Летопись Патриарха Тихона
Жить - БОГУ служить.
Каков строитель, такова и обитель.
Кто друг прямой, только брат родной
Путешествуя по просторам Малороссии и Новороссии осенью 2004 года (в пору предвыборной агитации за избрание Президента «незалежной и самостийной Украйны»), на ум приходили суждения наших предков, касающиеся этих областей, где и нынче справедливо звучали знакомые слова: «Земля наша богата и обильна, а порядку в ней нет».
Ещё в двенадцатом веке составитель начального летописного свода (по мнению историка В. О. Ключевского(1841 - 1911) им мог быть игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве Сильвестр) подчеркнул неразрывную связь Руси и Киева, включив в него повествование под заглавием: «Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити и откуда Русская земля стала есть».
Святитель Тихон (1865 - 1925), Патриарх Московский и всея Руси в 1918 году от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА – то есть через 678 лет после разорения Киева войском хана Батыя из-за обособленности удельных русских князей, непожелавших сплотиться воедино для борьбы с неприятелем; и через 264 года после решения о воссоединении Малороссии (Левобережная Украина и город Киев с окрестностями на правом берегу Днепра) с Россией на Переяславской Раде – вопиял в отчаянных посланиях к «обезумевшему народу»*:
• «Всё тело её (России) покрыто язвами и струпьями, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокажённого отпадают части её – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, скоро и от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя. Как сокрушён жезл силы, посох славы.
Великий между народами, князь над областями становится данником. Горько плачет он ночью, и слёзы его на ланитах его» (выдержка из послания «Россия в проказе» от 14 января по ст. cт. 1918 года).
• «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.
Властью, данной нам от БОГА, запрещаем вам приступать к ТАИНАМ ХРИСТОВЫМ, анафематствуем вас, если только вы носите ещё христианские имена и хотя бы по рождению своему принадлежите к Церкви Православной...
Зовём всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей» (выдержка из послания архипастырям, пастырям, всем верным чадам Православной Церкви Российской от 19 января по ст. ст. 1918 года).
• «Исстрадавшиеся сыны Родины нашей готовы даже малодушно кинуться в объятия врагов её, чтобы искать среди них и под их властью успокоения жизни общественной, прекращения её ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния!
Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения и раздоры, они только и стремились к тому (от автора: во все века и по сей день), чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество Русской земли...
Оставивши злобу и вражду взаимную, возлюбите кийждо ближнего своего: богатые, кормите и одевайте нищих, бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, «не ожесточайте сердец ваших» (Евр.3,8), не кляните жребия своего «и доволни будете оброки вашими» (Лк.3,14). Наипаче же «мир БОЖИЙ да водворяется в сердцах ваших» (Кол.3,15)» (выдержка из послания Российской Церкви по поводу междоусобной брани 1918 год).
• «Заключённый ныне мир (Брестский), по которому отторгаются от нас целые области, населённые православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестаёт быть городом державы Российской, мир отдающий наш народ и Русскую землю в тяжёлую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесёт великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые потери...
По воле ПАСТЫРЕНАЧАЛЬНИКА, ГЛАВЫ ЦЕРКВИ, ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА, поставленные на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской, святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Мы призываем совестью своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить пред всем миром, что Церковь не может благословить заключённый ныне от имени России позорный мир. Этот мир принуждённо подписанный от имени русского народа, не приведёт к братскому сожительству народов... В нём зародыш новых войн и зол для всего человечества. Может ли примириться русский народ со своим унижением? Может ли он забыть разлученных от него по крови и вере братьев...
Убеждайте всех усердно молиться ГОСПОДУ, да отвратит ОН праведный гнев СВОЙ, грех наших ради на ны движимый, да укрепит наш расслабленный дух и восставит нас от тяжкого уныния и крайнего падения.
И милосердный ГОСПОДЬ сжалится над грешной Русской землёй и помилует её ради святых угодников БОЖИИХ, наипаче же ЗАСТУПНИЦЫ усердной рода христианского, молитвами коих да снизойдёт на вас благословение БОЖИЕ. Аминь» (выдержка из послания архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской 18 марта 1918 года).
Самоотверженный призыв святого Патриарха Тихона пронёсся через десятилетия и отозвался в годину испытаний второй мировой войной – «дружная семья народов нашей страны» (состоящая тогда в значительной степени из поколений воспитанных царской Россией), как встарь, сплотилась, по-братски, с верою вокруг своего «вождя и отца всех народов», забыв про «несуразные» внутригосударственные (национально-автономные, краевые, областные, республиканские) границы, искусственно возникшие на просторах Российской империи; выстояла и победила, несмотря на огромные потери, благодаря верности многовековому, овеянному ратной славой народному девизу «За Веру, Царя и Отечество».
Победа в Великой Отечественной войне была обусловлена прежде всего силой православного имперского духа, господствующего в русском крестьянском самосознании (причём в те годы крестьянство составляло наибольшую часть населения страны). Современные «Иваны непомнящие родства и заветов старины глубокой» разделили нажитое потом и кровью «отеческое» (царское) наследие, поправ братский дух любви, единомыслия и уважения к «семейному старшинству». Стали, подобно евангельскому блудному сыну, «прожигать» нажитое предками общенациональное достояние.
Неужели совсем зачахло «славянское древо» – столетиями взращиваемое молитвами святых угодников, почивающих в православных монастырях: Киево-Печерском (там я приобщился СВЯТЫХ ТАИН рядом с богатырскими останками преподобного Ильи Муромца (1143 - 1188) и П. А. Столыпина(1862 - 1911)) и Свято-Успенском Почаевском (где надо было набраться духа – залезть в покрытую мраком неизвестности, крошечную пещерку преподобного игумена Иова Почаевского, скончавшегося в 1651 году)?
P.S. «СНЯТИЕ ПОРЧИ», НАНЕСЁННОЙ ТОТАЛИТАРНОЙ ДЕСПОТИЕЙ, С ДУШИ НАРОДА ОЗНАЧАЕТ СНЯТИЕ БЛАГОДАТЬЮ БОЖИЕЙ ПЕЧАТИ РАЗДЕЛЯЮЩЕГО БЕСПАМЯТСТВА С РАВНОДУШНЫХ СЕРДЕЦ И ПРИНЯТИЕ ИМИ ЛЮБОВНОГО УЧАСТИЯ В БОРЬБЕ ДОБРА СО ЗЛОМ.
2009
______
* cвятой царственный страстотерпец Николай Александрович Романов (1868 - 1918) в письме из Тобольска от 20 февраля по ст. cт. 1918 года к своей матери, вдовствующей Императрице, Марии Федоровне характеризовал происходящее тогда так: «Поистине иногда кажется, что сойдёшь с ума!»
Свидетельство о публикации №209100801199
Да, патриарх Тихон был вынужден выйти из заключения, так как всех его местоблюстителей тоже сажали в тюрьму. А тут ещё на церковь наваливалось обновленчество и патриарху надо было спасать церковь. Судить его никто не имеет права.
Только в Вечности раскроится всё, как есть!
Хорошо Вы, Георгий, сказали: "А мы, плывущие на корабле, должны неослабно грести вёслами,
"чая воскресения мёртвых и жизни будущего века.
Аминь".
С уважением, В.Н.
Николай Стрельников 10.10.2011 13:33 Заявить о нарушении