Летопись Патриарха Тихона

                НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!


Жить  -  БОГУ   служить.
Каков   строитель,   такова   и  обитель.
Кто  друг  прямой,  только  брат  родной

      Путешествуя по просторам Малороссии и Новороссии осенью 2004 года (в пору предвыборной агитации за избрание Президента «незалежной и самостийной Украйны»), на ум приходили суждения наших предков, касающиеся этих областей, где и нынче справедливо звучали знакомые слова: «Земля наша богата и обильна, а порядку в ней нет».
      Ещё в двенадцатом веке составитель начального летописного свода (по мнению историка В. О. Ключевского(1841 - 1911) им мог быть игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве Сильвестр) подчеркнул неразрывную связь Руси и Киева, включив в него повествование под заглавием: «Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская  земля, кто в Киеве  нача первое княжити и откуда  Русская  земля  стала  есть».
      Святитель Тихон (1865 - 1925), Патриарх Московский и всея Руси в 1918 году от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА – то есть через 678 лет после разорения Киева войском хана Батыя из-за обособленности удельных русских князей, непожелавших сплотиться воедино для борьбы с неприятелем; и через 264 года после решения о воссоединении Малороссии (Левобережная Украина и город Киев с окрестностями на правом берегу Днепра) с Россией на Переяславской Раде –  вопиял в отчаянных посланиях к «обезумевшему народу»*:

•     «Всё тело её  (России) покрыто язвами и струпьями, чахнет  она  от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокажённого отпадают части её – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, скоро и от великой и могучей  России  останется только одна  тень,  жалкое  имя.  Как   сокрушён   жезл   силы,  посох  славы.
      Великий между народами, князь над областями становится данником. Горько плачет он ночью, и слёзы его на ланитах его» (выдержка из послания «Россия в проказе» от 14 января по ст. cт. 1918 года).

•     «Опомнитесь,   безумцы,  прекратите  ваши   кровавые   расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей  земной.
      Властью, данной нам от БОГА, запрещаем вам приступать к ТАИНАМ ХРИСТОВЫМ, анафематствуем вас, если только вы носите ещё христианские имена и хотя бы по рождению своему принадлежите   к   Церкви   Православной...
      Зовём всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей» (выдержка из послания архипастырям, пастырям, всем верным чадам Православной Церкви Российской от 19 января по ст. ст. 1918 года).
   
•     «Исстрадавшиеся  сыны  Родины  нашей  готовы  даже  малодушно кинуться в объятия врагов её, чтобы искать среди них и под их властью успокоения жизни общественной, прекращения её ужасов. Горе  той  власти,  которая довела русских людей до такого отчаяния!
      Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения и раздоры, они только и стремились к тому (от автора: во все века и по сей день), чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество Русской  земли...
      Оставивши злобу и вражду взаимную, возлюбите кийждо ближнего своего: богатые, кормите и одевайте нищих, бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, «не ожесточайте сердец ваших» (Евр.3,8), не кляните жребия своего «и доволни будете оброки  вашими» (Лк.3,14). Наипаче же «мир БОЖИЙ да водворяется в сердцах ваших» (Кол.3,15)» (выдержка из послания Российской  Церкви   по   поводу   междоусобной   брани  1918 год).

•     «Заключённый   ныне  мир  (Брестский),  по которому отторгаются от нас целые области, населённые православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по  которому  даже   искони    православная   Украина  отделяется   от братской   России  и  стольный  град  Киев,   мать   городов   русских, колыбель   нашего  крещения,  хранилище святынь,   перестаёт  быть городом державы Российской, мир отдающий наш народ и Русскую землю в тяжёлую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесёт великий урон  и  горе, а  Отечеству  неисчислимые  потери...
      По воле ПАСТЫРЕНАЧАЛЬНИКА, ГЛАВЫ ЦЕРКВИ, ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА, поставленные на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской, святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Мы призываем совестью своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить пред всем миром, что Церковь не может благословить заключённый ныне от имени России позорный мир. Этот мир принуждённо подписанный от имени русского народа, не приведёт  к братскому сожительству народов... В нём зародыш новых войн и зол для всего человечества. Может ли примириться русский народ со своим  унижением? Может  ли он  забыть  разлученных  от  него  по  крови  и  вере  братьев...
     Убеждайте всех усердно молиться ГОСПОДУ, да отвратит ОН праведный гнев СВОЙ, грех наших ради на ны движимый, да укрепит  наш  расслабленный  дух и восставит нас от тяжкого уныния  и   крайнего  падения.
     И милосердный ГОСПОДЬ сжалится над грешной Русской землёй и помилует её ради святых угодников БОЖИИХ, наипаче же ЗАСТУПНИЦЫ усердной рода христианского, молитвами коих да снизойдёт на вас благословение БОЖИЕ. Аминь» (выдержка из послания архипастырям, пастырям и всем верным чадам  Православной  Церкви   Российской   18   марта   1918 года).
    
