Монмартр ж... блин!

Париже  пришлось побывать несколько раз.
Первая поездка в памяти как-то не  осталась.
Хотя....

Шли  90е.
Моим компаньоном по путешествию оказался человек торговый и деловой по имени Серёга.
Его интересовали курсы валют.
Сброс валюты.
Он бывал за кордоном неоднократно и нюх у него на обменники был , как у таксы на крысиные норы.
А также торговые ряды, товар  и стоимость .
Присутствие с ним рядом невольно засасывало в воронку его интересов и в  единственную цель его путешествия  –«Купить –перепродать».
Жили мы на Елисейских полях.
Недалеко от плац Этуаль -  площади Звезды и  Триумфальной арки.
В маленькой, но очень уютной гостинице из 3х этажей и с 9ью номерами.
Очень пристойной.
И это отражалось на запечатанном при въезде в номере -унитазе, душевой кабине,  новых махровых халатах, полотенец для лица и ног, фирменного мыла, пробников мужского одеколона и прочих милых мелочей ,которые на чужбине греют душу своим неназойливым сервисом.
Париж в первой поездке - это хождение по магазинам с Серёгой.
Как купец, он обладал потрясающей убеждённостью , как ,куда, почему и надо двигать.
Убедил ,что ТАТИ и есть смысл поездки в Париж.
Поехали.
ТАТИ  оказался большим магазином для испанцев, африканцев,и прочей публики ,которая предпочитает казаться , а не быть, покупая не Channel№5 .
 А скорее Шанель, или Шинель №5, подделку разлитую в каком-то парижском подвале.
Серёга брал всё подряд, по пути рассказывая, что и как он втюхает дома, и какой будет при этом навар.
В сие можно было поверить, т.к. тогда в стране не то ,чтобы колбасы, а женских трусов и лифчиков не было.
В этих тусовках по магазинам меня интересовали только пряные индийские лавки.
Люблю  кофе с добавкой гвоздики и корицы, особенно, когда ствол последней сам растираешь перед готовкой кофе и чувствуешь её свежий щекочущий ноздри запах.
Поиск лавок с пряностями  оказался не простым.
Лавки были , но…
Помещения лавок были заставлены мешками со специями.
Понять «что? Где?» было невозможно, потому что все запахи смешивались в один общий и разобрать, что нюхаешь не было какой-либо  возможности.
Языка не знал,  слово « корица» с попыткой изобразить её, индусам ни какого реального понимания не давало..
Они смотрели внимательно и ошалело, качая головой, цоколи языком  и предлагали что-то совсем иное..
Приходилось брать щепотку, выходить на улицу, чтобы чуть раздышавшись вынюхать на свежем воздухе, что же ты взял.
Серёга моей цели не понимал, считал делом несерьёзным и баловством , его интересовали больше распродажи тряпок и обуви, он снова куда-то тащил,…в итоге мне надоело.
Я  послал его подальше на бульваре Клише, сказав: «Старичок, вали куда хочешь..но быть в Париже и не побывать на Монмарте, мне художнику,… это знаешь ли ..полная фигня!»
Сориентировавшись по карте отправился в сторону Сакре-Кер.
Собор стоял на холме, внизу среди туристов негр запускал механических голубей.
Они после своего после своего полёта оказывались снова у негра в руке, оставалось и как и почему остаётся для меня до сих пор неясным.
У уличного торговца купил сигареты «Gitanes», крепкие и настоящие, отличающиеся от этой марки российских производителей  « Рашен  колобашен», …и пошёл по пролетам с низкими ступенями вверх , туда, к собору, слева от которого и был Монмартр.
Найти его труду особенно не составляло.
Сакре Кер («Sacre Coeur» - церковь Сердца Христова).-одна из самых красивых церквей Парижа .
В каком бы месте города не находишься,  взгляд обязательно задержится на белых куполах базилики Сакре Кер,  возвышающейся на вершине Монмартрского холма.
Монмартр  оказался маленькой площадью, метров 25 на 25, и даже не площадью, а пространством.
Окружённое двухэтажными домишками постройки XVI-XVIIвека.
По первому этажу сувенирные лавки, книги, репродукции, на втором просто живущие и проклинающие должно быть своё местопроживание парижане.

