Отпуск для Смерти

 Бледная худышка в старомодных очках  с темно - русой  косой  и пепельной челочкой  в ужасе смотрела на монитор.
 На знакомое имя: « Всеволод».
 - Ириска! – закричал из соседней комнаты  Владимир Павлович…
 Конечно,  у девушки  было имя - очень обыкновенное. Ее звали  Ирина, но младший брат Игорь никак не мог  выговорить это слово правильно . К десяти годам он выучил  всего два слова :"Ириска" – что обозначало все , что есть в мире хорошего , и "Бу" – бу был плохой. Ириской он называл сестру. Бу  - папу.
 Ириска  понимала, что никакой  папа не бу  - она его жалела. И когда он орал на маму , что не знает, от кого жена родила  урода, и когда звал  Иру к себе и говорил : « Иди ко мне , моя  умница…». Дочь подходила к отцу, залазила на колени,   покорно ела приторно сладкие слипшиеся конфеты, пропахшие мазутом и бензином, и мучило Ирочку только одно – что она не может отдать их Игорю.
 - Не трать ни копейки на этого…! – кричал отец матери, и она плакала…
 - Отдай его куда хочешь, забери с глаз долой! – отец орал все громче. Вместе с ним начинал кричать Игорь  - от шума брат нервничал...
 Ирочке хотелось сбежать куда угодно, чтобы не видеть маму, которая дрожащим голосом повторяла :
 - Я кормлю его за свои деньги, я тоже зарабатываю… -  мама все  худела, худела , и становилась хрупкой и маленькой… почти такой же , как  Ирочка…
 Ночью Ира не спала. Она просто думала – что теперь будет? Игорь рос быстро, в свои десять он уже обогнал пятнадцатилетнюю  Ирочку на целую голову , и был все время голодным – как любой мальчик его возраста…
 Все решилось само собой. Зимой Ирочка заболела – простудилась в осенних сапожках.  Умненькую,  старательную, не по годам серьезную девочку ,  круглую отличницу,  пришла навестить  учительница из школы. Она  уставилась на Игоря,  как только вошла в комнату. Не помогло даже то , что брат не кричал, как обычно, тыкал гостье конфету и называл  « ириской».  Ирочка знала – Игорь  очень хотел  понравиться Анне Павловне.  Не ради себя  – для Ирочки… 
 Ира всегда понимала брата. Он просто жил в другом мире . Там  было только добро и зло – и ничего больше. Наверное, страшно жить в мире совсем без полутонов…
 Ирочка так задумалась, что не заметила , как ушла Анна Павловна. Она услышала , как учительница  выговаривает маме уже в прихожей :
 - Ваша дочь идет на золотую медаль – она гордость школы… А у ребенка нет нормальных условий для учебы, и вдобавок она должна жить рядом с этим … 
 - Так что мне – его убить? – высокий звенящий голос задрожал в ответ, и Ирочка сразу представила  маму… Как та  стоит в добела отмытой прихожей в своей старенькой заштопанной кофточке и сатиновой черной юбке,  судорожно  прижав руки к плоской груди, и глаза у мамы такие, что сразу видно – хочет заплакать, но не может …
 - Не приносите в жертву больному ребенку здорового! – сухо посоветовала  Анна Павловна и добавила, уже выходя:
 - Я  поставлю этот вопрос на учительском совете…
 Ирочка догнала Анну Павловну в конце переулка – мама упала в обморок.
 Тоненькая девочка в дешевом клетчатом пальтишке, в  осенних сапожках из тонкого дермантина и  смешной самодельной  шапке с ушками  стала  в снег прямо перед дородной учительницей  и сказала  спокойно :
 - Вы этого не сделаете.
 - Чего? – удивленно спросила Анна Павловна. Она , слегка прищурившись, удивленно рассматривала свою ученицу – куда подевалась примерная  отличница? Лицо Ирочки  странно изменилось в лунном свете – побледнело и стало измученным. Где – то рядом глухо  завыла собака, и Анна Павловна вдруг заметила, как по крыше соседнего дома быстро скользнула черная тень. Глаза Ириски сверкали, как изумруды…
 Перепуганной женщине  вдруг показалось, что это вовсе не Ира.