      Самоотверженный призыв святого Патриарха Тихона пронёсся через десятилетия  и отозвался в годину испытаний второй мировой войной – «дружная семья народов нашей страны» (состоящая тогда в значительной степени из поколений воспитанных царской Россией), как встарь, сплотилась, по-братски, с верою вокруг своего «вождя и отца всех народов», забыв про «несуразные» внутригосударственные (национально-автономные,  краевые, областные,  республиканские) границы, искусственно возникшие на просторах Российской империи; выстояла и победила, несмотря на огромные потери, благодаря верности многовековому, овеянному ратной  славой   народному  девизу  «За Веру, Царя и Отечество».
      Победа  в  Великой  Отечественной  войне  была  обусловлена прежде всего силой православного имперского духа, господствующего в русском крестьянском самосознании (причём  в те годы крестьянство составляло наибольшую часть населения страны). Современные  «Иваны непомнящие родства и заветов старины глубокой» разделили нажитое потом и кровью «отеческое» (царское) наследие, поправ братский дух любви, единомыслия и уважения к «семейному старшинству». Стали, подобно евангельскому блудному сыну, «прожигать» нажитое предками общенациональное  достояние. 
      Неужели совсем зачахло «славянское древо» – столетиями взращиваемое молитвами святых угодников, почивающих в православных монастырях: Киево-Печерском (там я приобщился  СВЯТЫХ ТАИН рядом с богатырскими останками преподобного Ильи Муромца (1143 - 1188) и П. А. Столыпина(1862 - 1911)) и Свято-Успенском Почаевском (где надо было набраться духа – залезть в покрытую мраком неизвестности, крошечную пещерку преподобного игумена Иова Почаевского, скончавшегося в 1651 году)?
     P.S. «СНЯТИЕ ПОРЧИ», НАНЕСЁННОЙ ТОТАЛИТАРНОЙ ДЕСПОТИЕЙ, С ДУШИ  НАРОДА  ОЗНАЧАЕТ  СНЯТИЕ  БЛАГОДАТЬЮ  БОЖИЕЙ   ПЕЧАТИ   РАЗДЕЛЯЮЩЕГО  БЕСПАМЯТСТВА С РАВНОДУШНЫХ  СЕРДЕЦ  И  ПРИНЯТИЕ  ИМИ  ЛЮБОВНОГО  УЧАСТИЯ  В  БОРЬБЕ  ДОБРА  СО  ЗЛОМ.
2009
______
* cвятой царственный страстотерпец Николай Александрович Романов (1868 - 1918) в письме из Тобольска от 20 февраля по ст. cт. 1918 года к своей матери, вдовствующей Императрице, Марии Федоровне характеризовал  происходящее  тогда  так: «Поистине  иногда кажется,  что  сойдёшь  с  ума!»



               


Рецензии
Георгий, большое спасибо за статью!
Да, патриарх Тихон был вынужден выйти из заключения, так как всех его местоблюстителей тоже сажали в тюрьму. А тут ещё на церковь наваливалось обновленчество и патриарху надо было спасать церковь. Судить его никто не имеет права.
Только в Вечности раскроится всё, как есть!

Хорошо Вы, Георгий, сказали: "А мы, плывущие на корабле, должны неослабно грести вёслами,
"чая воскресения мёртвых и жизни будущего века.
Аминь".

С уважением, В.Н.

Николай Стрельников   10.10.2011 13:33     Заявить о нарушении
СПАСИ ГОСПОДИ!

Георгий Асеев   10.10.2011 13:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.