысли оказываются вытеснены на периферию. Когда же мы формулируем мысль, связанную с этим человеком, то сенсорное наполнение образа значительно меньше, а в центре внимания оказывается всё, что связано с сутью проблемы.

Образопорождающий и мыслительный процессы никогда не протекают в чистом виде. Они протекают одновременно и взаимопереплетённо. Удельный вес каждого из этих процессов  в общем процессе сознавания постоянно меняются. Центр тяжести смещается от образопорождения к мыслепорождению и наоборот. Человек может разглядывать местность, слушать музыку, вспоминать картины из прошлого, мечтать о будущем и всё это – образопорождение, а параллельно где-нибудь на периферии могут проскакивать какие-то мысли. (Впрочем, мысли не всегда являются продуктом целенаправленного, логически последовательно выверенного мыслительного процесса. Мысли могут возникать и в результате непроизвольного ассоциирования и соотнесения фигуранта с предикатом без должного обоснования). В то же время человек, поглощённый целенаправленным и внутренне строго контролируемым мыслительным процессом, на периферии может прокручивать музыку, следить за происходящим боковым зрением и т. д.      

В терминологии, используемой для описания аффективных процессов, также есть необходимость в уточнении и моносемантизации некоторых терминов. К примеру, необходимо совершенно чётко разграничить чувства и эмоции. Для обеспечения однозначности целесообразно использовать слово «чувство» в следующем значении, взятом из энциклопедического словаря. «Чувства — высшая форма эмоциональ¬ного отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающа¬яся относительной устойчивостью, обоб¬щенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффек¬тов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность пред¬метов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятель¬ности»[3] .

Чем характерны чувства? Они адресны, направлены на объект, они стационарны, долговременны. Эмоции кратковременны, дискретны, подобны вспышке. В чувстве выражается отношение субъекта к определенному объекту. В качестве объекта чувства могут выступать как отдельные свойства человека, животного, неодушевленного предмета или даже потусторонних сил, так и совокупности этих свойств вплоть до целостного объекта. Чувства могут быть  направлены на группы объектов. Чувство выражает отношение человека к свойствам объекта.

Эмоция – это актуализация чувства. Человек может любить или ненавидеть, эти чувства долговременны,  а радость или огорчение, вызываемые соприкосновением с объектами этих чувств или воспоминанием о них – это эмоции. Эмоции дискретны. Чувства – это потенциальные эмоции. Чувства зарождаются через эмоции и претерпевают изменения под их влиянием. Человек сталкивается с объектом, это столкновение всякий раз приводит к возникновению определенных эмоций, таких, например, как радость, огорчение и т.п. А регулярное возникновение определенных эмоций в связи с определенным объектом приводит к формированию чувств, таких, как страх, отвращение, любовь, ненависть, приязнь, неприязнь.

То есть эмоции влияют на формирование чувств, а те, сформировавшись, способствуют возникновению определенных эмоций. Но было бы ошибкой считать, что чувства однозначно детерминируют эмоции, поскольку в зависимости от ситуации одно и то же чувство может обернуться самыми разными эмоциями. Например, родительское чувство любви к детям инициирует радость при встрече после разлуки, но может явиться причиной огорчения в случае неудач или гнева в случае непослушания и т. д. Чувство может проявляться в форме эмоций и не проявляться. И проявляться оно может в форме различных эмоций.

Проблема полисемантизма имеет место и со словом страх. Человек может бояться скорпионов, но ни разу их не увидеть. В данном случае можно говорить о страхе как чувстве. Когда человек сталкивается с объектом, в отношение которого у него чувство страха, происходит актуализация этого чувства с возникновением эмоции страха. Было бы желательным вывести из научного оборота слово «страх», по причине его полисемантичности и заменить его словами «боязнь» для обозначения чувства и «испуг» для обозначения эмоции.

Такое тщательное разграничение этих понятий крайне необходимо. Без этого нельзя говорить о психологии и философии как о науках, а правильнее будет считать их особой формой культуры, носители которой упражняются в высокой словесности, обмениваются высокопарными речами, полными терминов, значение которых расплывчато. Рассмотрение этих примеров приводит к идее о разделении психических явлений на два категориальных ряда, которые можно назвать актуалиями и потенциалиями.

Актуалии Потенциалии
Образ Потенциообраз
Эмоция Чувство
Испуг Боязнь
Удовольствие Любовь
Страдание Нелюбовь

Наверное таблицу можно будет дополнить.
 
В философии также имеют место факты полисемантизма. Рассмотрим случай со словом знание. Этим словом обозначают как факт обладания некоторыми сведениями, так и сами сведения. Знание – отглагольное существительное, обозначающее владение сведениями, а незнание – необладание ими. Поэтому уместнее закрепить за словом знание функцию обладания сведениями, а сами сведения обозначать словом «знаемое» или «познание».
Но со словом «познание» также имеет место проблема полисемантизма. Слово познание используется и для обозначения процесса познавательной деятельности и для обозначения результата. Правильнее будет обозначать познавательный процесс словом познавание, а результат – словом познание.

Заключение.