 - Вы ни слова никому не скажете про Игоря, - печально сказала девочка, - а то вам будет плохо, очень…
 Ирочка пошатнулась, опустила ресницы,  и по ним , как живые , скользнули  синие  сумерки.
 Учительница задрожала – ей стало невыносимо холодно.
 Анна Павловна  и представить себе не могла, как ей  дотронуться до Ириски, и беспомощно оглянулась.
 Когда девочка спустя минуту  открыла  глаза – на Анну Павловну снова смотрела примерная ученица девятого «А».
 - Я уроки учить не буду!  - шмыгнув носом, совсем по – детски добавила Ирочка  и быстро побежала обратно…
 Ей вслед долго смотрела объятая ужасом  учительница. Она ничего не сказала на учительском совете, но при первой же возможности перешла в другую школу – ближе к дому, как объяснила всем Анна Павловна почти искренне…
 А потом умер Игорь. Это случилось в конце зимы. Ириска давно   знала, что с мамой что – то не так. Женщина постоянно  молилась :
 - Господи, не забирай меня раньше моего мальчика…
 Даже отец притих – он тоже понял, что происходит что –то неладное. Он напивался все больше и приходил домой ночью. Мама почти не разговаривала, ничего не ела, и ей было так страшно – Ирочка это чувствовала…
 Дочь решилась однажды спросить:
 - Что с тобой, мамочка?
 Мать посмотрела на нее долгим взглядом… Его потом никогда не могла забыть  Ирочка.
 - Я для тебя плохая мать… Ты простишь  ?
 И все смотрела на дочь, даже когда у Ирочки закружилась голова от маминых глаз.
 -  Я люблю тебя , мамочка , - тихо шепнула девочка.
 В эту  ночь Ириска спала рядом с  Игорем. Она  беззвучно спросила брата,  хочет ли он остаться здесь  с ней , когда не станет мамы. Игорь ответил : «Нет» – так Ириска и думала.
 Девочка  поцеловала  уснувшего братика и поднялась на кровати.
 - Заберите Игоря … - позвала  Ира беззвучно .
 - Игорь не грешник – он маленький ! -  строго сказала сестра   сразу возникшим  невесть откуда  грозным  сияющим ангелам.
 - Он наш, - спокойно сказал  черный  ангел и протянул к Игорю руки.
 - Нет – их! – Ириска кивнула на светлого и почему – то  добавила :
 - Я отработаю…
 - Обещаешь? – черный  ангел потухшими, как прогоревшие угли , глазами скорбно смотрел на девочку.
 - Обещаю! – горестно  выдохнула  Ирочка…
 Игорь умер во сне – от разрыва сердца, так записали врачи после вскрытия.  Еще через две недели умерла мама –  неоперабельный рак …
 - Ты нас бросаешь? Бросаешь? – как ненормальный, кричал враз протрезвевший отец, бегая возле маминой кровати по комнате сутками напролет.
 - Ты всех  забросила ради урода - не только мужа, и дочь! -  отец тяжело присаживался на кухонный табурет, обхватив руками голову. – А  я – то  думал – он умрет, и мы заживем по – прежнему. Хорошо - как раньше…
 Мама не отвечала – она смотрела прозрачными глазами в потолок и видела  там здорового Игоря.
 Ей было не больно – так попросила  Ирочка.
 Ириска ушла из дома сразу после смерти мамы и устроилась работать в редакцию. Сначала корректором, а через год  начала составлять некрологи. Это случилось  как-то само собой  - прямо в редакции  от разрыва сердца вдруг умерла уборщица : тихая, скромная, одинокая  женщина. Расстроенный Ирочкин начальник попросил девушку написать пару слов  – и Ирочка написала…
 После этого все некрологи для газеты писала только Ириска. К ней приходили заказывать прощальные речи на похоронах и надгробные надписи -   Ирочка никогда не отказывалась. Она ничего не придумывала и не приукрашивала – но если человек прожил жизнь достойно, всех охватывала светлая грусть, а если нет – тяжелое сожаление…
 Некоторым это не нравилось, они пытались переделать некролог по - своему  -  но, в конце концов,  опять возвращались к Ирочке. Потому что, как объяснил потерявший в перестрелке друга бандит: « Пусть братан  хоть щас слышит правду…  »
 Мертвецам было  важно, что скажет про них Ириска – они лежали в своих гробах и прислушивались. Все равно , какими  были гробы – дорогими или дешевыми.