Всё это пространство было заставлено столиками, занято немцами, американцами, итальянцами, норвежцами и шведами, людьми не французскими и пришлыми, пьющих кофе ,чашечка которого стоила совершенно немыслимо по цене – 400 франков, что соответствовало по курсу тогда  80 долларом.
Но эта цена всех этих жирных котов не смущала, более того их лица светились сознанием того, что они по факту приседания на стул на Монмартре уже как бы имели честь приобщиться к мировому искусству…Ван Гогам,Гогенам, Писсаро, Тулуз Лотрекам и прочее.
По периметру на многоступенчатых подиумах, словно церковных хорах, стояли художники.
Создавая собой живую раму  в центре пьющим и жующим, , что-то чем-то рисующую…  пером, фламастером, тушью, шариковыми ручками, карандашами и прочее.

Влез в их задние ряды, чтобы сверху рассмотреть у кого что.
И пришёл в ужас.
От безвкусия, пошлости, корявости, и их неумения.
На листках стоял брендовая печать-« Monmartr».
Понял ,что работает команда , которая пасёт это поле.
Это её бизнес и похоже делать здесь нечего.
Каждая работа к продаже с этой печатью не опускалась ниже тех же 400 франков.
Болтаясь по Монмартру обратил внимание на одного мужика, с двумя мощными синяками.. и заплывшими от них глазами.
Работы того были ну очень приличны..
Профи!
Наконец-то.
Работы его выставлены, но тот ничего не продавал.

В разговор мужик не вступал, а смотрел настороженно и недружелюбно.
На Монмартре я хотел найти ту стену, о которой мне когда-то говорил мой знакомый по Риге ,живописец и график Моисей Дембо.
Он был сыном одного латышского купца, владельца лакокрасочного рижского магазина до войны, и Дембо  удалось учиться и жить в Париже в 30е, в районе Монмартра…
Запомнились его слова, на том этапе ,когда начинал своё восхождение к искусству..
« .. на Монмартре есть стена… ей уже несколько столетий… Там мужской туалет.
И знаешь что интересно, там поручень, чтобы ничего не было видно по пояс, .. а так весь открыт… и все знают для чего зашёл… но только помочиться…
Этому месту уже несколько столетий.
Так вот… надо работать так, чтобы глядя на твою работу, если надумаешь писать такую стену, чтобы все  чувствовали запах мочи, иначе… не хрена и браться…
Живопись –это запах… леса, фруктов,  города, чего угодно, но обязательно того что пишешь.»

Стену я не нашёл.
Всё было переделано и перестроено, и подчинено торговле.

Пошёл к собору.
Открытая площадка предоставляла возможность с вершины холма рассмотреть Париж,..
Его крыши, с мансардами и садами … их перепады…дымку над уходящим к горизонту Парижем… призрачную и далеко расположенную Эйфелеву башню.
Там снова наткнулся на того мужика с синяками.
Обратился к нему с фразой:
Парлеу Франсе?... ………...ноль внимания.
Шпрехен зи дойч?................опять по нулям.
Ду ю  спик инглиш?............ непонимающий взгляд…
И вдруг ответ… « Чего приеб - - - ?»
- Русский!... Братуха!-воскликнул я,-Во дела!...А я перед тобой выкаблучиваюсь… думаю засранец- француз выпендривается.
- Да какой я француз?... Москвич.
- А чего со сливами ? Кто навесил?
- Да эти с Монмартра.
- ?????
-  Так рисовать же ни хрена не имеют…-удаки, я быстро всё сделал, Строгановка всё же, ну и  торганул, и всё влёт… и цену скинул…. Много же успел сбацать..
-   Ну и ?
-   Чего ну?... Ну мне морду ЭТИ и набили? Рынок им видишь ли срываю….Потом снова пришёл … и снова в морду.….
-   Чего понравилось?
-   Да какое понравилось? Деньги же надо как-то набрать ,чтобы домой вернуться.. Не рассчитал…в кабаке одном обчистили..

Мы ещё поболтали и расстались довольные оба ,что встретили соотечественника.
Холм Сен-Клер огибал плавный спуск вдоль кустов и ровно подстриженных газонов.
Стояли скамейки.
На одну присел… чтобы побыть в одиночестве.. и уловить момент, увидеть, как  вуаль сумерек плавно опускается на город….
Париж синел... кое где уже зажигались огни...

И вдруг ….
К храму Сакре-Кер по пустой аллее скоса холма медленно приближался Серёга,кособочась под тяжестью двух тугонабитых сумок с женской обувью…

…………………………………………….

- Серый,…. во дела! Ты-то чего сюда припёрся?
- Чего-чего?!.... К искусству приобщаюсь!….. Монмартр ж ….Блин!


* * *


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.