В гносеологии не будет порядка до тех пор, пока раз и навсегда мы не договоримся о следующем. Необходимо китайской стеной отгородить суждение об объекте (или их совокупность) с одной стороны и отношение познающего субъекта к суждению с другой. В первую группу входят сведения, сообщения, информация, теории и т. п., все, что говорится об изучаемых объектах, об их свойствах. Во вторую группу входят категории, выражающие отношение познающего субъекта к суждению (или их совокупности), степень их приятия, такие как ознакомленность, мнение, вера, знание или их антиподов (неознакомленность, немнение, неверие, заблуждение). Мы наблюдаем взаимопроникновение, диффундирование понятий этих двух категориальных групп, вызванное полисемантичностью и неупорядоченностью терминологического аппарата. Устранение этих недостатков видится мне необходимым условием для того, чтобы гносеология могла называться научной дисциплиной.

Подробно эта тема разобрана в статье "К вопросу о различении эпистемологических категорий"[4].



Литература

1. http://www.proza.ru/2009/09/06/809
2. http://www.proza.ru/2009/09/24/254
3. Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. – сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.
4. http://filosofia.ru/76517/


Рецензии
СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ.

В формальной логике в конце 19-го и первой половине 20-го века наметилась и преобладала тенденция на очищение её содержания от психологизма. В этом смысле термины структуры суждения трактовались вполне однозначно:

А: (s - p),

здесь
А - суждение
s - субъект (то, о чём говорят)
p - предикат (то, что говорят).

Со второй половины 20 века психологизация вновь стала набирать силу и проникать в логические дисциплины. В этом русле следует рассматривать Ваше предложение заменить 'логический субъект' [s] на термин 'фигурант' [F].

Разумеется, с позиций психолога, для которого субъект есть когнитивный деятель, упоминание субъекта в структуре суждения является двусмысленным и возникает желание уточнить терминологию. Вы пишете:

"Мышление имеет своей конечной целью мысль, которая выражается в форме суждения «F есть P», где F – фигурант мысли, а P – предикат. (Со времён Аристотеля то, о чём сообщалось в суждении, именовалось субъектом суждения. Одновременно с этим субъектом суждения или мысли именовали и того человека, который их озвучивал. Налицо ситуация полисемантизма. Выход из неё в том, чтобы называть фигурантом суждения то, о чём в нём сообщается)".
Конец цитирования.

Между тем, для формальной логики введение [F] вместо [s] не имеет никакого практического значения, поскольку в ней заведомо отвлекаются от человека и суждение рассматривается всегда со стороны формы. Содержание мысли и деятель, высказывающий мысль, формальную логику не интересуют. Никакой путаницы с двумя субъектами в строгой понятийно-терминологической системе не происходит. Поэтому Ваше введение термина [F] выглядит излишним, в свою очередь, запутывающим суть дела.

В самом деле. Что такое фигурант? Это лицо, о котором говорят ("Обсуждаемое лицо, участник какого-либо действа, являющегося предметом обсуждения, изучения, анализа", (с)). То есть термин "фигурант" отвечает на вопрос "О ком говорят", а не "О чём говорят".

Если следовать логике уточнения терминологии, которая устраивала бы всех - и логиков, и психологов, и философов, - то тогда для обозначения "о чём сообщается" больше подошел бы термин "объектант мысли" (образованный от "объект").

Михаил Грачёв   23.05.2012 13:12     Заявить о нарушении
Вы пишете, что "для формальной логики введение [F] вместо [s] не имеет никакого практического значения, поскольку в ней заведомо отвлекаются от человека и суждение рассматривается всегда со стороны формы."
Оно, конечно, так. Но для эпистемической логики важен субъект познавательной деятельности и поэтому совершенно невозможно терпеть присутствие еще одного субъекта.
За отзыв спасибо.

Зубаир Османов   24.05.2012 23:28   Заявить о нарушении
ВВЕДЕНИЕ В СТРУКТУРУ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СУБЪЕКТА РАССУЖДЕНИЯ.

[Зубаир Османов: «Вы пишете, что "для формальной логики введение [F] вместо [s] не имеет никакого практического значения, поскольку в ней заведомо отвлекаются от человека и суждение рассматривается всегда со стороны формы."
Оно, конечно, так. Но для эпистемической логики важен субъект познавательной деятельности и поэтому совершенно невозможно терпеть присутствие еще одного субъекта. За отзыв спасибо»].

Уважаемый Зубаир Османов! Действительно, эпистемическая логика в отличие от традиционной формальной логики учитывает субъект познавательной деятельности. Только ведь эпистемическая логика - это другой раздел общей логики - а именно, раздел логики неклассической. В ней, сохраняется структура классической логики и вводится дополнительный символ, учитывающий субъекта познания (субъекта высказывания):

Ка(q) - читается: "субъект а знает, что q".

В элементарной диалектической логике эта проблема (присутствия двух субъектов) решается следующим образом. В структуре высказывания задекларированы оба субъекта - логический субъект и эпистемический субъект:

А: S(s - p), где

А - высказывание;
S(прописное) - эпистемический субъект;
s(строчное) - логический субъект;
р - предикат.

В Вашей аннотации это будет выглядеть так:

А: S(F - p), где
F - фигурант.

Хочу обратить внимание, что в структуру высказывания всё равно необходимо ввести субъект рассуждения.

Михаил Грачёв   25.05.2012 01:06   Заявить о нарушении
Я думаю, вы согласитесь, что удобнее оперировать понятиями субъект и фигурант, нежели двумя субъектами.

Зубаир Османов   25.05.2012 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.