 Ирочка видела людей насквозь. Такими , какими они  были – но и такими , какими могли бы быть…Да, это совсем нелегко , но такая уж у нее работа.
 Люди к  Ириске  привыкли -  все шло само собой. Ни одни похороны в их маленьком городке не обходились без Ирочки. Папу  Ириска не навещала – у него давно была другая семья и здоровый сын, но дочь иногда  встречала его возле маминой  могилы на кладбище. Отец приходил туда в стельку пьяный каждый год в день маминой смерти. Сидел на могиле и бормотал :
 - Ты  меня предала ….
 С этим ничего не могла поделать даже Ирочка. Мертвых нужно прощать – на то они и мертвые.  Божий суд важнее человеческого: когда – то  это  поймет и отец.
 - Скорей бы! – печально  вздыхала Ирочка.
 Иногда Ириска  удивлялась – почему никто не замечает, что она никогда не берет отпуска?
 - Человеку нужен отпуск, – улыбаясь,  добавляла Ирочка. И все работала и работала…
 Этим летом помощник редактора ушел на пенсию, и в редакции появился новый сотрудник. Высокий, красивый, на год  старше Ирочки , он приехал из столицы на стажировку .
Войдя в комнату, юноша представился :
 - Всеволод!
 - Ириска, - с замиранием сердца ответила Ирочка. Всеволод долго смеялся, открывая в улыбке белоснежные зубы…Потом спросил:
 - Ты что – такая сладкая?
 - Такая липкая, - машинально ответила Ирочка.
 Сева взбудоражил  весь их маленький городок. В  его номер  в единственной в городе  гостинице табунами ходили девушки. Ириска наблюдала за этим молча. Она им не завидовала, потому что знала  - Сева свободен и ни в кого не влюблен. И эти девушки для него  ничего не значат. Ирочка слышала , как юноша однажды сказал  редактору :
 - Отказать в сексе красивой девушке – это глупость. Но  еще большая глупость – продолжать отношения…
 Расставался он с подружками быстро – обычно все ограничивалось одним–двумя свиданиями.  Ириска знала, как: Сева честно говорил, что ему нужен только секс, а секс любит разнообразие. Подруги плакали , сколько положено – и снова начинали смотреть на юношу кокетливо. Сева на это не реагировал. Зато сам стал посматривать  на Ирочку.
 Ириска даже не поняла, как все случилось -  Сева просто подошел к ней и спросил:
 - Ты что –  еще девушка?
 - Я – да,- с замиранием сердца ответила Ирочка. И нервно потерла между бровями, сердито шепнув третьему глазу:
 - Закройся!
 Если  Ириска хотела – она ничего не видела. Такой у них с ангелом был уговор.
 - Это ты мне? – удивился Сева. Ирочка не ответила…
 Сева стал провожать девушку до маленького домика, где она  жила  вдвоем с хромой бабой  Настей – та пустила Ирочку без денег, просто Ириска пообещала, что не бросит старуху до  самой смерти.
 - Знала бы ты, кто я … - про себя тогда подумала  Ирочка. После провожаний Всеволод оставался у них пить чай и всячески напрашивался на приглашение – но Ириска не приглашала, а баба Настя смотрела на него неодобрительно и бормотала:
 - Котяра мартовский ! Всех девок, бесстыжий, перепортил!  Хоть ты держись от него подальше, Ирочка…    
 Ириска держалась – сколько могла. А потом  все равно оказалась в его постели в гостинице…
 Натянув одеяло до подбородка, девушка молча смотрела на красивого голого Севу. Юноша мылся под краном, бормоча:
 - Ты аккуратней там … не измажь одеяло… и чего все с ума сходят по этим  девственницам? Холодные, как ледышки … да еще кровь…
 Он подошел к постели со стаканом воды :
 - Вот – держи таблетку…
 - Какую таблетку?  - с трудом отрываясь от подушки, пролепетала Ирочка.
 - Я гондон не надел  – ты же девушка … - нервно пояснил Всеволод. –  Пей таблетку и не выламывайся …
 Таблетку Ириска не выпила.
 - Очень глупо!  - невозмутимо пожал плечами юноша. – Я хочу спать.
 Он широко зевнул.
 - Отвернись …- вся сжимаясь под одеялом,  робко шепнула Ирочка.
 - Да  теперь – то чего прятать , господи! – сердито пожал плечами Всеволод , но нехотя отвернулся…
 Ирочка оделась за две минуты и побежала домой. Ей казалось, что весь город – все без исключения  будут теперь  над ней  смеяться и  тыкать в девушку пальцем.
 Ириска точно знала , что забеременела. Она не знала одного – как теперь быть. К ней снова пришел черный ангел. Скорбно сказал :
 - Я за ребенком…
 - Нет! –  отчаянно закричала Ирочка.
 - Ладно … - пожал тот плечами и тихо ушел.
 А на следующее утро на мониторе высветилось слово « Всеволод».
 Имя того,  кто завтра умрет.
 Кому Ириска будет писать следующий некролог – так решили ангелы.
 Но не Ирочка. Она с горящими глазами ворвалась к редактору и закричала :
 - Мне нужен отпуск!
 - Отпуск? – редактор удивился так, что чуть не упал со стула. – Но ты никогда не брала отпуска…
 -  А  теперь он мне нужен!- твердо сказала Ирочка. Девушка  не собиралась объяснять, что не вернется больше в редакцию .
 - Это что - из–за Всеволода? – вдруг участливо спросил Владимир Павлович. Он подошел  к Ирочке, ласково взял ее руки в свои. И сказал негромко :
 - Ну, он и сволочь...
 - Сева не сволочь. Просто не любит никого… - с трудом выговорила Ирочка. Она же понимала, какое  это горе - не любить никого. У человека должна быть любовь – он для этого создан. 
 -  Слушай, Ириска – наплюй ! Пусть лучше этот козел валит отсюда к чертовой матери ! – сердито закричал редактор, всегда спокойный и  подчеркнуто вежливый.
 - Не трогайте Севу… Вы лучше дайте мне отпуск! –  тихо, но настойчиво попросила Ирочка и огромными глазами глянула на начальника…
 - Да - да, конечно, – засуетился Владимир Павлович. Ирочке тут же оформили отпуск и выдали зарплату. Отпускные, правда , насчитали только за последний год – но тут уже ничего не мог поделать даже редактор.
 Он долго извинялся перед Ирочкой.
 - Ты же знаешь – мы не можем компенсировать неиспользованный отпуск…
 - Это ничего! – с жаром сказала Ирочка. – Вы только пообещайте мне, что никого не будете брать на мое место. Для меня это важно – пожалуйста !
 Она вцепилась в рукав Владимира Павловича и смотрела на него умоляюще.
 - Кроме  тебя, никого не возьмем, – твердо  сказал расчувствовавшийся  редактор .
 - А если возьмете – на любое другое место!  Только не на мое , –  снова и снова умоляла его  Ирочка.
 - Обещаю .
 Это было то, чего добивалась девушка  - Владимир Павлович всегда  держал  слово. Значит, Ирочка сделала все, что могла…
 Сразу после работы Ириска побежала к Всеволоду в гостиницу.
 - Лучше тебе уехать отсюда сегодня … и пожалуйста, больше не делай никаких глупостей! –  задыхаясь, попросила она Всеволода. – А иначе умрешь …
 - C чего это вдруг? – скептически процедил тот. Ирочка  быстро что-то нарисовала в воздухе пальцами…
 Картинка была до ужаса натуралистичной. Всеволод, насвистывая,  спокойно шел по дороге в гостиницу. Из – за кустов  к нему быстро  подскочила черная тень… Еще секунда – и юноша рухнул на землю. Из  левого бока фонтаном хлынула черная кровь. Луна осветила лицо  спокойно вытирающего нож об траву убийцы – это был  бывший парень его новой девушки.
 - Если  не сделаешь так, как я говорю – все будет правдой , - твердо сказала Ирочка.
 - Ты что – ведьма? – нервно  кусая губы,   спросил рассерженный Всеволод.
 - Нет …  -  Ирочка  виновато опустила глаза .-  Просто я знаю будущее…
 - Можешь его изменить? -   Сева испытывающе  глянул на девушку…
 - Не знаю… – Ириска растерянно  потерла переносицу. – Я никогда не пробовала …
 - А ты попробуй, –  выдохнул Всеволод и криво улыбнулся. – Пожалуйста!
 Он просительно заглянул ей в глаза, и за спиной юноши Ирочка увидела черного ангела.
 - Что можно сделать? – беззвучно спросила она вестника Смерти.
 - Ничего! – ангел смотрел на Севу . – Это все.
 -  А если он исправится – ради меня?  - Ириска непроизвольно зашевелила губами. Удивленный ее взглядом, юноша  быстро оглянулся и мрачно уставился на пустоту за своей спиной.
 - Что ты там видишь? – Всеволод невольно поежился.
 - Ничего, - хотела и не могла сказать Ирочка. Но она не умела врать…
 - Так что -  мне конец? -  Севино лицо странно изменилось , наконец,  утратив выражение снисходительного превосходства. Он быстро  шагнул к девушке  и судорожно прижал ее к себе .
 - Роди ребеночка… - жарко дыша ей в ухо, торопливо  зашептал юноша  и  поспешно сунул Ирочке в руки конверт с письмом.
 - Я тут моим про тебя написал, - смущенно признался Всеволод. – Просто никак не решался отправить …
 - И что же ты написал? – Ириска недоумевающе уставилась на конверт.
 - Правду!  - мрачно сказал Сева. – Что я переспал с невинной девушкой, и теперь она ждет ребенка. А я такая сволочь, что она не выйдет за меня замуж…       
 - Но ты же меня не любишь … - Ириска смотрела на него жалобно.
 - О , господи… – досадливо вздохнул  юноша и  жадно обнял Ирочку . - Лучше иди ко мне – прямо сейчас!
 И Сева стал целовать Ириску  на глазах у черного ангела.
 - Это в последний раз, – тоскливо подумала Ирочка. Девушку переполняла  нежность, такая невыносимая , что больше всего ей хотелось умереть вместе с ним. Она не могла этого пожелать  из –  за маленького, но ей так хотелось отдать любимому всю себя…
 - Отвернись! – беззвучно попросила девушка посланца преисподней  и закрыла глаза…
 Время тянулось бесконечно долго.
 Это была  целая жизнь, наполненная пронзительной  радостью,  и Ириска совсем не удивилась, когда Всеволод  тихо выдохнул:
 -  Люблю  тебя…
 -  И я тебя! – горячо ответила Ирочка и открыла глаза. За спиной Всеволода никого не было. Девушка потерла переносицу – опять и опять.
 - Я никого не вижу … - растерянно сказала она.
 - И я, - широко  улыбнулся Всеволод. – Не вижу никого, кроме тебя… 
 - Но как же… - робко сказала Ирочка, растерянно оглядываясь по сторонам.
 - Вот только не начинай! -  Сева досадливо махнул рукой. – Не нужно теперь  искать повод…
 - Повод? – ошеломленная Ирочка  широко открыла глаза.
 - Ну да, – сердито пояснил Всеволод. – Я  боялся к тебе подойти –  вдруг  пошлешь меня  к чертовой матери… а сама не окликнешь – зачем?
 - То есть как зачем? – пробормотала  совсем ничего не понимающая Ирочка.
 - Я решил, что тебе не понравилось … - Сева смущенно потер переносицу. – Не очень - то в первый раз у меня это здорово вышло… 
 Он виновато глянул на девушку.
 - Нну… - Ириска сморщила нос и плутовато  улыбнулась .
 - Я тут о многом подумал за это время , - обнимая ее за плечи,  Сева глубоко вздохнул , -  Осточертело гулять! В  общем, так – мы поженимся, и ты родишь мне  ребеночка…
 - Так ты … ничего не видел ?  Того, что я нарисовала? – потрясенно спросила Ирочка.   Сева отрицательно замотал головой и поцеловал девушку в носик .
 Ириска подозрительно уставилась в потолок. И спросила беззвучно:
 - Это что – хеппи – энд?               
 - Считай, что у меня отпуск! – шепнул кто – то невидимый  прямо ей в ухо .
 Ирочка засмеялась . Прижала к себе Всеволода.
 Теперь у нее  муж…  Ребенок…
 И отпуск.

/Иллюстрации : Рене Магритт, " Черная магия II" 1937 /


Рецензии
Отпуск от смерти - это очень большая и сильная любовь

Светлана Захарченко   22.05.2011 16:03     Заявить о нарушении
ну, да - точнее не скажешь)))

Татьяна Чечельницкая   23.05.2011 12:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.